Беседа по вопросам учебника к главам 13-18.




Тема. Романтическая история любви Владимира и Маши

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

Проверка ДЗ.

Глава XI

— с.140 Вопр.2. Как Дубровский стал Дефоржем?

Дубровский на почтовой станции встретился с французом, который ехал к Троекурову, чтобы служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу денег за то, чтобы он отдал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.

- с.140 Вопр. 4.

— Почему А. С. Пушкин нарушил последовательность изложения?

Пушкин нарушил последовательность изложения событий, чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом; чтобы читатель испытал то же удивление, что и Антон Пафнутьич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин хотел создать тайну, интригу, и ему это удалось.

В рабочей тетради запишите:

Семнадцатое ноября

Классная работа

Романтическая история любви Владимира и Маши

Беседа.

— Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от планов мести?

— Вспомните, как сначала относилась Маша к Дефоржу. Почему?

— Какое событие заставило ее изменить свое отношение к учителю?

— Какие чувства испытала она, когда получила записку от Дефоржа?

— Как Маша продумывала свое поведение на свидании?

- Удалось ли ей вести себя так, как она хотела?

— Найдите слова Дубровского, объясняющие отказ от мщения.

(«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».)

— Какое обещание дала Марья Кириловна Дубровскому?

(В средневековой Европе существовала традиция рыцарски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря. Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической.)

— Почему Дубровский был вынужден бежать из Покровского?

— Как расстался Троекуров со своими гостями?

(Попросим учеников вспомнить, как Троекуров приказал запереть ворота, чтобы гости не смогли уехать домой в день храмового праздника в Покровском. Сопоставим этот поступок с тем, как Троекуров в одиннадцать часов, будучи не в духе, разогнал гостей по домам. Сделаем вывод о деспотизме и самодурстве Троекурова.)

Беседа по вопросам учебника к главам 13-18.

— Каким вы представляете себе князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чем их различие?

(Князь Верейский — человек пятидесяти лет, но кажется «гораздо старее». Пушкин пиш ет: «Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провел за границей, жил на деньги, которые ему присылал приказчик из имения, и в первый раз приехал посмотреть на это имение в пятьдесят лет. Этим он отличается от своего соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своем поместье и сам ра с-поряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и два раза в неделю страдал от обжорства. Двух соседей роднит еще и то, что каждый из них заботился только о своем собственном благополучии и считал, что все остальные созданы, чтобы прислуживать им и доставлять удовольствие.)

— Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился ее судьбой?

(Кирила Петрович относился к своей дочери как к собственности и без ее согласия решил выдать Марью Кириловну замуж за князя, который был много старше ее. Душевные переживания Маши были для него досадным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого.)

— Перескажите эпизод с кольцом.

— Как вели себя Митя и Саша во время допроса?

(Митя и Саша во время допроса вели себя по-разному. Когда Саша проговорился, Кирила Петрович понял, что в дело замешана Марья Кириловна, и стал грозить Саше, что отдерет его розгами. Саша испугался и постепенно, слово за слово, рассказал о просьбе сестры. Когда внимание Троекурова обратилось к Мите, то он отвечал, что он «дворовый человек господ Дубровских». Это был очень смелый ответ, потому что после решения суда крепостные Дубровского принадлежали Троекурову. На следующий вопрос Троекурова мальчик отвечал «с большим равнодушием», что он «малину крал». После этого Митя не сказал больше ни слова. Он принял на себя «вид настоящего дурачка» и не отвечал на угрозы Троекурова.)

- Почему Троекуров и исправник отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство?

(Троекуров и исправник выпустили Митю, чтобы выследить, куда он побежит: «Он пособи т нам поймать самого атамана». Следствием этого было то, что лагерь разбойников был обнаружен, и его атаковали солдаты.)

- Как складываются отношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?

(После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала позвать Дубровского на помощь в случае необходимости. Однако она сама в отчаянии рассказала отцу, что может прибегнуть к заступничеству Дубровского. Отец сделал все возможное, чтобы этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтобы предупредить Дубровского, не смогла вовремя положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не решилась вовремя сказать отцу, что не хочет идти замуж за Верейского, не решилась сказать «нет» в церкви. Она ждала таинственного романтического избавителя, ничего не сделав для своего избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми остановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришел вовремя, и сказала: «Я согласилась, я дала клятву...» Марья Кириловна отказалась от помощи Дубровского, потому что была обвенчана и более не могла поступать по своей воле. Марья Кириловна стала княгиней и богатой женщиной. Только после смерти старого мужа она обрела бы независимость.)

— Рассмотрите иллюстрацию Е. Е. Лансере (с. 132, ч. 1 учебника). Какой фразой из романа «Дубровский» можно было бы назвать ее? Опишите то, что вы видите на этой иллюстрации (УСТНО!).

Посмотрите видеоурок:

https://www.youtube.com/watch?v=DC5A_YWehrY

Домашнее задание: дайте письменный ответ на вопрос: «Как автор относится к Владимиру и Маше?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: