Искусство Древней Греции
Дре́вняя Гре́ция, Элла́да (др.-греч. Ἑλλάς) — общее название территорий городов-государств, которые населяли, в основном, древнегреческие племена: эолийцы, ахейцы, ионийцы и дорийцы. Этническая карта Греции оставалась однородной и практически не изменялась на протяжении всей античной эпохи.
В территории, которые входят в понятие «Древняя Греция», Элла́да, учёные включают места расселения древних греков — эллинов в период греческой колонизации, который начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. (возникновение первых государственных образований на острове Крит) и заканчивается во II—I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римской республикой и включены в состав Римской средиземноморской державы.
Географические границы в древнегреческой истории не были постоянными, они менялись в разные исторические эпохи, сужаясь или расширяясь по мере исторического развития. Территория Древней Греции занимала юг Балканского полуострова с примыкающими с востока островами Эгейского моря, побережье Фракии, западное побережье Малой Азии и часть острова Кипр в период греческой колонизации VIII—VI вв. до н. э. На востоке в неё входил район черноморских проливов, побережье Чёрного (Причерноморье) и Азовского морей; на юге — побережье Северной Африки (Киренаика, современная Ливия); на западе — Южная Италия, восточная Сицилия; юг Галлии (современной Франции) и северо-восточное побережье Испании.
Период наивысшего экономического, политического расцвета полисного строя пришёлся на Vl — V вв. до н. э. и получил в истории Древней Греции название классического.
Самоназвание древних и современных греков — эллины — перешло на название страны — Эллада (Hellas). Этноним «греки» (др.-греч. Γραικοί, лат. Graeci) происходит из латинского языка и первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в названиях городов Грея (Γραία) близ древнего города Танагра в Беотии и на Эвбее, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из эвбейской Греи в Кумах. Профессор лингвистики и индийской филологии Георгиос Хадзидакис утверждал, что «греками» называлось древнее племя, частично переселившееся из города Танагра в Южную Италию (в Кумы). Римляне перенесли название «греки» на весь народ эллинов.
Периодизация искусства Древней Греции
· предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) — ХХХ в. до н.э. — XII в. до н.э.
· Ахейско-минойское искусство
1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.
- Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.
- Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
- Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.
2. Архаический период — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э.
- Ранняя архаика — нач. 7 в. до н.э. — 570- е гг. до н.э.
- Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525- е гг. до н.э.
- Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.
3. Классический период — 5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.
1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.
2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.
3. Поздняя классика — IV в. до н.э.
4. Эллинистический период — сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.
1) архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.
Искусство Древней Греции было и остается одним из самых ярких в европейской культуре, им до сих пор вдохновляются люди всех творческих профессий. Рассматриваемый период идет примерно с 1050 года до н. э. и до эпохи Римской империи.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ:
1) Геометрический (Геометрика, Гомеровский)
Назван так по виду вазописи, которая развита лучше все из искусств, в отличие от архитектуры, которая начинает развиваться почти с нуля. Характерные особенности — геометрический орнамент, для создания которого используются линейка и циркуль. Также начинают появляться узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.
Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырёхскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.
-
Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725—700 гг. до н. э., Лувр - Храм Артемиды Орфии в Спарте.
- Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).
2) Архаический.
В этот период сформировалась скульптура (статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора)) и вазопись (чернофигурная керамика, подражание египетскому стилю — поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», «волосы-шлем»). Для скульптуры используются такие материалы как мрамор, известняк, бронза, терракота, дерево и металлы.
Голова куроса, Музей Афинского Акрополя |
3) Классический.
Главным является дорический стиль, который становится все легче и изящнее. Но также постепенно входят в силу ионический и коринфский стили. Храмы становятся все более гармоничными и изящными благодаря использованию мрамора, который поддается очень тонкой обработке.
4) Эллинизм.
Характерен многими художественными направлениями от утверждения внутреннего покоя до «суровой любви к року».
Виды искусств Древней Греции:
1) Архитектура
Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира.
В греческой архитектуре получили распространение три архитектурных ордера (стиля): дорический, ионический, коринфский.
2) Скульптура
Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции. Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики. А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён великих скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма
3) Живопись
Древнегреческая живопись почти не сохранилась, косвенно мы можем судить о ней по вазописи.
4) Вазопись
Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
5) Декоративно-прикладное искусство (вазопись, костюм)
Древнегреческая вазопись — это декоративная роспись сосудов специальными красками с последующим обжигом. Греческая керамика — наиболее частая находка археологов как на территории Греции, так и в Этрурии, на Ближнем Востоке, в Египте и Северной Африке.
6) Костюм
Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела.
Особенности искусства Древней Греции:
- Произведения греческого искусства поражали следующие поколения реализмом и гармоническим совершенством, героикой жизнеутверждения и уважением к достоинству человека.
- Общественный характер искусства. Наиболее значительные постройки, а также произведения монументальной скульптуры и живописи принадлежали общине, а позже городу-государству. До 4 в. до н.э. в частном пользовании граждан находились лишь небольшие статуэтки и произведения прикладного искусства.
- Греки почитали память своих предков-героев, определенные места в природе. Культ мест и героев имел государственное значение. Он утверждал высокое представление о человеке, о жизни родной общины родного полиса.
- Религиозные верования греков имели общие истоки с народной мифологией, сложившейся еще в конце доклассового общества.
- Очеловечение образов мифологической подосновы греческого искусства. В образах богов и героев греки воплощали свое представление о совершенных качествах человека.