Самостоятельные части речи




Части речи Обозначают Отвечают на вопросы Разряды, примеры
Имя существительное Предмет   Кто? Что? Нарицательные и собственные; одушевленные и неодушевлённые; конкретные (парта, ученик); отвлечённые (доброта), собирательные (учительство).
Имя прилагательное Признак, принадлежность предмета (по сравнению с причастиями у прилагательных признак более постоянен: усталый (прил.) – уставший (прич) Какой? Чей? Суффиксы прилагательных: -ов-, -ев-, -ан-, -ян-,-н-, -енн-, -онн-,-оват-, -еват-, -ск-, -тельн-, -ова-, -ева-…   Качественные обозначают признак, который проявляется в большей или меньшей степени (имеют степени сравнения, сочетаются со словом очень, обр. краткую форму: красивый – красивее, очень…, красив); относительныеобозначают материал, пространственные и временные отношения (не имеют степени сравнения, не сочетаются со словом очень, не обр. краткую форму); притяжательные обозначают принадлежность предмета; суфф.:-й-, -ов-,-ин- (волчий, мамин, отцов).
Имя числительное   Количество предметов, число, порядок предметов при счёте   Сколько? Какой? Который?   Количественные (количество предметов: пять парт; порядковые(порядок при счёте: пятая парта); собирательные (несколько предметов как одно целое (пятеро); по структуре: простые(пять),сложные(состоят из двух корней: пятнадцать), составные (пятьсот пятьдесят пять).
Глагол Действие или состояние предмета Что делать? Что сделать? и т. д.   Несовершенного вида (что делать?) читать; совершенного вида (что сделать?) прочитать; переходные (могут сочетаться с сущ. мест., числ., в винительном пад. без предлога: читать (что?) книгу); непереходные (немогут сочетаться с сущ. мест., числ., в винительном пад. без предлога: написать в письме; возвратные –глаголы с суфф. –ся-, -сь-, действие которых переходит на самого себя (умывается).
Наречие (неизменяемая часть речи) Место, время, способ действия Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Обстоятельственныеобозначают образ действия (пешком), время (вечером), место, причину (сгоряча), цель(нарочно); Определительныеобозначают меру и степень (вдвое), качество (слегка), способ действия (едва).
Местоимение Не обозначает, а лишь указывает на предметы, признаки, количества   Разряды местоимений: 1) личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они); 2) возвратное (себя – не имеет форму им. падежа, числа и рода); 3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой, её, его, их – являются притяжательными, если обозначают принадлежность, отвечают на вопрос: чей?); 4) указательные (то, это, этот, такой, тот, таков, сей, оный, этакий); 5)определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой, если при нём нет пояснительного слова: Другой (местоимение) откликнулся вместо него. – Другой (прилагательное) человек встретил её.) 6 -7) вопросительные (служат для выражения вопроса) и относительные (служат средством связи (союзными словами) в СПП): кто, что, какой, который, сколько, чей; 8) неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кто – то, какой – либо, кое – кто); 9) отрицательные (никто, ничто, некого, нечего, никакой, нисколько)
Причастие   Признак предмета по действию (по сравнению с прилагательными у причастий признак не постоянный, а временный: уставший (в какое - то время - прич.), усталый (долгое время – прил.)   Какой? (можно заменить глаголом) Действительные причастияобозначают признак предмета, который сам производит действие (читающий мальчик); суффиксы действительных причастий: -ащ-, -ящ-, -ущ-,-ющ-,- ш-,-вш-. Страдательные причастияобозначают признак предмета, над которым кто - то совершает действие(читаемая книга); суффиксы страдательных причастий:-ом-, -ем-,-им-, енн-, -т-.
Деепричастие     Дополнительное действие к основному действию, выраженному глаголом- сказуемым   Что делая? Что сделав? Несовершенного вида (Что делая? - читая); совершенного вида (Что сделав?- прочитав)
Слова категории состояния Состояние предмета или окружающей среды Каково? Мнегрустно.На улицехолодно.

Служебные части речи

Служебные части речи Роль в предложении Разряды, примеры
Предлоги Связывают слова в словосочетании и предложении Простые непроизводные: по, под, в, на, у, около, над, за, из-за, для, без, до, к, о, об, от, ото, пред, при, с, через. Простые и составные производные предлоги: Вокруг, навстречу, путём, в течение, в продолжение, вследствие, благодаря, согласно, вопреки, напротив, наперекор, в счёт, насчёт, в связи, несмотря на, ввиду, вроде, посреди, вслед.
Союзы Связывают однородные ЧП Сочинительные союзы: 1) соединительные: и; да (=и); ни-ни, не только…, но и; как…, так и; тоже, также, не только…, а и; не только…, да и; не только…, однако и. 2) противительные: а, но, да (= но), однако (же), зато; 3) разделительные: или, либо, то-то, не то- не то. 4) присоединительные (имеют добавочное значение): и, же, да и, также и; 5) пояснительные: то есть.
  Связывают простые предложения в составе сложного Подчинительные союзы: 1) временные: когда; едва; как только; после того как; с тех пор как; лишь только; 2) изъяснительные: что; чтобы; как; будто; сколько; насколько; 3) целевые: чтобы; дабы; для того чтобы, с тем чтобы; лишь бы; только бы; 4) Причинные: потому что; так как; вследствие того что; в связи с тем что; поскольку; оттого что; ибо; благодаря тому что; 5) Следствия: так что; 6) Условные: если; раз; коли; когда; как скоро; кабы; ежели; 7) Уступительные: хотя; пусть; пускай; даром что; между тем как; несмотря на то что; как ни; где ни; куда ни, что ни; кто ни; 8) Сравнительные: как; как будто; слово; точно; как если бы.
Частицы Вносят различные оттенки значения и служит для образования форм слова     Формообразующие (служат для образования условного и повелительного наклонений глагола, степеней сравнения прилагательных и наречий): бы (б), бывало, да, давайте, пусть, пускай; более, менее, самый; 2) смысловые (модальные), выражающие: -вопрос (ли, разве, неужели); - восклицание (что за, как); - указание (вот, а вот, вон, а вон); - сомнение (вляд ли, едва ли); - уточнение (именно, как раз); - выделение, ограничение (только, лишь, исключительно, почти); - усиление (даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё – таки, -то); - пояснение (якобы); смягчение требования (-ка); 3) отрицательные (не, ни).
  • А 11. Укажите значение слова в предложении… (Соотнесите значение слова в данном контексте с предложенными вариантами и выберите правильный вариант, проверьте себя по толковому словарю.)
  • А12. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется н (нн)? Памятка. Определите, к какой части речи относится слово. Если это прилагательное, определите от чего оно образовано: от имени сущ. (отымённое) или от глагола (отглагольное)- это нужно для того, чтобы применить то или иное правило.
  • Н – нн в отымённых прилагательных
Н НН
1.В суффиксах –ан-, -ян-, -ин- (глиняный, соловьиный); исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. 2.Запомнить: свиной, пряный, румяный, бараний, тюлений, юный, зелёный, багряный, рдяный (н входит в корень) Запомнить: в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных прилагательных! (туманная - туманна) Запомнить: ветряная мельница – ветреный день; масляная краска – масленая каша.   1.В прилагательных, образованных от сущ. с основой на н + суфф.-н-(туманный);   2.В суффиксах –енн-,-онн- (традиционный); искл.: ветреный, но: безветренный;   3. В прилагательных, образованных от разносклоняемых сущ. с основой на -мя (временный, безымянный).

· Н – нн в отглагольных прилагательных и причастиях

Н НН
1)Если образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида (крашеный – от красить, раненый – от ранить), если нет зависимого слова; 2) в кратких причастиях (работа выполнена); Запомнить: приставка не- не влияет на правописание н –нн! (некрашеный забор)   Сравните и запомните: названый братец (прил.) – названный в честь отца (прич.); посажёный отец – посаженные деревца; конченый человек – законченная работа; Прощеное воскресенье, смышлёный ребёнок. 1)Если есть приставка (кроме не) (прочитанная книга); 2) если есть зависимые слова (читанная мной книга, раненный в руку солдат); 3) прилагательные на –ованный, -ёванный (асфальтированный), кромеслов: жёваный, кованый, клёваный (-ов-, -ев- входят в корень), но: подкованный, разжёванный, исклёванный. 4) если образовано от глагола совершенного вида (решённая задача)? Искл.: раненый Запомнить: деланный, желанный, жеманный, медленный, нежданный, негаданный, священный, чванный, чеканный.

Запомнить: в наречиях и существительных пишется столько же н, сколько и в прилагательных, образованных от них (современник – современный, нежда нн о – нежда нн ый, тушё н ка – тушё н ый - тушить, несов. вида).

 

 

  • А 13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?
  • Памятка. Безударные гласныекорня делятся на проверяемые, непроверяемые ударением (словарные слова) и чередующиеся гласные, которые нельзя проверять ударением. Поэтому сразу исключите строчки с чередующимися гласными: -гор- гар-, -зар-зор-, -твар –твор-, -клан- клон –, -лаг- лож-, - раст –ращ- -рос-, - скак – скоч-, -бер- бир-, -пер-пир-, -мер- мир-, -тер-тир-, -дер-дир-, -жег- жиг-, -стел- стил-, -чет- чит-, -блест – блист-, -кас- кос-, корни с им-ин, -равн – ровн-, -мак – мок-, - плав- плов- плыв-.
  • Запомните: корни -благ-, - блаж- не являются чередующимися (благость, блажь).
  • Исключите строчки со словарными словами, проверьте ударением слова в оставшейся строчке.
  • Правописание чередующихся гласных в корне зависит
  • 1) От ударения: гор- гар, зар-зор, твар –твор, клан – клон.
Под ударением (пишу, что слышу) Без ударения
- гар – (загар) -гор- (загорать)
- зар- и –зор- (зарево, зорька) - зар- (заря)
-твар- и -твор - (тварь, творчество) - твор- (творить)
-клан- и –клон- (кланяться, поклон) - клон-(наклониться) КОЛЯ  
  • Исключения: изгарь, пригарь, утварь, зоревать.
  • 2) От последующего cогласного: лаг - лож, раст – ращ- рос, скак-скоч, -лаг- лож- (перед г пишу а, перед жо: предлагать, предложить); искл.: полог; - раст –ращ- рос- (перед ст, щ пишу а, нет ст, щ – пишу о: растение, выращенный, поросль);

· исключения: росток, отрасль, Ростислав, Ростов, ростовщик и слова, производные от них;

· - скак – скоч (перед к пишу а, перед чо: скакать, вскочить); искл.: скачок, скачу;

· 3) От суффикса а: в корнях бер- бир, пер-пир, мер- мир, тер-тир, дер-дир, жег- жиг, стел- стил, чет- чит, блест – блист, в корнях с им-ин пишем и, если за корнем следует суффикс а, в остальных случаях – е (соб и р а ть – соб е ру, прин и м а ть); исключение: соч е тание (от чета – пара), соч и нение;

·.в -кас- кос- пишем а, если за корнем следует суффикс а, в остальных случаях – о (касаться – коснуться);

· 4) От значения: равн – ровн, мак – мок: - равн - («равный, одинаковый»: уравнять в правах); – ровн- («ровный, гладкий»: сровнять с землёй); исключение: уровень, равнина.

· - мак- («опускать в жидкость»: макать сухарь в чай); - мок- («пропускать жидкость, становиться мокрым»: вымокнуть под дождём)

  • Корень –плов - содержится в словах пл о вец, пл о вчиха; корень –плыв- содержится в слове пл ы вуны, в остальных случаях – а.
  • А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква в приставке или после приставки? Виды и правописание приставок
Неизменяемые На –з, -с Рос-(рас-), роз-(раз-) При-, пре- (от значения)
с-, по, под-, над-, про-, в-, от-, об-, за-, пред-, поза-, пра- (в значении «предок»: прадедушка) и др. перед звонкими – з (безжалостный) перед глухими – с (бесшумный) под ударением – о (роспись, розвальни) без ударения – а (расписание, разговор) При-:приближение (приблизить), присоединение (привинтить), неполнота действия (прислушаться), близость (привокзальный), доведение действия до конца (прибежать), «взять себе» (приобрести);пре -:=очень, - (престранный), =пере - (преступить).
  • Различайте слова с омонимичными приставками: при бывать на вокзал (приезжать, приближаться) – пре бывать в городе (находиться); при ёмник радиоволн (аппарат, принимающий радиоволны) – п ре емник президента (продолжатель дела) - пре емственность в образовании; при ступить к работе (начать) – пре ступить закон (совершить правонарушение ); при ходящий работник (тот, кто приходит) – пре ходящие явления (временные), не пре ходящие ценности (вечные); при дел к дому (пристройка) – пре дел желаний (ограничение); при творить дверь (неполное действие: закрыть не до конца) – пре творить мечту в жизнь (осуществить), пр и зирать сироту (проявить милосердие, дать приют) – пр е зирать врага (не уважать).
  • Запомните словарные слова: причудливый, привередливый, привилегия, престиж, претендент, президент, президиум, прилежный, преамбула, премьера, презумпция, презентация, претензия, прецедент, превалировать.
  • Запомните: после приставок на согласный пишется ы, если слово без приставки начинается с и (без ы нициативный – от и нициативный). После приставок на гласный и приставок сверх-, супер-, меж-, дез-, пан-, контр-, пост- пишется и ( по и скать,сверх и нтересный, меж и нститутский, дез и нформация). В сложных словах также пишется и (пед и нститут).
  • Правописание Ъ и Ь.
Ъ Ь
1.Перед е, ё, ю, япосле приставок на согласный (предъюбилейный). 2. Запомните исконно русские и иноязычные слова, в которых приставки срослись с корнями: адъютант, объять, объём, объект, субъект, инъекция, конъюнктура. 1. Переде, ё, ю, я, и в корне или после корня (завьюжить). 2.Запомните иноязычные слова: пьедестал, пьеса, фельетон, интервью, бульон, павильон, медальон, почтальон, каньон, арьергард.
3. В сложных словах после первой части – числительного (двухъярусный).  

 

· А 15.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е (и), а (я), у (ю)?

· Памятка. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий.

· Образуйте неопределённую форму и определите спряжение:

2 спряжение 1 спряжение
1) Все глаголы на – ить в н.ф., кроме брить, стелить, зиждиться («основываться, строиться»). 1. Все остальные глаголы на –ать, - ять, - оть, -уть, -ти, -чь…
2)11 глаголов – исключений: 4 гл. на –ать: гнать, держать, дышать и слышать; 7 гл. на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, иобидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. 2. Глаголы – исключения: брить, стелить, зиждиться.
Пишу и, а, я Пишу е, у, ю

· Суффиксы причастий (определяются по спряжению гл - в, от которых образованы, например: крас ящ ий – от крас ить, 2 спр.).

от гл. 1спр. от гл. 2спр
Пишу - ущ-, -ющ-,- ом-,-ем- (борющийся, ведомый, приемлемый) Пишу -ащ-, -ящ-,-им- (строящийся, видимый, исключение: движимый)

Памятка. Гласную перед нн (н) в причастиях проверяем по н.ф. глагола, от которого образовано причастие:

· если образовано от гл. на –ать, - ять, пишу а (замеш а нный в преступлении - замеш ать);

· если не от гл. на - ать, -ять, перед нн (н) пишу е (подстрел е нная дичь – подстрел ить; запомнить: обгрызть – обгрыз е нный).

· А 16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Определите часть речи, сначала найдите корень, чтобы правильно выделить суффикс.)

· Памятка.

· Cуффиксы глаголов –ова-, ева-, - ива, -ыва проверяем, образуя форму наст. времени (что делаю?):

· если глагол оканчивается на - ую, -юю, пишу – ова-, -ева -, (танц ева ть – танц ую);

· если глагол оканчивается на - ываю, - иваю, пишу – ыва-, -ива - (доклад ыва ть – доклад ываю).

· Запомнить глаголы с суффиксом –ва- (он всегда ударный): застр е ва ть, затм е ва ть, намер е ва ться, продл е ва ть.

· Запомнить: обессил е ть – обессил е л – обессил е вший (сам по себе, непереходный);

обессил и ть – обессил и л – обессил и вший (кого – то, переходный);

обезлюд е ть – обезлюд е л – обезлюд е вший (сам по себе, непереходный);

обезлюд и ть – обезлюд и л - обезлюд и вший (кого – то, переходный);

обезлес е ть – обезлес е л – обезлес е вший (сам по себе, непереходный);

обезлес и ть – обезлес и л – обезлес и вший (кого – то, переходный).

 

 

· Перед суффиксами – л-, -в-, -вш-, пишу ту же гласную, что и в н.ф. (кле и л – кле и ть, зала я в – зала я ть, зате я вший - зате я ть).

· Гласную перед суффиксом -ва- (он всегда ударный) в глаголах несовершенного вида проверяем, отбрасывая суффикс -ва-, смотрим получившуюся начальную форму глагола совершенного вида (претерп е вать – претерп е ть).

· В глаголах с приставкой вы- отбрасываем приставку и проверяем по н.ф. (вызр е вать - зр е ть)

· Запомните суффиксы прилагательных: - чив-, -лив- (всегда пишутся с и);

безударные -ов-, -ев- (искл. милост и вый, юрод и вый); запомните: гуттаперч ев ый – от гуттаперча + -ев-);

· Чтобы различить суффиксы – чив-, -лив-, -ев -, выделите корень, например: эмал- ев -ый – от эмаль + -ев-).

· -Оват-, еват- (в значении чуть – чуть такой: бел ова тый); -ат-, -чат- (дымчатый).

· В существительных ж. р пишется суффикс –иц- ( сестр иц а ), м. р. -ец- (брат ец, глян ец; в сущ. ср. р. – иц- пишем в постударном слоге (им е нь и це), - ец- - в предударном слоге (письм е ц о).

· Запомните уменьшительно – ласкательные суффиксы: -еньк-, - оньк-, ышк-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-

· В суффиксах –ек-, -ик-, пишем е, если гласная при склонении выпадает

(ореш е к – оре шк а), пишем и, если гласная не выпадает (ключ и к – ключ и ка).

 

· А 17. В каком предложении не со словом пишется слитно (раздельно)?/

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте пропуска которых пишется и (е)?

· Памятка. Не с различными частями речи

Слитно Раздельно
1.С существительными, прилагательными, причастиями, наречиями, если нет противопоставления с союзом а и зависимых слов, можно заменить синонимом без не (невнимательность, невежливый, невысказанный, негромко). 1. С существительными, прилагательными, причастиями, наречиями на –о, -е, если есть противопоставление с союзом или зависимые слова. (При причастиях - любые зависимые слова, прилагательных - далеко не, вовсе не, никак не, ничуть не, отнюдь не, никогда не, нисколько не, а также любые отрицательные местоимения). Запомните: союз но не выражает противопоставления.
2. Когда слово без не не употребляется (неряха, негодующий, неистощим).   2.С глаголами и с деепричастиями (не читал, не читая). Исключения: негодовать, ненавидеть, недоумевать, неистовствовать, нездоровиться, неможется, недомогать и производные от них деепричастия
3. С отрицательными и неопределёнными местоимениями и наречиями, если между ними нет предлога (несколько, некуда). 3. С личными, определительными, притяжательными местоимениями (не я, не мы, не мой, не твой, не каждый). С отрицательными и неопределёнными местоимениями и наречиями, если между ними есть предлог (не у кого, ни с кем).
4. С прилагательными и причастиями, если в качестве зависимых слов при них стоят наречия меры и степени (почти, весьма неплохой рассказ). 4. С краткими причастиями (Книга не прочитана).
  5. С числительными (не пять, не пятый).
  6. С относительными и притяжательными прилагательными (Не сегодняшний, не мамин).
  7. Со словами категории состояния (Не холодно).
  8. С наречиями не на –о, -е (не всегда).
  9. Со словами, которые пишутся через дефис (не по – товарищески).

 

 

· Памятка. А 17. (вариант задания) Употребление частиц не и ни

Не Ни
1. В значении отрицания с различными частями речи, например, с глаголом (не рассказывал). 1.В значении усиления отрицания в предложениях без подлежащего (На улице ни души)
2. В значении утверждения, когда не употребляется два раза (не мог не сказать = сказал). 2. В сложных предложениях после относительных местоимения и наречий в значении усиления: кто, что, куда, сколько. (Кто бы ни сказал… Что бы ни говорили… Куда бы ни посмотрел… Сколько бы ни спорили…).
3. В отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в качестве приставки (слитно): некого, некуда (в ударном положении). 3. В значении усиления уже имеющегося отрицания, выраженного словами не, нет, нельзя. (Ни слова не сказал).
4. В предложениях обобщающего характера, в риторических вопросах (Кто не читал Пушкина? = все читали). 4.В отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в качестве приставки (слитно): никого, никуда (в безударном положении).
  5.В роли повторяющегося союза ни – ни при однородных членах предложения (Он не испытывал нистраха, ни тревоги)
  6.Во фразеологизмах (ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: