ПРОГРАММА «НЕЛИНЕЙНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель | приобретение слушателями актуальных дополнительных знаний по оказанию консультативной психологической и психотерапевтической помощи в сфере охраны психического здоровья профилактика профессионального эмоционального выгорания. |
Категория слушателей | Специалисты в сфере охраны психического и соматического здоровья: 1. Психотерапевты, 2. Психиатры, 3. Неврологи, 4. Клинические психологи, 5. Психологи-консультанты, 6. Психологи-педагоги, 7. Группы смешанного состава. |
Сроки проведения подготовки | 12 трехдневных циклов – 36дней |
Форма подготовки | Без отрыва от производства |
Режим занятий | 8 часов |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Категория слушателей | ||||||
Всего часов | ||||||||
I. | НАЧАЛЬНАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА | |||||||
1. | Начальная когнитивная школа -1 | |||||||
1.1 | Социально-когнитивная теория. Биологические факторы в процессах научения. Человеческие способности. Человеческая агентность и взаимный детерминизм. Триадический взаимный детерминизм. | - | - | |||||
1.1.1 | Научение через наблюдение. | - | - | |||||
1.1.2 | Моделирование мыслительных процессов. | - | - | |||||
1.1.3 | Научение в действии. | - | - | |||||
1.1.4 | Регулирующие побудительные системы. | - | - | |||||
1.1.5 | Самоэффективность и цели. | - | - | |||||
1.1.6 | Моделирование через участие. | - | - | |||||
1.2 | Основополагающие тезисы когнитивного консультирования. | |||||||
1.2.1 | Дисфункциональные схемы и убеждения. Систематическое совершение когнитивных ошибок. Автоматические мысли. | |||||||
1.2.2 | Эволюционные и генетические факторы когнитивной уязвимости. Гипервалентный образ действий. Принципы когнитивного консультирования. | |||||||
1.2.3 | Основные положения теории А.Бека. | |||||||
1.2.4 | Активизация когнитивных схем и симптомов психиатрических и других расстройств. | |||||||
1.3 | Когнитивный фокусинг. Определение проблемы и концептуализация в терминах когнитивной терапии. | |||||||
1.3.1 | Способность изменять гипервалентный образ действий. Реальность дисфункциональных интерпретаций. | |||||||
1.3.2 | Активизация уязвимости. Понятие когнитивного сдвига. | |||||||
1.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | |||||||
2. | Начальная когнитивная школа -2 | - | ||||||
2.1 | Формирование когнитивного стиля консультирования. Когнитивные профили. | - | ||||||
2.2 | Предотвращение саботажа клиента. | - | ||||||
2.2.1 | Причины неадекватности. | - | ||||||
2.2.2 | Типы саботажа и техники его преодоления | - | ||||||
2.3 | Завершение консультирования и предотвращение рецидивов. | - | ||||||
2.3.1 | Снижение тревоги перед завершением терапии | - | ||||||
2.3.2 | Виды когнитивной самотерапии и самопомощи | - | ||||||
2.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | - |
II. | СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА | |||||||
3. | Средняя когнитивная школа -1 | - | - | - | ||||
3.1 | Концептуальное формирующее психообразование. | - | - | - | ||||
3.1.1 | Обучение формуле АВС. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции. | - | - | - | ||||
3.1.2 | Группы убеждений. | - | - | - | ||||
3.1.3 | Непатологическое мышление. Описание собственного понятийного мира. | - | - | - | ||||
3.1.4 | Виды когниций: Ожидания; Самоэффективность; Я-концепция; Внимание; Избирательность памяти; Атрибуция; Оценки; Самоинструктирование; Скрытое знание; Объяснительный стиль | - | - | - | ||||
3.1.5 | Контрольный список ключевых компонентов когнитивной терапии. | - | - | - | ||||
3.2 | Идентификация и изменение подспудных убеждений; | - | - | - | ||||
3.2.1 | Когнитивные модели. | - | - | - | ||||
3.2.2 | Когнитивные карты. | - | - | - | ||||
3.2.3 | Диаграмма когнитивной концептуализации. | - | - | - | ||||
3.3 | Психотерапевтический меморандум. Суть, принципы и особенности когнитивной терапии. | - | - | - | ||||
3.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | - | - | - | ||||
4. | Средняя когнитивная школа -2 | |||||||
4.1 | Техники опровержения: жесткие. | |||||||
4.1.1 | Контратака; | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
4.1.2 | Контрутверждения; | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
4.1.3 | Диспут и оспаривание; | |||||||
4.1.4 | Форсирование выбора; | - | ||||||
4.1.5 | Создание диссонанса; | - | ||||||
4.1.6 | Когнитивное наводнение; | |||||||
4.1.7 | Когнитивное обусловливание отвращения и отстранения; Скрытое избегание. | - | ||||||
4.2 | Техники опровержения: мягкие. | 5.5 | ||||||
4.2.1 | Оспаривание в состоянии релаксации; | |||||||
4.2.2 | «Антикатастрофицирующая» практика; | |||||||
4.2.3 | Преодолевающие утверждения; | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
4.2.4 | Скрытое угасание; Скрытое подкрепление; | |||||||
4.2.5 | Использование состояний измененного сознания и пониженной мозговой активности. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | 0,5 |
4.3 | Техники опровержения: объективные. | |||||||
Альтернативная интерпретация | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Рациональные убеждения | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Утилитарные доводы | ||||||||
Логический анализ | ||||||||
4.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | |||||||
5. | Средняя когнитивная школа -3 | |||||||
5.1 | Гипервалентные и доминирующие стратегии. | |||||||
5.1.1 | Избегающая. Зависимая. Гистрионная. Параноидная. Пассивно-агрессивная. Антисоциальная. Шизоидная. Обсессивно-компульсивная. Нарциссическая. | х | х | х | х | х | х | х |
5.2 | Дифференциальная диагностика доминирующих стратегий. | |||||||
5.3 | Основы когнитивной реконструкции доминирующих стратегий. | |||||||
5.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | |||||||
III. | ВЫСШАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА | - | - | - | ||||
6. | Высшая когнитивная школа-1 | - | - | - | ||||
6.1 | Теория личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма. | - | - | - | ||||
6.2 | Терапия фиксированной роли. | - | - | - | ||||
6.3 | Базовый перцептивный сдвиг | - | - | - | ||||
6.4 | Понятия и вопросы эволюционной эпистемологии. | - | - | - | ||||
6.5 | Теория и практика аргументации | - | - | - | ||||
6.6 | Логическая прагматика и лингвистическая риторика | - | - | - | ||||
6.7 | Квалификационные эксперименты | - | - | - | ||||
6.8 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков | - | - | - | ||||
7. | Высшая когнитивная школа -2 | - | - | - | ||||
7.1 | Персонификация консультативного стиля | - | - | - | ||||
7.2 | Профессиональные поединки | - | - | - | ||||
7.3 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме. | - | - | - | ||||
IV. | НЕЛИНЕЙНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ | - | - | - | ||||
8. | Практика аргументации | - | - | - | ||||
8.1. | «Терапевтическая логика» | - | - | - | ||||
8.2. | «Направляющая риторика» | - | - | - | ||||
8.3. | «Сократический диалог» | - | - | - | ||||
8.4 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме. | - | - | - | ||||
9. | Нелинейная когнитивная терапия-1 | - | - | - | ||||
9.1 | «Диалектика внутреннего диалога» | - | - | - | ||||
9.2 | Практикум-1 по нелинейной психотерапии | - | - | - | ||||
10.3 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме. | - | - | - | ||||
10. | Нелинейная когнитивная терапия-2 | - | - | - | ||||
10.1 | «Архитектура суждений» | - | - | - | ||||
10.2 | Практикум-2 по нелинейной психотерапии | - | - | - | ||||
10.3 | Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме. | - | - | - | ||||
V. | ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ | |||||||
11. | Групповая когнитивная терапия | |||||||
12. | Супервизионный мультиконтур | - | - | - | ||||
Итого: 288/ 112/ 112/ 288/ 288/ 104/ 288 |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Темы 1.1-2.4
«НАЧАЛЬНАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА»
Социально-когнитивная теория. Биологические факторы в процессах научения. Человеческие способности. Человеческая агентность и взаимный детерминизм. Триадический взаимный детерминизм.
Научение через наблюдение. Функции. Моделирование. Основные процессы: проявление внимания, сохранение, продуцирование, мотивация.
Моделирование мыслительных процессов. Когнитивная обработка информации в ходе моделирования. Роль подкрепления.
Научение в действии. Функции последствий реакции. Эффективность научения в действии. Прогнозирующее знание и предвидение. Практический, символический и опосредованный источники получения информации.
Регулирующие побудительные системы. Внешние мотиваторы. Мотиваторы опосредования. Наблюдение вознагражденного и наказанного поведения. Способы сдерживания нежелательного поведения. Мотиваторы саморегуляции. Самонаблюдение, оценочный процесс, самореагирование.
Самоэффективность и цели. Определение. Функция и результаты самоэффективности. Достижение в действии. Опосредованный опыт. Вербальное убеждение. Три способа влияния физиологического и эмоционального состояния на веру в эффективность. Функции целей.
Моделирование через участие. Выполнение в естественных условиях. Неоднократность, индуцирование реакции, поддержка исполнения, самоуправляемое исполнение.
Основополагающие тезисы когнитивного консультирования. Дисфункциональные схемы и убеждения. Систематическое совершение когнитивных ошибок. Автоматические мысли. Эволюционные и генетические факторы когнитивной уязвимости. Гипервалентный образ действий. Принципы когнитивного консультирования.
Основные положения теории А.Бека. первичный и более высокий уровень когнитивной обработки. Обработка информации и схемы. Когнитивные ошибки при обработке информации.
Гипотеза непрерывности. Отношение когниции к эмоции. Эволюционные истоки когниций и поведения.
Активизация когнитивных схем и симптомов психиатрических и других расстройств. Приобретение уязвимости: травмы, полученные в детстве, плохое обращение в детстве, неадекватный опыт научения навыкам, позволяющим справляться с ситуацией. Активизация уязвимости. Понятие когнитивного сдвига.
Причины неадекватности. Способность изменять гипервалентный образ действий. Реальность дисфункциональных интерпретаций. Сопротивление изменениям, виды дисфункциональных и преувеличенных убеждений: убеждения относительно изменений, оправдание собственных убеждений, аргументы взаимности, проблема связана с другим(и).
Когнитивные модели. Когнитивная модель депрессии: когнитивная триада, предрасполагающие схемы, когнитивные недочеты и искажения. Когнитивная модель тревожных расстройств. Когнитивная модель расстройств личности. Когнитивная модель дистресса у супругов.
Обязательная практическая часть НАЧАЛЬНОЙ КОГНИТИВНОЙ ШКОЛЫвключает в себя научение базовым консультационным навыкам:
-определение проблемы и концептуализация случая в терминах когнитивной терапии;
-формирование когнитивного стиля консультирования;
-идентификация и изменение подспудных убеждений;
-завершение консультирования и предотвращение рецидивов;
Раздел II. Темы 3.1-5.4
«СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА»
Концептуальное формирующее психообразование. Обучение формуле АВС. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции. Непатологическое мышление. Описание собственного понятийного мира. Виды когниций: Ожидания; Самоэффективность; Я-концепция; Внимание; Избирательность памяти; Атрибуция; Оценки; Самоинструктирование; Скрытое знание; Объяснительный стиль
Группы убеждений. Центральные убеждения. Жизненные ориентиры. Промежуточные убеждения: отношения, правила и предположения. Подспудные убеждения. Когнитивные модели. Когнитивные карты. Диаграмма когнитивной концептуализации.
Когнитивные профили. Отдельные когнитивные профили и когнитивная интерпретация гипервалентных доминирующих стратегий. Чрезмерно и недостаточно развитые паттерны – основания для терапевтического вмешательства.
Контрольный список ключевых компонентов когнитивной терапии. Девять оснований, определяющих возможность и эффективность когнитивной терапии.
Психотерапевтический меморандум: Суть, принципы и особенности когнитивной терапии.
Техники опровержения: жесткие. Контратака; Контрутверждения; Диспут и оспаривание; Форсирование выбора; Создание диссонанса; Когнитивное наводнение; Когнитивное обусловливание отвращения и отстранения; Скрытое избегание.
Техники опровержения: мягкие. Оспаривание в состоянии релаксации; «Антикатастрофицирующая» практика; Преодолевающие утверждения; Скрытое угасание; Скрытое подкрепление; Использование состояний измененного сознания и пониженной мозговой активности.
Техники опровержения: объективные. Альтернативная интерпретация; Рациональные убеждения; Утилитарные доводы; Деперсонализация «Я»; Общественное значение; Логический анализ; Логические ошибки; Поиски уважительной причины.
Ресинтез прошлого: критических жизненных событий, жизненных ориентиров, ранних воспоминаний, семейных убеждений
Практические техники: Визуальная практика. Аудиальная практика. Ролевые игры. Практика во внешней среде. Изучение дневников и практика. Управляемая практика.
Дополнительные техники: Кризисная когнитивная терапия. Терапия пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями. Как справиться с саботажем клиента. Когнитивно-реструктурирующая терапия для аддиктивных клиентов. Когнитивный фокусинг.
СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА – курс, ориентированный в первую очередь на формирование практических навыков когнитивного терапевта:
- когнитивная концептуализация, когнитивная модель, когнитивные профили;
- техники опровержения: жесткие, мягкие, объективные;
- практические и дополнительные техники, преодоление саботажа клиента;
- гипервалентные и доминирующие стратегии;
- когнитивная реконструкция доминирующих стратегий;
Раздел III. Темы 6.1-7.3
«ВЫСШАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА»
Теоретическая часть программы:
Теория личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы. Личностные конструкты как модели действительности. Формальные свойства конструктов, типы конструктов. Личность – конструкт персонолога. Цикл О-В-И и изменения в конструктной системе. Терапия фиксированной роли.
Базовый перцептивный сдвиг: Основные процедуры. Транспонирующие образы и транспозиция. Поступательная когнитивная модификация. Иерархия ценностей и связующие элементы восприятия.
Понятия и вопросы эволюционной эпистемологии. Формы познания. Объяснение и понимание, причинно-следственные связи. Проблема истины и смысл.
Практическая часть программы:
1 ступень. «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ» предполагает собой целый ряд специально смоделированных профессионально затруднительных ситуаций, в которых будут вынуждены себя проявить участники программы. Помимо этого, данная ступень позволит обучающимся провести исследования собственных когнитивных и личных особенностей посредством уже существующих опросников и тестов.
2 ступень. «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЕДИНКИ» - развитие эристических способностей и навыков, необходимых консультанту. Это провокационное столкновение мнений, позиций и интересов участников программы, обнаруживающее ближайшие зоны их профессионального развития. Это предоставление участникам программы возможности тренировки навыков аргументации и контраргументации, использования в своей работе полемических приемов и изобразительных средств и доводов.
3 ступень. «ПЕРСОНИФИКАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СТИЛЯ» – серия индивидуальных и групповых супервизионных сесий, предоставление концептуализирующей и развивающей профессиональной обратной связи.
ВЫСШАЯ ШКОЛА КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ – выражено профессионально-идентификационный курс, программа детального совершенствования профессиональных навыков, формирования собственного стиля когнитивного консультирования.
Минимальная продолжительность обучения – 48 часов. Полученные знания и умения:
- теория и практика аргументации;
- логическая прагматика и лингвистическая риторика;
- квалификационные эксперименты;
- профессиональные поединки;
- персонификация консультативного стиля.
Раздел IV. Темы 8.1-10.3
«НЕЛИНЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»
Когда человеку трудно? Когда внутри противоречия. Когда одновременно думается противоположное. Когда необходимо принимать неприемлемые вещи.
Жизнь не заботится о гармонии. Чаще всего приходится делать это самому. В своей голове. Размышлять, вести с собой утомительные диалоги…
Некоторые из нас, оказавшись в ситуации одинаково не привлекательных альтернатив, "зависают" над своей жизнью, теряют контакт с действительностью, начинают "жить" в мире невротических размышлизмов и мучительной неоднозначности внутреннего диалога.
Более четверти века я был свидетелем этих дискуссий и участником довольно драматичных терапевтических диспутов. Участвовал, наблюдал, думал. Думал, наблюдал, участвовал...
И, кажется, нашел очень результативный способ помочь человеку выскочить из замкнутого круга избегания, сомнений и самокопаний. Хочу поделиться этим с вами, уважаемые коллеги в авторской программе "диалектика внутреннего диалога".
«ДИАЛЕКТИКА ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА»
- 1 модуль авторского курса подготовки к «Нелинейной терапии»
Программа опирается на основные теоретические аспекты и является практическим преломлением взглядов на психологию человеческих изменений нескольких всем известных современных ученых.
«Диалоги» Платона, конструктивный альтернативизм Дж.Келли, эволюционная эпистемология К.Поппера, радикальный конструктивизм П.Вацлавика, контрольная концепция Карвера - Шайера, когнитивная модификация поведения Д.Мейхенбаума и парадоксальная терапия Дж.Р.Уикса и Л.Л Абат положены в основу «Диалектики внутреннего диалога».
Программа позволяет увидеть всю глубину и красоту парадоксальности невротического восприятия мира. Оказавшись в ловушке, заключающейся в выборе между неприемлемыми альтернативами, которые можно непосредственно описать, клиенты иногда становится «терапевтоедами», имеющими на своем счету множество терапий без желаемого результата. Именно парадоксальность мышления клиента побуждает его к саботажу терапии и самосаботажу.
В такой ситуации без «специальной подготовки» терапевту сложно. Однако, сложные ситуации чаще всего требуют «простых решений»! Правда, решения эти должны принадлежать системе другого уровня…
Отход от строгой процедуры оперантного обусловливания и включение в процесс изменений когнитивного элемента позволяет сосредоточить усилия на «внутренней речи, или внутреннем диалоге, а также на мысленных образах, сопровождающих проблемное поведение». Редактируя внутренний диалог, мы добиваемся изменений в мышлении, чувствах и поведении.
Будем учиться:
- Мыслить диалектически, учитывая парадоксальность симптома;
- Понимать, почему используемая клиентом система координат не позволяет решить проблему;
- Видеть позитивные функции симптома;
- Относиться к симптому как инструменту изменений;
- Проводить желаемые изменения допустимо быстро и эффективно!
«АРХИТЕКТУРА СУЖДЕНИЙ»
- второй модуль авторского курса подготовки к «Нелинейной терапии»
Главным содержательным источником и вдохновителем этого курса является Иммануил Кант и его философский трактат «Критика чистого разума». Вслед за великим мыслителем я приглашаю Ваш разум взяться за «самое трудное из своих занятий - за самопознание». «Долг философии в том, чтобы уничтожить иллюзии» И. Кант. Программное заявление и для когнитивно-рестуктурирующей терапии.
Суждения в нашем понятийном мире выстраиваются не только в линейную причинно-следственную иерархию. Их взаимосвязи представляют собой более сложную архитектуру. О том, как взаимодействуют и в каких ещё отношениях находятся наши когниции, модуль «Архитектура суждений».