Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Основы теории управления» для обучающихся 5 ЗУ курса ФВО, заочная

Набор 2015 г. Направление 38.03.03 «Управление персоналом» на 2, 3 семестр 2016/2017 учебного года

Кафедра «Управления и информационных технологий»

№ п/п Наименование разделов и учебных тем Всего часов Аудиторные часы Количество часов по видам учебных занятий Самостоятельная работа Виды используемых технических средств обучения (ТСО), наглядных пособий, телевидения, кино и др. Наименование учебной дисциплины (модуля) и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы Примечания
Лекция Лабор/р Семинар Другие виды
2 семестр
1. Основы управления организацией. Функции и методы менеджмента.                     -     -     мультимедийная установка, флеш-карта, ПЭВМ, плакаты по теме лекции, раздаточный материал    
Итого за 2 семестр:         - -        
3 семестр
2. Разработка управленческого решения. Организационные процессы.         - -   мультимедийная установка, флеш-карта, ПЭВМ, плакаты по теме лекции, раздаточный материал    
Форма контроля – зачёт 9                    
Итого за 3 семестр:         - -        
Итого:         - -        

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры от «____» __________________ 20___ года

Начальник кафедры ____________________________

(специальное звание, подпись)

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Основы теории управления» для обучающихся 5 ЗУ курса ФВО, заочная.

Набор 2016 г. Направление 38.03.03 «Управление персоналом» на 2, 3 семестр 2016/2017 учебного года

Кафедра «Управления и информационных технологий»

№ п/п Наименование разделов и учебных тем Всего часов Аудиторные часы Количество часов по видам учебных занятий Самостоятельная работа Виды используемых технических средств обучения (ТСО), наглядных пособий, телевидения, кино и др. Наименование учебной дисциплины (модуля) и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы Примечания
Лекция Лабор/р Семинар Другие виды
2 семестр
1. Основы управления организацией. Функции и методы менеджмента.                     -     -     мультимедийная установка, флеш-карта, ПЭВМ, плакаты по теме лекции, раздаточный материал    
Итого за 2 семестр:         - -        
3 семестр
2. Разработка управленческого решения. Организационные процессы.         - -   мультимедийная установка, флеш-карта, ПЭВМ, плакаты по теме лекции, раздаточный материал    
Форма контроля – зачёт 9                    
Итого за 3 семестр:         - -        
Итого:         - -        

 

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры от «____» __________________ 20___ года

Начальник кафедры ____________________________

(специальное звание, подпись)

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Российской Федерации
о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ,
30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ] // Рос. газ. от 21 янв. – 2009. – № 7

Кодексы:

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): [федер. закон: от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ]; (часть вторая): [федер. закон: от 26 января 1996 г. №14-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32, ст. 3301.

Основная литература:

3. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник /О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 5-е изд., стер. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014. – 576 с.

4. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. О.И. Медведь. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.

5. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / Пер. с англ. под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2009. ‑ 344 с.

6. Библиотечные каталоги https://www.benran.ru/Lib_kat.htm.

7. Теория управления: Учеб. пособие / Л. А. Бурганова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 152 с.

8. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами / Под ред. чл.-корр. РАН Д.А. Новикова. – М.: Либроком, 2009. – 264 с.

9. Глухов В.В. Менеджмент. 3-е изд. - СПб: Питер, 2008. — 608 с.

10. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордвина. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с.

11. Кабушкин Н.И.Основы менеджмента: учеб пособие / Н.И. Кабушкин. – 11-е изд, испр. – М.: Новое знание, 2009.

12. Основы менеджмента: учеб. Пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Королева. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.

Раздел 1. ЭЛЕМЕНТЫОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИИ, МЕНЕДЖЕРЫИ УСПЕШНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Что такое организация? Общие характеристики организаций. НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ.   ОРГАНИЗАЦИЯ - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Для большей точности скажем, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации настолько важны, что мы посвятим им целую главу. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А используя слово организация, мы всегда будем иметь ввиду формальную организацию. СЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Давая определение нашему предмету, мы сказали, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Предмет книги - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей. РЕСУРСЫ. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация/ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть «островом в себе». Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие, более подробно описанные ниже. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. УПРАВЛЕНИЕ - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.   НЕОБХОДИМОСТЬ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА. Обобщенная концепция, при всей ее полезности и правомерности, слишком уж неточна, чтобы применяться безоговорочно. При исполнении управленческих функций необходимо принимать во внимание различия между организациями. Эти серьезные различия между организациями, которые обычно называются ситуационными переменными, распадаются на две основные категории: внутренние и внешние переменные. НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА. Простого указания на то, какие переменные сильнее всего влияют на успех, явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей компании. Настоящая трудность заключается в том, что все многочисленные ситуационные переменные и все функции управленческого процесса взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организации настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга. НЕТ «ПРАВИЛЬНЫХ» ОТВЕТОВ. Одно из важных следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является тот факт, что руководитель никогда не может предполагать, что какой-то конкретный метод или способ, как бы хорошо он ни срабатывал, является априорно «правильным». Резюме. 1. Три критерия формальной организации включают наличие по крайней мере двух человек, преднамеренно работающих вместе для достижения общей цели. 2. Организации преобразуют ресурсы в виде материалов, технологии, людей и информации в желаемые конечные состояния или цели. 3. Организации должны взаимодействовать с внешней средой для того, чтобы получать ресурсы и находить потребителей для своей продукции. Зависимость от внешней среды, которая постоянно меняется и находится вне контроля руководства, является основной причиной того, почему в управлении нет абсолютных правил. 4. Все организации осуществляют горизонтальное разделение труда, разбивая всю работу на составляющие ее задачи. Более крупные организации осуществляют такое разделение, создавая отделы или подразделения, которые далее подразделяются на более мелкие единицы. Управление необходимо для координирования всех задач организации. 5. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей. Все руководители выполняют эти функции и играют несколько других ролей, таких как обработчика информации; лидера; лица, принимающего решения. Характеристики, благодаря которым человек становится выдающимся предпринимателем, отличаются от характеристик, которыми обладает эффективный менеджер. 6. Более крупные организации имеют такой объем управленческой работы, что им необходимо четко определить корпус руководителей. Вертикальное разделение труда, создание уровней управления используются для дифференциации и координации управленческой работы. 7. Хотя реальное число уровней может быть и большим, традиционно выделяются три уровня управления. Руководители низового звена, младшие начальники наблюдают за процессом осуществления производства работниками, которые не управляют, а имеют дело непосредственно с ресурсами. Руководители среднего звена являются буфером между руководителями низового и высшего звеньев. Их работа значительно варьируется от организации к организации. Руководители высшего звена отвечают за организацию в целом или за крупный сегмент данной организации. 8. Чтобы быть успешной, т.е. добиться своей цели, организация должна выжить благодаря результативности и эффективности. 9. Производительность, т.е. относительная эффективность организации, имеет количественное выражение. Она определяется как количество единиц выхода, деленное на количество входа. Важным элементом производительности является качество. 10. Для того, чтобы организация добилась успеха, руководитель должен понимать ее общие характеристики. 11. Хотя все организации имеют много общих характеристик, различия между ними очень часто в решающей степени влияют на то, что именно сработает лучше. Эти ситуационные переменные могут быть внутренними и внешними. 12. Все эти переменные и все функции управления взаимозависимы. Изменение в одной из этих переменных в определенной степени вызывает изменения во всех других. 13. Эффективный руководитель, принимая во внимание эти ситуационные переменные, понимает, что не существует единственного «правильного» способа совершения чего-то. Оптимальный выбор - это выбор того, что наиболее соответствует ситуации, сложившейся на данное время. 14. Для того, чтобы сделать этот правильный выбор, руководитель должен иметь комплексный взгляд на вещи.  
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Сравнение старой и современной организации.
Старая организация Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций. Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих.
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена. Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена.
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности. Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.
Занятие руководящих постов в организации и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения. Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.
Упор на приказ и интуицию. Упор на коллективную работу и рациональность.

ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К УПРАВЛЕНИЮ. Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.

 

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: