в дополнительном образовании»




Городское методическое объединение заместителей директоров во воспитательной работе и педагогов-организаторов

 

Доклад на тему:

«Развитие детской инициативы посредством

Новые педагогических технологии

в дополнительном образовании»

Подготовила: методист по воспитательной работе МУДО «ДДЮТ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА» Коваль О.Ю.  
 

«Посеешь заботу – пожнёшь инициативу»

В.О. Ключевский

 

Сегодня все больше внимания уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому что только активные, творческие личности будут успешными в жизни.

В педагогическом словаре понятие «инициатива» определяется как почин, «первый шаг» к началу какого-нибудь действия.

Инициатива, инициативность - активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить- годы. Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно.

Детская инициатива -это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности. Она выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами является важным источником эмоционального благополучия ребенка в образовательном процессе. Все это обеспечивает мотивацию детской деятельности.

Детская инициатива в дополнительном образовании проявляется в свободной деятельности по выбору и интересам. Задача нашего учреждения -предоставить учащимся этот выбор путем реализации программ различных направленностей: технической, спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической и др., направить и сопроводить их в этом увлекательном путешествии к новым открытиям и достижениям.

Основной задачей педагогов нашего учреждения является поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий. Поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.

Очень важно, владеть правильными способами поддержки детской инициативы. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

Способы поддержки и развития детской инициативы в учреждении дополнительного образования:

Самостоятельность при выборе ребенком деятельности по интересам: в нашем учреждении каждый ребенок сам определяет вид деятельности из предлагаемых направлений выбирает интересующий его кружок и понравившегося педагога.

Поощрение в процессе деятельности. Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги нашего учреждения постоянно поощряют инициативность учащихся (выставки работ внутри кружков, концерты, конкурсы и др.)

Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

Обращение к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

Поощрение желания в процессе творческой деятельности. Педагоги учреждения поощряют желание детей создавать, что –либо по их замыслу, обращая внимание ребенка на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (родителям, другу и т.д.);

Для развития и поддержки детской инициативы педагоги Дома творчества в своей работе применяют:

Личностно - ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания, которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Принципиальным является то, что никто не заставляет ребенка учиться в нашем учреждении. У педагога Дома творчества задача-не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность.

Технологию КТД - (технология коллективной творческой деятельности) наиболее плодотворно помогает развитию инициативы у детей. В ходе обучения педагогами обеспечивается организация совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела (например, участие в городских ярмарках, выставках, акциях и т.д.)

Проектные технологии

В работе кружков педагоги используют технологию проектной деятельности, которая, на наш взгляд наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

В рамках реализации городского краеведческого проекта «75 шагов к Победе. Докучаевск в истории Великой Отечественной войны» учащиеся приняли участие в акции «Лента памяти», целью которой стала активизация деятельности участников воспитательного процесса в сфере патриотического воспитания, формирования уважительного отношения к отечественной истории, воспитания любви к Родине, чувства ответственности за сохранение исторической памяти. Учащиеся Дома творчества приняли активное участие в оформлении инсталяции. Ребята поделились семейными историями о родственниках- участниках Великой Отечественной войны.

Особую значимость для развития детской инициативы в Доме творчества имеют мини-проекты детей. Учащийся самостоятельно или при помощи родителей готовит информацию по интересующей его теме. Ребенок презентует свою работу, используя разные способы: презентация, видеоролик, и т.д.

Учащийся кружка «Вдохновение» Мосякин Матвей вместе со своими родителями подготовил видеоролик «Мой прадед –герой», используя воспоминания родственников и материалы, хранящиеся в семейном архиве (фотографии, письма, награды).

Учащаяся кружка «Юные краеведы» Игнатова Лилия, подготовила видеосюжет: о подвиге нашего земляка Семёна Харченко в Великую Отечественную войну», презентовав его кружковцам.

 

В заключении хочется сказать, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: