КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ




ПРОГРАММА «НЕЛИНЕЙНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель приобретение слушателями актуальных дополнительных знаний по оказанию консультативной психологической и психотерапевтической помощи в сфере охраны психического здоровья профилактика профессионального эмоционального выгорания.    
Категория слушателей Специалисты в сфере охраны психического и соматического здоровья: 1. Психотерапевты, 2. Психиатры, 3. Неврологи, 4. Клинические психологи, 5. Психологи-консультанты, 6. Психологи-педагоги, 7. Группы смешанного состава.    
Сроки проведения подготовки   12 трехдневных циклов – 36дней
Форма подготовки     Без отрыва от производства  
Режим занятий 8 часов
№ п/п Наименование разделов и тем Категория слушателей
                 
    Всего часов
I. НАЧАЛЬНАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА              
1. Начальная когнитивная школа -1              
1.1 Социально-когнитивная теория. Биологические факторы в процессах научения. Человеческие способности. Человеческая агентность и взаимный детерминизм. Триадический взаимный детерминизм.   - -        
1.1.1 Научение через наблюдение.   - -        
1.1.2 Моделирование мыслительных процессов.   - -        
1.1.3 Научение в действии.   - -        
1.1.4 Регулирующие побудительные системы.   - -        
1.1.5 Самоэффективность и цели.   - -        
1.1.6 Моделирование через участие.   - -        
1.2 Основополагающие тезисы когнитивного консультирования.              
1.2.1 Дисфункциональные схемы и убеждения. Систематическое совершение когнитивных ошибок. Автоматические мысли.              
1.2.2 Эволюционные и генетические факторы когнитивной уязвимости. Гипервалентный образ действий. Принципы когнитивного консультирования.              
1.2.3 Основные положения теории А.Бека.              
1.2.4 Активизация когнитивных схем и симптомов психиатрических и других расстройств.              
1.3 Когнитивный фокусинг. Определение проблемы и концептуализация в терминах когнитивной терапии.              
1.3.1 Способность изменять гипервалентный образ действий. Реальность дисфункциональных интерпретаций.              
1.3.2 Активизация уязвимости. Понятие когнитивного сдвига.              
1.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков              
2. Начальная когнитивная школа -2           -  
2.1 Формирование когнитивного стиля консультирования. Когнитивные профили.           -  
2.2 Предотвращение саботажа клиента.           -  
2.2.1 Причины неадекватности.           -  
2.2.2 Типы саботажа и техники его преодоления           -  
2.3 Завершение консультирования и предотвращение рецидивов.           -  
2.3.1 Снижение тревоги перед завершением терапии           -  
2.3.2 Виды когнитивной самотерапии и самопомощи           -  
2.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков           -  

 

II. СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА              
3. Средняя когнитивная школа -1   - -     -  
3.1 Концептуальное формирующее психообразование.   - -     -  
3.1.1 Обучение формуле АВС. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции.   - -     -  
3.1.2 Группы убеждений.   - -     -  
3.1.3 Непатологическое мышление. Описание собственного понятийного мира.   - -     -  
3.1.4 Виды когниций: Ожидания; Самоэффективность; Я-концепция; Внимание; Избирательность памяти; Атрибуция; Оценки; Самоинструктирование; Скрытое знание; Объяснительный стиль   - -     -  
3.1.5 Контрольный список ключевых компонентов когнитивной терапии.   - -     -  
3.2 Идентификация и изменение подспудных убеждений;   - -     -  
3.2.1 Когнитивные модели.   - -     -  
3.2.2 Когнитивные карты.   - -     -  
3.2.3 Диаграмма когнитивной концептуализации.   - -     -  
3.3 Психотерапевтический меморандум. Суть, принципы и особенности когнитивной терапии.   - -     -  
3.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков   - -     -  
4. Средняя когнитивная школа -2              
4.1 Техники опровержения: жесткие.              
4.1.1 Контратака; 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
4.1.2 Контрутверждения; 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
4.1.3 Диспут и оспаривание;              
4.1.4 Форсирование выбора;           -  
4.1.5 Создание диссонанса;           -  
4.1.6 Когнитивное наводнение;              
4.1.7 Когнитивное обусловливание отвращения и отстранения; Скрытое избегание.           -  
4.2 Техники опровержения: мягкие.           5.5  
4.2.1 Оспаривание в состоянии релаксации;              
4.2.2 «Антикатастрофицирующая» практика;              
4.2.3 Преодолевающие утверждения; 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5   1,5
4.2.4 Скрытое угасание; Скрытое подкрепление;              
4.2.5 Использование состояний измененного сознания и пониженной мозговой активности. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5
4.3 Техники опровержения: объективные.              
  Альтернативная интерпретация 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
  Рациональные убеждения 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
  Утилитарные доводы              
  Логический анализ              
4.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков              
5. Средняя когнитивная школа -3              
5.1 Гипервалентные и доминирующие стратегии.              
5.1.1 Избегающая. Зависимая. Гистрионная. Параноидная. Пассивно-агрессивная. Антисоциальная. Шизоидная. Обсессивно-компульсивная. Нарциссическая. х х х х х х х
5.2 Дифференциальная диагностика доминирующих стратегий.              
5.3 Основы когнитивной реконструкции доминирующих стратегий.              
5.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков              
III. ВЫСШАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА   - -     -  
6. Высшая когнитивная школа-1   - -     -  
6.1 Теория личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма.   - -     -  
6.2 Терапия фиксированной роли.   - -     -  
6.3 Базовый перцептивный сдвиг   - -     -  
6.4 Понятия и вопросы эволюционной эпистемологии.   - -     -  
6.5 Теория и практика аргументации   - -     -  
6.6 Логическая прагматика и лингвистическая риторика   - -     -  
6.7 Квалификационные эксперименты   - -     -  
6.8 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков   - -     -  
7. Высшая когнитивная школа -2   - -     -  
7.1 Персонификация консультативного стиля   - -     -  
7.2 Профессиональные поединки   - -     -  
7.3 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме.   - -     -  
IV. НЕЛИНЕЙНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ   - -     -  
8. Практика аргументации   - -     -  
8.1. «Терапевтическая логика»   - -     -  
8.2. «Направляющая риторика»   - -     -  
8.3. «Сократический диалог»   - -     -  
8.4 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме.   - -     -  
9. Нелинейная когнитивная терапия-1   - -     -  
9.1 «Диалектика внутреннего диалога»   - -     -  
9.2 Практикум-1 по нелинейной психотерапии   - -     -  
10.3 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме.   - -     -  
10. Нелинейная когнитивная терапия-2   - -     -  
10.1 «Архитектура суждений»   - -     -  
10.2 Практикум-2 по нелинейной психотерапии   - -     -  
10.3 Тестирование теоретических знаний, зачет практических навыков по теме.   - -     -  
V. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ              
11. Групповая когнитивная терапия              
12. Супервизионный мультиконтур   - -     -  
Итого: 288/ 112/ 112/ 288/ 288/ 104/ 288

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел I. Темы 1.1-2.4

«НАЧАЛЬНАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА»

Социально-когнитивная теория. Биологические факторы в процессах научения. Человеческие способности. Человеческая агентность и взаимный детерминизм. Триадический взаимный детерминизм.

Научение через наблюдение. Функции. Моделирование. Основные процессы: проявление внимания, сохранение, продуцирование, мотивация.

Моделирование мыслительных процессов. Когнитивная обработка информации в ходе моделирования. Роль подкрепления.

Научение в действии. Функции последствий реакции. Эффективность научения в действии. Прогнозирующее знание и предвидение. Практический, символический и опосредованный источники получения информации.

Регулирующие побудительные системы. Внешние мотиваторы. Мотиваторы опосредования. Наблюдение вознагражденного и наказанного поведения. Способы сдерживания нежелательного поведения. Мотиваторы саморегуляции. Самонаблюдение, оценочный процесс, самореагирование.

Самоэффективность и цели. Определение. Функция и результаты самоэффективности. Достижение в действии. Опосредованный опыт. Вербальное убеждение. Три способа влияния физиологического и эмоционального состояния на веру в эффективность. Функции целей.

Моделирование через участие. Выполнение в естественных условиях. Неоднократность, индуцирование реакции, поддержка исполнения, самоуправляемое исполнение.

Основополагающие тезисы когнитивного консультирования. Дисфункциональные схемы и убеждения. Систематическое совершение когнитивных ошибок. Автоматические мысли. Эволюционные и генетические факторы когнитивной уязвимости. Гипервалентный образ действий. Принципы когнитивного консультирования.

Основные положения теории А.Бека. первичный и более высокий уровень когнитивной обработки. Обработка информации и схемы. Когнитивные ошибки при обработке информации.

Гипотеза непрерывности. Отношение когниции к эмоции. Эволюционные истоки когниций и поведения.

Активизация когнитивных схем и симптомов психиатрических и других расстройств. Приобретение уязвимости: травмы, полученные в детстве, плохое обращение в детстве, неадекватный опыт научения навыкам, позволяющим справляться с ситуацией. Активизация уязвимости. Понятие когнитивного сдвига.

Причины неадекватности. Способность изменять гипервалентный образ действий. Реальность дисфункциональных интерпретаций. Сопротивление изменениям, виды дисфункциональных и преувеличенных убеждений: убеждения относительно изменений, оправдание собственных убеждений, аргументы взаимности, проблема связана с другим(и).

Когнитивные модели. Когнитивная модель депрессии: когнитивная триада, предрасполагающие схемы, когнитивные недочеты и искажения. Когнитивная модель тревожных расстройств. Когнитивная модель расстройств личности. Когнитивная модель дистресса у супругов.

Обязательная практическая часть НАЧАЛЬНОЙ КОГНИТИВНОЙ ШКОЛЫвключает в себя научение базовым консультационным навыкам:

-определение проблемы и концептуализация случая в терминах когнитивной терапии;

-формирование когнитивного стиля консультирования;

-идентификация и изменение подспудных убеждений;

-завершение консультирования и предотвращение рецидивов;

Раздел II. Темы 3.1-5.4

«СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА»

Концептуальное формирующее психообразование. Обучение формуле АВС. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции. Непатологическое мышление. Описание собственного понятийного мира. Виды когниций: Ожидания; Самоэффективность; Я-концепция; Внимание; Избирательность памяти; Атрибуция; Оценки; Самоинструктирование; Скрытое знание; Объяснительный стиль

Группы убеждений. Центральные убеждения. Жизненные ориентиры. Промежуточные убеждения: отношения, правила и предположения. Подспудные убеждения. Когнитивные модели. Когнитивные карты. Диаграмма когнитивной концептуализации.

Когнитивные профили. Отдельные когнитивные профили и когнитивная интерпретация гипервалентных доминирующих стратегий. Чрезмерно и недостаточно развитые паттерны – основания для терапевтического вмешательства.

Контрольный список ключевых компонентов когнитивной терапии. Девять оснований, определяющих возможность и эффективность когнитивной терапии.

Психотерапевтический меморандум: Суть, принципы и особенности когнитивной терапии.

Техники опровержения: жесткие. Контратака; Контрутверждения; Диспут и оспаривание; Форсирование выбора; Создание диссонанса; Когнитивное наводнение; Когнитивное обусловливание отвращения и отстранения; Скрытое избегание.

Техники опровержения: мягкие. Оспаривание в состоянии релаксации; «Антикатастрофицирующая» практика; Преодолевающие утверждения; Скрытое угасание; Скрытое подкрепление; Использование состояний измененного сознания и пониженной мозговой активности.

Техники опровержения: объективные. Альтернативная интерпретация; Рациональные убеждения; Утилитарные доводы; Деперсонализация «Я»; Общественное значение; Логический анализ; Логические ошибки; Поиски уважительной причины.

Ресинтез прошлого: критических жизненных событий, жизненных ориентиров, ранних воспоминаний, семейных убеждений

Практические техники: Визуальная практика. Аудиальная практика. Ролевые игры. Практика во внешней среде. Изучение дневников и практика. Управляемая практика.

Дополнительные техники: Кризисная когнитивная терапия. Терапия пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями. Как справиться с саботажем клиента. Когнитивно-реструктурирующая терапия для аддиктивных клиентов. Когнитивный фокусинг.

СРЕДНЯЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА – курс, ориентированный в первую очередь на формирование практических навыков когнитивного терапевта:

- когнитивная концептуализация, когнитивная модель, когнитивные профили;

- техники опровержения: жесткие, мягкие, объективные;

- практические и дополнительные техники, преодоление саботажа клиента;

- гипервалентные и доминирующие стратегии;

- когнитивная реконструкция доминирующих стратегий;

Раздел III. Темы 6.1-7.3

«ВЫСШАЯ КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА»

Теоретическая часть программы:

Теория личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы. Личностные конструкты как модели действительности. Формальные свойства конструктов, типы конструктов. Личность – конструкт персонолога. Цикл О-В-И и изменения в конструктной системе. Терапия фиксированной роли.

Базовый перцептивный сдвиг: Основные процедуры. Транспонирующие образы и транспозиция. Поступательная когнитивная модификация. Иерархия ценностей и связующие элементы восприятия.

Понятия и вопросы эволюционной эпистемологии. Формы познания. Объяснение и понимание, причинно-следственные связи. Проблема истины и смысл.

 

Практическая часть программы:

1 ступень. «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ» предполагает собой целый ряд специально смоделированных профессионально затруднительных ситуаций, в которых будут вынуждены себя проявить участники программы. Помимо этого, данная ступень позволит обучающимся провести исследования собственных когнитивных и личных особенностей посредством уже существующих опросников и тестов.

 

2 ступень. «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЕДИНКИ» - развитие эристических способностей и навыков, необходимых консультанту. Это провокационное столкновение мнений, позиций и интересов участников программы, обнаруживающее ближайшие зоны их профессионального развития. Это предоставление участникам программы возможности тренировки навыков аргументации и контраргументации, использования в своей работе полемических приемов и изобразительных средств и доводов.

 

3 ступень. «ПЕРСОНИФИКАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СТИЛЯ» – серия индивидуальных и групповых супервизионных сесий, предоставление концептуализирующей и развивающей профессиональной обратной связи.

 

ВЫСШАЯ ШКОЛА КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ – выражено профессионально-идентификационный курс, программа детального совершенствования профессиональных навыков, формирования собственного стиля когнитивного консультирования.

Минимальная продолжительность обучения – 48 часов. Полученные знания и умения:

- теория и практика аргументации;

- логическая прагматика и лингвистическая риторика;

- квалификационные эксперименты;

- профессиональные поединки;

- персонификация консультативного стиля.

 

Раздел IV. Темы 8.1-10.3

«НЕЛИНЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»

Когда человеку трудно? Когда внутри противоречия. Когда одновременно думается противоположное. Когда необходимо принимать неприемлемые вещи.

Жизнь не заботится о гармонии. Чаще всего приходится делать это самому. В своей голове. Размышлять, вести с собой утомительные диалоги…

Некоторые из нас, оказавшись в ситуации одинаково не привлекательных альтернатив, "зависают" над своей жизнью, теряют контакт с действительностью, начинают "жить" в мире невротических размышлизмов и мучительной неоднозначности внутреннего диалога.

Более четверти века я был свидетелем этих дискуссий и участником довольно драматичных терапевтических диспутов. Участвовал, наблюдал, думал. Думал, наблюдал, участвовал...

И, кажется, нашел очень результативный способ помочь человеку выскочить из замкнутого круга избегания, сомнений и самокопаний. Хочу поделиться этим с вами, уважаемые коллеги в авторской программе "диалектика внутреннего диалога".

 

«ДИАЛЕКТИКА ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА»

- 1 модуль авторского курса подготовки к «Нелинейной терапии»

Программа опирается на основные теоретические аспекты и является практическим преломлением взглядов на психологию человеческих изменений нескольких всем известных современных ученых.

«Диалоги» Платона, конструктивный альтернативизм Дж.Келли, эволюционная эпистемология К.Поппера, радикальный конструктивизм П.Вацлавика, контрольная концепция Карвера - Шайера, когнитивная модификация поведения Д.Мейхенбаума и парадоксальная терапия Дж.Р.Уикса и Л.Л Абат положены в основу «Диалектики внутреннего диалога».

Программа позволяет увидеть всю глубину и красоту парадоксальности невротического восприятия мира. Оказавшись в ловушке, заключающейся в выборе между неприемлемыми альтернативами, которые можно непосредственно описать, клиенты иногда становится «терапевтоедами», имеющими на своем счету множество терапий без желаемого результата. Именно парадоксальность мышления клиента побуждает его к саботажу терапии и самосаботажу.

В такой ситуации без «специальной подготовки» терапевту сложно. Однако, сложные ситуации чаще всего требуют «простых решений»! Правда, решения эти должны принадлежать системе другого уровня…

Отход от строгой процедуры оперантного обусловливания и включение в процесс изменений когнитивного элемента позволяет сосредоточить усилия на «внутренней речи, или внутреннем диалоге, а также на мысленных образах, сопровождающих проблемное поведение». Редактируя внутренний диалог, мы добиваемся изменений в мышлении, чувствах и поведении.

Будем учиться:

  1. Мыслить диалектически, учитывая парадоксальность симптома;
  2. Понимать, почему используемая клиентом система координат не позволяет решить проблему;
  3. Видеть позитивные функции симптома;
  4. Относиться к симптому как инструменту изменений;
  5. Проводить желаемые изменения допустимо быстро и эффективно!

 

«АРХИТЕКТУРА СУЖДЕНИЙ»

- второй модуль авторского курса подготовки к «Нелинейной терапии»

Главным содержательным источником и вдохновителем этого курса является Иммануил Кант и его философский трактат «Критика чистого разума». Вслед за великим мыслителем я приглашаю Ваш разум взяться за «самое трудное из своих занятий - за самопознание». «Долг философии в том, чтобы уничтожить иллюзии» И. Кант. Программное заявление и для когнитивно-рестуктурирующей терапии.

Суждения в нашем понятийном мире выстраиваются не только в линейную причинно-следственную иерархию. Их взаимосвязи представляют собой более сложную архитектуру. О том, как взаимодействуют и в каких ещё отношениях находятся наши когниции, модуль «Архитектура суждений».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: