Критерии ценности музейного предмета




Авраам Моисеевич Разгон сформулировал определение музейного предмета так: «Музейный предмет — извлечённый из реальной действительности и находящийся в музее носитель семантической и эмоциональной информации — аутентичный источник знаний и эмоций, являющийся культурно — исторической ценностью» (№29). Чем разностороннее научно исследован вещественный документ, тем ценнее он становится. И с этой задачей коллекционеры обращаются к научным источникам, знакомым специалистам, но чаще коллекционер основывается на личном опыте, приобретая впечатливший его предмет. Деятельность по пополнению коллекции, частного или правительственного музея называется комплектование фондов, и требует изучения предметов музейного значения – атрибутации и тезаврирования, во что входит понимание ценности артефакта. И чем далее по времени от нас бытование памятника, тем сложнее его изучение и оценка экспертного заключения. Для оценки подлинности и достоверности атрибуции, информационные достижения в наше время расширили возможности использования музееведческих знаний частных лиц.

В связи с тем, что предметы музейного значения являются незаменимыми свидетелями — первоисточниками, их ценность намного шире товара и коммерческих спекуляций, но это не означает адекватную цену на антикварном рынке. Антикварные вещи «подобны очкам, но если вокруг слепые» — то очки не помогают увидеть ценность. Образованному человеку проще воспринимать символы ценного, в отличие от неверующего Фомы, но нередко культурный человек бывает и «белой вороной». Частный музей больше эмоциональная субстанция, чем аналитическая. Цены и ценность формируются мнением и востребованностью, хотя бы в посещаемости музея. Антикварные товары выражают ценой ценность, определяемую приобретателем, а не производителем. За производство артефакта давно оплачено, и он передаётся по символической оценке. В связи с этим цена формируется между дилеммой цены приобретения продавца и желанием дешевле купить. И чаще побеждает скупщик, получающий товар раз в десять дешевле стоимости аналогичного современного предмета и соответственно покупатель, сбивающий цену. Так многие антикварные предметы, представляющие художественную и историческую ценность в меньшей цене по сравнению с современными аналогами. Т. к. антикварные предметы и предметы музейного значения не являются предметами первой необходимости, то насущность их более определяется психологической потребностью или выгодой финансового вложения. Интернет показывает то, что цена и ценность не одно и то же. Так как в интернете цена в несколько раз дороже, чем без него - напрямую: на один и тот же предмет, у которого один и тот же потребитель и ценность соответственно одна. Покупательная способность не влияет на ценность, т.к. у одного и того же человека, купившего дорого артефакт, финансовые возможности не стабильны, но отношение к ценности артефакта независимо от количества денег в кармане.

Частные музеи, как не коммерческая организация, зависят от достатка своего создателя или спонсоров. Даже богатые создатели частных музеев в трудные времена распродавали свои коллекции, например Кокорев В.А. в середине ХIXв. И поэтому перед многими коллекциями возникает вопрос: сколько она стоит? Полная коллекция это чаще более ценный капитал, чем разрозненные предметы.

Коллекционер аккумулирует ценности на основе собственных приоритетов. Но это не означает пристрастие к особым общественным ценностям. Коллекционер ориентируется на признанные критерии оценки среди компетентных людей в антикварной области: подлинность, время, авторство, мастерство, материал, эстетика, мода, история документа, коллекционная редкость, тираж, сохранность, соответствие ценностям отражающиеся мифологией этноса и др. В музееведении большинство информации, связанной с музейными предметами, документируется исходя из критериев оценки и отбора музейных предметов для фондов музея: информативность, экспрессивность, эмоциональность, репрезентативность, профильность, подлинность, сохранность и др. У коллекционера выделяются критерии ценности: тираж, мода, связи с личной судьбой, мастерство. В связи с различной профильной специализацией музеев требуются критерии ценности различных специалистов от искусствоведа живописи, скульптуры, литературы, технического инженера, биолога, реставратора и других, но последнее слово остаётся за музейным работником, знающим необходимое музею.

Любая деятельность или бездействие приносит доход или требует расходов, и в связи с этим затраты ставят вопрос о ликвидности время провождения, в избегании банкротства. Существует общественный договор о культурных ценностях, которые не могут обесцениваться. В каждом городе живут коллекционеры, собирающие фото о своём населённом пункте и книги о нём. С 1890 г. по 1914г многие антикварные книги выросли в цене в четыре раза, пишет И. В. Лазаревский в своей книге «Среди коллекционеров»; в той же книге: «А спрос рождает предложение… цена на виды Петербурга и его окрестностей колеблется около 250 рублей Николаевских, а этот альбом красотой не отличался»(27), а теперь эти открытки обесценились до 1серебрянного рубля Николая второго.

Арт-объекты можно приравнять к деньгам по возможности их долгосрочной стоимости, возрастающей в отсутствии конкурентного продукта. Заплатить крупную сумму за ценный артефакт могут богатые люди в узком кругу имеющих опыт выявления соответствующего цене и большинство ценного концентрируется через посредников у более платёже - способных собирателей. Купил в магазине окаменелый моллюск Аммонит, которому 250 млн. лет за 250 рублей, это по 1рублю за 1 млн. лет. Поэтому древность второстепенна в оценке, важнее воображение и человеческие творческие силы. Битый фарфор — плохой пример ценностного отношения и это всё равно, что повесить плакат о гигиене в грязной столовой со сломанным краном. У частных собирателей требования к ценности сохранности выше. Есть ценности капитала из сорта серебряных ложек и ценности удовольствия развлечения, и теперь в ценности быстротечная мода на ширпотреб, как во все времена у большинства. Сам факт присутствия предмета в значении экспоната подразумевает особую оценку свойств музейного предмета и в окружении других экспонатов обращают на себя внимание в оценке характеристик качеств: аттрактивными — внешняя привлекательность и экспрессивными — способность к эмоциональному воздействию. Базовый критерий ценности объекта при интересе коллекционера, историка или искусствоведа — подлинность. Дальше обращает к себе «информационная составляющая» - легенда, мемориальные данные, связанные с владельцами, историческими событиями и др. (способность являться источником информации). Имеют значение эстетические критерии; соответствие стилю, сохранность и репрезентативность — способность достоверно представлять эпоху, круг определённых предметов и явлений (№26:Учебные материалы А.В. Лушниковой).

Может быть ценен сам материал — железо, бронза (века бронзового), золото и т. д. Ценна принадлежность к бренду, личности, эпохе и т. п. Работа по улучшению коллекции подразумевает выявление особо ценных музейных предметов, проведение экспертизы научной ценности, выделение в обменный фонд не профильных и дублетных материалов, утративших музейную ценность.

Музей не коммерческая организация и поэтому в музее затруднительно делать коммерческую оценку предмета музейного значения. Конечно имущество закреплённое за музеем застраховывается. Геммологи могут не оценивать с коммерческой стороны, т. к. цена колеблется и это задача узкой специализации. Но тенденцию цен может показать частный музей, а для государственного цена условная, как если спросить: сколько стоит колонна у Эрмитажа, так и предмет коллекции Эрмитажа - составляющая организма, сравнимо с органом человеческого организма, в отношении которого ни один человек не скажет цену его органа.

Что является залогом стабильности ценности? Материал для специалиста - вторичное в оценке, а для общественности имеет значение вес изделия, из драгоценного металла может в первую очередь. В учебнике так и написано: «От материала, из которого сделан предмет, музейная его ценность не зависит. Так, предмет из драгоценного металла может не обладать музейной ценностью» в отличие от документа из бумаги, принадлежащего известному человеку. Но конечно для предмета из драгоценного металла чаще необходима особая охрана, как ценного, даже если это копия (или реплика).

Ценное значение предмета имеет значение в отношении коллекции или экспозиции, в которых взаимно раскрывается ценность собрания предметов и отдельного документа. Ценность музейного предмета зависит от места расположения, владельца. В центральном правительственном музее всё ценнее, чем тот же экспонат на выставке фабрики изготовителя: на фабрике предмет отражает стандартный стиль фабрики во множестве типовых предметов, а в музее предмет является эталоном в соответствии с научными данными. Коллекционер может сослаться на дедушку и бабушку которые что-то перепутали в своём отдельном случае, а музей изучает много аналогичных историй на основе документов и выводы музейных работников подтверждаются базой источников.

Инвентаризация музейных коллекций является мерой их документальной охраны, что не должно отставать по времени от других действий атрибутации (не прекращающаяся во вторичном учёте данных о предмете) вещественного документа; также это мера паспортизации и учёта ценностей, имеющихся в музее. В учебнике «Музееведение» 1988 года в теме «Изучение музейного предмета» говорится, что изучение музейного предмета лежит в основе комплектования и других форм работы музея. Но выделяется в самостоятельное значение и включает в себя атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию предметов, в связи с чем определяется категория ценности предмета.

Считается, что первые знатоки появились в Италии в античное время, когда и было сформулировано понятие conoscitore. Они были частными собирателями в совокупности оказывающими услуги в оценке художественных достоинств произведений и тем определяющих вкусы эпохи, и наши представления о ценном в искусстве. Определенную роль в формировании института знаточества сыграла и Россия. Многие русские выдающиеся историки искусства и художники были одновременно и выдающимися знатоками. В этом ряду следует упомянуть искусствоведа Бориса Робертовича Виппера (1888-1967). Эксперт должен владеть именно умением разбираться в ритме и фактуре как оценке художественного качества. В России вопросы методики атрибуции и экспертизы ценности начинают разрабатываться в XIII-XIV вв. (палеографические методы атрибуции письменных памятников). В первой половине 1920 гг. в Москве выходил журнал «Среди коллекционеров», посвященный коллекционированию произведений искусства, библиофильству. Собственно описание объектов искусства носило знаточеский характер.

Выявление присущих предмету признаков — задача его определения на подлинность, являющаяся атрибуцией, а также предметы имеют родственные признаки, позволяющие их классифицировать и давать им оценку культурной значимости и коммерческую. Только на рубеже XX в. формируется научная атрибуция, которая рассматривает не только подлинность предмета и его ценовую характеристику, но и феноменологическую, историческую, художественную, культурологическую, стилистическую и иные научные принципы экспертизы.

Атрибуция (от лат. Attributio – приписывание) – механизм изучения предмета, субъекта, явления, процесса, отвечающий на вопросы: что, кто, когда, где (как — вторичный учёт). Атрибуция выражается в нескольких формах: из учебных материалов преподавателя А. В. Лушниковой: Атрибуция – выявление названия, назначения, авторства, времени создания, формы (внутренняя атрибуция); Атрибуция – история предмета, история происхождения, бытования, т. е. информация «вокруг» предмета, т.е. косвенная информация (внешняя атрибуция)

В рамках музейной деятельности чаще всего употребляется словосочетание «экспертиза ценности» как решение комплекса задач, связанных с анализом и оценкой объектов на подлинность, историко-культурной и материальной ценности атрибуция и экспертиза – это единое исследование и оценка объектов, которое состоит из нескольких элементов: экспертиза как технико-технологическое описание: материал, технология (внутренняя экспертиза); оценка экспертная – определение стоимости (рыночной, аукционной, страховой) объекта с учетом результатов экспертизы и конъюнктуры на художественном рынке (факультативный для музейных).

"маркетинговая (ценовая) экспертиза, как дополнение внешней экспертизы. Работа проводится на основании сертификатов/лицензий на проведение экспертизы. В нашей стране это процедура начата в 2000-е годы по инициативе Министерства культуры Российской Федерации. Экспертиза – это технико-технологическое определение подлинности материала, подлинности автора, школы, эпохи, которое проводится реставраторами, рентгенологами, химиками, технологами, графологами или представителями иных точных или естественных наук с обязательным привлечением соответствующих технологий.

Есть по сути два круга специалистов, перед которыми стоят разные задачи (две стороны одного процесса): от эксперта, производящего визуальную атрибуцию, ждут и аксиологической, т.е. ценностной характеристики памятников с точки зрения значимости, включенности в историко-культурное и природное наследие; от эксперта, производящего технико-технологическую экспертизу, ждут только подтверждения подлинности. Тем не менее, жестко разделить эти две процедуры – невозможно" (Конспекты лекций преподавателя А.В. Лушниковой).

Маркетинговая (ценовая) экспертиза является результатом совокупности данных объекта в отношении рыночного пространства, а в музейной системе объект получает «Паспорт» включающий в себя всю информацию о музейном предмете. Цена экспертизы влияет на цену объекта исследования. В настоящее время музеям запретили делать экспертизы по предметам музейного значения для частных лиц, что делает предметы, обладающие экспертным сертификатом музейного уровня элитными. По этой причине ценности из частных коллекций станут меньше фиксироваться в музейных актах о существовании предметов музейного значения. Хороший эксперт должен обладать знаниями многих искусствоведческих специальностей и таким становятся по схожему принципу, как становятся крупными коллекционерами. Они пропускают через себя то, что переживали создатели ценных предметов. Дополнительная информация включена в раздел «Приложения».

Ценообразование антиквариата: «Цена есть денежное выражение стоимости (ценности) предмета при возвращении его в сферу товарообращения». Цена регулируется факторами спроса и предложения. Структура цены: покупная цена и вознаграждение за посредничество. Номенклатура цен: 1) Новая продажная цена; 2) покупная цена, закупочная, с учётом комиссии посредника. 3) Максимальная цена за экземпляр в идеальной сохранности,4) Экспертная (рекомендательная), 5) прейскурантная (по каталогу), 6) Аукционная, 7) Комиссионная, 8) договорная, 9) экземпляра (индивидуальная), 10)тиражная, 11) вариантная, 12) комплектная (например сервиз), 13) собрание (полнота темы, коллекция), рассыпная (за часть комплекта). Источники оценки: тарифы, прейскуранты, расценки, оценка по опыту, рекомендации, базы данных, служебные картотеки цен в магазинах и отделах. На цену очень влияет мода, география спроса, сезонность.

Рассуждая о ценности относительно музея, невольно сужаем взгляд в направлении ценности музейного предмета, но отчего музейный предмет стал выразителем такой категории ценности? При наличии соответствующей квалификации ценного работника обнаружившего ценные качества артефакта, соответствующей материально-технической базой организации, допущенной оценивать окружающую действительность средствами выбранными ею критериев. Атрибуция и экспертиза ценности – это тандем. «Музейный предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, характерными для большого числа предметов, существующих в настоящее время, называется типовым музейным предметом» - учебник «Музейное дело России»,и ценность такого документа зависит от количества образцов в настоящее время. В основном к типовым предметам относятся бытовые предметы массового производства или типичные для, например, «каменного века» (но с того времени любое изделие редкость) и вещи промышленного производства самые распространённые представители антиквариата в глазах общественности. А если предмет или документ сохранился в малом количестве, то он уникален (по цене на много дороже типичного объекта ). Далее выделяются художественные ценные характеристики, привносимые предметам их творцами и ценимые современниками, со временем увеличивают ценность предмета. Выделяют предметы особого эмоционального воздействия — реликвии (знамёна, награды и т.п.). «Уникальные музейные предметы — это предметы, существующие в настоящее время в единственном или очень ограниченном числе, и обладающий научной и культурной ценностью»(26) и цена на такие предметы решается в конкуренции на аукционах где останавливает платёжеспособность людей с бюджетом равным и превышающим государственные музеи. А государственные музеи заинтересованы в таких попечителях — меценатах. В работе уже неоднократно отмечалось финансовое видение ценности предмета, но музейная категория ценности предполагает особые критерии, отмечающиеся учёными людьми при атрибутировании предмета, что является исследовательской работой по установке историко-художественного статуса, на что накладывает отпечаток историческая ситуация, окружающая музейного работника. Ценность вещи пребывает как минимум на трёх уровнях, на двух из которых она является товаром, но только музей освобождает её зависимость от цены, помечая и помещая на полку архива.. Чем больше изучен предмет, тем он ценнее. Бывают особо ценны таинственные уникумы.

Вне музея предметы музейного значения конкурируют на антикварном рынке, а в музее предметы ближе к покою в имманентности (внутренне присущие предмету свойства), но оказывают влияние на иерархию в каталогах аукционов и т. п. Мир музейных предметов, это «застывшее отражение» антикварного рынка, который выведен из пространства приоритета ценообразования, но предметы музейного пространства не молчат о своей ценности — говорят на экспозиционном языке. Музейный предмет может заявлять о себе только в экспозиции, когда он наглядно подлинный. В коллекции предметы усиливают ценность восприятия. Это удалось частным коллекционерам от Кокорева до Третьякова при хронологической развеске по странам и художественным школам. Ценность коллекции выражается в полноте предметного разнообразия, насколько понятен язык экспозиции зрителю. В роли сопутствующих, могут быть типовые предметы к уникальным для раскрытия и усиления взаимодействия экспоната на посетителя. Ценность аккумулируется через чувства, катализатором которых является хорошая презентация артефакта. «Предмет может рассказывать» о безопасном мире через историю войны, удовольствии путешествия, зрительном катарсисе, осязаемой встрече с прекрасным, о многом волнующем человека во все времена. Музеи говорят о том, что важно для истории и про научную ценность. Коллекционер часто переплачивает, но ценность приобретения соответствует месту в сознании коллекционера. Получается, коллекционеры главным образом повышают монетарную ценность предмета музейного значения, что является препятствием для пути предметов музейного значения на мусорную свалку. Но многие скупщики старины сотрудничают с обитателями мусорок для скупки у них предметов музейного и коллекционного значения, чтобы предложить их коллекционеру. Таким образом, спасено много предметов музейного значения и музейных в том числе.

Музей обладает ценными артефактами, имеющими признанную прежними владельцами ценность до порога музея, но музей увеличивает ценность. О чём говорит престижность участия коллекции частного собирателя в музее, после чего его коллекция заметно дорожает. Характерный случай произошёл со старшим хранителем Эрнстом Карловичем Липгартом зимой 1918 года в Эрмитаже, когда к нему пришёл матрос с ценной по мнению солдата статуэткой из бронзы (и очень дорогой в 21 веке): «Прислонив винтовку к стене, матрос достал из-под бушлата перевязанный бечёвкой свёрток. … поставил на зелёное сукно стола бронзовую статуэтку – женщину с повязкой на глазах и чашами весов в протянутой руке. … Давай, дед, пиши расписку. И без лупы можно было разглядеть фабричное клеймо, выдавленное у ног бронзовой Фемиды. Изделие Петербургской фабрики Шопена. Массовая отливка. Дребедень. … Спрятав расписку, матрос вышел также стремительно, как и вошёл. А старый эрмитажный учёный, первооткрыватель «Мадонны Бенуа», долго ещё не сводил глаз с рыночной дешёвки, отныне доверенной его попечению. Отвечаю головой! Плакать или смеяться?» (Варшавский С. «Билет на всю вечность» с.135, с. 140). Теперь эта статуэтка имеет в музее не художественную ценность, а историческую в связи с её легендой в условиях сохранения народом ценного во время революции.

Один из уроков советского периода в том, что сущность произведения искусства не может быть понята и оценена в отрыве от их специфики художественной природы и особенностей развития общества и это отделяет памятники искусства от других памятников материальной культуры, науки, быта, техники, подчиняя их функции дизайнерскому образу видения. Производители продукции коллекционного типа специально или интуитивно стремятся к более широкой территории и используют при этом универсальный язык символов и в декоративно-прикладном искусстве. И коллекционеры, будучи развивающимся обществом, выбирают универсальные и конвертируемые ценности, помогающие обмену в культурах ценным.

В музее сохранить ценный предмет легче, но особую ценность предмету придаёт факт сохранения памятника до музеефикации в «биографии», и в этом смысле ценны все собиратели исторических вещественных документов: от богатых, выбирающих мировые шедевры, до рабочих, собирающих замки, лубок, ключи, бутылки и многие предметы быта свидетелей человеческой жизни. Можно выделить предметы, сделанные под заказ известными людьми у знаменитых мастеров, и «беспризорные вещи». Существуют определённые эталоны уровня, качества, вкуса, определяемые клеймом, пробой, школой, стилем и т. д. «Особенно ценны издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов — определители». Звание члена союза художников или знаки поощрения других культурных объединений делают автоматически все работы творца ценнее. Парадокс, но для коллекционеров музейный предмет часто не обладает ценностью большей, чем рядовые коллекционные единицы. Присутствует эффект коллекции, при котором предметы усиливают ценность друг друга и условия составителя коллекции не разделять при дальнейшей жизни собрания его составляющие.

Оценщики ориентируются на объективные данные, выраженные в предмете, но и на скрытые аспекты восприятия по субъективным критериям оценки. В какой- то мере оценщик создаёт историю предмета (сертификатами, легендой и т. п.). Но чаще ценность предмета ограничивается спросом на него. Чем выше оценен предмет, тем он интереснее. В каталогах цена часто указывается в иностранной валюте на предметы музейного значения высокого уровня, но расчёты в рублях стабильно отстают от долларового эквивалента. Спрос не охватывает весь спектр товаров, и соответственно цена выше или ниже в связи с конкурентными предложениями. Особое место имеют на рынке недооценённые предметы антиквариата, допустим из провинции. И я уже отмечал, что образовывать периферийных обладателей предметов музейного значения не выгодно большинству участников антикварного рынка. Вероятно, больше половины предметов антиквариата недооценено, т. к. продаются дешевле современных товаров аналогичного качества и даже не ручной технологии производства. Поэтому для сведующих людей необходимо стать развивающими мир собственных ценностей, т. к. в их обществе всё достается дороже. Для общественности в помощь определения ценности предмета истории или произведения искусства, антиквариата существуют каталоги коллекционные, выставок, аукционов, интернет и т. п. Важно, кто выбирает ценность и этим пользуются рекламные специалисты, используя популярных личностей в пропаганде бизнес-продуктов.

У меня в практике случалось, что после моего интереса к предмету тот дорожал вдвое и если я его не покупал, то его покупал общий знакомый по завышенной цене в виду моего ценного взгляда. А если покупал я, то он оказывался ещё ценнее и дороже. Существует много недооценённых предметов антиквариата и ещё больше искусства. Но в музеи они попадают через посредников, завышающих на них цену на аукционах, и при дарении их в музей, получающих возврат налогов на ту же преувеличенную сумму в западном мире, отдаляя тем многих от соревнования на аукционной бирже.

Интернет завышает цены, и конкурирует со скупкой задёшево старины. Но суть в том, что народ лишь знает прейскурант, не чувствуя ценность. И если он не может продать дорого по его меркам, то считает, что все вокруг жулики и музеи тоже. Но причина - в изолированности ценителей и чтобы не быть местным сумасшедшим приходится периодически получать «денежные таблетки» от ненормальности за обмен специфической ценности на универсальную денежную ценность.

Работу оценщиков регулирует закон РФ 1998 г. №235ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.5 «Объекты оценки отдельных материальных объектов, совокупность вещей».

Одной из определяющих причин существования частного музея является то, что коллекция музея интересна, ценима обществом. Особенно коммуникативная функция (ценности) собрания коллекционера поднимает его с уровня собирателя антиквариата до статуса частного музея, выполняющего общественно образовательную и многие функции в историческом развитии общества. Немалое значение имеют знакомства с реставраторами, не работающими в музеях. Ведь в отличие от музеев у коллекционеров выше требование к целостности предмета. Потери в сохранности снижают ценность материала. В Третьяковской галерее выставлена в экспозиции статуэтка с отломленным кончиком знамени, но ведь в учебнике сказано, что предмет перед выставкой должен быть отреставрирован: «Вместе с тем выставленные предметы должны быть отремонтированы, отреставрированы, подготовлены к долговременному пребыванию в музейных залах». Коллекционер отдал бы её на реставрацию Пункт о коммерческой ценности у государственных музеев не на первом месте, а у частного собирателя знакомство начинается с вопроса финансовой составляющей, по причине личных возможностей коллекционера потратить свои деньги на покупку раритета.

Существует особенность научного взгляда на ценность и потребительского. И частный музей подобен архиву «социальной истории» в научной области от антропологии и этнографии, подразумевающих беспристрастность наблюдателя. Для учёного одинаковую ценность имеют социально противоречивые документы истории, но не для посетителя, испытывающего защитную реакцию при угрозе его ценным знаниям жизни и требуется деликатность психотерапевта во вмешательстве в представления индивидуума о жизни. Ценности переходят в разряд «знаков» и спекуляций. «Символы- ценный ресурс » находятся в «храме» и дистантцируются от естественных отношений в область ритуальных или сакральных. С 1996 г. в Москве проводятся ежегодные конференции «Магнум-Арс», посвящённые проблемам экспертизы произведений искусства. Вводятся законы, карающие за изготовление и торговлю подделками. В государственных музеях все ценные предметы сопровождаются подтверждающими документами, а в частном секторе чаще ориентируются на каталоги или умозрительные представления о ценном. И эта субъективная оценка позволяет не ориентироваться на денежный эквивалент при обмене между владельцами артефактов. В этой связи познаётся в соотношении количества и качества позиций обмена монету австралийский доллар. Вдобавок, фигурант понял интерес посредника, и попросил от него в придачу его авторскую картину маслом. Открытки он продал на 15 тыс. рублей и пять штук самых ценных для себя оставил, плюс картина.. Можно сказать о факторе ценности, как призе при в «соревновании» коллекционеров за особым объектом. И за какие деньги станешь обладателем раритета - вопрос последний, т. к. бывает, уровень коллекционера позволяет получать раритеты по символической цене. Именно процесс придаёт особую ценность предмету. Ещё можно размышлять об аспекте игры, которой посвящены философские труды. Приводя примеры из жизни, подумал о существовании мифологии ценностей, сталкивающейся с действительностью, как в примере серебряной ложки до 1917 года и алюминиевой статуэтки 1980 года. Где мифология говорит о большей ценности серебряной ложки, но действительность утверждает более дорогую цену статуэтки, в востребованности. Мифология - часть сакральных ценностей и музей также часть сакральных ценностей. Можно выразить ценность в таких категориях: история, эстетика, соответствие представлениям желанного. И, возвращаясь к мифологии, нельзя не вспомнить о легендах, связанных с ценностями, что чужого к ним человека они не подпускают. Легенды и мифы о ценностях, создаваемые народом, говорят о сути жизни, а коллекционер через мифологию ценностей - синтез коллективного бессознательного. Частный музей менее зависим от идеологии исторического момента, но при этом остаётся патриотичным и близким представлениям о ценном многим людям. Коллекционер ценит свою жизнь, и предметы коллекции не могут быть неценными, т.к. составляющие его одной жизни. А у правительственного музея жизней много, изменяющих ценность идеологических коллекций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: