Рекомендации по обучению основным видам речевой деятельности на уроках английского языка




Для повышения уровня сформированности собственно иноязычной коммуникативной компетенции учащихся необходимо в организации учебного процесса обращать более пристальное внимание:

При обучении аудированию

- на всех ступенях обучения уделять внимание формированию аудитивных навыков обучающихся, использованию с этой целью системы подготовительных упражнений;

- развивать механизмы антиципирования и вероятностного прогнозирования как важнейших условий восприятия информации в процессе аудирования;

- задействовать школьную психологическую службу для развития всех видов памяти, внимания обучающихся;

- использовать в учебном процесс аутентичные тексты разных жанров;

- обучать школьников разным способам организации информации по ходу звучания текста, приучать работать во время 15-секундной паузы;

- обучать школьников использованию различных стратегий аудирования;

- целенаправленно обучать различным видам аудирования.

Для аудирования с извлечением основной информации предусмотреть развитие следующих умений:

- отделять новое от известного;

- отделять существенное от несущественного;

- закреплять в памяти наиболее важные сведения;

- определять тему и коммуникативное намерение говорящего;

- излагать основные факты;

- отвечать на вопросы по основному содержанию;

- составлять план прослушанного, резюме и аннотацию.

 

Для извлечения детальной информации из текста развивать следующие умения:

- выявлять важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры;

- выявлять конкретные данные: даты, числа, имена собственные, географические названия.

 

Для полного и точного понимания прослушанного формировать и развивать умения

- отделять главную информацию от второстепенной;

- выявлять наиболее значимые факты;

- определять свое отношение к ним;

- извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию;

- пересказывать текст с подробным изложением содержания;

- отвечать на вопросы ко всем фактам;

- составлять подробный план.

Рекомендуемые технологии обучения аудированию:

Технология «Do you hear what I hear?», (Ф. Силвер), метод интерактивного аудирования, новые информационные технологии, интерактивное учебное видео (Е.Н. Соловова).

При обучении чтению

- знакомить учащихся с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет;

- уделить внимание заданиям на полное понимание прочитанного, предлагая при этом тексты с неявно выраженной информацией;

- обучать различным видам и стратегиям чтения.

Для чтения с извлечением основной информации развивать следующие умения:

– определять структуру и коммуникативную направленность целого текста и его частей, функции абзацев;

– определять тему, выделять основную мысль;

– выбирать основные факты из текста, опуская второстепенные;

– прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;

– выделять в тексте смысловые вехи и опоры;

– догадываться о значении ключевых слов и обходить незнакомые слова, не препятствующие пониманию основного содержания.

 

Для чтения с извлечением полной информации обратить внимание на развитие комплекса общих и специальных умений.

1. Общие умения:

– рецептивно владеть значительным по объему лексико-грамматическим материалом;

– отделять главное от второстепенного;

– догадываться о значении слов по словообразовательным элементам;

– догадываться о значении слов по контексту.

2. Специальные умения:

– выборочно анализировать текст;

– точно понимать текст на уровне значения и смысла;

– работать со словарем.

Рекомендуемые технологии обучения чтению:

Технология развития критического мышления, технологии «Reading for meaning», «Window notes», «Circle of knowledge» (Р. Стронг), метод ключевых слов (А. Штерн), построение ментальной модели прочитанного (П. Джонсон), метод денотативного анализа иноязычного текста (А. Новиков), приемы и методы современной словарной педагогики.

При обучении лексике и грамматике

- в практике преподавания использовать комбинированный подход к обучению грамматическому аспекту языка (комбинация функциональной и аналитической грамматики);

- предлагать учащимся большое количество тренировочных упражнений;

- усилить интегральную связь грамматики с основными видами речевой деятельности, т.е. фокусироваться на грамматике при обучении аудированию, чтению, письменной и устной речи;

- при организации учебного процесса обязательно планировать уроки формирования и развития грамматических навыков по каждой изучаемой теме;

- учить учащихся вдумываться в смысл предложения, определять пропущенную часть речи, прежде чем заполнять пропуск;

- обращать внимание учащихся на то, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, а не повторять слова, данные в предложении;

- добиваться от учащихся неукоснительного следования инструкции к заданию. Подводить их к пониманию того, что, если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом;

- при обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0 баллов.

Рекомендуемые технологии обучения лексико-грамматическому аспекту речи:

Технология использования музыкального материала для формирования активного словаря обучающихся (Ю. Комарова, Л. Бирюлина), элементы ритмопедии, технология обучения грамматике на основе прагматического (С. Фурина), системного (И. Иванов), контрастивного (В. Ярцева) подходов, методики обучения грамматике Е.И. Пассова, С. Торнбери и др.

При обучении письму и письменной речи

- автоматизировать навык проектирования эссе;

- обучать видам аргументации в письменном произведении;

- обучать форматированию письменных работ;

- приучать анализировать написанное;

- знакомить учащихся с разными видами заданий по письму с тем, чтобы сформировать представление об особенностях каждого вида;

- тренировать учащихся в написании письменных высказываний разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании;

- оценивать письменные работы в соответствии со шкалами оценивания, а не на основании интуитивной оценки;

Рекомендуемые технологии обучения письму и письменной речи:

Технология обучения письму и письменной речи (А. Реймс, В. Эванс), технология планирования и проектирования сочинений и эссе на иностранном языке (О. Акимова), технология «Compare and contrast», «Decision making» (М. Перини).

 

При обучении говорению

- необходимо развивать умение четко выполнять свою коммуникативную задачу, научить функционально пользоваться языком при общении с собеседником и правильно выбирать грамматический и лексический материал для оформления устной речи, заранее продумывать свое высказывание в соответствие с заданием, соблюдать структуру устного высказывания и логические связи текста;

- учителям АЯ обращать больше внимания на выполнение заданий интерактивного характера, что способствует развитию у обучащихся инициативы и самостоятельности, добиваться от учеников обоснованности ответов, что способствует решению коммуникативной задачи.

Рекомендуемые технологии обучения говорению:

Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению (Пассов Е.И.), технология обучения иноязычной речи на основе комплексного подхода (М. Бигейт), технология обучения иноязычному монологическому высказыванию на основе опорных конспектов (Т. Сигал).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: