Решение психолого-педагогических ситуаций (задач)




С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «психолого-педагогическая ситуация» и «психолого-педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины?

Педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют воспитателю или родителю быстро проанализировать действия ребенка, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать. Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе? Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в образовательной среде. Конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения: недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету; разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах; противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь; противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия; разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Основные действия при обнаружении конфликта. Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа воспитателя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий. Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций. При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы. Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта воспитателя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение воспитателя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

В течение дня педагог постоянно взаимодействует с детьми и сталкивается с различными трудностями. Первое действие – обнаружение факта. Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. Например, описание ситуации: В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи. Для детей дошкольного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации: ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако постоянно жалуются воспитателям: «А он у меня забрал…»; «А он толкнул меня» и т. д. Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д.. Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям. Страхи. Дети подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, воспитателями, посторонними людьми, животными и т.д. Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их. Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации, необходимо получить ответы на следующие вопросы: В чем заключается причина такого поведения ребенка? Свои действия ребенок совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи: помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков; донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как аккуратность и самостоятельность: ребенок должен убирать игрушки на место.

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие воспитателя с детьми, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Решение. В этой ситуации воспитатель должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. В этом случае педагог может посоветовать родителям: предъявлять ребенку дома такие же требования как в детском саду. Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Задание: Подобрать ситуацию по проблеме умственного развития детей дошкольного возраста и решить по следующему алгоритму. Представить в электронном варианте в соответствии с предложенным примером отдельным документом убрав записи, сделанные курсивом.

Педагогическая ситуация (ФИО) (примерная)

1. Описание ситуации. Воспитатель детского сада, решила провести экскурсию. Но так как экскурсия это сложное мероприятие, она нашла другой выход. Она решила провести виртуальную экскурсию по родному городу Стерлитамаку и познакомить с достопримечательностями. Для этого она заранее подготовила материал, подобрала фотографии, видеозаписи, аудиозаписи. На занятии воспитатель кратко рассказывала про достопримечательности города Стерлитамак про этом фото в презентации часто менялись, не соответствовали по последовательности рассказу воспитателя. В конце образовательной деятельности воспитатель решила подвести итоги обобщением, но дети не запомнили ни одной достопримечательности. Как вы думаете, почему это произошло?

2. Оценивание ситуации. Выбор виртуальной экскурсии имеет следующие преимущества: погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме; у виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места; находиться в том или ином месте не покидая здания детского сада; можно неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

В ходе образовательной деятельности воспитатель неверно использовала методы обучения.

3. Прогнозирование. Если такая ситуация будет повторяться, то у детей не сформируется системы знаний о родном городе. Воспитатель будет безрезультатно проводить занятия.

4. Решение. Воспитателю следует изучить и строго соблюдать методику проведения виртуальных экскурсий: четко продумывать каждое слово и установить соответствие слов и видеоизображений (видеокантента). Продумать методы мотивации: внимательно смотрите и постарайтесь запомнить. Тщательно продумывать и использовать методы закрепления пройденного материала – игры «Узнай и назови», «Хочу стать экскурсоводом», составление мини-рассказов о понравившейся достопримечательности.

5. Психологическое обоснование (используем учебники по психологии). В возрасте 6-7 лет психические процессы, такие как память, внимание, представление еще несовершенны. В связи с этим дети не могут самостоятельно соотносить рассказ с содержанием изображения. Связная речь только формируется. Поэтому составление рассказа будет более успешным, если им будет предложен определенный алгоритм (последовательность) составления рассказа.

6. Педагогическое обоснование (используем учебники по педагогике или методические пособия). При проведении видеоэкскурсии рассказ воспитателя должен быть кратким, четко сформулированным, необходимое количество фактического материала, должен соответствовать нормам литературного языка. Обязательное условие, что рассказ воспитателя составляется в той последовательности, в которой показываются объекты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: