Глава 1. При головной боли.




«...Когда болит голова, самое полезное — намазать ее соком цикория с розовым маслом и уксусом, приложить ко лбу базилик с розовым или миртовым маслом или с уксусом... Пшеничную муку самого тонкого помола, смешанную с яичным белком и посыпанную небольшим количеством белой соли, нужно намазать на лоб и привязать сверху завязкой от обуви... на виски кладут вареный чеснок...

... К разбитой голове прикладывается паутина с маслом и уксусом и не снимается до тех пор, пока не заживет рана. Излечивает вода, которую пил бык или осел, если ее выпить три раза».

Глава 33. Против ядов.

«Врачи хвалят митридатово противоядие, приводят различные составы его и требуют огромные деньги за передачу ценных, вследствие их редкости, лекарств. В самом деле, они отвешивают по одному фунту этого лекарства за двадцать сестерций и обманывают доверчивость несчастных, убеждая их купить то, что вредно. Ведь одни средства вредят желудку, другие делают тяжелой голову, третьи приносят бледность лицу и худобу телу. Итак, часто случается, что те, кто пользуется их противоядиями, умирают в более тяжелых муках, чем если бы они выпили яд...

Есть электр — золото, в котором находится пятая часть серебра. Тот, кто пользуется для питья сосудом из электра, избежит отравления; ведь в электре разбегаются в разные стороны с огненным треском дуги, похожие на небесные, и, таким образом, яд обнаруживается двойным путем...»

Исторические параллели:

Плиний упоминает о «дугах с огненным треском». Так римляне называли электрические разряды. Их применение для лечения болезней началось еще у греков. Головную боль лечили с помощью электрического ската. Римские врачи прикладывали к голове пациента, страдающего мигренью, ската или торпедо — морскую рыбу, обладающую свойством испускать электрические разряды. Таким способом, например, лечили от мигрени императора Коммода. Иногда пациентов опускали в бочку, где плавал скат.

Однако в представлении римлян не было связи между наблюдаемыми «дугами, похожими на небесные» и такими методами лечения. Они полагали, что рыба просто хлещет человека хвостом столь молниеносно, что рассмотреть это движение невозможно. Именно эти удары, согласно представлениям римлян, исцеляли страдающих подагрой, мигренью и психическими заболеваниями. Врач римского императора Нерона лечил его от ревматизма электрическим массажем и электрическими ваннами следующим образом. Больной садился в деревянную бочку, наполненную водой. После этого в бочку запускали рыбу, способную испускать электрические разряды.

О том, что хвост рыбы при «ударе» не прикасался к телу человека, и природа «удара» была не механической, а электрической, стало известно лишь во второй половине XVIII столетия. Впрочем, уже античные авторы писали о необычных явлениях, объяснения которым не находили. Способен ли медлительный скат наносить молниеносные удары, или ткани его тела содержат какой-то особый яд? Этим вопросом задается римский врач II в. и отвечает на него так: «Гнюс (электрический скат) владеет опасным ядом, от природы он слаб и так медлителен, что кажется, будто он может только ползать. С каждой стороны у него есть ткань, которая всякого, кого она коснется, тотчас лишает силы, замораживает его кровь и парализует конечности». Его коллега упоминает о том, что рука чувствует толчки даже в том случае, если на нее проливают воду из сосуда, в котором находится гнюс. Плиний, подозревая, что речь идет о таком явлении, которое до сих пор не получило объяснения, так пишет в XXXII книге «Естественной истории»: «Гнюс парализует самую сильную руку далее издали, если только до него дотронуться копьем. Из этого ясно видно, что существуют невидимые силы».

Науке понадобилось более полутора тысяч лет для того, чтобы понять: человеческое тело, подобно копью, может быть проводником этих «невидимых сил». Таким образом, современная электротерапия — метод лечения с помощью электрических разрядов, берет начало в античной медицине, хотя и получила объяснение только в Новое время. А природа возникновения электрических сил, как и магнитных, до сих пор не разгадана до конца.

Сведения, приведенные в «Естественной истории», большей частью были основаны не на собственных наблюдениях, а заимствованы из множества трудов античных писателей. В числе этих сведений встречаются и совершенно фантастические, которые Плиний иногда сопровождает замечанием «пусть кто хочет верит» (лат. «si libeat credere»). Упомянем некоторые из них, имеющие отношение к медицине. Плиний утверждает, что кровопусканию люди научились у гиппопотама, который, почувствовав в себе тяжесть, выходит из Нила, открывает себе вену терновником и выпускает кровь, а затем останавливает ее лимоном. В VII книге «Естественной истории» собраны сведения о различных уродах и чудовищах. Упоминаются обитатели дальних стран — человеческие существа без глаз, без рта, люди с собачьими головами, способные не говорить, а только лаять, а также племена одноногих людей или с ногами, вывернутыми пятками вперед. «Природа творит уродов, чтобы поразить нас и развлечь себя», — писал Плиний.

Исторические параллели:

Тератология (от греч. «teras» («teratos») — чудовище, урод) — раздел медицины, изучающий аномалии, пороки развития и уродства человека, берет начало в античности. Ее истоки можно найти в сочинениях Аристотеля. «Путь к рождению уродов, — писал он, — природа подготовляет рождением детей, не схожих с родителями из-за незаконченности развития». При этом нормальное развитие он ставил в зависимость не только от окружающих условий, но и от наследственности и возраста родителей, связав таким образом проблему уродства с эмбриологией.

В сочинениях эпохи средневековья необычный вид часто приписывали жителям Индии, которая считалась наиболее «чудесной» из стран Востока. Именно ее в первую очередь описывали хроники завоевательных походов Александра Великого — самого популярного античного героя эпохи средневековья.

В эпоху Возрождения медицинские и зоологические трактаты в изобилии содержали изображения уродов и чудовищ. Португальские мореплаватели помнили о приказе: «Беречься козней тварей с человеческой головой и рыбьим хвостом. Они плавают с луками и стрелами и едят людей». Великий хирург XVI в. А.Паре был автором «Трактата об уродах и чудовищах».

Серьезное внимание проблеме уродства уделяли врачи и биологи XVIII-XIXв. В России изучению аномалий развития способствовала организация кунсткамеры Петром I. По его указу 1718 г. сюда доставляли из России и стран Западной Европы различных уродов.

Панотии (греч. «болыиеухие») — обитатели Индии. Скульптура на портале церкви. XIII в.

«Естественная история» Плиния до Нового времени была важнейшим источником знакомства с естественнонаучными предметами. Ж.Бюффон (1707-1788) ' назвал «Естественной историей» I свой знаменитый труд в 36 томах. Вот как он отзывался о своем великом предшественнике: «Его сочинения охватывают не только животных, растения и минералы, но также географию и астрономию, медицину, историю торговли и искусств, словом — все науки. Поразительна осведомленность Плиния во всех областях. Возвышенность, мысли и красота выражения соединяются у него с глубокой ученостью». Спустя столетие после смерти Плиния были написаны труды Галена, итог развития римской медицины. Если «Естественная история» была популярной энциклопедией, то сочинения Галена относились к совершенно другому жанру. Их значение оценили не столько его современники, сколько потомки, почитавшие Галена наравне с Гиппократом. Соединение философского основания в медицине Галена с развитием опытного метода исследования послужило причиной того, что именно этого врача традиционно называют «последним натурфилософом античного мира».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: