УДК 615.851
ББК 53.57
К 85
Курц Р.
К 85 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми / Перевод англ.
Д.А. Ивахненко ----------- М.: Независимая фирма "Класс", 2004. — 304 с. — (Библиотека психологии и психотера
пии, вып. 109).
Рон Курц, создатель Хакоми-терапии — один из виднейших представителей телесно-ориентированной психотерапии. Метод Хакоми во многом созвучен буддизму и даосизму, с их мягкостью, состраданием, осознанностью и следованием естественной природе вещей. Определенное влияние на формирование метода оказала общая теория систем, которая привнесла в него идею уважения к мудрости каждой личности как живой самоорганизующейся системы. Метод Хакоми многое почерпнул из современных направлений психотерапии, таких как система Райха, биоэнергетика, гештальт-терапия, психомоторная терапия, метод Фельденкрайза, эриксоновский гипноз и нейро-лингвистическое программирование. Хакоми — это синтез философий, техник и подходов, отмеченный уникальным артистизмом, органичной и ясной формой.
Мы переживаем своего рода духовную, философскую и научную революцию, один из признаков которой — принципиально новое видение структуры бытия. Работа Р. Курца, как и его Хакоми-терапия, является ответом на этот вызов, предоставляя каждому, кто пожелает, шанс научиться искусству жить в этом мире, быть эффективным, целостным, мудрым.
Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3
I КОНТЕКСТ 4
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА.. 14
2 ПРИНЦИПЫ... 23
3 ЛЮДИ.. 50
4 ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ.. 67
II ПРОЦЕСС 83
5 ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС.. 83
6 КОНТАКТ, ОТСЛЕЖИВАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ 92
7 ВЫЗЫВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ — 1: ПРОБЫИ ПРИЗНАНИЯ.. 106
8 ВЫЗЫВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ — 2: ПЕРЕНИМАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 121
9 ПОЛУЧЕНИЕ ДОСТУПА, УГЛУБЛЕНИЕ И ПЕРЕХОД К ПРОРАБОТКЕ 136
10 РАБОТА С СИЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ: "СПУСК ЧЕРЕЗ ПОРОГИ" 148
11 РАБОТА С "РЕБЕНКОМ": ТЕРАПЕВТ
КАК ВОЛШЕБНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ.. 155
12 ПОИСК ЗНАЧЕНИЯ.. 164
13 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕГРАЦИЯ И ЗАВЕРШЕНИЕ.. 170
III МЕТОД 178
14 ОСНОВНЫЕ ВИДЫРАБОТЫИ ЛОГИКА МЕТОДА.. 179
15 СНИЖЕНИЕ ШУМА:
ЦИКЛ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 191
16 ПРИВЫЧНОЕ ПРЕРЫВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ: БАРЬЕРЫИ ХАРАКТЕР 205
"ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ СИСТЕМЫ". 218
ЭПИЛОГ.. 229
КАК Я УЗНАЛ.. 231
ЛИТЕРАТУРА.. 236
ПРИМЕЧАНИЯ.. 239
ОБ АВТОРЕ.. 243
Посвящается
Терри и Лили,
Свами Раме и Мехер Бабе,
учителям любви.
БЛАГОДАРНОСТИ
Я хотел бы выразить признательность всем, кто внес свой вклад в публикацию этой книги, хотя понятно, что могу назвать лишь очень немногих. Моя признательность адресована Вильяму Вай- зу за его огромные усилия по оформлению и макетированию. Кети Блек, Мег Коул, Аллану Дэвидсону, Лаки дель Принсу, Джеку Иглсону, Джону Айсману, Дену Хендерсону и Джиму Шульману за их идеи, редактирование и постоянную поддержку. Тиму Флетту за его предложения по макетированию. За все те годы, которые мы учились и преподавали вместе, и за всю вложенную в это любовь — Сидер Барстоу, Дириану Бенцу, Лаки дель Принсу, Джону Айсману, Ричи Хеклеру, Моргану Хольфорду, Грегу Йохансону, Амине Ноулен, Роланду Коппу, Пет Огден, Деви Рекордз, Райнеру Шойнеманну, Джиму Шульману, Мартину Шуль- мейстеру и Халко Вайссу. Зигмар Геркен, моему неутомимому издателю, Дикси Шипп и Шерон Боллее, которые вместе отыскали первоисточники и получили разрешение на все цитаты. Моим студентам. И, наконец, моей жене, Терри Тот, без которой все это просто не имело бы смысла.
СЛОВО "ХАКОМИ"
Летом 1980 года мы — восемнадцать практикующих психологов, собрались вместе, чтобы спланировать предстоящую работу и впоследствии основать институт. Конечно, вначале мы попытались дать название нашему проекту. И это оказалось проблемой. Не раз мы прибегали к мозговому штурму, но без видимого успеха. Помог случай. Дэвиду Уинтерсу приснился сон, в котором он из моих рук получал листочек бумаги с написанными на нем словами "Хакоми-терапия". Тогда это словосочетание показалось нам бессмысленным, хотя Дэвид считал, что слово "хакоми" присутствует в лексиконе американских индейцев. Он отправился домой, который находился в восьми часах пути, и произвел "раскопки" в своей коллекции словарей. Оказалось, что это слово встречается у индейцев хопи (или "хакими") и обладает двумя взаимосвязанными значениями. На современном языке оно означает "кто ты?". А его архаичное значение "как ты относишься к этим многим мирам". Оно было на удивление близко тому, что мы искали, и мы взяли это название. С тех пор я слышал о его всевозможных значениях на китайском и иврите. В 1981 году я совершил поездку на юг Колорадо, чтобы найти Деда Давида "народов хопи" и посоветоваться с ним по поводу сна Дэвида и использования слова из языка хопи нашим институтом. Мы разминулись на несколько часов. Больше я не искал такой возможности, но после издания этой книги чувствую, что должен попробовать еще раз.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развертывание и рост сознания — это центральный процесс психологии, а также человеческой жизни, истории и эволюции космоса. Из моря атомов возникло непостижимо большое количество живых существ. В их способности эволюционировать и воспроизводить себя заново присутствует некое знание, самосознание, инициирующее и созидающее порядок из хаоса случайностей. С развертыванием этой драмы, космической или личной, сознание растет — как центральный игрок, как основа бытия, будь то на протяжении кратких часов психотерапии, или в течение чьей-то богатой событиями жизни, или на арене безбрежной шири времени и пространства, по которой шествуют галактики.
Психотерапия вносит гармонию в функционирование ума и тела и, соответственно, нашу способность решать неотложные проблемы, приходящие к нам из внешнего мира. По диапазону и богатству языка, точности и утонченности техник, заботливости, способности доносить информацию и пронзающей сердце красоте и изяществу это и высокое искусство, и древняя наука. Знать ее и жить ею — величайший подарок, данный мне Богом. Я хотел бы поделиться этим подарком со всем миром.
В этой книге представлены мои усилия, которые я приложил в течение последних десяти лет, чтобы дать шанс каждому, кто захочет научиться моим методам и перенять мой опыт. На протяжении всей книги я стараюсь разъяснить и себе и читателю каждую грань, которую я обнаружил, принципы, правила, отношения, схемы, техники, метод, общую структуру того, чему я научился и что постиг. Я продолжаю расти, так что мое молчание после выхода книги — это лишь пауза, которую я выдерживаю, чтобы собрать мысли, накопившиеся за последние десять лет. Книга не завершена. Я уже смотрю дальше, в миры порядка и хаоса, а также присматриваюсь к принципам эвристики, изложенным в работах Эмануэль Питерфройнд.
Я постарался сделать сознательным то, что вначале было интуитивным и вырисовывалось лишь смутно. Моя задача — не выхолостить искусство из этого знания, а помочь другим стать искусными Мастерами.
Эта книга была завершена в мае 1989 года, в загородном доме недалеко от Эшленда, штат Орегон.
Рон Курц
Часть I
КОНТЕКСТ
Мы забываем о ноге,
когда сандалии нам впору.
Мы забываем о пояснице,
когда пояс халата не жмет.
Мы забываем о"правильном"и"неправильном"
когда наш ум нам не мешает.
И мы не меняемся внутри
и не увлекаемся внешними впечатлениями,
когда нам не мешают наши дела.
Не иметь дел с самого начала
и никогда не иметь их потом —
значит не создавать себе помех
даже забвением помех.
Чжуан Цзы. Постигший жизнь
ВВЕДЕНИЕ
ПРИНЦИПЫИ МЕТОД ВЫЗЫВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Наше обычное сознание — не "естественный", а приобретенный продукт. Оно наделило нас множеством полезных навыков и одновременно стало источником абсурдного и бессмысленного страдания.
Чарльз Тарт. Пробуждение
ЕуосаНоп (вызывание, воскрешение) — воссоздание в воображении или памяти.
Словарь Вебстера
Вы можете делать то, что вы хотите, только если вы понимаете, что вы делаете в этот настоящий момент.
Моше Фелъденкрайз, любимая поговорка
Пятьдесят тысяч лет тому назад, наверное, легко было быть абсолютистом. Было мало шансов встретить кого-то, кто бы выглядел, разговаривал, одевался или мыслил совершенно иначе, чем вы сами или известные вам люди. А сейчас легче всего в мире найти кого-то или что-то, отличающееся от нас с вами. И отличия эти поразительные. Бесконечные ряды почти голых африканцев голодают в своей засушливой стране, на расстоянии всего лишь двухчасового полета от яхт на причалах Монако. Сидя дома в Толедо или Ташкенте, мы видим все это по телевизору.
Эта близость является вызовом для абсолютистов наших дней. (И проблемой для всех остальных.) После тысяч столетий медленного, сравнительно изолированного развития мы переживаем неизбежное, взрывоопасное взаимопроникновение глубоко укоренившихся и противоречивых идей, обычаев, законов и языков. С глобальной точки зрения, мы повсюду живем в напряжении и разнообразии. Это напряжение убивает миллионы и исчерпывает мировые ресурсы. Пришло время изменений. Время тех, кто мыслит сравнительно, обобщенно, целостно, людей, которые любят разнообразие, время находить красоту в целом и те значения, с которыми все мы можем согласиться.
Такие люди есть почти в каждой области знания — философии, науке, медицине, теологии.. Они предлагают нам нечто новое вместо привычных способов знать, быть и делать. Это видение, которое постепенно становится отчетливым, "второй язык", которому мы все еще учимся. Это новая система взглядов, которая не отрицает прошлого. Наоборот, ее задача — интегрировать прошлое и будущее и здраво осмыслить колоссальное разнообразие унаследованной нами мудрости. Это всеобъемлющая духовно-философская научная система. Она не завершена и только начинает влиять на нас. Куда бы мы ни направлялись, мы все еще далеки от пункта назначения. Однако путешествие началось, и маршрут обозначен достаточно четко.
Метод Хакоми — терапии ума и тела основан на ряде принципов, которые отражают эту революцию, так называемую смену парадигмы. Наша работа — лишь одно из отражений этого процесса. Наши методы и техники, отношения, которые мы строим с клиентами и друг с другом, вытекают из этих принципов, понимаемых в контексте конкретной задачи и конкретного момента. Они говорят о целостности, единстве и участии во Вселенной, о взаимоотношениях, о природе живых существ и их отличиях от царства материального и механического. Они говорят о реальности сознания и его месте в терапии. Они говорят об эффективности ненасилия. Это "Дхарма" Хакоми, источник его мудрости, ясности и силы. Эти принципы — сердцевина работы и прибежище для потерявшихся терапевтов.
Моя первая задача как преподавателя Хакоми — сделать так, чтобы мои студенты понимали эти принципы и работали в соответствии с ними. Это сделает их собственную работу четкой и эффективной. Я поощряю их шаги в этом направлении. Пусть они почувствуют, что принципы Хакоми стали неотъемлемой частью их личности и стиля работы, пусть позволят этим принципам наполнить каждый аспект их жизни: обучение, личное развитие и терапевтическую практику. Принципы Хакоми — целый мир, они в равной мере стимулируют развитие личности и учат искусству терапии, они определяют отношения с универсумом, они одновременно научат вас приготовить маленькую рыбку и подготовят к встрече с другой человеческой душой.
Кроме того, в Хакоми есть некоторые идеи, касающиеся людей. Люди — это живые существа, в корне отличающиеся от машин. Мы самоорганизуемся. Мы — системы, которые сами себя создают и поддерживают. Мы лечим. Машины этого не делают. Поэтому мы считаем людей самоорганизующимися системами, организованными психологически вокруг ядра глубинных воспоминаний, убеждений и образов. Этот глубинный материал находится в самой сердцевине нашего жизнеустройства. Он создает и сохраняет наше представление о себе и о нашем приобретенном через культуру мире. Он направляет наши восприятия и действия. Глубинный материал проявляется во всех привычках и установках, которые делают нас личностями. На наши чувства, поступки и восприятие постоянно влияет глубинный материал, который проявляет себя в разных аспектах — безопасности и общности; поддержке, любви и признании; свободе и ответственности; открытости и честности; контроле, власти, сексуальности, взаимодействии в группах, социальных и культурных правилах. Эти темы — повседневный материал терапевтической работы.
Хакоми помогает людям изменять свой образ жизни в мире путем проработки глубинного материала и изменения глубинных убеждений. Это преобразующий метод, следующий общей схеме: сначала мы работаем над построением взаимоотношений, дающих нам возможно бвлыпую безопасность и сотрудничество бессознательного. Когда такие отношения сформированы, мы помогаем клиенту сосредоточиться на том, как он организует опыт, и исследовать этот процесс. Поведение по большей части представляет собой сумму непроизвольных действий и организуется глубинным материалом. Поэтому когда мы изучаем организацию опыта, то исследуем воздействие этого глубинного материала. Отсюда обычно бывает просто перейти к прямому контакту с глубинными чувствами, убеждениями и воспоминаниями.
Чтобы изучать организацию опыта, мы создаем и используем состояние сознания, называемое осознанностью. Об осознанности написано много книг; она является важной составной частью трансперсональной традиции. Это определенное состояние сознания, отличающееся расслабленной волей, непривязанностью и принятием событий данного момента, мягким, устойчивым фокусом внимания, обращенным вовнутрь, повышенной чувствительностью и способностью наблюдать и называть содержимое сознания. Оно саморефлексивно. Вряд ли какой-то другой биологический вид, за исключением, возможно, китов, дельфинов и крупных обезьян, способен на это. И хотя мы, люди, наделены такой способностью, мы не так уж часто ее используем. Когда мы все же ее применяем, то получаем доступ к интересующей нас информации. В психотерапии нет ничего полезнее осознанности. В состоянии осознанности терапевт вместе с клиентом создают и используют вызываемые переживания. Когда клиент подает знак, что он готов, терапевт вносит "внешнее воздействие" в это спокойное состояние самонаблюдения. Это может быть высказывание по ключевой теме, образ, прикосновение или звук. Или предложение клиенту сказать или сделать что-то, например, спокойное медленное движение. В то время как клиент позволяет проявиться своим реакциям и отметить их, метод работает.
Например, клиент медленно поднимает руку в реальной или воображаемой ситуации, словно пытается дотянуться до кого-то, и одновременно наблюдает созданное им переживание. Возможно, в какой-то момент движения руки клиент замечает страх. В то же время спонтанное и быстрое движение руки, которое совершается с определенной целью, например, достать кувшин с полки, не вызывает такого страха. Именно осознанность — замедленность действия, самонаблюдение и сосредоточенность на переживании (а не на содержимом кувшина или его составе) дает такой результат. Этот страх, скорее всего, связан с воспоминаниями и убеждениями, возникшими в связи с тем или иным взаимодействием. После всплывания страха (или другого переживания, которое было вызвано) мы переходим к его проработке, если клиент к этому готов.
Проработка зависит от состояния клиента, потому что глубинный материал, особенно глубинные организующие воспоминания, зависит от этого. Мы работаем с тремя разными состояниями — осознанностью, сильными эмоциями и состоянием, подобным детскому. Для каждого состояния мы используем соответствующие методы.
Основной метод следующий: создайте взаимоотношения, которые позволяют клиенту сохранять осознанность, вызывайте переживания в этом состоянии осознанности и прорабатывайте вызванные переживания. Все остальные наши действия выполняются для поддержки этого главного процесса. Чтобы вызывать переживания, мы создаем осознанность. Когда переживание вызвано, мы его прорабатываем. При проработке мы используем вызванные переживания, чтобы помочь клиенту понять и измениться. Все наши методы и техники направлены на проведение этой простой последовательности до успешного результата. Мы создаем безопасные, целительные взаимоотношения, чтобы открыть возможность для осознанности. Мы используем осознанность для повышения чувствительности. Нам нужна чувствительность, чтобы углубиться дальше, чтобы вызвать переживания, отражающие глубинные эмоциональные установки и убеждения. В этом смысле наши методы просты: они целиком направлены на создание и использование осознанных переживаний для проработки глубинного материала.
Эти приемы уместны и эффективны в самых разнообразных терапевтических ситуациях, например, в работе с парами, семьями, с движением и проработкой тела. Метод Хакоми универсален, но эффективность его проявляется прежде всего в личностном и трансперсональном росте. Чрезвычайно важно стремиться к выходу за пределы наших личных границ — за пределы "абсурдных источников бессмысленного страдания", к полному проявлению наших потаенных возможностей.
Такой рост нелегок и непрост. Глубинный материал находится в самой сердцевине, организующие убеждения прочно удерживаются и мощно защищаются. Любая попытка насильственных изменений почти обречена на неудачу. Невозможно просто уговорить человека отказаться от представлений о себе и о жизни, которых он долго и убежденно придерживался. Организующие убеждения определяют то, как мы устроены. Как личные мифы, они заряжают энергией и направляют поведение. Они защищают нас от потери и боли. Такая защита снимается не сразу. Вы можете представить клиенту логические обоснования того, что он находится в безопасности, что он заслуживает любви, или заверить его в чем-то еще. Вы можете сказать ему, что никто его не преследует и что глупо считать иначе. Сами факты могут быть очевидными даже для него. И если вы делаете это достаточно мягко и сострадательно, чтобы избежать атмосферы конфронтации, то клиент может с вами согласиться. Все же при этом у него продолжает выступать холодный пот, стучат зубы и он отказывается выходить из дома. Рассудком клиент может признавать, что вы правы. Он может даже сказать: "Да. Конечно. Вы правы.
Здесь действительно нечего бояться". Но его физиология и поведение яснее ясного говорят: "Есть чего! Есть чего!" Глубинный материал глух к доводам рассудка. Зато доступ к нему возможен через осознанность и вызывание переживаний. Поэтому мы работаем в необычных состояниях сознания.
Каждый из нас по-своему организует себя для встречи с миром. Мы придаем уникальное, собственное значение тому, что получаем из мира. Подобно звону колокольчиков во время легкого ветерка, вызванные звуки говорят больше об инструменте, чем о ветре. Вызванные переживания больше говорят о нас самих, чем о вызвавших их обстоятельствах. В любой ситуации, каких бы двух людей мы ни взяли, у них могут быть совершенно разные, даже противоположные переживания. Переживание отражает внутреннюю организацию. Оно отражает воспоминания, убеждения и те представления о себе и о мире, которые организуют весь опыт. При осознанном вызывании мы подходим к ним вплотную. Один-два шага, вопрос, жест, еще немного времени, чтобы отследить переживание, — и мы в сердцевине.
Почти никогда не бывает так, чтобы люди считали вызванные переживания умозрительными. Они сразу воспринимают такие переживания как реальные и значимые. В опыте нелегко сомневаться. Можно сомневаться в теориях, но не в переживаниях. Если процесс терапии удерживается в нужном русле, то терапевт и клиент не говорят о домыслах, догадках и гипотетических причинах. Оба они заняты тем, что происходит прямо сейчас. Глубинный материал постоянно и активно формирует текущий опыт. Он действенен и осязаем. Благодаря особой работе в ходе терапии он становится доступен для сознания, где, при расширенном чувстве "я", его можно исследовать, интерпретировать, оспаривать и пересматривать.
ИЗМЕНЕНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ
...Тип активности, преобладающий в фазе неустойчивости, вносит направленность, вектор, который уже указывает, в каком направлении можно ожидать формирования новой структуры.
Эрих Йентш. Самоорганизующаяся вселенная
...Каждый акт познания порождает еще один мир.
У. Матурана и Ф. Варела.
Древо познания
Истинная любовь — дело не для малодушных и слабых. Она рождается из силы и понимания.
Мехер Баба, фраза на плакате
Хакоми — ненасильственная психотерапия. Это способ, который помогает людям изменяться и признает мудрость и целебную силу в каждом из нас. Чтобы работать ненасильственно, нам нужно отбросить идею о том, что клиентов можно заставить меняться, и заодно отказаться от соблазна ставить себе в заслугу их успехи. Это не значит, что мы должны быть пассивны, ненасилие — это не бездействие. Мы можем работать, не используя силу или идеи и методы силовой парадигмы. Вопрос тогда можно сформулировать так: "Если мы не используем силу, то что мы используем? Как мы участвуем в процессе изменения, не навязывая своих стратегий, не считая себя героями — даже в мелочах?" Вот что я думаю по этому поводу.
Помимо самого роста, мы стремимся участвовать в эволюции клиента, в его естественном продвижении к тому, чтобы стать Человеком в полном смысле слова. Карл Юнг однажды заметил, что пациенты не вылечиваются, а просто продвигаются дальше. Наша задача как терапевтов — помогать им продвигаться дальше, освобождаясь от всего, что является помехой на их пути. Мы с ними для того, чтобы помочь им: сначала когда они устремляются к тому, чего они могут достичь, затем когда они вступают в борьбу и работают ради своей возможно более полной реализации, и в конце концов — когда они достигают этого. Это очень необычная работа. В таком процессе насилие не просто бесполезно, оно неизбежно вредно.
В любом развитии есть давление. Поток воды дает нам простую модель. Если медленно повернуть водопроводный кран, то сначала вода выходит гладкой, прозрачной струей. Количества протекающей воды недостаточно для создания турбулентности. По мере роста давления вода уже не может проходить таким простым способом. Она должна что-то делать, чтобы приспособиться. И она это делает — она завихряется. Это завихрение позволяет протекать через данное отверстие большему количеству воды. Завихрение — более сложная динамическая структура, чем простой прозрачный поток, с которого мы начали. В терминах теории систем, поток перешел на более высокий порядок сложности. Он эволюционировал.
В процессе развития живых существ есть некая готовность, ожидание, подобное ожиданию семени. Влажность и тепло становятся сигналами, призывом и обещанием дать все, что необходимо. "Давай, — говорится в послании, — будь тем, кем ты можешь быть. Сейчас. Немедленно. Я здесь. Иди". Семена знают бесконечный цикл времен года, от семени к ростку, растению, цветку, семени. Развиваясь, проходя один этап за другим, зная каждый призыв, пребывая в готовности. Этот цикл и есть полнота бытия. Эволюция — смелый поступок. У семени есть только обещание, только сигнал. Это испытание веры, прыжок в неопределенность. Семечко должно выбраться из прочной защитной оболочки и отправиться дальше. Это время уязвимости и опасности. Если обстоятельства меняются, семя пропадает. Я согласен: развитие и изменения, по-видимому, неизбежны. По-видимому, мы должны. Все же некоторые люди не решаются. А для тех, кто решается, это выбор жизни, требующий смелости, особенно когда боль предыдущей неудачи стала частью того, что ты сейчас собой представляешь.
Характер — это задержанный рост. Что-то было уже готово, но условия оставались неподходящими. Не было нужных сигналов. Так и не появилось уверенности, чувства полноты или оно было прервано, не получив шанса. Не хватало поддержки. Обещание было нарушено. Теперь, спустя годы, клиент приходит на терапию. Возможно, снова появилась готовность. Или она близка, предчувствуется, но еще бессознательна. Возможно, возродилось обещание, новый призыв, снова сформировалась зрелость.
Такой вот расклад: готовность, вспоминаемая боль, шанс расти. Как мы участвуем в этом, без насилия, без силы, лишь с нашей заботой, мудростью и правдой о том, кто мы такие? Мы делаем это, обеспечивая тепло и понимание, создавая подходящую обстановку для того, чтобы снова возникла смелость и уязвимость. Мы делаем это, признавая те грани клиента, которые созрели для роста, поощряем и поддерживаем это созревание. И в конце концов мы делаем это с помощью милосердия и волшебства, простого авторитета наблюдения и знания настоящих имен вещей.
Если мы не собираемся использовать силу, нам нужно использовать свою способность выжидать, распознавать, что растет и что готово проявиться. В терапии это наивысшее умение: знать каждый момент таким, какой он есть. На простейшем уровне это отслеживание, возможно, легкого изменения тона голоса, увлажнения глаз и называние этого. "Немного печально, да". Такое знание и называние приводит клиента в то место, где он может раскрыться потоку слез, эмоций и узнаванию себя, которое, если бы на него не обратили внимания, было бы сдержано. Что-то важное и мучительное погрузилось бы обратно в тень, не высказанное и не увиденное. Мягко назвать то, что реально происходит здесь и сейчас, просто высказать, не споря и не доказывая, — это не сила. Это мудрое и изящное использование энергии данного момента. Оно пробуждает то, что истинно в клиенте. И это волшебство — пробуждение с помощью называния. В нем есть авторитет правды, четко высказанной правды, и никаких других мотивов — только присутствовать и наблюдать.
На многих уровнях такое присутствие и называние — это наше участие. Мы можем назвать то, что истинно для нас, вплоть до признания момента, когда мы чувствуем свое несоответствие стоящей перед нами задаче. Даже это поможет созреванию. Помимо называния переживания данного момента мы можем признавать переживание всего срока жизни. Или можем "выпрыгнуть" из системы и назвать то, что происходит между нами и клиентом на данном сеансе или в целом ряде сеансов. Правда, высказанное с состраданием вызывает отклик и поощряет воспоминания и чувства. Каждое правдивое называние насыщает данный момент возможностями. "Каждый акт познания порождает еще один мир".
Какая-то часть клиента уже знает эту правду, знает об этом сдерживании и стремлении продвигаться дальше. Так как мы своими глазами заметили эту правду и высказали ее в атмосфере любви, подход клиента к ней может видоизмениться. Возможно, клиент справлялся с этой правдой, скрывая ее от всех, включая себя самого. В терапии она становится эволюцией. Энергии, которые были когда-то вложены в самоограничение, освобождены, для того чтобы вдохнуть жизнь во что-то новое.
Называние — лишь одно из воздействий в нашей мягкой и пластичной стратегии. Любовь, которую мы даем, сострадание и уважение, которые мы предлагаем, — это тоже обстановка, способствующая раскрытию клиента. Когда мы просим клиентов быть осознающими, мы просим об уязвимости, об открытости всему, что бы ни появилось. Быть может, они впервые снимают защитную оболочку. Осознанность и пассивна и открыта, это само по себе обострение чувствительности и проявление смелости. Чтобы помочь достигнуть осознанности, нам нужно быть надежными, поддерживающими и любящими. Мы должны быть братской или сестринской душой, поддерживающей и помогающей быть еще более смелым и проявить эту смелость. Потому что за такой уязвимостью осознанности находится уязвимость ребенка. Этому ребенку больно и обидно, его воспоминания полны потерь и поражений, его терзает изоляция и ошеломляющие противоречия. Когда мы называем эти вещи, мы озвучиваем чувство, идущее из нашего сердца, которое знает то, что есть, и знает то, что еще может прийти.
Когда клиент находит мудрость и заботу в терапевте, бессознательное реагирует на это. "Внутренний ребенок" очень хочет понять, хочет знать, что реально и что нужно делать, хочет разобраться в боли. В такие моменты возможны глубокие изменения. Есть некая напряженность, безмолвное предчувствие. В такие моменты всплывают полузабытые желания, вопросы и способности живущего в нас ребенка. Мы снова начинаем расти. Потерянный кусочек себя находится и возвращается на свое законное место. После долгого молчаливого путешествия член семьи вернулся домой. Награда за всю эту сложную и мучительную работу — просто знание, полученное из глубин, о пути, который привел к этому моменту... и о том, как двигаться дальше.
Здесь нет места принуждению или силе. Или, если угодно, это другая сила, сопричастная глубинной целостности жизни, ее постоянному возрождению, ее сладости, ее подлинности и переполняющей нас любви, которая сильнее миров и хода времени.
Глава 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА
Когда из инструментов есть только молоток, любая проблема кажется гвоздем.
Абрахам Маслоу
...Один из постулатов, направляющих передовые исследования в квантовой физике, состоит в том, что наш способ восприятия Вселенной, — то есть способ, которым мы измеряем, описываем и объясняем ее, — в некотором фундаментально важном смысле является отражением наших Умов.
Эдвард Т. Кларк.
Верить означает наблюдать, а не наоборот
Психотерапию долго называли "лечением проговариванием". За несколько последних десятилетий характер этого проговаривания резко изменился. Раньше психотерапия была разговором — психотерапевт и клиент говорили о чувствах, об отношениях, о прошлом, обо всем на свете, что могло быть интересным и важным для клиента. В этом смысле она была очень похожа на любой другой разговор. Просто такая беседа. Подобный разговор, рассказ о себе и своем опыте часто приносит пользу. Полезно делиться мучительными воспоминаниями. Процесс может быть долгим, медленным и вовсе не таким уж полезным. Разговор не всегда касается глубоких проблем. Он не сосредоточен непосредственно на переживании в настоящем. Сосредоточение на текущем переживании, и особенно на выражении эмоций, пришло позже. Оно пришло с райховской терапией, психодрамой, гештальтом, группами встреч и другими методами, которые появились позже. На этом повороте психотерапия перешла от разговоров о переживаниях к переживанию как таковому. А клиенты от разговоров перешли к работе. И такая работа предполагала возвращение в наши тела, в наши восприятия, погружение на более глубокие уровни, дистанцирование от теорий и разговоров и приближение к сиюминутным переживаниям.
Это произошло в шестидесятые и было, по сути, прорывом — прорывом к переживанию жизни во всей ее полноте. Быть живым означало испытывать переживания. В Эсаленском институте боевым кличем было: сделай это! Не просто говори об этом. Сделай это! Не говори мне о своей злости. Покажи ее мне! Кричи, стучи и шуми! Иди вглубь! Проживи это! Довольно изнуряющей, отупляющей болтовни. Вложи в это больше жизни! Пусти в ход энергию! Сделай это! И люди совершали поступки, подчас весьма авантюрные: отправлялись в Индию, покупали автобусы, кто- то путешествовал автостопом, экспериментировали с наркотиками, новыми сексуальными техниками... список можно продолжить. И вряд ли можно назвать это просто экспериментом. Скорее поиском, в котором присутствовало подлинное чувство и дух высокого приключения. Когда Перлз предлагал своим студентам двигаться и "звучать" более интенсивно, он призывал их углубить переживание, добраться до чувств, получить живое переживание и освободиться от разговоров. А заодно освободиться от иллюзорных переживаний и воображаемых "путешествий". И это работало. Психотерапия становилась реальной.
Переход к переживаниям был также переходом к настоящему, то есть к моменту, в который происходит переживание. На группах встреч было взято за правило говорить только о том, что происходит здесь и сейчас, в это время, в этом помещении. Быть в настоящем. В гештальт-терапии задача формулировалась так: быть "здесь и сейчас". (Точно так же, как задачей психоанализа были свободные ассоциации.) Терапия сводилась к следующему: войдите в свое переживание, оставайтесь в нем, преувеличьте его и извлеките из него урок! И не ждите, что я сделаю это вместо вас. В этом пункте произошел очевидный разрыв с прежней моделью. В 1980-е годы передовые методы терапии, такие, как школа Фельденкрайза и НЛП, сделали еще один, следующий шаг. Эти виды терапии имеют дело не только с опытом, но и, что еще важнее, с организацией опыта. Например, в медитации мы изучаем, что за чем следует в потоке жизни ума, как ум составляет из частей переживания. Работая с новыми техниками, мы тоже испытываем переживания, но не просто их испытываем. Мы также изучаем, как они организованы. Мы изучаем системы, которые формируют переживание как таковое. Цель новой терапии состоит в том, чтобы вступить в контакт с клиентом и установить события, которые создают и поддерживают поток переживаний. Наша задача в данном случае — трансформировать привычный способ организации переживаний в рамках новой преобразующей терапии.
Как выяснилось, признанные мастера терапии, такие, как Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир и другие, исходят в своей работе из определенных, подчас неожиданных посылок. Самым неожиданным для меня оказалось утверждение, согласно которому настоящих проблем не существует. Клиенту кажется, что он столкнулся с проблемой, однако терапевт "знает", что никакой проблемы нет. Почему? Потому что если на дворе прекрасный день, нет никаких срочных дел и один человек этому радуется, а другому в то же время ужасно плохо, то причина не в том, каков день, а в том, как человек его интерпретирует. В том, как каждый организует этот прекрасный день в свои собственные переживания. В организации опыта. Стало быть, проблема находится за пределами реальности.
Как любил говорить Моше Фельденкрайз: "Вы можете делать что хотите, только если вы знаете, что вы делаете в этот настоящий момент". Когда вы знаете, как вы организуете свой опыт, у вас появляется свобода организовывать его по-новому. Когда вы изменяете не только то, что вы переживаете, но также и то, как вы переживаете, вы превзошли самого себя, ваше "Я" стало другим. Вы вышли за границы привычек и убеждений, в которых вы застряли и которые вами управляли. Теперь у вас есть новые варианты выбора. Вы действуете и чувствуете по-новому. Вы изменились на уровне характера. Сменилась ваша личная парадигма. Вот какие изменения произошли в психотерапии. В Хакоми мы не просто говорим о переживаниях. Мы не просто испытываем переживания. Скорее, мы изучаем то, как каждый из нас организует свой опыт.
Наши переживания определяются двумя совершенно разными процессами. Во-первых, тем, что действительно происходит вокруг нас, и, во-вторых, нашими привычками, которые преобразуют эти события в информацию на все более высоких уровнях нервной системы, во все более сложные, организованные гештальты и в конце концов — в сознание. Более низкие уровни, относящиеся к восприятию, обычно не вызывают проблем в психотерапии. Именно на уровнях значений и чувств преобразование событий в переживание становится очень индивидуальным, творческим, явно человеческим, а иногда излишне мучительным и ограничивающим.
В Хакоми мы помогаем нашим клиентам исследовать, как о