Методики оценки параметров внимания




Объем:

1) Методика: запомни и расставь точки
Инструкция. Вам будут представлены на короткое время карточки (8шт) с квадратной сеткой из 16 клеток. В клетках – точки. Задача: внимательно смотреть и постараться запомнить, сколько точек на карточке, как они размещены и отметить на пустом бланке.
Организация проведения. Участнику последовательно предъявляют 8 карточек (с последующим увеличением кол-ва точек) на 1-2с. После чего испытуемый в течении 15 секунд по памяти должен зафиксировать число и расположение точек в соответствующей сетке бланка.
Оценка. За объем внимания берется макс число точек на одной карточке, которую испытуемый смог правильно воспроизвести (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое кол-во точек).
Интерпретация. Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов - участник безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов - участник правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов – участник правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла - участник смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне объема внимания.
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 6-7 баллов - средний. 4-5 баллов - низкий. 0-3 балла - очень низкий.
2) Методика: тестирование через таблицу Шульте.
Тест «Таблицы Шульте»
Инструкция: Вы должны показывать указкой и произносить вслух все числа по порядки от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее, но не ошибайтесь. По сигналу «Начали», начинайте.
Организация проведения: предъявляется несколько таблиц (5 – одна для инструктажа, остальные – для диагностики) 5х5 ячеек, в каждой таблице - 25 чисел (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке. Пока испытуемый показывает и называет числа на первой таблице, экспериментатор следит за правильностью его действий. После первой таблицы испытуемому предлагается проделать те же действия с оставшимися 4 таблицами.
Оценка: При оценке результатов учитывается время, затраченное на поиск чисел в каждой таблице.
Интерпретация: Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40-42 сек. В норме на все таблицы уходит примерно одинаковое время.

Избирательность:
1) Тест Мюнстерберга
Инструкция. В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты.
Организация поведения: Испытуемому предаставляется листок с случайным набором букв в котором скрыты слова, одновременно с этим испытатель запускает таймер.
Оценка: Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Интерпретация:
1.Если испытуемый обнаружили не более 15 слов, уровень избирательности низкий
2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но с редкими ошибками
3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, уровень избирательности хороший.
2) Тест Торндайка
Инструкция, организация проведения: Вам будет предоставлена карточка с изображенными на ней трехзначными числами в двух верхних столбцах будут числа-эталоны, которые вам необходимо будет найти в нижних столбцах. Каждое число эталон встречается один раз, работайте быстро. Обведите число эталон в верхних двух строках и отыскав его в нижних зачеркните его.
Оценка: А=Т-С, Т-время выполнения, С-баллы за ошибки 1 ошибка-2 балла. Меньше 199 секунд-19 баллов, 120-129 секунд-18 баллов и так далее.
Интерпретация: Средний показатель среди молодых людей – 10,2 балла

Переключаемость:
1) Таблица Шульте-Гробова

Инструкция: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу. Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно.Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее. Буквы, соответствующие красным цифрам, записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».
Организация проведения: Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке.
Оценка: Основным показателем является время выполнения. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке. Время выполнения фиксируется
Интерпретация результатов: В зависимости от времени выполнения заданий и от ошибок. Разница между временными показателями – время переключения внимания. Чем меньше разница, тем лучше результат

2) Методика «Интеллектуальная лабильность»
Инструкция: «Вам будет выдан специальный бланк. На нем 42 квадрата. В каждом квадрате вы будете писать ответ к заданию, которое относится к этому квадрату. На выполнение каждого задания дается от 3 до 5 секунд».
Организация проведения: имеется специальный текст заданий (всего заданий 42), их зачитывает экспериментатор, есть бланк для ответов испытуемого, в котором также 42 квадрата. На каждое задание засекается 3-5 секунд.

Вид бланка для испытуемого:

Оценка результатов: оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.
Интерпретация: 0-4 ошибки – высокий уровень переключаемости внимания, 5-9 ошибок – средняя переключаемость, 10-14 ошибок – низкая переключаемость, трудности в деятельности, 15 и более ошибок – очень низкая переключаемость.
Концентрация внимания.
1) Тест Торндайка
Инструкция, организация проведения: Вам будет предоставлена карточка с изображенными на ней трехзначными числами в двух верхних столбцах будут числа-эталоны, которые вам необходимо будет найти в нижних столбцах. Каждое число эталон встречается один раз, работайте быстро. Обведите число эталон в верхних двух строках и отыскав его в нижних зачеркните его.
Оценка: А=Т-С, Т-время выполнения, С-баллы за ошибки 1 ошибка-2 балла. Меньше 199 секунд-19 баллов, 120-129 секунд-18 баллов и так далее.
Интерпретация: Средний показатель среди молодых людей – 10,2 балла
2) Тест Пьерона-Рузера
Инструкция: «Вам выдали бланк с геометрическими фигурами, ваша задача проставить в геометрические фигуры определенные знаки. Фигуры надо расставлять по порядку. Время на выполнение 60 секунд»
Организация проведения: Экспериментатор должен раздать нужные бланки и засечь время выполнения задания, а также отслеживать точность проведения теста
Интерпретация результатов: Результатом является количество заполненных фигур за время. 100 – очень высокий результат, 91-99 – высокий, 65-90 – средний, 64 и меньше – низкий. За ошибки снижается рейтинг результатов, за 1-2 на один, за 3-4 –на два, за 4 и больше – на три.

Распределение
Методика «Тест Бурдона»

Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно».
Организация проведения: испытуемому предоставляетя бланк теста «Корректурная проба». Время работы для испытуемого – 5 минут (3 или 10). Время засекается таймером
Оценка результатов: фиксируется общее кол-во букв, которые были просмотрены за установленное время, кол-во правильно вычеркнутых букв, кол-во букв, которые необходимо было вычеркнуть. Для взрослых людей просмотр 850 знаков и 5 и менее ошибок – оптимальный результат.
Интерпретация: отсутствие ошибок или их значение до 5 – высокий показатель устойчивости внимания у человека, кол-во ошибок от 5 – снижение устойчивости внимания.

1) Методика «Перепутанные линии Рисса »
Инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Следить за линиями надо только глазами. Время вашей работы – 7 минут».
Организация проведения: испытуемому выдается бланк с перепутанными линиями. Испытуемый работает 7 минут, когда время закончилось, экспериментатор говорит «Стоп».
Оценка результатов: смотрим кол-во линий отмеченных за 7 минут, далее ошибки. Количество правильно прослеженных линий – показатель концентрации внимания. 19 и более – отлично, 10-18 – хорошо, 4-9 – удовлетворительно, 3 и менее – неудовлетворительно.
Интерпретация: «отлично» - очень высокая концентрация, «неудовлетворительно» - очень низкая концентрация внимания.
Устойчивость
Переплетения Линий А.Рей
Инструкция: «Перед вами 25 линий, ваша задача по порядку назвать номер линии и номер ее конца. Следить за линией можно только мысленно, помогать себе физически – нельзя.»
Организация проведения: Для теста нужен бланк с переплетенными линиями, секундомер. После команды экспериментатора, испытуемый приступает к заданию, а экспериментатор запускает секундомер. Как только испытуемый закончит. Нужно подсчитать результаты.
Интерпретация результатов: Продуктивность считается по формуле П= t*25\N. Где t- время выполнения задания, N – количество правильных ответов. Норма – от 861 и выше. Средний показатель – от 455 до 860. Низкий показатель – ниже 454.

Корректурная проба
Инструкция: «На бланке подчеркните первый ряд букв. Просматривая бланк с буквами построчно, слева направо, вычеркивайте буквы, которые были даны в первом ряду.»
Организация проведения: Испытуемому дается бланк с буквами. В бланке 36 строк по 30 букв в каждой. Время проведения теста не более 5 минут.
Интерпретация результатов: Результаты считаются по формуле: A=S\t. А – темп выполнения, S – количество букв, просмотренных в определенной части бланка, t – время выполнения. По результатам можно построить кривую истощаемости. Критерии: 0-2 – высокая устойчивость, 3-4 – высокая, 5-6 – средняя, 7-8- низкая, 9-10 – очень низкая.

Список источников:

1.https://azps.ru

2. https://psylib.org.ua/books/pasht01/index.htm

3. https://studfile.net/spbgu/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: