Фото Елены Топоровой, лето 2020




Архитектурное фото

 

 

Городковская церковь Вознесения Господня (построена в 1908 г.)

Фото Елены Топоровой, лето 2020

 

Замерло сердце, до чего ж красив храм в Павловском Посаде на Городке! Его облик возник передо мной на любительких снимках землячки Елены Топоровой, когда я прокручивала ленту новостей в соцсети. Снимков, конечно, сейчас найти можно много и самых разных, но почему-то душа откликнулась и выделила этот. Он показался тёплым и уютным.

Предстал храм не фасадом центрального входа, а противоположной стороной, но я интуитивно узнала церковь сразу. И впервые вдруг ощутила роскошь её архитектуры.

Сложная многоярусная, несколько приземистая постройка с ротондой, колокольней и приделами. Декоративная лепнина и орнамент, кажется, в русско-византийском стиле. Краски яркие, свежие. Красные стены, тёмные рифлёные купола, контрастные белые линии контуров лепного декора и прямоугольников орнамента. Арочные окна особенно впечатляют. Расположенные тесным рядком, очерченные белой безотрывной вязью кисти художника, они выглядят броским украшением здания. Как ожерелье на шее женщины… Крест наверху, на куполе... Возносится… в самое небушко – как вопль сердец человеческих.

Стоит церковь Вознесения Господня на снимке во всей красе и выглядит как новенькая. Нарядная. Наверное, после ремонта?

Отчего я не замечала или не видела всего этого открыточного великолепия раньше?

Это не чужая мне церковь. В детстве, в 1950-х годах, меня иногда водила сюда бабушка. Здание тогда было новее. Оно всего на четыре десятка лет старше меня. А таким внешне красивым не отложилось в памяти это строгое место молитв. С высоты роста человека, тем более ребенка, воспринималась лишь фрагментарно или в направлении снизу вверх. Это совсем не то, что под силу оку фотообьектива с дальнего расстояния. Раньше вот не было у нас такой возможности фотографировать или рассмотреть чужие фотографии, если они были, как это доступно теперь во всеобщем интернет-просторе.

Помню я солидные церковные ворота с иконой – врата. И калитку в заборе. Мы, проделав длинный пеший путь из Больших домов, проходили через неё на службу благоговейно, крестясь. Полагаю, бабушка несла сюда много тревог и груз выпавшего горя. Дитя чувствует это, как барометр. Служба шла долго, всё время мы на ногах. Уставали. До экскурсий по территории и разглядывания здания со всех сторон дело у нас не доходило, да и разгуливание по двору, не думаю, что было позволительно.

Высоту церкви я изучала изнутри, закидывая назад голову, чтобы разглядеть расписной купол с божественными и ангельскими лицами. Кругом были таинства и особые атрибуты. Всё интересно. Иконы, горящие свечи, алтарь, кадило, плащаница. Громогласная речь батюшки, запах ладана. Звучали молитвы, песнопения. Проходил ритуал причастия, целования креста. Каждый в храме трепетно надеялся, что тут-то его обязательно заметит Бог, ниспошлет благодать. Бабушка говорила, что мне посылал в виде успешной учебы в школе. Почти всегда мы оставляли храму свои копеечки. Мне поручалось положить их на поднос женщине, обходящей ряды прихожан.

То, что происходило внутри, и было для меня понятием «церковь».

Доводилось мне бывать в храме на Городке и повзрослевшей. Участвовала я в крестинах подружкиной дочки и в отпевании усопшей родственницы в годы большой атеистической пропаганды. Эти посещения были сопряжены со страхом осуждения со стороны общественных организаций социума, в которых состояла, к изучению зданий не располагали.

И вот всё же пришел час вволю полюбоваться архитектурным портретом церкви, вызвавшим воспоминания. Уникальное здание. Поистине можно гордиться таким твореньем рук человеческих. Это намоленное место – вместилище сакральных чаяний моих земляков, предков. Второй десяток второго столетия разменяла Городковская церковь. Ещё не многовековая древность, но уже повидавшая многое на своем веку старина и, конечно, местная достопримечательность.

А вот деревья перед ней молодые и непривычные. Целый ряд высажен вечнозеленых туй. Когда-то привилегированно украшавшая лишь сады и парки дворцов и поместий, туя теперь стала модным в городах деревом. Вырастут они высокими, если не карликовой породы, станут живой изгородью храма, но пока не скрывают вид этого замечательного строения.

Пейзажи в архитектурных фото – самая сменяемая часть. Глядишь, когда-нибудь снимок Елены Топоровой, запечатлевший Городковскую церковь в полном обзоре в лето 2020 года, приобретет и историческую ценнность. Кто знает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: