Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова




УДК 615.851

ББК 53.57

К 85

Курц Р.

К 85 Телесно-ориентированная психотерапия. Метод Хакоми / Перевод англ.

Д.А. Ивахненко ----------- М.: Независимая фирма "Класс", 2004. — 304 с. — (Библиотека психологии и психотера­

пии, вып. 109).

Рон Курц, создатель Хакоми-терапии — один из виднейших представителей телесно-ориентированной психотерапии. Метод Хакоми во многом созвучен буддизму и даосизму, с их мягкостью, состраданием, осознанностью и следованием ес­тественной природе вещей. Определенное влияние на формирование метода оказала общая теория систем, которая при­внесла в него идею уважения к мудрости каждой личности как живой самоорганизующейся системы. Метод Хакоми мно­гое почерпнул из современных направлений психотерапии, таких как система Райха, биоэнергетика, гештальт-терапия, психомоторная терапия, метод Фельденкрайза, эриксоновский гипноз и нейро-лингвистическое программирование. Ха­коми — это синтез философий, техник и подходов, отмеченный уникальным артистизмом, органичной и ясной формой.

Мы переживаем своего рода духовную, философскую и научную революцию, один из признаков которой — принципиаль­но новое видение структуры бытия. Работа Р. Курца, как и его Хакоми-терапия, является ответом на этот вызов, предо­ставляя каждому, кто пожелает, шанс научиться искусству жить в этом мире, быть эффективным, целостным, мудрым.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

I КОНТЕКСТ 4

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА.. 14

2 ПРИНЦИПЫ... 23

3 ЛЮДИ.. 50

4 ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ.. 67

II ПРОЦЕСС 83

5 ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС.. 83

6 КОНТАКТ, ОТСЛЕЖИВАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ 92

7 ВЫЗЫВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ — 1: ПРОБЫИ ПРИЗНАНИЯ.. 106

8 ВЫЗЫВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ — 2: ПЕРЕНИМАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 121

9 ПОЛУЧЕНИЕ ДОСТУПА, УГЛУБЛЕНИЕ И ПЕРЕХОД К ПРОРАБОТКЕ 136

10 РАБОТА С СИЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ: "СПУСК ЧЕРЕЗ ПОРОГИ" 148

11 РАБОТА С "РЕБЕНКОМ": ТЕРАПЕВТ

КАК ВОЛШЕБНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ.. 155

12 ПОИСК ЗНАЧЕНИЯ.. 164

13 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕГРАЦИЯ И ЗАВЕРШЕНИЕ.. 170

III МЕТОД 178

14 ОСНОВНЫЕ ВИДЫРАБОТЫИ ЛОГИКА МЕТОДА.. 179

15 СНИЖЕНИЕ ШУМА:

ЦИКЛ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 191

16 ПРИВЫЧНОЕ ПРЕРЫВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ: БАРЬЕРЫИ ХАРАКТЕР 205

"ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ СИСТЕМЫ". 218

ЭПИЛОГ.. 229

КАК Я УЗНАЛ.. 231

ЛИТЕРАТУРА.. 236

ПРИМЕЧАНИЯ.. 239

ОБ АВТОРЕ.. 243

 

 

Посвящается

Терри и Лили,
Свами Раме и Мехер Бабе,
учителям любви.

БЛАГОДАРНОСТИ

Я хотел бы выразить признательность всем, кто внес свой вклад в публикацию этой книги, хотя понятно, что могу назвать лишь очень немногих. Моя признательность адресована Вильяму Вай- зу за его огромные усилия по оформлению и макетированию. Кети Блек, Мег Коул, Аллану Дэвидсону, Лаки дель Принсу, Дже­ку Иглсону, Джону Айсману, Дену Хендерсону и Джиму Шульма­ну за их идеи, редактирование и постоянную поддержку. Тиму Флетту за его предложения по макетированию. За все те годы, которые мы учились и преподавали вместе, и за всю вложенную в это любовь — Сидер Барстоу, Дириану Бенцу, Лаки дель Прин­су, Джону Айсману, Ричи Хеклеру, Моргану Хольфорду, Грегу Йохансону, Амине Ноулен, Роланду Коппу, Пет Огден, Деви Рекордз, Райнеру Шойнеманну, Джиму Шульману, Мартину Шуль- мейстеру и Халко Вайссу. Зигмар Геркен, моему неутомимому из­дателю, Дикси Шипп и Шерон Боллее, которые вместе отыскали первоисточники и получили разрешение на все цитаты. Моим студентам. И, наконец, моей жене, Терри Тот, без которой все это просто не имело бы смысла.

СЛОВО "ХАКОМИ"

Летом 1980 года мы — восемнадцать практикующих психологов, собрались вместе, чтобы спланировать предстоящую работу и впоследствии основать институт. Конечно, вначале мы попыта­лись дать название нашему проекту. И это оказалось проблемой. Не раз мы прибегали к мозговому штурму, но без видимого успе­ха. Помог случай. Дэвиду Уинтерсу приснился сон, в котором он из моих рук получал листочек бумаги с написанными на нем словами "Хакоми-терапия". Тогда это словосочетание показалось нам бессмысленным, хотя Дэвид считал, что слово "хакоми" присутствует в лексиконе американских индейцев. Он отправился домой, который находился в восьми часах пути, и произвел "рас­копки" в своей коллекции словарей. Оказалось, что это слово встречается у индейцев хопи (или "хакими") и обладает двумя взаимосвязанными значениями. На современном языке оно означает "кто ты?". А его архаичное значение "как ты относишь­ся к этим многим мирам". Оно было на удивление близко тому, что мы искали, и мы взяли это название. С тех пор я слышал о его всевозможных значениях на китайском и иврите. В 1981 году я совершил поездку на юг Колорадо, чтобы найти Деда Давида "народов хопи" и посоветоваться с ним по поводу сна Дэвида и использования слова из языка хопи нашим институтом. Мы разминулись на несколько часов. Больше я не искал такой возможности, но после издания этой книги чувствую, что дол­жен попробовать еще раз.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развертывание и рост сознания — это центральный процесс психологии, а также человеческой жизни, истории и эволюции космоса. Из моря атомов возникло непостижимо большое коли­чество живых существ. В их способности эволюционировать и воспроизводить себя заново присутствует некое знание, само­сознание, инициирующее и созидающее порядок из хаоса слу­чайностей. С развертыванием этой драмы, космической или лич­ной, сознание растет — как центральный игрок, как основа бы­тия, будь то на протяжении кратких часов психотерапии, или в течение чьей-то богатой событиями жизни, или на арене без­брежной шири времени и пространства, по которой шествуют галактики.

Психотерапия вносит гармонию в функционирование ума и тела и, соответственно, нашу способность решать неотложные про­блемы, приходящие к нам из внешнего мира. По диапазону и бо­гатству языка, точности и утонченности техник, заботливости, способности доносить информацию и пронзающей сердце красо­те и изяществу это и высокое искусство, и древняя наука. Знать ее и жить ею — величайший подарок, данный мне Богом. Я хо­тел бы поделиться этим подарком со всем миром.

В этой книге представлены мои усилия, которые я приложил в течение последних десяти лет, чтобы дать шанс каждому, кто за­хочет научиться моим методам и перенять мой опыт. На протя­жении всей книги я стараюсь разъяснить и себе и читателю каж­дую грань, которую я обнаружил, принципы, правила, отноше­ния, схемы, техники, метод, общую структуру того, чему я на­учился и что постиг. Я продолжаю расти, так что мое молчание после выхода книги — это лишь пауза, которую я выдерживаю, чтобы собрать мысли, накопившиеся за последние десять лет. Книга не завершена. Я уже смотрю дальше, в миры порядка и ха­оса, а также присматриваюсь к принципам эвристики, изложен­ным в работах Эмануэль Питерфройнд.

Я постарался сделать сознательным то, что вначале было интуи­тивным и вырисовывалось лишь смутно. Моя задача — не выхо­лостить искусство из этого знания, а помочь другим стать искус­ными Мастерами.

Эта книга была завершена в мае 1989 года, в загородном доме недалеко от Эшленда, штат Орегон.

Рон Курц

Часть I

КОНТЕКСТ

Мы забываем о ноге,
когда сандалии нам впору.

Мы забываем о пояснице,
когда пояс халата не жмет.

Мы забываем о"правильном"и"неправильном"
когда наш ум нам не мешает.

И мы не меняемся внутри

и не увлекаемся внешними впечатлениями,
когда нам не мешают наши дела.

Не иметь дел с самого начала
и никогда не иметь их потом —
значит не создавать себе помех
даже забвением помех.

Чжуан Цзы. Постигший жизнь

ВВЕДЕНИЕ

ПРИНЦИПЫИ МЕТОД ВЫЗЫВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Наше обычное сознание — не "естественный", а приобретенный продукт. Оно наделило нас множе­ством полезных навыков и одновременно стало ис­точником абсурдного и бессмысленного страдания.

Чарльз Тарт. Пробуждение

ЕуосаНоп (вызывание, воскрешение) — воссозда­ние в воображении или памяти.

Словарь Вебстера

Вы можете делать то, что вы хотите, только если вы понимаете, что вы делаете в этот настоящий момент.

Моше Фелъденкрайз, любимая поговорка

Пятьдесят тысяч лет тому назад, наверное, легко было быть аб­солютистом. Было мало шансов встретить кого-то, кто бы выгля­дел, разговаривал, одевался или мыслил совершенно иначе, чем вы сами или известные вам люди. А сейчас легче всего в мире найти кого-то или что-то, отличающееся от нас с вами. И отли­чия эти поразительные. Бесконечные ряды почти голых афри­канцев голодают в своей засушливой стране, на расстоянии все­го лишь двухчасового полета от яхт на причалах Монако. Сидя дома в Толедо или Ташкенте, мы видим все это по телевизору.

Эта близость является вызовом для абсолютистов наших дней. (И проблемой для всех остальных.) После тысяч столетий мед­ленного, сравнительно изолированного развития мы переживаем неизбежное, взрывоопасное взаимопроникновение глубоко уко­ренившихся и противоречивых идей, обычаев, законов и языков. С глобальной точки зрения, мы повсюду живем в напряжении и разнообразии. Это напряжение убивает миллионы и исчерпыва­ет мировые ресурсы. Пришло время изменений. Время тех, кто мыслит сравнительно, обобщенно, целостно, людей, которые лю­бят разнообразие, время находить красоту в целом и те значе­ния, с которыми все мы можем согласиться.

Такие люди есть почти в каждой области знания — философии, науке, медицине, теологии.. Они предлагают нам нечто новое вместо привычных способов знать, быть и делать. Это видение, которое постепенно становится отчетливым, "второй язык", ко­торому мы все еще учимся. Это новая система взглядов, кото­рая не отрицает прошлого. Наоборот, ее задача — интегриро­вать прошлое и будущее и здраво осмыслить колоссальное раз­нообразие унаследованной нами мудрости. Это всеобъемлющая духовно-философская научная система. Она не завершена и только начинает влиять на нас. Куда бы мы ни направлялись, мы все еще далеки от пункта назначения. Однако путешествие на­чалось, и маршрут обозначен достаточно четко.

Метод Хакоми — терапии ума и тела основан на ряде принци­пов, которые отражают эту революцию, так называемую смену парадигмы. Наша работа — лишь одно из отражений этого про­цесса. Наши методы и техники, отношения, которые мы строим с клиентами и друг с другом, вытекают из этих принципов, пони­маемых в контексте конкретной задачи и конкретного момента. Они говорят о целостности, единстве и участии во Вселенной, о взаимоотношениях, о природе живых существ и их отличиях от царства материального и механического. Они говорят о реально­сти сознания и его месте в терапии. Они говорят об эффективно­сти ненасилия. Это "Дхарма" Хакоми, источник его мудрости, яс­ности и силы. Эти принципы — сердцевина работы и прибежи­ще для потерявшихся терапевтов.

Моя первая задача как преподавателя Хакоми — сделать так, чтобы мои студенты понимали эти принципы и работали в соот­ветствии с ними. Это сделает их собственную работу четкой и эффективной. Я поощряю их шаги в этом направлении. Пусть они почувствуют, что принципы Хакоми стали неотъемлемой ча­стью их личности и стиля работы, пусть позволят этим принци­пам наполнить каждый аспект их жизни: обучение, личное раз­витие и терапевтическую практику. Принципы Хакоми — целый мир, они в равной мере стимулируют развитие личности и учат искусству терапии, они определяют отношения с универсумом, они одновременно научат вас приготовить маленькую рыбку и подготовят к встрече с другой человеческой душой.

Кроме того, в Хакоми есть некоторые идеи, касающиеся людей. Люди — это живые существа, в корне отличающиеся от машин. Мы самоорганизуемся. Мы — системы, которые сами себя созда­ют и поддерживают. Мы лечим. Машины этого не делают. Поэто­му мы считаем людей самоорганизующимися системами, органи­зованными психологически вокруг ядра глубинных воспомина­ний, убеждений и образов. Этот глубинный материал находится в самой сердцевине нашего жизнеустройства. Он создает и со­храняет наше представление о себе и о нашем приобретенном через культуру мире. Он направляет наши восприятия и дей­ствия. Глубинный материал проявляется во всех привычках и ус­тановках, которые делают нас личностями. На наши чувства, по­ступки и восприятие постоянно влияет глубинный материал, ко­торый проявляет себя в разных аспектах — безопасности и общ­ности; поддержке, любви и признании; свободе и ответственнос­ти; открытости и честности; контроле, власти, сексуальности, взаимодействии в группах, социальных и культурных правилах. Эти темы — повседневный материал терапевтической работы.

Хакоми помогает людям изменять свой образ жизни в мире пу­тем проработки глубинного материала и изменения глубинных убеждений. Это преобразующий метод, следующий общей схеме: сначала мы работаем над построением взаимоотношений, даю­щих нам возможно бвлыпую безопасность и сотрудничество бес­сознательного. Когда такие отношения сформированы, мы помо­гаем клиенту сосредоточиться на том, как он организует опыт, и исследовать этот процесс. Поведение по большей части пред­ставляет собой сумму непроизвольных действий и организуется глубинным материалом. Поэтому когда мы изучаем организацию опыта, то исследуем воздействие этого глубинного материала. Отсюда обычно бывает просто перейти к прямому контакту с глубинными чувствами, убеждениями и воспоминаниями.

Чтобы изучать организацию опыта, мы создаем и используем со­стояние сознания, называемое осознанностью. Об осознанности написано много книг; она является важной составной частью трансперсональной традиции. Это определенное состояние со­знания, отличающееся расслабленной волей, непривязанностью и принятием событий данного момента, мягким, устойчивым фо­кусом внимания, обращенным вовнутрь, повышенной чувстви­тельностью и способностью наблюдать и называть содержимое сознания. Оно саморефлексивно. Вряд ли какой-то другой биоло­гический вид, за исключением, возможно, китов, дельфинов и крупных обезьян, способен на это. И хотя мы, люди, наделены та­кой способностью, мы не так уж часто ее используем. Когда мы все же ее применяем, то получаем доступ к интересующей нас информации. В психотерапии нет ничего полезнее осознанности. В состоянии осознанности терапевт вместе с клиентом создают и используют вызываемые переживания. Когда клиент подает знак, что он готов, терапевт вносит "внешнее воздействие" в это спокойное состояние самонаблюдения. Это может быть высказы­вание по ключевой теме, образ, прикосновение или звук. Или предложение клиенту сказать или сделать что-то, например, спо­койное медленное движение. В то время как клиент позволяет проявиться своим реакциям и отметить их, метод работает.

Например, клиент медленно поднимает руку в реальной или во­ображаемой ситуации, словно пытается дотянуться до кого-то, и одновременно наблюдает созданное им переживание. Возможно, в какой-то момент движения руки клиент замечает страх. В то же время спонтанное и быстрое движение руки, которое совер­шается с определенной целью, например, достать кувшин с пол­ки, не вызывает такого страха. Именно осознанность — замед­ленность действия, самонаблюдение и сосредоточенность на пе­реживании (а не на содержимом кувшина или его составе) дает такой результат. Этот страх, скорее всего, связан с воспоминани­ями и убеждениями, возникшими в связи с тем или иным взаи­модействием. После всплывания страха (или другого пережива­ния, которое было вызвано) мы переходим к его проработке, если клиент к этому готов.

Проработка зависит от состояния клиента, потому что глубин­ный материал, особенно глубинные организующие воспомина­ния, зависит от этого. Мы работаем с тремя разными состояния­ми — осознанностью, сильными эмоциями и состоянием, подоб­ным детскому. Для каждого состояния мы используем соответ­ствующие методы.

Основной метод следующий: создайте взаимоотношения, кото­рые позволяют клиенту сохранять осознанность, вызывайте пе­реживания в этом состоянии осознанности и прорабатывайте вызванные переживания. Все остальные наши действия выпол­няются для поддержки этого главного процесса. Чтобы вызывать переживания, мы создаем осознанность. Когда переживание вызвано, мы его прорабатываем. При проработке мы используем вызванные переживания, чтобы помочь клиенту понять и изме­ниться. Все наши методы и техники направлены на проведение этой простой последовательности до успешного результата. Мы создаем безопасные, целительные взаимоотношения, чтобы от­крыть возможность для осознанности. Мы используем осознан­ность для повышения чувствительности. Нам нужна чувстви­тельность, чтобы углубиться дальше, чтобы вызвать пережива­ния, отражающие глубинные эмоциональные установки и убеж­дения. В этом смысле наши методы просты: они целиком направ­лены на создание и использование осознанных переживаний для проработки глубинного материала.

Эти приемы уместны и эффективны в самых разнообразных те­рапевтических ситуациях, например, в работе с парами, семьями, с движением и проработкой тела. Метод Хакоми универсален, но эффективность его проявляется прежде всего в личностном и трансперсональном росте. Чрезвычайно важно стремиться к вы­ходу за пределы наших личных границ — за пределы "абсурд­ных источников бессмысленного страдания", к полному прояв­лению наших потаенных возможностей.

Такой рост нелегок и непрост. Глубинный материал находится в самой сердцевине, организующие убеждения прочно удержива­ются и мощно защищаются. Любая попытка насильственных из­менений почти обречена на неудачу. Невозможно просто угово­рить человека отказаться от представлений о себе и о жизни, ко­торых он долго и убежденно придерживался. Организующие убеждения определяют то, как мы устроены. Как личные мифы, они заряжают энергией и направляют поведение. Они защищают нас от потери и боли. Такая защита снимается не сразу. Вы мо­жете представить клиенту логические обоснования того, что он находится в безопасности, что он заслуживает любви, или заве­рить его в чем-то еще. Вы можете сказать ему, что никто его не преследует и что глупо считать иначе. Сами факты могут быть очевидными даже для него. И если вы делаете это достаточно мягко и сострадательно, чтобы избежать атмосферы конфронта­ции, то клиент может с вами согласиться. Все же при этом у него продолжает выступать холодный пот, стучат зубы и он отказыва­ется выходить из дома. Рассудком клиент может признавать, что вы правы. Он может даже сказать: "Да. Конечно. Вы правы.

Здесь действительно нечего бояться". Но его физиология и пове­дение яснее ясного говорят: "Есть чего! Есть чего!" Глубинный материал глух к доводам рассудка. Зато доступ к нему возможен через осознанность и вызывание переживаний. Поэтому мы ра­ботаем в необычных состояниях сознания.

Каждый из нас по-своему организует себя для встречи с миром. Мы придаем уникальное, собственное значение тому, что полу­чаем из мира. Подобно звону колокольчиков во время легкого ветерка, вызванные звуки говорят больше об инструменте, чем о ветре. Вызванные переживания больше говорят о нас самих, чем о вызвавших их обстоятельствах. В любой ситуации, каких бы двух людей мы ни взяли, у них могут быть совершенно разные, даже противоположные переживания. Переживание отражает внутреннюю организацию. Оно отражает воспоминания, убежде­ния и те представления о себе и о мире, которые организуют весь опыт. При осознанном вызывании мы подходим к ним вплотную. Один-два шага, вопрос, жест, еще немного времени, чтобы отследить переживание, — и мы в сердцевине.

Почти никогда не бывает так, чтобы люди считали вызванные переживания умозрительными. Они сразу воспринимают такие переживания как реальные и значимые. В опыте нелегко сомне­ваться. Можно сомневаться в теориях, но не в переживаниях. Если процесс терапии удерживается в нужном русле, то терапевт и клиент не говорят о домыслах, догадках и гипотетических причинах. Оба они заняты тем, что происходит прямо сейчас. Глубинный материал постоянно и активно формирует текущий опыт. Он действенен и осязаем. Благодаря особой работе в ходе терапии он становится доступен для сознания, где, при расши­ренном чувстве "я", его можно исследовать, интерпретировать, оспаривать и пересматривать.

ИЗМЕНЕНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ

...Тип активности, преобладающий в фазе неустой­чивости, вносит направленность, вектор, который уже указывает, в каком направлении можно ожи­дать формирования новой структуры.

Эрих Йентш. Самоорганизующаяся вселенная

...Каждый акт познания порождает еще один мир.

У. Матурана и Ф. Варела.

Древо познания

Истинная любовь — дело не для малодушных и слабых. Она рождается из силы и понимания.

Мехер Баба, фраза на плакате

Хакоми — ненасильственная психотерапия. Это способ, который помогает людям изменяться и признает мудрость и целебную силу в каждом из нас. Чтобы работать ненасильственно, нам нужно отбросить идею о том, что клиентов можно заставить ме­няться, и заодно отказаться от соблазна ставить себе в заслугу их успехи. Это не значит, что мы должны быть пассивны, ненасилие — это не бездействие. Мы можем работать, не используя силу или идеи и методы силовой парадигмы. Вопрос тогда мож­но сформулировать так: "Если мы не используем силу, то что мы используем? Как мы участвуем в процессе изменения, не навя­зывая своих стратегий, не считая себя героями — даже в мело­чах?" Вот что я думаю по этому поводу.

Помимо самого роста, мы стремимся участвовать в эволюции клиента, в его естественном продвижении к тому, чтобы стать Человеком в полном смысле слова. Карл Юнг однажды заметил, что пациенты не вылечиваются, а просто продвигаются дальше. Наша задача как терапевтов — помогать им продвигаться даль­ше, освобождаясь от всего, что является помехой на их пути. Мы с ними для того, чтобы помочь им: сначала когда они устремля­ются к тому, чего они могут достичь, затем когда они вступают в борьбу и работают ради своей возможно более полной реализа­ции, и в конце концов — когда они достигают этого. Это очень необычная работа. В таком процессе насилие не просто беспо­лезно, оно неизбежно вредно.

В любом развитии есть давление. Поток воды дает нам простую модель. Если медленно повернуть водопроводный кран, то сна­чала вода выходит гладкой, прозрачной струей. Количества про­текающей воды недостаточно для создания турбулентности. По мере роста давления вода уже не может проходить таким про­стым способом. Она должна что-то делать, чтобы приспособить­ся. И она это делает — она завихряется. Это завихрение позво­ляет протекать через данное отверстие большему количеству воды. Завихрение — более сложная динамическая структура, чем простой прозрачный поток, с которого мы начали. В терми­нах теории систем, поток перешел на более высокий порядок сложности. Он эволюционировал.

В процессе развития живых существ есть некая готовность, ожи­дание, подобное ожиданию семени. Влажность и тепло становят­ся сигналами, призывом и обещанием дать все, что необходимо. "Давай, — говорится в послании, — будь тем, кем ты можешь быть. Сейчас. Немедленно. Я здесь. Иди". Семена знают беско­нечный цикл времен года, от семени к ростку, растению, цветку, семени. Развиваясь, проходя один этап за другим, зная каждый призыв, пребывая в готовности. Этот цикл и есть полнота бытия. Эволюция — смелый поступок. У семени есть только обещание, только сигнал. Это испытание веры, прыжок в неопределен­ность. Семечко должно выбраться из прочной защитной оболоч­ки и отправиться дальше. Это время уязвимости и опасности. Если обстоятельства меняются, семя пропадает. Я согласен: раз­витие и изменения, по-видимому, неизбежны. По-видимому, мы должны. Все же некоторые люди не решаются. А для тех, кто ре­шается, это выбор жизни, требующий смелости, особенно когда боль предыдущей неудачи стала частью того, что ты сейчас со­бой представляешь.

Характер — это задержанный рост. Что-то было уже готово, но условия оставались неподходящими. Не было нужных сигналов. Так и не появилось уверенности, чувства полноты или оно было прервано, не получив шанса. Не хватало поддержки. Обещание было нарушено. Теперь, спустя годы, клиент приходит на тера­пию. Возможно, снова появилась готовность. Или она близка, предчувствуется, но еще бессознательна. Возможно, возродилось обещание, новый призыв, снова сформировалась зрелость.

Такой вот расклад: готовность, вспоминаемая боль, шанс расти. Как мы участвуем в этом, без насилия, без силы, лишь с нашей заботой, мудростью и правдой о том, кто мы такие? Мы делаем это, обеспечивая тепло и понимание, создавая подходящую об­становку для того, чтобы снова возникла смелость и уязвимость. Мы делаем это, признавая те грани клиента, которые созрели для роста, поощряем и поддерживаем это созревание. И в конце кон­цов мы делаем это с помощью милосердия и волшебства, просто­го авторитета наблюдения и знания настоящих имен вещей.

Если мы не собираемся использовать силу, нам нужно использо­вать свою способность выжидать, распознавать, что растет и что готово проявиться. В терапии это наивысшее умение: знать каж­дый момент таким, какой он есть. На простейшем уровне это от­слеживание, возможно, легкого изменения тона голоса, увлажне­ния глаз и называние этого. "Немного печально, да". Такое зна­ние и называние приводит клиента в то место, где он может рас­крыться потоку слез, эмоций и узнаванию себя, которое, если бы на него не обратили внимания, было бы сдержано. Что-то важ­ное и мучительное погрузилось бы обратно в тень, не высказан­ное и не увиденное. Мягко назвать то, что реально происходит здесь и сейчас, просто высказать, не споря и не доказывая, — это не сила. Это мудрое и изящное использование энергии данного момента. Оно пробуждает то, что истинно в клиенте. И это вол­шебство — пробуждение с помощью называния. В нем есть авто­ритет правды, четко высказанной правды, и никаких других мо­тивов — только присутствовать и наблюдать.

На многих уровнях такое присутствие и называние — это наше участие. Мы можем назвать то, что истинно для нас, вплоть до признания момента, когда мы чувствуем свое несоответствие стоящей перед нами задаче. Даже это поможет созреванию. По­мимо называния переживания данного момента мы можем при­знавать переживание всего срока жизни. Или можем "выпрыг­нуть" из системы и назвать то, что происходит между нами и клиентом на данном сеансе или в целом ряде сеансов. Правда, высказанное с состраданием вызывает отклик и поощряет воспо­минания и чувства. Каждое правдивое называние насыщает дан­ный момент возможностями. "Каждый акт познания порождает еще один мир".

Какая-то часть клиента уже знает эту правду, знает об этом сдерживании и стремлении продвигаться дальше. Так как мы своими глазами заметили эту правду и высказали ее в атмосфере любви, подход клиента к ней может видоизмениться. Возможно, клиент справлялся с этой правдой, скрывая ее от всех, включая себя самого. В терапии она становится эволюцией. Энергии, ко­торые были когда-то вложены в самоограничение, освобождены, для того чтобы вдохнуть жизнь во что-то новое.

Называние — лишь одно из воздействий в нашей мягкой и плас­тичной стратегии. Любовь, которую мы даем, сострадание и ува­жение, которые мы предлагаем, — это тоже обстановка, способ­ствующая раскрытию клиента. Когда мы просим клиентов быть осознающими, мы просим об уязвимости, об открытости всему, что бы ни появилось. Быть может, они впервые снимают защит­ную оболочку. Осознанность и пассивна и открыта, это само по себе обострение чувствительности и проявление смелости. Что­бы помочь достигнуть осознанности, нам нужно быть надежны­ми, поддерживающими и любящими. Мы должны быть братской или сестринской душой, поддерживающей и помогающей быть еще более смелым и проявить эту смелость. Потому что за такой уязвимостью осознанности находится уязвимость ребенка. Этому ребенку больно и обидно, его воспоминания полны потерь и по­ражений, его терзает изоляция и ошеломляющие противоречия. Когда мы называем эти вещи, мы озвучиваем чувство, идущее из нашего сердца, которое знает то, что есть, и знает то, что еще может прийти.

Когда клиент находит мудрость и заботу в терапевте, бессозна­тельное реагирует на это. "Внутренний ребенок" очень хочет понять, хочет знать, что реально и что нужно делать, хочет ра­зобраться в боли. В такие моменты возможны глубокие измене­ния. Есть некая напряженность, безмолвное предчувствие. В та­кие моменты всплывают полузабытые желания, вопросы и спо­собности живущего в нас ребенка. Мы снова начинаем расти. Потерянный кусочек себя находится и возвращается на свое за­конное место. После долгого молчаливого путешествия член се­мьи вернулся домой. Награда за всю эту сложную и мучитель­ную работу — просто знание, полученное из глубин, о пути, ко­торый привел к этому моменту... и о том, как двигаться дальше.

Здесь нет места принуждению или силе. Или, если угодно, это другая сила, сопричастная глубинной целостности жизни, ее по­стоянному возрождению, ее сладости, ее подлинности и пере­полняющей нас любви, которая сильнее миров и хода времени.

 

Глава 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА

Когда из инструментов есть только молоток, любая проблема кажется гвоздем.

Абрахам Маслоу

...Один из постулатов, направляющих передовые исследования в квантовой физике, состоит в том, что наш способ восприятия Вселенной, — то есть способ, которым мы измеряем, описываем и объяс­няем ее, — в некотором фундаментально важном смысле является отражением наших Умов.

Эдвард Т. Кларк.

Верить означает наблюдать, а не наоборот

Психотерапию долго называли "лечением проговариванием". За несколько последних десятилетий характер этого проговарива­ния резко изменился. Раньше психотерапия была разговором — психотерапевт и клиент говорили о чувствах, об отношениях, о прошлом, обо всем на свете, что могло быть интересным и важ­ным для клиента. В этом смысле она была очень похожа на лю­бой другой разговор. Просто такая беседа. Подобный разговор, рассказ о себе и своем опыте часто приносит пользу. Полезно делиться мучительными воспоминаниями. Процесс может быть долгим, медленным и вовсе не таким уж полезным. Разговор не всегда касается глубоких проблем. Он не сосредоточен непосредственно на переживании в настоящем. Сосредоточение на текущем переживании, и особенно на выражении эмоций, при­шло позже. Оно пришло с райховской терапией, психодрамой, гештальтом, группами встреч и другими методами, которые по­явились позже. На этом повороте психотерапия перешла от раз­говоров о переживаниях к переживанию как таковому. А клиен­ты от разговоров перешли к работе. И такая работа предполага­ла возвращение в наши тела, в наши восприятия, погружение на более глубокие уровни, дистанцирование от теорий и разгово­ров и приближение к сиюминутным переживаниям.

Это произошло в шестидесятые и было, по сути, прорывом — прорывом к переживанию жизни во всей ее полноте. Быть жи­вым означало испытывать переживания. В Эсаленском институте боевым кличем было: сделай это! Не просто говори об этом. Сде­лай это! Не говори мне о своей злости. Покажи ее мне! Кричи, стучи и шуми! Иди вглубь! Проживи это! Довольно изнуряющей, отупляющей болтовни. Вложи в это больше жизни! Пусти в ход энергию! Сделай это! И люди совершали поступки, подчас весь­ма авантюрные: отправлялись в Индию, покупали автобусы, кто- то путешествовал автостопом, экспериментировали с наркотика­ми, новыми сексуальными техниками... список можно продол­жить. И вряд ли можно назвать это просто экспериментом. Ско­рее поиском, в котором присутствовало подлинное чувство и дух высокого приключения. Когда Перлз предлагал своим студентам двигаться и "звучать" более интенсивно, он призывал их углу­бить переживание, добраться до чувств, получить живое пережи­вание и освободиться от разговоров. А заодно освободиться от иллюзорных переживаний и воображаемых "путешествий". И это работало. Психотерапия становилась реальной.

Переход к переживаниям был также переходом к настоящему, то есть к моменту, в который происходит переживание. На группах встреч было взято за правило говорить только о том, что происхо­дит здесь и сейчас, в это время, в этом помещении. Быть в настоя­щем. В гештальт-терапии задача формулировалась так: быть "здесь и сейчас". (Точно так же, как задачей психоанализа были свободные ассоциации.) Терапия сводилась к следующему: вой­дите в свое переживание, оставайтесь в нем, преувеличьте его и извлеките из него урок! И не ждите, что я сделаю это вместо вас. В этом пункте произошел очевидный разрыв с прежней моделью. В 1980-е годы передовые методы терапии, такие, как школа Фельденкрайза и НЛП, сделали еще один, следующий шаг. Эти виды терапии имеют дело не только с опытом, но и, что еще важ­нее, с организацией опыта. Например, в медитации мы изучаем, что за чем следует в потоке жизни ума, как ум составляет из час­тей переживания. Работая с новыми техниками, мы тоже испы­тываем переживания, но не просто их испытываем. Мы также изучаем, как они организованы. Мы изучаем системы, которые формируют переживание как таковое. Цель новой терапии со­стоит в том, чтобы вступить в контакт с клиентом и установить события, которые создают и поддерживают поток переживаний. Наша задача в данном случае — трансформировать привычный способ организации переживаний в рамках новой преобразую­щей терапии.

Как выяснилось, признанные мастера терапии, такие, как Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир и другие, исходят в своей работе из определенных, подчас неожиданных посылок. Самым неожидан­ным для меня оказалось утверждение, согласно которому насто­ящих проблем не существует. Клиенту кажется, что он столкнул­ся с проблемой, однако терапевт "знает", что никакой проблемы нет. Почему? Потому что если на дворе прекрасный день, нет никаких срочных дел и один человек этому радуется, а другому в то же время ужасно плохо, то причина не в том, каков день, а в том, как человек его интерпретирует. В том, как каждый органи­зует этот прекрасный день в свои собственные переживания. В организации опыта. Стало быть, проблема находится за предела­ми реальности.

Как любил говорить Моше Фельденкрайз: "Вы можете делать что хотите, только если вы знаете, что вы делаете в этот настоящий момент". Когда вы знаете, как вы организуете свой опыт, у вас появляется свобода организовывать его по-новому. Когда вы изменяете не только то, что вы переживаете, но также и то, как вы переживаете, вы превзошли самого себя, ваше "Я" стало другим. Вы вышли за границы привычек и убеждений, в которых вы за­стряли и которые вами управляли. Теперь у вас есть новые вари­анты выбора. Вы действуете и чувствуете по-новому. Вы изме­нились на уровне характера. Сменилась ваша личная парадигма. Вот какие изменения произошли в психотерапии. В Хакоми мы не просто говорим о переживаниях. Мы не просто испытываем переживания. Скорее, мы изучаем то, как каждый из нас органи­зует свой опыт.

Наши переживания определяются двумя совершенно разными процессами. Во-первых, тем, что действительно происходит во­круг нас, и, во-вторых, нашими привычками, которые преобразу­ют эти события в информацию на все более высоких уровнях нервной системы, во все более сложные, организованные ге­штальты и в конце концов — в сознание. Более низкие уровни, относящиеся к восприятию, обычно не вызывают проблем в пси­хотерапии. Именно на уровнях значений и чувств преобразова­ние событий в переживание становится очень индивидуальным, творческим, явно человеческим, а иногда излишне мучительным и ограничивающим.

В Хакоми мы помогаем нашим клиентам исследовать, как о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: