Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям




Логически построенная речь.

Для того чтобы сохранить максимальное внимание слушателей, речь оратора должна быть последовательной, обоснованной, непротиворечивой.

Вовлечение слушателей в процесс выступления.

Помогут удержать внимание аудитории вопросы, адресуемые публике, заставляющие задуматься, самим поискать решения предложеннойзадачи. Такой прием делает слушателей как бы соучастниками выступления, а значит, внимательно следить за речью оратора.

Новизна.

Если в материале выступающего не содержится никаких новых данных, интерес слушателей быстро падает, возникает ощущение скуки, разочарования или даже раздражения. Потому в выступлении необходимо предусмотреть раскрытие какой-то новой интересной информации или оригинальной трактовки всем известных фактов, предложить свежие идеи.

Доступность изложения мыслей.

Излишняя насыщенность речи специфическими терминами и сложными фразами не добавит внимания к докладчику. Излагать материал лучше всего доступным и понятным широкому кругу слушателей языком.

Выразительность речи.

Усилить внимание аудитории поможет использование различных наглядных пособий, образность и выразительность речи выступающего: изменение интонации голоса, меткие выражения, оригинальные сравнения. Украсят выступление и так называемые «лирические отступления» - когда оратор делится какой-то интересной историей из собственного опыта, приводит пример из увлекательной книги, популярного фильма или рассказывает забавный анекдот по теме.

Акцент на интересах аудитории.

Удержать внимание публики легко, когда выступающий в своем докладе затрагивает чувства и насущные интересы присутствующих. Доверительность в общении с аудиторией, понимание проблем слушателей вызывают их живой отклик.

Непринужденная манера изложения.

Согласитесь, что когда выступающий слишком напряжен, заикается от волнения, не может внятно выразить свои мысли или же монотонно бубнит себе под нос заученные фразы, рассчитывать на длительное внимание слушателей не приходится. Лучше всего, если выступление оратора будет естественным, как во время общения с хорошими знакомыми. Это возможно лишь тогда, когда выступающий искренне убежден в своих словах и вкладывает в свою речь неподдельные эмоции. На Востоке говорят: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

Темп речи.

Речь оратора не должна быть слишком быстрой или чересчур медленной. Необходимо поддерживать умеренный темп речи, делая иногда небольшие паузы для осмысления сказанного.

Зрительный контакт.

Очень важно во время всего выступления поддерживать зрительный контакт с аудиторией. В этом случае оратор сможет быстро сориентироваться и вернуть внимание слушателей с помощью одного из вышеперечисленных приемов.

Время выступления.

В зависимости от темы доклада, необходимо подобрать оптимальное время для его изложения. Оратору нужно донести до аудитории все свои мысли и идеи, при этом не стоит слишком затягивать свое выступление. Люди, опытные в этой сфере деятельности, говорят, что закончить свою речь лучше на минуту раньше, чем на минуту позже

 

ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

 

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
Алексей Толстой

Речевое воздействие в широком смысле – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование сообщений, построенных средствами так называемых паралингвистических (т.е. «окололингвистических») семиотических систем, к которым относятся, прежде всего, жесты, мимика и позы (так называемая кинесика, образующая ядро паралингвистики в традиционном понимании последней); эстетические коды словесного творчества (например, стилистические коды и систему интертекстуальных ссылок); а также, в случае письменной коммуникации, средства графического оформления текста (метаграфемика).

В узком смысле, который на практике встречается гораздо чаще, под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения.

 

К числу предпосылок речевого воздействия заведомо относятся следующие:

Психологические. Человеческое сознание во многом уязвимо для внешнего воздействия: слабых мест в защитном барьере имеется немало. Сознание инерционно, и поэтому можно потрафить ожиданиям собеседника или сообщить ему в массе известного что-то такое, с чем он мог бы и не согласиться, если бы отделил это новое от известного. Сознание склонно к упрощениям и не любит противоречий, а посему охотно поддается на стройный и красивый обман. Оно склонно преувеличивать роль человеческих намерений и действий и недооценивать объективные факторы и случайности, особенно при оценке тех деятелей, которым человек себя противопоставляет (отношение к себе подвержено обратному искажению – это известная из социальной психологии «фундаментальная ошибка атрибуции») и т.д.

Когнитивные. У человека имеется определенная модель мира, особенности устройства которой могут использоваться манипулятором. Например, рекламные кампании могут строиться на эксплуатации образа товара, услуги и т.п. или же на сознательном его сломе; в любом случае образ учитывается.

Логические. Понимание языковых высказываний связано с осуществлением логических выводов, которые могут быть специально направлены в ошибочное русло. Например, хорошо известны многие пророчества Дельфийского оракула, подталкивавшие, по преданию, к ошибочным выводам. Например, в стихотворении К.Кавафиса Срок Нерона рассказано, как оракул посоветовал 30-летнему Нерону «страшиться семидесяти трех годов». Обрадовавшийся Нерон продолжил свои сумасбродства, а меж тем на окраине империи, в Испании, 73-летний Гальба в глубокой тайне собирал войско, всего лишь через несколько месяцев вынудившее Нерона бежать из Рима и покончить с собой.

Социологические. По некоторым данным, около 85% людей – конформисты (причем эта цифра является константой социальной вселенной, определяющей устойчивость человеческих сообществ; свыше 15% конфликтных особей способны взорвать общество, а при меньшем их числе наступает застой, делающий его уязвимым для внешних угроз) и в силу этого просто склонны поддаваться манипулированию.

Коммуникационно-семиотические. Чтобы общение происходило достаточно гладко и не превращалось в борьбу и спор о способах описания действительности, на эти различия – в том случае, если они представляются несущественными для целей общения – приходится закрывать глаза, как это готов был сделать капитан Врунгель из повести А.Некрасова, когда его яхту «Беда» в песне назвали корветом. (Вот только насчет корвета он, конечно, несколько преувеличил. Какой там корвет!.. А впрочем, это своего рода украшение речи. В песне это допускается. В рапорте, в рейсовом донесении, в грузовом акте, конечно, такая неточность неуместна, а в песне – почему же? Хоть дредноутом назови, только солиднее звучать будет.) Различия между языковыми формами значимы тогда, когда это важно для участников диалога, и незначимы (вариативны), когда участники диалога склонны этими различиями пренебрегать. Практически любое имеющееся в языке формальное различие может быть сделано значимым, – и одновременно, в определенных условиях, могут игнорироваться (рассматриваться как варианты описания одной и той же действительности) даже очень значительные различия, скажем, между значениями существительных яхта и дредноут.

Структурно-семиотические. Любая семиотическая система не просто обозначает действительность – она интерпретирует ее, предлагает какое-то свое специфическое ее видение, причем одна и та же ситуация действительности может быть проинтерпретирована по-разному, и говорящий всегда, даже не желая этого, в какой-то степени навязывает слушающему некоторую ее трактовку. В той мере, в какой используемой семиотической системой является естественный язык, структурно-семиотические предпосылки речевого воздействия трансформируются в лингвистические.

Приемы речевого воздействия:

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь — первый шаг на пути к признанию.

 

 

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

 

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

 

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят шуточные высказывания, анекдоты и т.п. Юмор — лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив — критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: