О подготовке к практическим занятиям




Основы менеджмента

Вопросы для обсуждения на практических занятиях. 2021–2022

 

28 октября 2021. Семинар 1. Научные основы менеджмента

1. Понятие менеджмента. Смысл управления

2. Системный подход как методологическая основа современного менеджмента

3. Ситуационные теории менеджмента

4. Национальные модели менеджмента: американская, японская, русская, европейская

5. Принципы, функции и методы менеджмента

6. Мотивация как функция управления

7. Современные теории мотивации

Литература:

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. Москва: Гардарики, 2018 –528 с.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 511 с.

3. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – Москва: «Вильямс», 2011. – 272 с.

4. Истомин Е.П., Соколов А.Г. Управленческие решения. – Санкт-Петербург: Андреевский издательский дом, 2011. – 312 с.

5. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – Москва: Вильямс, 2016. – 665 с.

 

3 ноября 2021. Семинар 2. Организация и организационный процесс

1. Внутренняя среда организации и ее основные элементы

2. Внешняя среда организации и классификация ее факторов

3. Цели организации. Процесс целеполагания в организации

4. Миссия организации: назначение и содержание

5. Формальная и неформальная организация. Управление формальными и неформальными группами в организации

6. Процесс принятия управленческих решений

7. Организационная культура в организации

Литература:

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. Москва: Гардарики, 2018 –528 с.

2. Гапоненко А. Л., Савельева М. В. Теория управления. – Москва: Юрайт, 2019 – 336 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 511 с.

4. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – Москва: «Вильямс», 2011. – 272 с.

5. Истомин Е.П., Соколов А.Г. Управленческие решения. – Санкт-Петербург: Андреевский издательский дом, 2011. – 312 с.

6. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – Москва: Вильямс, 2016. – 665 с.

 

3 ноября 2021. Семинар 3. Профессиональная компетентность менеджера

1. Особенности деятельности менеджера

2. Показатели профессиональной компетенции менеджера организации социокультурной сферы

3. Доверие и контроль в организациях

4. Стратегии формирования команды в организации (методология И. Адизеса)

5. Специфика управления процессом коммуникации в государственных и коммерческих организациях

6. Слухи – каналы неформальной коммуникации в организации

7. Технологии формирования имиджа менеджера

8. Фирменный стиль учреждения

Литература:

1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. 8-е изд.– М.: Альбина Паблишер, 2016. – 264 с.

2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. Москва: Гардарики, 2018 –528 с.

3. Гапоненко А. Л., Савельева М. В. Теория управления. – Москва: Юрайт, 2019 – 336 с.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 511 с.

5. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – Москва: «Вильямс», 2011. – 272 с.

6. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2016. – 665 с.

7. Якокка Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. Минск: Попурри, 2018. – 448 с.

О подготовке к практическим занятиям

Семинарские занятия являются одним из основных видов учебной работы, предусмотренных в рамках дисциплины «Основы менеджмента социально-культурной деятельности». Сущность семинарских занятий заключается в том, чтобы, в результате предварительной работы преподавателя и студентов над отобранным материалом, в обстановке непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов, возникающей между ними дискуссии, а также обобщений преподавателя, решить задачи познавательного и воспитательного характера.

Именно на занятиях семинарского типа получает свое практическое завершение лекционная и внеаудиторная работа студентов. Материалы лекции являются основой для подготовки к семинарским занятиям.

Основной целью семинарских занятий является контроль усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. Семинарские занятия:

– стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине;

– закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с литературой;

– расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию.

Семинарские занятия формируют у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии, в том числе, оперируя специальной терминологией. Одной из главных целей проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами.

Обучающиеся должны добросовестно готовиться к семинарским занятиям, активно участвовать в обсуждении вопросов. В процессе изучения тем на занятиях могут возникать дискуссии по проблемным вопросам, которые позволяют основательнее усвоить предмет дисциплины. При подготовке к занятиям, обучающимся следует руководствоваться конспектом лекций и рекомендованной литературой.

Семинарские занятия в рамках дисциплины «Основы менеджмента социально-культурной деятельности» строятся на системе докладов, сопровождающихся презентацией с показом слайдов, подготовленных в среде MS PowerPoint, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. В то же время студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления.

На семинаре студент демонстрирует знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Задачами проведения семинарских занятий в рамках данной дисциплины выступают: формирование и развитие способностей к самостоятельному анализу современного социокультурного менеджмента, глубокой и целостной интерпретации и квалифицированной оценке литературы и обобщённого опыта по вопросам управления в сфере культуры. В круг задач семинарских занятий входит формирование и развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии. Одной из задач семинарских занятий в рамках данной учебной дисциплины является также формирование первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов. Таким образом, в рамках данной дисциплины семинарские занятия носят исследовательский характер, направлены на углубленную разработку частных случаев анализа управленческих ситуаций в социокультурной сфере.

Доклады, разрабатываемые студентами, представляют собой анализ современной литературы и обобщённой управленческой практики в сфере социокультурной деятельности. Важно помнить, что целью при подготовке доклада на семинарском занятии является проведение сравнительного анализа нескольких точек зрения на решение управленческих проблем и определение на основе синтеза идей направление развития социокультурного менеджмента.

Обязательным требованием к докладу на семинарском занятии является его сопровождение компьютерной презентацией. Содержание презентации должно включать название темы доклада, его план, реферативное изложение содержания доклада, основные выводы. Презентация может включать демонстрацию отдельных высказываний или примеров управленческой практики, свидетельствующих о тенденциях развития социокультурного менеджмента.

При оценке докладов наиболее существенными критериями глубина анализа проблемы, обоснованность и аргументированность изложения, подкрепление его примерами, самостоятельность и оригинальность выполненной работы, соблюдение регламента.

Следует также отметить некоторые формальные требования, которые предъявляются к докладам. Доклад должен иметь четкую структуру. Именно с целью выявления этой структуры всякое выступление на семинаре должно начинаться с изложения его плана. Изложение выводов, полученных студентом в результате анализа научных основ социокультурного менеджмента, должно соответствовать требованиям логики, быть последовательным и доказательным, аргументация – полной и непротиворечивой. Выступление должно исключать неоправданные отступления от темы. В то же время тема доклада должна быть раскрыта.

Необходимо обратить внимание на то, что анализ, являющийся содержанием выступления на семинарском занятии, должен быть выполнен студентом самостоятельно. Безусловно, использование различных источников – основной и дополнительно литературы по разделу учебной дисциплины, – не только допустимо, но и приветствуется. Все источники, которыми студент пользовался при подготовке доклада, должны быть указаны в конце выступления на семинарском занятии.

Важным критерием при оценке выступления студента на семинарском занятии является соблюдение регламента. Продолжительность выступления не может превышать 10–12 минут. Необходимо также помнить о грамотности, стилистической выдержанности речи выступающего, корректности использования специальных терминов. Использование бытовой лексики и слов-паразитов, тавтология, стилистические и грамматические ошибки, а также чтение текста доклада с листа снижают впечатление от выступления и не могут не сказаться на его оценке.

Таким образом, выступление-презентация – это публичная речь-представление самостоятельно созданного студентом продукта интеллектуальной / творческой деятельности. Выступление-презентация обучающегося должно представлять собой устное сообщение на определённую тему и излагаться в свободной форме. В процессе выступления можно использовать подготовленные заранее вспомогательные материалы.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения его темы и цели. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога – сообщение и воздействие. Выступающий может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким-либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении.

В процессе создания презентаций следует выделить три этапа:

первый этап – планирование презентации, в ходе которого необходимо определить ключевые вопросы, выносимые в презентацию; изучить и систематизировать материал, который предполагается использовать в презентации. На основе имеющейся информации и ее анализа следует выбрать тип будущей презентации и разработать максимально подробную т.н. «раскадровку» – схему презентации в виде последовательности кадров. Это позволит первоначально оценить логичность изложения материала и выявить пробелы в схеме. Созданная схема обрастает сценарием, в котором каждому кадру соответствует отобранный и проверенный материал;

второй этап – создание презентации, связанный с созданием текста презентации в виде общего текстового сценария; подбором специальных программных и вспомогательных средств для реализации сценария, а также представлением сценария в виде последовательности слайдов; также на данном этапе следует определить основную цель, задачи и выразительные средства презентации. На первом слайде презентации следует представить название темы выступления, указать фамилию автора (выступающего) и учебную группу. Последний слайд презентации должен содержать перечень использованных источников при подготовке к выступлению.

третий этап – проведение презентации. При проведении презентации особое внимание следует обратить на ограниченность времени, которого обычно не хватает для детального изложения всех аспектов работы. Способность соблюдать выделенный регламент является важным качеством докладчика, поэтому необходимо тщательно продумать, о чем и как именно говорить в докладе. Практикой учебных презентаций является предоставление времени на вопросы аудитории. Ответственность за соблюдение регламента при ответах на вопросы уже не лежит на докладчике. Это дает возможность так построить основной доклад, чтобы спровоцировать вопросы по тем аспектам, на которые не удается выделить время в докладе.

Эффективность презентации зависит не только от качественного материала, но и от ряда позиций, которые важно учитывать докладчикам при проведении презентации. К ним можно отнести следующие принципы и подходы:

- каждый слайд презентации должен соответствовать единому стилю, в котором выполнена вся работа. Следует избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация не должна преобладать над основной информацией (текст, рисунок). Для фона как правило выбирают более холодные тона (синий или зеленый). Допустимо ис­пользование отдельного фона для заглавных слайдов. Фон не должен быть ярким, бросающимся в глаза и не должен содержать выделяющихся элементов: все внимание аудитории должно быть привлечено к тексту или изображению, поэтому идеальный фон – ровный, окрашенный в бледный, ненасыщенный цвет. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;

- значимым фактором восприятия представленной на слайде информации выступает фон самого слайда, который не должен сливаться с текстом или изображением. Существуют два варианта выбора фона: светлый фон и темный текст, темный фон и светлый текст. Первый вариант предпочтительней, так как сочетание темного фона и светлого текста напрягает зрение и предъявляет особые требования к использованному шрифту (он должен быть «жирным», максимально простым, без лишних деталей). На светлом фоне неплохо будут смотреться тексты, выполненные в черном, темно-синем, темно-сером, темно-зеленом цвете. Для фона и текста слайда выбирают контрастные цвета. Хорошо смотрится светло-серая, светло-синяя, светло-зеленая гамма, можно использовать белый или бежевый цвета;

- текст презентации предполагает использование коротких предложения, минимизируется количество предлогов, наречий, прилагательных, заголовки должны привлекать внимание аудитории. Если слайд имеет более 8 строк, то необходимо исключить анимацию, т.к. глаза зрителя даже вопреки его воле все равно будут следить за движением, а не заниматься чтением и переработкой информации. Предпочтительно горизонтальное расположение информации на слайде, а наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней. Для выделения текста применяются такие средства как: рамки, границы, заливки, разные шрифты, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;

- в презентации целесообразно выделять размером шрифта отдельные элементы, на которые следует обратить внимание. Остальную часть следует показывать «в тени»; количество и размеры рисунков, иллюстраций должны органично связываться с содержанием текста. Мелкие заголовки и подписи должны быть исключены, т.к. их просто не видно: рисунки, иллюстрации должны соответствовать содержанию текста. Не стоит увлекаться юмористическими рисунками; слайд-фильм обязательно должен содержать в себе текст; рисунки могут играть сопровождающую или информационную роль. При сопровождающей роли рисунок должен занимать 1/8–1/4 часть поля слайда. Если рисунок помещается на слайд как объект изучения, то лучше его разместить на все поле. Будут видны мелкие детали, на которые в устной форме можно еще раз обратить внимание студентов;

- при показе презентации необходимо помнить, что слайд-фильм – это только сопровождение выступления. Длинные слайд-фильмы утомительны и не воспринимаются, какими бы красочным они не были.

* * *

Семинарское занятие как форма учебной работы предполагает не только выступление студентов с докладами, подготовленными заранее, но и развернутую беседу по каждому из выступлений. Именно поэтому участие в семинаре – это еще и участие в такой беседе, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на них, полемику, как с авторами докладов, так и с другими студентами, участвующими в семинарском занятии. Более того, можно сказать, что именно вопросы и ответы на них, а также свободная дискуссия по каждому из вопросов семинарского занятия и составляют его основное содержание.

Способность поставить вопрос, предложить свой вариант ответа, как и участие в дискуссии предполагают достаточно глубокую подготовленность по соответствующей теме. Именно поэтому подготовка к семинарскому занятию должна включать не только создание текста собственного выступления, но и знакомство с каждым из вопросов, выносимых на обсуждение на семинаре.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: