Религия и духовная общность




Теории происхождения терского казачества

Многовековой истории Терского казачьего войска было посвящено немало исследований и в дореволюционной, и в советской научной среде.
В большинстве своём эти исторические труды свидетельствовали о военной жизни казачества, участии его в тех, или иных процессах государственной политики.

В вопросе происхождения казачества существуют различные мнения.
Теории происхождения терского казачества делятся, условно, на «автохтонную» и «миграционную» части, при этом вторая теория подразделяется на «золотоордынскую», «донскую», «рязанскую» и «новгородскую».
Очень смело высказался об автохтонности терского казачества на территории Восточного Предкавказья Л.Н.Гумилёв. Он выводит преемственность терских казаков от православного населения хазарского города Семендер, располагавшегося, по его мнению, в районе нынешней станицы Шелковской.
«Золотоордынская» теория нашла своё отражение в работе А.А.Гордеева «История казаков», первая часть которой называется «Золотая орда и зарождение казачества». Автор называет предками казаков хакасов и киргиз-кайсаков, которые в качестве подвластных монголам народов формировали легкую конницу, и при покорении Киевской Руси слились с существовавшими здесь ранее в качестве вассалов русских князей черными клобуками. По этой теории лёгкая конница была расселена монголами в качестве пограничной стражи в степях Придонья и Предкавказья.
«Донскую» теорию в 1778 году изложил А.И. Ригельман; в дальнейшем она была поддержана некоторыми другими историками, в частности, для того, что бы ещё раз подчеркнуть старшинство Всевеликого войска Донского по отношению к другим казачьим войскам.
До 1917 года «рязанская» теория являлась наиболее распространённой и имеющей официальный общепринятый статус. В наше время она так же изложена на страницах учебного пособия, разработанного преподавателями Ростовского Государственного Университета и рекомендованного к изучению в казачьих учебных заведениях.
Подтверждение «новгородской» теории очень убедительно обосновала Н.Н.Великая, опираясь, в первую очередь, на фольклорный материал гребенского казачества и выводя «историческую память» гребенцов до эпохи конца XV века.

Наиболее обоснованной считается последняя теория.

Возникновение казачьих поселений

О происхождении первых казачьих поселений на Тереке не утихают споры, однако, существует несколько основных точек зрения на этот вопрос.

В. А. Потто, И. Д. Попко, М. А. Караулов считают, что первыми поселенцами на Тереке были новгородские ушкуйники и рязанские казаки. В 14 веке они через Каспийское море проникали в устье Терека и поднимались вверх. Женились они на женщинах местных народов и селились у «гребней», при впадении Аргуна в Сунжу.

Историки В. Н. Татищев, А. И. Дебу, А. Ригельман считают, что казаки пришли на Терек во второй половине 16 века с Дона и Волги, после взятия русскими Казани и Астрахани.

Устроившись на новых местах, казаки быстро освоились с соседями.

В 1861 году казачьи войска, находящиеся на территории Терской области получили название «Терское казачье войско».

С 1 июня 1888 года Терская область была разделена на 3 отдела: Пятигорский, Кизлярский и Сунженский и 4 округа: Владикавказский, Хасавюртовский, Нальчикский и Грозненский. Во главе Терской области стоял начальник области и наказной атаман Терского казачьего войска.

На 1 января 1915 года на территории Терской области проживало 255068 душ обоего пола, приписанных к казачьему сословью.

Материальная культура

Специфический быт казаков-первопоселенцев на Тереке, условия, в которых проходило заселение края, отразилось и на форме их поселений. Традиционное жилище первопоселенцев на Тереке формировалось под влиянием нескольких факторов: экономического, исторического, этнического.

Земляные жилища строились, как правило, на зиму в зимних казачьих лагерях-станицах. Летом или во время летних передвижений казаки ставили временное жилище – шалаш. Шалаш – двускатный, конический, прямоугольный.

Наиболее распространенной формой жилища терцев были землянки. Их строили на ровном, сухом, возвышенном месте.

В конце 16 века появляются деревянные рубленные «государевы крепостцы» - с традиционной русской городской планировкой: храм, торговые ряды, дворы, слободы и т. п. Это уже является признаком прочной и длительной оседлости.

Во все времена турлучные постройки имели на Тереке самое широкое распространение. У зажиточных казаков помимо срубного имелся еще и турлучный дом. А если семья была слишком большая, то во дворе стояли 2-3 турлучных дома.

Не менее широко были распространены постройки из саманного кирпича.

К концу 19 века на Тереке вместе с переселенцами появляются новые способы строительства.

До конца 19 века на Тереке еще сохранялись жилища без фундамента, без подклета, с глиняным полом.

Одежда.

Горцы Северного Кавказа оказали определенное влияние на материальную культуру терского казачества, в том числе и на одежду.

Бельевая, или нательная, одежда, рубаха и штаны шились из отбеленного холста – наиболее прочного материала. Бешмет (надевали на рубаху) шили из разнообразных покупных тканей ярких цветов – красного, синего, длиной ниже бедер, с выкроенной спиной, с расширяющимися книзу клиньями по бокам, застегивался бешмет спереди крючками, воротник высокий, стоячий, длинный узкий рукав заканчивался манжетом, облегающим руку. Зимний бешмет был стеганым, а летний – подкладке. На бешмет одевалась черкеска. Она шилась ниже колен, с низким вырезом на груди.

В состав формы одежды входила бурка. Шилась она в виде длинной и широкой накидки из толстого домашнего сукна с застежкой или завязкой у горла.

Зимней одеждой служили длинные прямоспинные шубы (кожухи). Головной убор – шапку-папаху шили из овчины, реже – из каракуля. В 19 веке они были высокими, с суконным верхом и кантом по цвету полка.

Религия и духовная общность

Духовную основу терского казачества, безусловно, составляла религия. Именно она явилась сплачивающим и объединяющим фактором в терской казачьей общине. Пёстрое по своему этническому составу терское казачество было не однородно и в религиозном плане. Первые поселенцы – Терско-Гребенские казаки принадлежали к староверам и согласно духовному регламенту от 1721 года на них возлагались определённые ограничения. Казаки неоднократно жаловались, что пользуясь этим «регламентом», военные чиновники и офицеры притесняли казаков–староверов и чинили им «великие обиды». По данным «Терского календаря» 23 выпуска, к 1 января 1913 года население города Владикавказа составляло 77771 человек. Из них православных 73%, старообрядцев и сектантов – 8,5%, на мусульман и иудеев приходилось соответственно 8% и 1,5%. Около 9% были представители других вероисповеданий.

На всём крестном пути казака сопровождала церковь. Для казака церковь – это не только культовое сооружение, организующее пространство и являющееся центром поселения. В казачьем отношении к вере, к сбережению «Бога в душе» проявлялся народный характер, самобытность казачества, отстаивавшего право свободного выбора, во что верить и как верить. В целом же для казачества религия выступала своеобразным духовным и нравственным мерилом в повседневной жизни. Искренне веря в Бога, казаки терпимо относились ко многим религиям, так как в терско-гребенских станицах представители неправославных конфессий появились давно. Ещё в процессе формирования казачества на Тереке целыми группами входили пассионарии многих этносов, живших по соседству или волею судьбы попавших в Терские края. Так, в среде казачества были и горцы–магометане и калмыки–буддисты. Всего же в терское казачество до 40 этносов, представлявших различные конфессии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: