1 вопрос. Выбери 4 положения, характеризующие особенности социального познания?
А.Необходимость научных фактов – основы знаний об обществе;
Б.Человек, исследующий общество, не может оставаться безразличным, что накладывает отпечаток на процесс познания;
В.Исследователь общества вынужден одобрять предмет исследования общественных процессов;
Г.На социальное познание оказывает влияние субъективная позиция исследователя;
Д.Социальное познание отличается от других тем, что предполагает проникновение исследователя в суть явлений;
Е.Гуманизация – одно из главных свойств социального познания;
Ж.Сложен сам объект познания – общество;
З.Возможности эксперимента ограничены.
2 вопрос. Какой метод социального исследования наименее приемлем?
А.Изучение личных писем участников событий; Б.Наблюдение;
В.Эксперимент; Г.Интервью в средствах массовой информации.
3 вопрос. Мнение корреспондента радиостанции ВВС (Великобритания) Артема Кречетникова: “ Крымская война - единственная в истории, которую обе стороны считали и по сей день считают проигранной” - это:
А.Научный факт; Б.Социальный факт; В.Интерпретация.
4 вопрос. К какому виду социальных фактов относится высказывание Конфуция: (около 551-479 гг. до н.э.) “ Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей”?
5 задание | Таблица: | ||||||||
Действия, поступки людей (индивидов и социальных групп) | Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные) | Словесные действия, мнения, суждения, оценки | |||||||
Распределите приведенные ниже примеры социальных фактов в соответствующие ячейки таблицы.Напишите по 2-3 своих примера. | |||||||||
17 апреля 1682 года патриарх и бояре решили провозгласить царем Петра, сына царя Алексея Михайловича. | |||||||||
«Пришел, увидел, победил» – оценка Цезарем своего успеха в одном из сражений. | |||||||||
17 июля – 2 августа 1945 года состоялась Берлинская (Потсдамская) конференция, в которой участвовали Сталин, Трумэн и Черчилль). | |||||||||
«Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую» – слова Петра I, раскрывающие цель Великого посольства, | |||||||||
«Цель оправдывает средства» – слова английского философа Томаса Гоббса. | |||||||||
26–27 января 1904 года японские корабли внезапно напали на русскую эскадру в Порт-Артуре; началась русско-японская война. | |||||||||
Храм Василия Блаженного, построенный в Москве во второй половине XVI века. | |||||||||
Берестяные грамоты XI века, обнаруженные в 1951 году в Новгороде. | |||||||||
Первая линия Московского метрополитена, открытая в мае 1935 года. | |||||||||
6 задание. Ответьте на вопросы к тексту |
Классический пример использования включенного наблюдения для сбора основной информации — работа Уильяма Уайта (1936—1939 гг.), который и ввел этот метод наблюдения в научную практику.
Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказавшихся в условиях чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Корневиля был известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных банд.
Уайт вошел в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил тот особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он провел бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек. Вначале он вел регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все привыкли видеть его с блокнотом в руках.
Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.
Имеется и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Нравственный долг социолога, как и врача,— «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так понимает он свою позицию, он всегда найдет нужную форму осуществления наблюдения и займет правильную, нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включенного в гущу событий наблюдателя.
1. Объясните, что представляет собой метод включенного наблюдения, в чем его сильные и слабые стороны.2. Поразмышляйте над проблемой: насколько этично включенное наблюдение? Как исследователю остаться в рамках морали? Может быть, разумно отказаться от этого метода? Объясните свой ответ.3. Основываясь на фрагменте, укажите особенности социального познания.