Практикум 10 класс. Социальное познание.




1 вопрос. Выбери 4 положения, характеризующие особенности социального познания?

А.Необходимость научных фактов – основы знаний об обществе;

Б.Человек, исследующий общество, не может оставаться безразличным, что накладывает отпечаток на процесс познания;

В.Исследователь общества вынужден одобрять предмет исследования общественных процессов;

Г.На социальное познание оказывает влияние субъективная позиция исследователя;

Д.Социальное познание отличается от других тем, что предполагает проникновение исследователя в суть явлений;

Е.Гуманизация – одно из главных свойств социального познания;

Ж.Сложен сам объект познания – общество;

З.Возможности эксперимента ограничены.

2 вопрос. Какой метод социального исследования наименее приемлем?

А.Изучение личных писем участников событий; Б.Наблюдение;

В.Эксперимент; Г.Интервью в средствах массовой информации.

3 вопрос. Мнение корреспондента радиостанции ВВС (Великобритания) Артема Кречетникова: “ Крымская война - единственная в истории, которую обе стороны считали и по сей день считают проигранной” - это:

А.Научный факт; Б.Социальный факт; В.Интерпретация.

4 вопрос. К какому виду социальных фактов относится высказывание Конфуция: (около 551-479 гг. до н.э.) “ Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей”?

                   
5 задание Таблица:                
  Действия, поступки людей (индивидов и социальных групп) Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные) Словесные действия, мнения, суждения, оценки            
                   
                   
                   
                   
                   
                   
  Распределите приведенные ниже примеры социальных фактов в соответствующие ячейки таблицы.Напишите по 2-3 своих примера.
                   
  17 апреля 1682 года патриарх и бояре решили провозгласить царем Петра, сына царя Алексея Михайловича.
  «Пришел, увидел, победил» – оценка Цезарем своего успеха в одном из сражений.
  17 июля – 2 августа 1945 года состоялась Берлинская (Потсдамская) конференция, в которой участвовали Сталин, Трумэн и Черчилль).
  «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую» – слова Петра I, раскрывающие цель Великого посольства,
  «Цель оправдывает средства» – слова английского философа Томаса Гоббса.
  26–27 января 1904 года японские корабли внезапно напали на русскую эскадру в Порт-Артуре; началась русско-японская война.
  Храм Василия Блаженного, построенный в Москве во второй половине XVI века.
  Берестяные грамоты XI века, обнаруженные в 1951 году в Новгороде.
  Первая линия Московского метрополитена, открытая в мае 1935 года.
                   
                   
  6 задание. Ответьте на вопросы к тексту            

Классический пример использования включенного наблюдения для сбора основной информации — работа Уильяма Уайта (1936—1939 гг.), который и ввел этот метод наблюдения в научную практику.

Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказавшихся в условиях чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Корневиля был известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных банд.

Уайт вошел в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил тот особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он провел бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек. Вначале он вел регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все привыкли видеть его с блокнотом в руках.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Имеется и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?

Нравственный долг социолога, как и врача,— «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так понимает он свою позицию, он всегда найдет нужную форму осуществления наблюдения и займет правильную, нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включенного в гущу событий наблюдателя.

1. Объясните, что представляет собой метод включенного наблюдения, в чем его сильные и слабые стороны.2. Поразмышляйте над проблемой: насколько этично включенное наблюдение? Как исследователю остаться в рамках морали? Может быть, разумно отказаться от этого метода? Объясните свой ответ.3. Основываясь на фрагменте, укажите особенности социального познания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: