Закономерности, обосновывающие принцип разнонаправленной ритмичности педагогического процесса профессиональной подготовки




 

Закономерность Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика
«Ритм. Основной закон организации биосистемы» (5.7; 5.8; 5.100; 4.320) Поддержание постоянства внутрен­ней среды организма, обеспечение жизнедеятельности возможно только благодаря ритмичности процессов. Общая целенаправленность функциони­рования жизнеобеспечивающих систем в достижении приспособительного резуль­тата возможна только благодаря биологическим ритмическим колебаниям регуляции организма. Зная закономерности ритмичности процессов в организме, представляется возможность «навязать» ритм функци­онирования адаптационных систем в ответ на педагогическое воздействие и тем самым обеспечить качественное усвоение информации на новой естественно-энергетической основе.
Закономерность рабочей готовности организма в периоды ее вероятного подкрепления (4.190; 7.8) При создании в определенное время через равные интервалы нагрузки (независимо от вида) организм «прихо­дит» в это время в состояние рабочей готовности. Ритм является своеобразным «лидером», определяющим уровень готовности организма к работе. Данная закономерность имеет принципиально важное значение при воспитании качеств выносливости, скорости, где требуется значительная энергетическая трата ресурсов, а также при организации интеллектуальной деятельности.

 

Величина "шага" колебания напряженности в положительной и отрицательной фазах имеет также принципиально важное значение, так какв отрицательной фазе напряженность информационного процесса должна создавать условия для обеспечения энергетического ресурса организма (синтез ДНК, РНК и белков).

На основании проведенных нами предварительных исследований установлено, что в практике наиболее оптимальные условия восстановления больших затрат нервно-эмоционального потенциала будут обеспечиваться при соотношении напряженности в положительной и отрицательной фазах в недельном микроцикле 2:1. В этих условиях должно быть соблюдено основополагающее правило: после повышения нагрузки в положительной фазе сразу же снижается напряженность в отрицательной фазе. Расчет "шага" ритма определяется по разработанной нами выше специальной формуле.

Однако изложенные положения не являются окончательно решенными. Предстоит большая экспериментальная работа, которая позволит определить основные характеристики ритмичного построения информационного процесса.

Разработанные нами теоретические основы дают системную ориентацию таких исследований в будущем.

Принцип разнонаправленной ритмичности имеет тесную связь с направленностью информационного процесса. Разнонаправленная ритмичность определяет колебания нагрузки вверх и вниз от общей (средней) тенденции. На этапах общей функциональной подготовки средства группы В по неделям имеют все увеличивающуюся напряженность, достигшую 100%.

Средства же других групп подготовки «работают» и в противофазе и с меньшей напряженностью (динамикой ритма напряженности). Этим обеспечивается привилегированное положение функционирования средств подготовки в зависимости от задач этапа подготовки и периода профессионального совершенствования оператора. Внутри недельного цикла также существует ритмичность функционирования микроциклов: специализированных (MЦс) и контрастных (МЦк). Особую значимость принцип ритмичности приобретает на этапе реализации профессиональных качеств (реальная летная деятельность). Несоблюдение разнонаправленной ритмичности на всех этапах подготовки, особенно на этапе реализации, может привести к нервно-эмоциональному истощению, вплоть до невротического состояния и патологии.

Рассмотрим необходимость соблюдения принципа ритмичности в –организации информационного процесса с позиций формирования необходимого приспосо­бительного результата.

Жизнедеятельность организма осуществляется на основе интеграции - функционального объединения отдельных подсистем и уровнейуправления. В организме живого присутствует общая целенаправленность, которая поддерживает функционирование системы, несмотря на возмущение извне. В обычной ситуации низкие уровни функционируют нормально. Нoпри воздействии извне, в процесс регуляции, вступают уровни более высокого порядка, которые и возвращают организм к обычной жизнедеятельности. Это возвращение к функцио­нированию в прежнем состоянии на фоне неизбежных и постоянных отклоненийот исходного состояния - свидетельство циклической природы биологических функций (5.100). Следовательно, биоритмы имеют внутреннюю детерминированность и внешнюю обусловленность. Они присуши не только биологической организации материи, но и организации мира вообще.

Известно (5.227), что гомеостазис поддерживается внутренними ритмическими колебаниями. Вследствие этого трудно говорить о постоянстве среды как таковой, вернее о конечном результате, постоянстве конечного результата, которой достигается посредством ритма (5.7; 5.8). У.Р. Эшби (4.319; 4.320) указывал, что конечный приспособительный эффект, достигаемый с помощью биоритмов, есть "ультраустойчивость" живых организмов. Как отмечает Н.А. Аладжалова (4.5) сверхмедленные колебания мозговых потенциалов отражают деятельность управляющей системы мозга, которая и обеспечивает глобальную перестройку уровня активности в интересах поддержания гомеостазиса. Ритмичность жизненных процессов является важнейшим механизмом в адаптации биосистем.

Временный ритм следует рассматривать как связь событий, как тип связи этих событий, организующей отдельные части процесса в единое целое (5.186).

Итак, ритм - это организующее звено периодических процессов, что делает ритмичность важнейшей характеристикой организованных систем (5.100). Поскольку ритмичность характеризует собой упорядоченность процессов (5.186), то организация жизненных процессов и времени находит свое яркое выражение в биоритмах (5.100).

В основу ритмичного построения информационного процесса профессиональной подготовки летного состава мыположили, прежде вceгo,фактор переменности в широком понимании.

Значение переменности в формировании адаптационных механизмов изучалось в спортивной практике многими исследователями (3.40; 5.129; 4.187; 4.188). Из форм переменности в построении тренировочного процесса наиболее утвердилось волнообразное применение нагрузок (5.128; 5.129; 5.130; 5.131; 5.132; 4.289), которое было теоретически оформлено Л.П. Матвеевым (5.133) в один из принципов спортивной тренировки.

С положительным эффектом связывают такие формы переменности, как ударная тренировка (5.130), варианты тренировки с суммированием эффекта нескольких тренировочных занятий с неполным восстановлением, рассматриваемые как одна большая нагрузка (3.1; 5.136; 5.130), резкое изменение нагрузок (5.136; 7.8), введение разгрузочных, микроциклов с понижением нагрузки (4.202; 5.57) и другие формы чередования с разной направленностью.

Л. П. Матвеев (5.128) обуславливает чередование нагрузок и отдыха, принципа волнообразности взаимодействием процессов утомления и восстановления, знакопеременности адаптации, периодическими колеба­ниями функционального состояния организма. Эффект ударной тренировки обычно связывают с переменной интенсивностью процессов восстановления и сверхвосста­новления, в зависимости от интенсивности процессов истощения (4.137), с механизмами стресса (4.369).

Необходимость колебаний нагрузок связана с ритмом физиологических процессов организма (3.40), с ритмами условно-рефлекторной природы (7.8) и другими причинами.

Некоторые авторы указывают на некоторое снижение нагрузки как на акт отдыха в широком смысле понимания, как смену деятельности, обеспечивающую ускоренное восстановление (4.236).

Существенность фактора переменности в жизне­деятельности организма подкрепляется общебиологи­ческими положениями. Всей живой природе свойствен определенный ритм физиологических процессов, ритм обмена веществ. Ритмичность в живой природе проявляется в виде суточных (циркадных), многодневных, около годичных, годичных ритмов.

Установлено, что мышечная работоспособность и энергозатраты на стандартную (дозированную) физическую нагрузку зависят от времени суток (4.105; 4.259; 5.65).

Эффективность принципа "маятника", построенного на "навязанных" ритмах при планировании спортивной тренировки» изучали многие исследователи (5.20; 5.57; 5.59). Эти исследования показали активность акцентирования ритма в повышении реактивности орга­низма, в построении деятельности всех систем организма синхронно с ритмом тренировочных занятий. Организм как бы готовится к будущим напряжениям всем комплексом условной реакции (5.8).

Готовность организма определяется повышением вероятности подкрепления (4.190), которая играет роль своеобразного «лидера», обеспечивающего высокую работоспособность.

Возможность использования принципа ритмичности при построении процесса подготовки летчика может быть рассмотрена и с позиций активного отдыха (4.227).

Доказана эффективность (4.286) физической нагрузки в условиях напряженной умственной деятельности. Эффективность определенного ритма умственной и физической нагрузки (5.74).

Установлено (4.5), что выполнение трудовых операций в ритме с периодом 2-3 мин. имеет принципиально важное значение для выработки автоматизированных навыков. Экспериментально определены и другие периоды колебаний сверхмедленных биоэлектрических потенциалов мозга (6 час, 3 часа, 1,5 часа, 1 час, 30 мин, 20 мин., 10-1 мин., 4-6 мин.) Особенно отчетливо колебательный процесс проявляется при выполнении монотонной работы.

Таким образом, ритмичность изменения функциони­рования, выраженная в периодических колебаниях тех или иных функций, является не только свойством живой материи, но и основой ее жизнедеятельности. В процессе подготовки операторов особо сложных систем управления ритмичность - один из основных принципов в адаптации к воздействию педагогических процессов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: