Свойства внимания и способы их диагностики




РЕФЕРАТ

На тему:

«Методики для диагностики свойств внимания»

Работу выполнила:

Студентка 2 курса

Специалитета «Клиническая психология»

Группы 20С04-пс

Щербакова

Александра

Максимовна

 

Преподаватель:

Сафонов В. К.

 

 

Санкт-Петербург

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность (С. Л. Рубинштейн). Направленность – выбор деятельности и поддержание этого выбора. Сосредоточенность – углубление в данную деятельность и отказ от других видов деятельности. Внимание является сквозным психическим процессом! Это значит, что оно проходит через все уровни организации психики, начиная от элементарной сенсорики.

Свойства внимания и способы их диагностики

1. Объём (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно)

® Методика «Таблицы Горбова» (автор Ф. Д. Горбов)

Инструкция: «Перед вами на таблице представлены цифры от 1 до 25. Вам нужно как можно быстрее найти и показать указкой все цифры по порядку».

Организация проведения: нужны 4 таблицы 35х35 см, где в каждой клетке в случайном порядке расставлены числа от 1 до 25. Испытуемый становится перед таблицей, которая висит перед ним вертикально. После инструкции испытуемый указкой выполняет задание. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания по всем 4-м таблицам.

Оценка результатов: считается общее время поиска цифр по всем таблицам – это и будет объём внимания (для сопоставления с другими свойствами внимания необходим перевод в шкальную оценку с помощью определенной таблицы). Менее 115 с – 19 б. (высокий объем внимания), 195-215 с – 10 б. (средний объем внимания), более 455 с – 2 б. (очень низкий объем внимания). Также важно оценить время и по каждой таблице.

Интерпретация: наличие высокого объема внимания (19 б.) говорит о том, что человек одновременно может охватить очень много объектов (чем больше можно охватить объектов, тем быстрее считается их место в таблице и тем быстрее человек будет вести по цифрам). Очень низкий объем внимания (2 б.) может указывать на сильную утомляемость человека или патологические процессы.

® Методика «Запомни и расставь точки» (автор Макс Вертгеймер)

Инструкция: «Я буду показывать вам последовательно карточки, на которых нарисованы точки. Эти же точки вы будете рисовать в пустых клетках на бланках в тех местах, где вы видели их на карточках».

Организация проведения: необходимо 8 матриц 4х4 см, где хаотично расставлены точки к клетках (+ключ для исследователя). Матрицы нужно вырезать, сложить в стопку так, чтобы на первой карточке был квадрат с 2-мя точками, на последней – с 9-ю (т.е. последовательно в порядке возрастания). Испытуемому показывают на 1-2 сек по очереди карточки с точками. После каждой дается 15 сек на воспроизведение точек на своем бланке.

Оценка результатов: выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек => объем внимания – максимальное число точек, которое человек смог правильно воспроизвести. 10 б. – 6 и более точек; 8-9 б. – 4-5 точек; 6-7 б. – 3-4 точки; 4-5 б. – 2-3 точки; 0-3 б. – не более одной точки.

Интерпретация: результат в 10 баллов свидетельствует об очень высоком объеме внимания; если имеем 0-3 балла, то это говорит об очень низком объеме внимания, что требует дополнительных занятий или обращения к специалисту (для исключения медицинских нарушений).

2. Избирательность (отбор стимулов для обработки и игнорирование остальных)

® Моя методика «Предложения»

Инструкция: «Вам будет предложен небольшой текст. Ваша задача – читать предложения, выделенные черным жирным курсивом («вот так »). После этого я дам вам бланк с вопросами, дайте на них ответы».

Организация проведения: нужны карточка с текстом и бланк с вопросами. Испытуемому дается 15 с на прочтение текста. После выполнения всех задач испытуемым экспериментатор отмечает правильность/неправильность ответов и считает их количество.

Вид методики:

Оценка результатов: правильно даны ответы на 6 вопросов (все) – 10 б., на 4-5 – 8 б., на 2-3 – 6 б., на 1 – 4 б., на 0 – 2 б.

Интерпретация: 10 б. – очень низкая степень избирательности (если человек дал ответ на вопрос, значит он «плохо» отсеял ненужный стимул), 8 б.низкая степень избирательности, 6 б. – средняя степень избирательности (есть над чем поработать), 4 б.высокая степень избирательности, 2 б.очень высокая избирательность.

® Методика (тест) Мюстенберга

Инструкция: «Вам будет предложен бланк с хаотично напечатанными буквами русского алфавита. Среди них будут вставлены слова с именительном падеже единственного числа. Вам нужно найти эти слова и подчеркнуть. Выполняйте задание как можно быстрее».

Организация проведения: нужен текст задания, который представляет собой массив русских букв, сгруппированных в строки без пробелов, где встроено приблизительно 24 слова. Испытуемый подчеркивает слова. Экспериментатор оценивает количество правильно подчеркнутых слов, а также фиксирует время выполнения задания, количество ошибок и пропусков.

Оценка результатов: показатель избирательности – время выполнения задания. Время выполнения задания переводится в баллы. 190-250<с - 0-6 б., 120-189 с – 7-13 б., 60-119 с – 14-19 б., менее 60 с – 20 б.

Интерпретация: 0-6 б.низкий уровень избирательности (I), 7-13 б. – средний уровень избирательности (II), 14-19 б. – высокий уровень избирательности (III), 20 б. – очень высокий уровень избирательности (IV).

3. Концентрация (степень сосредоточенности на объекте)

® Методика Пьерона-Рузера

Инструкция: «Вам будет предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу - 60 секунд. По сигналу "Стоп!" прекратите расставлять знаки».

Организация проведения: понадобиться бланк с фигурами (100 фигур), провести исследование можно либо с одним испытуемым, либо с группой (5-9 ч.). когда испытуемый выполняет данное в инструкции задание, экспериментатор следит за временем на секундомере (60 с) и подает команды.

Оценка результатов: чтобы оценить концентрацию внимания, нужно посчитать кол-во всех фигур, обработанных за 60 с (+ошибки). Уровень концентрации затем определяется по присвоенному ей рангу. 100 фигур1 ранг, 91-99 ф.2 ранг, 80-90 ф.3 ранг, 65-79 ф. – 4 ранг, 64> ф.5 ранг. За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

Интерпретация: 1 рангочень высокий уровень концентрации, 2 рангвысокий уровень концентрации, 3 рангсредний уровень концентрации внимания, 4 рангнизкий уровень концентрации, 5 рангочень низкий уровень концентрации.

® Тест Э. Ландольта («Кольца Ландольта»)

Инструкция: «Вам будет предоставлен бланк с кольцами, в которых имеются разрывы в разные стороны. Ваша задача – вычеркнуть кольца с разрывом вниз (вверх/влево/вправо). На работу вам будет дано 5 минут. Когда я произнесу слово «Черта», вы поставите вертикальную черту на месте, где вас застала эта команда. Когда я произнесу «Стоп!», вы поставите две вертикальные черты и ваша работа закончится».

Организация проведения: нужны специальные бланки, содержащие случайный набор колец с разрывами, направленными в разные стороны. Испытуемый смотрит ряд и вычеркивает указанные в инструкции кольца. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент человек должен поставить черту в том месте бланка с кольцами, где его застала эта команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде испытуемый прекращает работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставив двойную вертикальную черту.

Оценка результатов: определяется кол-во колец, просмотренных за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется кол-во ошибок. Уровень концентрации внимания (единицы) выражается по формуле – А = S/t, где S – кол-во проработанных знаков, t – время выполнения, S = 0,5N-2,8n/60, где N – кол-во колец, просмотренных за минуту, n – кол-во ошибок за минуту. Используется десятибалльная шкала для перевода единиц в баллы. 10 б. – 6<ед., 8-9 б. – 4-5 ед., 4-7 б. – 2-3 ед., 0-3 б. – 2> ед.

Интерпретация: 10 б.очень высокая концентрация, 8-9 б.высокая концентрация, 4-7 б. – низкая концентрация, 0-3 б.очень низкая концентрация.

4. Переключаемость (насколько легко или трудно перейти от одного вида деятельности к другому)

® Методика «Таблицы Шульте-Горбова»

Инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные - в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок»

Организация проведения: используются таблицы, которые состоят из 25 черных чисел и 24 красных чисел, всего 49 чисел. Таблица размером 49х49 см. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка. Испытуемый выполняет задание по инструкции. Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка - ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры - изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета. Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Оценка результатов: общий показатель переключения внимания – сумма показателей по пяти этапам. Формула – А=Т-С, где А- показатель переключения, Т и С – балльные оценки времени и ошибок соответственно. Балльные оценки даются в специальной таблице.

Интерпретация: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания. Норма: до 5 мин. 30 сек. с 0 ошибок. Оценка (А) в 19 б. (сумма по 5 этапам более 217) – очень высокая переключаемость внимания, 2 б. (менее 110) – очень низкая переключаемость внимания. Все это смотрится по специальной таблице.

® Методика «Интеллектуальная лабильность»

Инструкция: «Вам будет выдан специальный бланк. На нем 42 квадрата. В каждом квадрате вы будете писать ответ к заданию, которое относится к этому квадрату. На выполнение каждого задания дается от 3 до 5 секунд».

Организация проведения: имеется специальный текст заданий (всего заданий 42), их зачитывает экспериментатор, есть бланк для ответов испытуемого, в котором также 42 квадрата. На каждое задание засекается 3-5 секунд.

Вид бланка для испытуемого:

Оценка результатов: оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.

Интерпретация: 0-4 ошибки – высокий уровень переключаемости внимания, 5-9 ошибок – средняя переключаемость, 10-14 ошибок – низкая переключаемость, трудности в деятельности, 15 и более ошибок – очень низкая переключаемость.

5. Устойчивость (способность сосредоточиваться на одном объекте определенное время)

® Методика «Перепутанные линии Рисса»

Инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Следить за линиями надо только глазами. Время вашей работы – 7 минут».

Организация проведения: испытуемому выдается бланк с перепутанными линиями. Испытуемый работает 7 минут, когда время закончилось, экспериментатор говорит «Стоп».

Оценка результатов: смотрим кол-во линий отмеченных за 7 минут, далее ошибки. Количество правильно прослеженных линий – показатель концентрации внимания. 19 и более – отлично, 10-18 – хорошо, 4-9 – удовлетворительно, 3 и менее – неудовлетворительно.

Интерпретация: «отлично» - очень высокая концентрация, «неудовлетворительно» - очень низкая концентрация внимания.

® Методика «Тест Бурдона» или «Корректурная проба Б. Бурдона»

Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно».

Организация проведения: потребуется бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. Время работы для испытуемого – 5 минут (3 или 10). Когда они пройдут, экспериментатор говорит «Черта!», испытуемый ставит черту на месте, где он остановился.

Оценка результатов: фиксируется общее кол-во букв, которые были просмотрены за установленное время, кол-во правильно вычеркнутых букв, кол-во букв, которые необходимо было вычеркнуть. Для взрослых людей просмотр 850 знаков и 5 и менее ошибок – оптимальный результат.

Интерпретация: отсутствие ошибок или их значение до 5 – высокий показатель устойчивости внимания у человека, кол-во ошибок от 5 – снижение устойчивости внимания.

6. Распределение (способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов)

® Тест Поппельрейтера

Инструкция: «Вам будут показаны несколько контурных рисунков, в которых «спрятаны» известные вам предметы. Назовите последовательно очертания всех предметов».

Организация проведения: необходимы карточки с контурными рисунками, время выполнения задания – 1 минута. Последовательно показывают три рисунка, на каждых нужно назвать предметы. К следующему рисунку можно перейти только тогда, когда на предыдущем будут названы все предметы. Общее число предметов – 14.

Оценка результатов: 10 б. - 14 предметов, 20 с и менее, 8-9 б. – 14 предметов, 21-30 с, 6-7 б. – 14 предметов, 31-40 с, 4-5 б. – все предметы, 41-50 с, 2-3 б. – все предметы, 51-60 с, 0-1 б. – больше 60 с, задача по поиску всех 14 предметов не осуществлена.

Интерпретация: 10 б.очень высокий уровень распределения, 8-9 б. – высокий уровень, 4-7 б.средний уровень, 2-3 б. – низкий уровень, 0-1 б. – очень низкий.

® Методика по отыскиванию чисел В. Л. Маршука

Инструкция: «Перед Вами таблица с числами от 1 до 40. Всего на таблице 25 чисел, 15 пропущено. У Вас также имеется бланк ответов, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 40. Вам необходимо отыскивать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если Вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в бланке ответов. Исправления не допускаются. На работу дается 1,5 минуты. Постарайтесь работать быстро и без ошибок».

Организация проведения: нужны специальные бланки + таблица с 25 клетками 5х5, где разбросаны числа от 1 до 40 (15 пропущено). Работа с таблицей с 25-ю клетками в течение 1,5 минут. Задание – на бланке ответов записывать в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего числа – ошибка).

Оценка результатов:

Оценка                  
Правильные ответы     12-13 10-11 8-9 6-7      

Интерпретация: 9 б. – наивысшая оценка, свидетельствует о высоком уровне распределения внимания, если 8-5 баллов, то распределение на среднем уровне, 4 б. – пониженное распределение, 1-3 б. – очень низкое распределение внимания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: