Право:понятие,нормы,отрасли




Практическое занятие 2

1. Функции права – обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию – например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию – право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:

верховенства права

· законности

· равенства всех перед законом (равноправия)

· взаимной ответственности личности и государства

· ответственности при наличии вины

Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

· Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

· Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

· Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.

· Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

· управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

· обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

· запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

· абсолютно-определенные

· относительно-определенные

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

ВИДЫНОРМ ПРАВА- по видам нормы права подразделяются на: управомочиваюшие (предоставляющие гражданам возможность соответствующим образом действовать), обязывающие (требующие должного поведения) и запрещающие (которые устанавливают запреты на совершение определенных действий).

Способы изложения — это те правила и приемы, которые используются законодателем для формулирования объема юридических норм в тексте закона (иного нормативного акта). В зависимости от полноты изложения элементов (гипотезы, диспозиции и санкции) нормы права в статьях нормативных актов принято различать прямой, ссылочный и бланкетный способы. В зависимости от уровня нормативного обобщения различают абстрактный и казуистический способы изложения права.

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ

текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера

2. Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

3. Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права:

1. Правовой обычай.

2. Судебный прецедент.

3. Нормативный правовой акт.

4. Нормативный договор.

С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже "революционное правосознание", в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.

4. Юридические нормы, составляющие право государства, несмотря на их различия, тесно взаимосвязаны, согласованы и образуют единую систему.

Система права – это строение права, его подразделение на отрасли и институты. В основе деления на отрасли лежит разнообразие существующих в стране общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования. Определенный вид общественных отношений регулируется соответствующими юридическими нормами, которые группируются в зависимости от предмета регулирования в отрасли права.

Правовой институт - это совокупность норм, регулирующих отдельные виды общественных отношений.

Обычно институт права целиком входит в состав соответствующей отрасли (например, институт договора купли-продажи в состав гражданского права). Отличие института от отрасли в том, что он регулирует не всю совокупность соответствующих общественных отношений, а лишь различные стороны, особенности одного конкретного отношения.

Подотрасль права объединяет несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Таково авторское право в системе гражданского права.

Отрасль права – это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества. Таким образом, отрасли права различают во-первых по предмету своего регулирования, во-вторых по методу правового регулирования. Метод правового регулирования – это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения.

Отрасли права можно классифицировать следующим образом на три группы:

1. профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы. Это конституционное право, затем гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли - гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. В этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

2. Специальные отрасли, где правовые режимы приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право.

3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, право прокурорского надзора, морское право

5. Правоотношение - это общественное отношение, урегулиро­ванное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение - это:

1. общественное отношение, представляющее собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами и возни­кающее на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

1. связь между лицами посредством их субъективных прав и юридических обязанностей;

2. волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум, хотя бы с одной стороны);

3. отношение, возникающее по поводу реального блага, в связи, с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

4. отношение, охраняемое и обеспечиваемое государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру: субъект; объект; субъективное право и юридическая обязанность, составляющие юридическое содержание правоотношения.

Субъекты правоотношений - это их участники, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обя­занностями.

Выделяют два вида субъектов правоотношений: индивидуаль­ные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся физические лица:

1. граждане;

2. лица, обладающие двойным гражданством;

3. лица без гражданства;

4. иностранцы.

К коллективным субъектам относятся:

1) государство в целом (когда, например, оно вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в кон­ституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственнос­ти и т.п.);

2) юридические лица (государственные организации, негосударственные организации).

Субъектами правоотношений являются физические и юриди­ческие лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это установленная (признанная) законом возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, пред­посылка существования субъективного права, но не само субъек­тивное право. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Дееспособность- это установленная (признанная) законом возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Дееспособность связана с психическими и возрастными свойства­ми человека и зависит от них. Правоспособность реализуется по­средством дееспособности.

Совокупность правоспособности и дее­способности образует правосубъектность лица, которая наступа­ет в определенный момент, связанный с возрастом физического лица, организацией (образованием) юридического лица. Именно правосубъектность характеризует лицо как субъекта права.

Содержание правоотношения – это совокупность субъективных прав и обязанностей.

Субъективное право участников правоотношения - это вид и мера возможного поведениясубъектов, которое зависит от их же­лания и воли; при этом оно обязательно должно оставаться в рам­ках нормы права. Субъективное право включает в себя возмож­ность требовать соответствующего поведения от другого лица, а также возможность обратиться к государству за обеспечением своего права.

Субъективная юридическая обязанность - вид и мера должного поведениясубъектов правоотношения. Она заклю­чается в реализации предписанной законом необходимости выпол­нять определенные действия в интересах управомоченного лица. Субъективные права и юридические обязанности возникают по поводу каких-либо предметов материального мира или поведения субъектов

Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Люди всегда участвуют в пра­воотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель до­стигается посредством осуществления прав и обязанностей, обес­печивающих достижение требуемого результата.

Объекты весьма разнообразны, ими могут быть:

1. материальные блага (вещи, ценности, имущество и т.п.);

2) нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);

3) продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы и т.д.);

4) результаты действий участников правоотношений (оказание услуг, выполнение работ на основании соответствующих договоров и т.п.).

Правовые отношения могут классифицироваться по разным основаниям в зависимости от:

1. предмета правового регулирования (отраслевого признака) - на конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.;

1. характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданской процессуальные и др.);

3) функциональной роли - на регулятивные (возникающие на основе норм права или договора) и охранительные (связанные с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);

4. природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей (правоотношения собственности), и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа);

5. состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);

6. продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения граждан­ства);

7. степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты - покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных же - точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица - все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения).

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.Юридические факты подразделяются в связи с волей субъекта на события и действия.

1. События - это юридические факты, происходящие независимо от воли и сознания людей (стихийное бедствие, смерть, истечение срока и т.п.).

2. Действия - это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

По юридической природе действия делятся на правомерные и неправомерные (противоправные).

Правомерные действия - это юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей.

Правомерные действия подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юриди­ческие последствия) и юридические поступки (фактические правомерные действия, не противоречащие праву, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего).

Неправомерные действия (правонарушения) - это юридические факты, которые противоречат требованиям правовых норм. К неправомерным действиям относятся: дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданские право­нарушения (деликты), преступления.

Такая краткая характеристика юридических фактов, являющихся необходимой предпосылкой правоотношений.

Обязывающие – это такие нормы, которые содержат юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий предусмотренных этой нормы.

Примером служит: норма статьи 58 Конституции РФ:

-Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

Норма статьи 59 Конституции РФ:

-«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».

ст. 92 Водного кодекса РФ,

-согласно которой водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом.

Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.

Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий. В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется. Примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,

-в соответствии с которой, вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

п. 4 ст. 41 вышеназванного закона.

-в соответствии с ней физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей. Уполномочивающими (дозволительные) – предусматривают возможность действовать в пределах требований данной нормы по своему усмотрению.

Статья 46 п.3.

-является примером управомачивающей нормы: каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

п. 2. Ст. 68 Конституции РФ:

-республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Уполномочивающими (дозволительными) нормами являются, например, ст. Закона «О полиции»,

- где подробно определены виды дозволенных действий полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

II.

понятия определения пример
Юридическое событие Обстоятельства,объективно независящие от воли человека пожар
Абсолютные события Явления, возникновение и развитие которых не связаны с волевой деятельностью субъектов. Стихийное бедствие
Относительные события Факты, происхождение которых связано с волей людей, хотя эти люди к данному возникающему правоотношению отношения не имеют. пожар вследствие случайного поджога строения прохожим
Юридические деяния (действия или бездействия) Определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей Мошенничество Не оказание врачом помощи больному
Правомерные действия -юридические поступки -юридические акты - Юридический поступок - правомерное действие субъекта гражданского права, совершаемое без цели вызвать определенные гражданско-правовые последствия, но приводящие к ним вследствие достижения результата. - Юридические акты - правомерные действия, направленные на достижение юридических последствий - обнаружение клада порождает право собственности на него лица, которому принадлежит имущество, где клад был сокрыт, и лица, обнаружившие клад, - в равных долях. - решения суда
Неправомерные действия Действия, не согласующиеся с требованием правовых норм, нарушающие правовые веления Причинение вреда
Правовое состояние Отношение субъекта к чему-либо (кому-либо) вступление в брак

III.1.Юридические деяния:

-приезд следователя при побеге Димы из дома;

-уголовная экспертиза.

2. Неправомерные действия:

-причинение вреда обвиняемой в милицейском участке.

3.Правомерные действия:

-создание духов «Медаи»;

-раздел имущества;

-примеры юридических актов;

-ордер на въезд в квартиру;

-судебные акты о разводе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: