Политическая коммуникация в Афинах




(Коринна Куле. СМИ в Древней Греции. М., 2004)

 

С. 108. Политическое участие граждан в принятие решений было структурировано и сосредоточено в рамках трёх крупнейших институтов: Народное собрание, Совета и судов.

 

Народное собрание.

С. 109. Общее число граждан в Афинах: от 25 до 40 тысяч человек. В V в. присуствующих проверяли при обсуждении важнейших решений: остракизм, распределение зерна.

В IV в. стали давать плату (misthos ekklesiastikos) за участие в народном собрании → специальные должностные лица (syllogeis) проводили проверку присуствующих на собрании и раздавали жетоны (symbola), по предъявлению к-рых выдали плату.

Метеков или чужеземцев допускали на заседание собрания только как информаторов или экспертов → давали им особое место.

С. 110. Присуствовать на собрании – момент престижа.

У Аристофана:

Всегда являюсь первым в Собрание,

Сижу и принимаюсь в одиночестве

Вздыхать, считать, рыгать, чесаться, волосы

Выдёргивать, скучать, трещать, позёвывать.

А мыслями я в поле, мира жажду я.

Место собрание – сначала агора, потом холм Пникс. Собранию сопуствовала толчея и свалка из-за мест (стремились на первые скамьи). Посмотреть: Плутарх. Никий. 30.

С. 111. С IV в. лишних (опоздавших) приходилось оттеснять крашенным киноварью канатом.

В день проведения Собрания вывешивался специальный знак (подробности неизвестны).

Начиналось собрание рано утром, заканчивалось днём – самое позднее вечером с заходом солнца (← невозможно считать голоса). В среднем продолжалось шесть часов → приносили с собой провизию.

Аристотель: Собрание созывось 4 раза за пританию: 40 раз в году. В V в. добавлялись внеочередные.

Программа: избрание должностных лиц, контроль над ними, принятие важнейших внешнеполитических решений. Программу определял Совет: об экклесия необходимо было заявить за 4 дня.

С. 112. В критических условиях пританы созывали собрание: трубили в трубы, разводили на агоре большой костёр.

В ординарных обстоятельствах программа известна заранее: в первое заседание притании – проверка полномочий должностных лиц; второе – религиозные дела; третье – прошения.

Если окончательное решение непринято – созывали внеочердное собрание на следующий день.

Пространство экклесии – священо. Начаналось с ритуального жертвоприношения. Затем весник проговаривал ритуальную клятву на тех, кто не будет вести достойно гражданина.

Собрание могло быть отменено при явлении божественного знамения (например, даже дождь).

С. 113. Руководили собранием пританы. Среди них выбирался председатель – эпистат пританов. При нём был секретарь (помощник), зачитававший официальные документы. Для сохранения порядка – скифские лучники.

Сначала читался подготовленный Советом указ (пробулевму) → потом прения, открывавшей формулой председателя: «Кто хочет взять слова?». → желающий выходил к трибуне и увенчивался митровым венком.

Есть гипотеза, что выступали одни и те же люди – профессионалы в политике, хорошие ораторы.

С. 114. Однако выступить мог любой. Платон упрекал сограждан, что они бездумно берут слово в собрании.

С. 115. Речи готовились заранее, но «по бумажке» в собрании не читали. Софисты учили мнемотическим приёмам.

Аудитория довольно шумно (крики, смех) реагировала на выступления.

С. 116. Демосфен: вокруг политиков формировались группы людей, «готовых кричать ему в лад».

Но нет свидетельств «групп влияния»: по гетериям, по демам (округам). Нет свидетельств о «кампаниях», к-рые проводились бы, «подогреть общественное мнение».

Если больше не просил слова, переходили к голосованию. Решение о начале голосования принимали пританы.

С. 117. Голосовали поднятием рук по сигналу глашатая. Он же оглашал результат. Точного подсчёта не делали: если результат неочевиден, переголосовывали.

Могли быть и тайные голосования: при рассмотрении особых дел, либо при остракизме или амнистии.

 

Совет.

 

Из 500 членов: по 50 от каждой филы. По жребию на год от каждого из 139 дема (от одного дема от 1 до 22 советников-булевтов). Кандидаты выдвигались на уровне дема (демарх формировал списки). Булевтом можно было стать после 30 лет и не более 2 раз в жизни.

С. 118. Никакого имущественного ценза. Единственное требование – наличие свободного времени. Около трехсот раз в году. Могли быть и чрезвычайные собрания.

Булевтам выплачивалось жалование (при Аристотеле 5 оболов в день). Видимо, входя в собрание они получали жетон, к-рый потом обменивали на деньги.

В специальном здании (булевтерии). В дни собрания вывешивался флаг, к-рый глашатый спускал по окончании собрания.

Вход свободный для всех желающих.

С. 119. Некоторые прения проходили тайно ← достаточно просьбы кого-либо из булевтов.

Гражданин мог выступить перед собранием, подав письменную просьбу пританам. Также перед советом выступали в некоторых случаях иноземцы, а также весники или послы других полисов.

Прения проходили также как на собрании.

Голосовали поднятием рук. В случае секретности → тайные голосования: камешками (белым или чёрным). Также отряд лучников, следивший за порядком.

Дела совета моментально разбалтывались булевтами (← Аристофан).

С. 120. Каждая фила имела преимущество десятую часть года (36 дней) → пританей. Порядок заседания филы определялся жребием. Эпистат пританов определялся голосованием. Эпистат оставался председательствующим в течение одних суток. Обязан оставаться в пританее. Хранил ключи от храмов, где находились казна, документы и государственная печать.

 

Суды.

С. 121. Заседали непрофессионалы.

Суды заседали от 175 до 225 дней в году; многие процессы велись одновременно. В каждый из дней судебных заседаний требовалось от 200 до 2500 судей.

Каждый год в судьи выбирались 6000 граждан по жребию из добробольцев: все они – потенциальные судьи. В дни заседаний все должны были явиться к зданиям судов: в V в. первые пришедшие становились судьями. В IV в. система жеребьёвки, чтобы обеспечить ротацию и исключить возможность подкупа.

С. 122. Судья (ещё на выборах) получал бронзовую бляху, на к-рой царапал своё имя – как удостоверение личности.

В V в. судьям платили 2 (потом 3) обола.

Архитравы различных судов был выкрашены в разные цвета (красный, синий, зелённый и пр.). Жеребьёвка в день заседания → судья получал трость соответствующего цвета. Придя на заседание он получал ещё свинцовый жетон – потом обменивал его на деньги.

Заседания открытые – судьи сидели на особом огороженном месте.

С. 123. Тяжущиеся выступали на особом помосте, чтобы их было хорошо видно или слышно. Адвокатов не было.

В IV в. логографы: писали речи, к-рые тяжущиеся учили наизусть.

Тяжущийся мог позвать себе на помощь «синегора», но только после собственного выступления.

Время выступления было строго регламентировано: клепсидра.

С. 124. Продолжительность определялась масштабом дела.

Свидетели не выступали: их показания заранее записывались и зачитывались в суде. Они могли присутствовать на заседании, но без права голоса.

Настоящее письменные доказательства (договора, завещания и т. п.) большой доказательной силы не имели.

Судьи голосовали сразу без обсуждения. Тайно (бросали жетоны в урны).

С. 125. С самого начала обвинения вывешивались на всеобщее обозрение.

С. 126. Проигравшие по политическим делам платили штраф.

 

Политические деятели.

 

Либо граждане, имеющие возможность своими решениями влиять на Собрание (Демосфен), либо лица, занимающие должности (Перикл).

Должностей ок. 700: на них выбирали либо по жребию, либо голосованием.

Власть стратега чрезвычайно высока, но косвена: стратег не принимает государственные решения, но влияет на Собрание.

С. 127. → политическому деятелю необходимо было уметь выступать перед аудиторией.

Демагоги (вожди народа) – в V в. приобрело уничежительное значение. Перикла уважали за то, что он не заискивал перед толпой.

С. 128. Деятельность демагогов ограничивалась только временем Пелопонесской войны.

Ограничения для личной власти.

Должность стратега – на один год. Перикл – исключение.

Перед вступлением в должность – доксимасия: проверка на гражданские добродетели, но не на профессиональную пригодность.

Во время исполнения обязанностей один раз за каждую пританию – проверка на доверие: голосование. По исполнении должности: представляли счета: десять защитников и десять проверяющих проверяли расходы и доходы.

Как добиться известности? Изначально только – знатные роды.

С. 129. Но можно было вращаться вокруг какого-нибудь влиятельного лица.

Объединения вокруг политического деятеля – не партии в современном смысле: индивидуум значил больше, чем группа.

Оказавшись на виду → необходимость поддерживать определённый образ: избегать роскоши, проводить время в пиршествах.

С. 130. Никия был «консультант по связям с общественностью» Гиерон: устраивал ему тайные встречи с гадателями, распускал слухи (пиарил).

С. 131. Предвыборной кампании в современном смысле не было. Он должен был зарекомендовать себя перед согражданами: представлял не программу, но меры, к-рые следовало принять немедленно.

 

Софистика и риторика.

С. 132. Под влиянием софистов возникло обыкновение публиковать уже произнесённые и переработанные или фиктивные речи.

С. 133. Существовали небольшие технические трактаты: вероятно, лекционных курсов преподавателей риторики или записи их учеников.

Теория речи только начиная с Аристотеля.

С. 134. Аристотель: риторика – это не искусство убеждать, но искусство «в каждом данном случае находить существующие способы убеждения».

С. 135. Эсхин: ораторы, беснуясь в Народном собрании, сбрасывали одежду.

С. 136. Логографы, отдавая речь тяжущемуся, учили её произносить.

 

Диффамация, агитация и выражение недоверия.

Сикофанты – «показывающие на смоквы». Плутарх: во времена Солона так обозначали тех, кто доносил на вывозивших запрещённые к вывозу смоквы.

Современные комментаторы: так называли тех, кто указывал на воришек смокв → то есть самых мелких обличителей.

С. 137. В V в. Афины кишели сикофантами.

С. 138. Сикофанты не ограничивались обличением лихоимства и прочих противозаконных деяний. Искали, кого обвинить.

Излюбленное место сикофантов – агора. Распускали правдивые и ложные слухи. Выступали в Собрании (обвиняя или просто ругая), подавали в суд.

Часто были шантажистами (продавали своё молчание или отказ в иске).

С. 139. Сикофанты исполняли роль современной жёлтой прессой (в Афинах даже ложный слух мог нанести чувствительный удар по карьере).

С. 140. Сикофанты – продукт демократической системы: во время двух олигархических переворотов сикофанты исчезли. Правда, в это время восторжествовали судебные процедуры характерные для авторитарных режимов: утверждение в строжайшей тайне списков виновных, к-рых затем арестовывали и подвергали наказанию.

В отличие от диффамации агитация была редка.

Характерные случай: Ферамен клеветал на стратегов, победивших при Аргинуссах: представил в народном собрании одетых в траурную одежду и остриженных наголо толпу отцов (подставные).

С. 141. → экклесией можно было манипулировать с помощью лжесвидетелей.

 

Широкая свобода слова (пример: комедии Аристофана, где показаны политические деятели).

С. 142. Единственное исключения – процессы против нечестия (Анаксагор, Протагор, Сократ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: