Методические рекомендации по изучению темы




Компьютерные телекоммуникации — одна из наиболее дина­мично развивающихся областей информационных технологий. Это обстоятельство находит отражение и в изменении нормативных требований к содержанию и результатам обучения по данной теме в школьном курсе информатики. В Обязательном минимуме 1999 г. в требованиях к результатам обучения указывалось, что учащиеся должны «...иметь представление о работе электронной почты, об основных информационных услугах Интернета». В Примерной про­грамме 2004 г. отмечается, что учащиеся должны уметь «искать информацию с применением правил поиска (построения запро­сов) в компьютерных сетях», использовать полученные знания и навыки для «передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке». Такие изменения в тре­бованиях стали возможны благодаря существенно возросшей до­ступности для общеобразовательных школ компьютерных сетей, телекоммуникационных услуг. Прогресс в этой области происхо­дит в высоком темпе.

В рамках данного раздела базового курса реализуется следую­щий перечень педагогических целей: дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; познако­мить учащихся с основными информационными услугами сетей, с возможностями Internet; обучить способам обмена файлами локальной сети компьютерного класса.

В учебниках по базовому курсу информатики четвертого поколе­ния тема компьютерных телекоммуникаций отражается подробнее, чем в предыдущих. В учебнике Н. В. Макаровой в теме «Аппаратное обеспечение компьютерных сетей» опреде­ляются основные понятия: локальная сеть, региональная и корпо­ративная сеть, глобальная сеть. Говорится об основных технических средствах сетей: каналах связи, сетевых адаптерах и модемах; вводит­ся понятие сетевого протокола ТСР/1Р. Материал дается на поня­тийном уровне, без технологических деталей. Об информационных услугах компьютерных сетей в учебнике не рассказывается.

В практикуме по информационным технологиям Макаровой Н.В. имеется раздел «Коммуникации в глобальной сети Интернет». В процессе практической работы решаются три задачи: освоение работы с браузером Internet Ехрlorer, освоение основ создания НТМL-до-кументов, получение навыков работы с электронной почтой.

В учебнике Н.Д.Угриновича достаточно детально, с большим количестном технологических подробностей рассказывается об Интерне­те: структуре сети, способах подключения к Интернету пользо­вателей, используемых для этого технических средствах, систе­ме адресации Интернета, маршрутизации и транспортировке дан­ных по сети. Подробно рассказывается об информационных ус­лугах Интернета: WWW, электронной почте, файловых архивах, способах интерактивного общения, приеме теле- и радиопрог­рамм. Описываются основные приемы работы с поисковыми сер­верами Интернета, рассказывается об услугах коммерческого характера.

В разделе, посвященном разработке веб-сайтов, вводятся ос­новные понятия языка НТМЬ, демонстрируются приемы конст­руирования веб-страниц. Весь материал дается на учебном приме­ре разработки сайта «Компьютер и ПО». Показываются способы форматирования страниц, вставки изображений и гиперссылок. В качестве материала для углубленного изучения описываются при­емы разработки анкеты (интерактивной формы), включающие создание на веб-странице текстовых полей и текстовых областей, флажков, переключателей, командных кнопок.

В учебнике И. Г. Семакина и др. тема компьютерных комму­никаций раскрывается в главе «Передача информации в компь­ютерных сетях». Здесь вводятся основные понятия сетевых техно­логий без привязки к конкретным аппаратным и программным средствам. В описании локальных сетей рассказывается об их спо­собах организации (одноранговые, с выделенным сервером) и функциях (обмен файлами, разделение ресурсов). В описании гло­бальных сетей характеризуются основные аппаратные средства и информационные услуги. Поясняется смысл технологии «клиент-сервер», назначение протоколов. Из информационных услуг наи­более подробно описывается электронная почта и WWW. Рассказывается о способах поиска информации в Интернете, о языке запросов поисковых систем. Практический материал для работы по теме компьютерных коммуникаций содержится в за­дачнике-практикуме

Содер­жание данного раздела базового курса подразделяется на две части по принципу деления компьютерных сетей на два типа: ло­кальные сети и глобальные сети. Тема компьютерных сетей обширна по числу понятий и может излагаться с разной степенью подробности.

Организация и использование локальных сетей. Если компьютеры в школьном кабинете информатики объедине­ны в локальную сеть, то это обстоятельство существенно облегча­ет изучение данной темы. Именно школьный компьютерный класс должен стать отправной точкой в разговоре о передаче информа­ции в компьютерных сетях. Определив компьютерную сеть как си­стему компьютеров, связанных каналами передачи информации, учи­тель демонстрирует такую систему на оборудовании компьютер­ного класса и сообщает, что такая сеть называется локальной.

Локальные компьютерные сети небольшие по масштабам и ра­ботают в пределах одного помещения, здания, предприятия. Возможно, что в школе действует локальная сеть, объединяющая компьютеры, установленные в разных помещениях: в учебных каби­нетах, кабинете директора, бухгалтерии и др. Точно так же в локаль­ную сеть часто объединяются различные отделы предприятий, фирм, учреждений.

Использование локальных сетей отвечает двум основным целям:

1) обмену файлами между пользователями сети;

2) использованию общедоступных ресурсов: большого про­странства дисковой памяти, принтеров, централизованной базы данных, программного обеспечения и др.;

3) функционирование информационной системы предприятия.

Пользователей общей локальной сети принято называть рабо­чей группой, а компьютеры, за которыми они работают, — рабо­чими станциями. Если все компьютеры в сети равноправны, т.е. сеть состоит только из рабочих станций пользователей, то ее на­зывают одноранговой сетью. Одноранговые сети используются для осуществления первой из отмеченных целей: для обмена файлами. У каждого компьютера в такой сети есть свое имя.

Члены рабочей группы могут обращаться по этим именам к дисковой памяти ПК своих коллег и копировать файлы на свой компьютер или копиро­вать свои файлы на другие компьютеры. Возможность такого об­мена обеспечивается специальной сетевой операционной систе­мой. Средствами сетевой ОС можно защитить информацию от по­стороннего доступа. Таким образом, локальная сеть избавляет от необходимости использовать съемные носители (дискеты, флэш-карты) для переноса информации с одного компьютера на дру­гой.

Другой способ организации локальной сети — сеть с выделен­ным (главным) компьютером. Его называют сервером. Чаще всего в школьных компьютерных классах используется именно такая организация. К серверу имеет доступ учитель, а ученики работают за рабочими станциями. Обычно сервер — это более мощная ма­шина, чем рабочие станции, с большим жестким диском, допол­нительными внешними устройствами (например, принтером, ска­нером, модемом). При такой организации локальной сети реали­зуется вторая из отмеченных ранее целей: доступ пользователей к общим аппаратным и информационным ресурсам сервера. В част­ности, программы, хранящиеся на диске сервера, могут загру­жаться в оперативную память рабочей станции и запускаться на исполнение подобно тому, как это делается с собственного диска ПК. Со своего рабочего места пользователь может создавать и со­хранять файлы на жестком диске сервера, выполнять распечатки на общем принтере.

Работой сети управляет сетевая операционная система. Опера­ционная система поддерживает стандарты (протоколы) обмена информацией в сети, устанавливает очередность при обращении различных пользователей к одним и тем же ресурсам и пр. Основ­ное назначение сетевой ОС — дать возможность пользователям работать в локальной сети, не мешая друг другу. Работу одноран­говых сетей поддерживает ОС Windows 98, Windows ХР. Наиболее распространенные ОС для сетей с выделенным сервером: Windows NT, Windows 2000 Server.

Учитель, прежде всего, должен дать представление ученикам об организации сети, работающей в компьютерном классе, а так­же общешкольной сети (если имеется). В качестве практической работы на данную тему следует организовать обмен посланиями между учениками в виде файлов, копируемых через сеть (своеоб­разная электронная почта).

Глобальные компьютерные сети объединяют между собой ЭВМ, расположенные на больших расстояниях (в масштабах региона, страны, мира). Если локальную сеть ученики могут увидеть сво­ими глазами, то знакомство с глобальными сетями будет носить более описательный характер. Здесь, как и во многих других те­мах, приходит на помощь метод аналогий. Устройство глобальной сети можно сравнить с устройством системы телефонной связи - телефонной сети. Телефоны абонентов связаны с узлами — ком­мутаторами. В свою очередь, все городские коммутаторы связаны между собой так, что между любыми двумя телефонами абонен­тов может быть установлена связь. Вся эта система образует теле­фонную сеть города. Городские (региональные) сети связаны между собой по междугородним линиям. Выход на телефонные сети дру­гих стран происходит по международным линиям связи. Таким образом, весь мир «опутан» телефонными сетями. Два абонента в любой части света, подключенные к этой сети, могут связаться друг с другом.

Рассказав об этом, предложите ученикам представить, что у абонентов вместо телефонных аппаратов установлены персональ­ные компьютеры, вместо коммутаторов — мощные компьютер­ные узлы и по такой сети циркулирует самая разнообразная ин­формация: от текстовой до видео и звука. Это и есть современная мировая система глобальных компьютерных сетей.

Первая глобальная компьютерная сеть начала действовать в 1969 г. в США, она называлась АRРАNЕТ и объединяла в себе всего четыре удаленных компьютера. Примером современной сети научно-образовательного назначения является ВIТNЕТ. Она ох­ватывает 35 стран Европы, Азии и Америки, объединяет более 800 университетов, колледжей, научных центров.

Основная цель изучения данного раздела курса: дать представ­ление ученикам о том, что такое Интернет, какие информацион­ные услуги представляет пользователям Интернет, как в Интер­нете найти нужную информацию.

Информационные услуги глобальных сетей. Электронная почта. В истории глобальных сетей электронная почта (e-mail) появи­лась как самая первая информационная услуга. Эта услуга остает­ся основной и важнейшей в компьютерных телекоммуникациях. Можно сказать, что происходит процесс вытеснения традицион­ной бумажной почты электронной почтой. Преимущества после­дней очевидны: прежде всего, это высокая скорость доставки кор­респонденции (минуты, редко — часы), сравнительная дешевиз­на. Уже сейчас огромные объемы деловой и личной переписки идут через e-mail. Электронная почта в сочетании с факсимиль­ной связью обеспечивают абсолютное большинство потребностей в передаче писем и документов.

Для того чтобы абонент мог воспользоваться услугами элект­ронной почты, он должен:

• иметь аппаратное подключение своего персонального компь­ютера к почтовому серверу узла компьютерной сети;

• иметь на этом сервере свой почтовый ящик и пароль для об­ращения к нему;

• иметь личный электронный адрес;

• иметь на своем компьютере клиент-программу электронной почты.

Аппаратное подключение чаще всего происходит либо по те­лефонным, либо по кабельным линиям связи. Организация, пре­доставляющая сетевые услуги, называется провайдером. Провайдер назначает для пользователя пароль, электронный адрес, создает для него на почтовом сервере почтовый ящик — папку для размеще­ния корреспонденции. Для обращения к содержимому своего по­чтового ящика или отправке почты пользователь должен исполь­зовать программу-клиент. Во многих случаях этот клиент реализо­ван как веб-приложение.

WWW — Всемирная паутина. Это гипертек­стовая информационная система в Интернете. В последнее время WWW и ее программное обеспечение становятся универсальным средством информационных услуг в Интернете. Они обеспечива­ют пользователям доступ практически ко всем ресурсам (FТР, Е-mail, Gopher и др.).

Основные понятия, связанные с WWW, которые должны знать ученики:

· веб-страница — основная информационная единица в WWW, имеющая свой адрес;

· веб-сервер — компьютер, хранящий веб-страницы и соответ­ствующее программное обеспечение для работы с ними;

· веб-браузер — клиент-программа, позволяющая извлекать и просматривать веб-страницы;

· веб-сайт - раздел данных на веб-сервере, принадлежащий какой-то организации или лицу. В этом разделе его владелец размещает свою информацию в виде множества взаимосвязанных веб-страниц. Обычно сайт имеет титул — головную страницу, от которой по гиперссылкам или указателям «вперед-назад» можно двигаться по страницам сайта.

Простейший способ получения нужной информации из Ин­тернета — указание адреса искомого ресурса.

Поиск информации в Интернете. В помощь пользователю в Ин­тернете действует ряд специальных поисковых служб. Еще их называют поисковыми серверами, поисковыми машинами, поисковыми системами. Такая система постоянно находится в работе. С помо­щью специальных программ-роботов она производит периодиче­ский обход всех веб-серверов в сети и собирает сводную инфор­мацию об их содержании.

По результатам таких просмотров организуются справочни­ки, индексные списки с указанием документов, где встречают­ся определенные ключевые слова. Затем по этим спискам об­служиваются запросы пользователей на поиск информации. Поисковая система выдает пользователю список адресов доку­ментов, в которых встречаются указанные пользователем клю­чевые слова.

Поиск информации по ключевым словам требует от пользова­теля определенных навыков.

Алгоритмы поиска в сети, подобно поиску информации в ба­зах данных, основаны на логике. Обычно поисковая система пре­доставляет пользователю справочную информацию о способах организации поиска.

Рекомендации по организации практической работы

При наличии возможности выхода в Интернет, практическая работа учащихся может быть организована по таким направле­ниям:

• подготовка, отправление и прием электронной почты;

• работа с веб-броузером, просмотр веб-страниц;

• обращение в FTP — серверам, извлечение файлов;

• поиск информации в системе WWW с помощью поисковых программ;

• создание несложной веб-страницы (веб-сайта).

Знакомство с каждым новым видом прикладного программно­го обеспечения, обслуживающим соответствующую информаци­онную услугу (почтовая программа, Web-броузер, поисковая про­грамма) следует проводить по стандартной методической схеме: данные, среда, режимы работы, система команд.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: