БАНК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕТОДИКДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА




ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕТОДИК

ДЛЯ РАБОТЫС ДЕТЬМИ
РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

 

Мурманск,

2016г.


 

Составители:

Баланова Т.А. – заместитель директора по УВР, председатель ЦПМПК Мурманской области.

Шистерова Т.А. – учитель-логопед ГОБУ МО ЦППМС-помощи.

Сидоренко А.Г. – учитель-дефектолог ГОБУ МО ЦППМС-помощи.

 

 

Электронный банк коррекционно-развивающих методик для работы с детьми раннего возраста. - Мурманск, ГОБУ МО ЦППМС-помощи, 2016г.

В электронный сборник коррекционно-развивающих технологий включены современные методики и техники работы, которые помогут специалистам и родителям в комплексной коррекции имеющихся проблем в развитии детей раннего возраста.

Материалы, содержащиеся в электронном пособии, рекомендованы воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, а также родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………  
Диагностические методики…………………………………………...  
Методики работы с детьми с ОВЗ……………………………….……  
Методики работы с детьми с задержкой речевого развития………..  
Методики развития умственных способностей детей раннего возраста…………………………………………………………………  
Арт-терапевтические методики и технологии……………………….  
Нетрадиционные технологии………………………………………….  
Коррекционно-развивающие методики по физическому воспитанию……………………………………………………………..  

 

 


БАНК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕТОДИКДЛЯ РАБОТЫС ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

№ п/п Название методики Автор Цель Краткое описание Источник
  1. Диагностические методики
1.1 Коррекционно-диагностичес-кий комплекс «Лель» Разработан на основе метода Марии Монтессори. Диагностика и развитие уровня познавательного, моторного, речевого развития и развития деятельности. Комплекс «Лель» включает набор игр с использованием дидактических материалов (вкладыши, пирамидки, геометрические фигуры и т.д.)   https://olenenok.do.am/lel.docx  
1.2 Диагностические методики психического развития детей от рождения до 3 лет   Смирнова Е.О. Для каждого периода представлены методики, выявляющие уровень развития общения и предметной деятельности ребенка. Предметом диагностики являются наиболее важные в раннем возрасте сферы, а именно общение со взрослым и ведущая деятельность. Выделяются четыре возрастных периода и дается их психологическая характеристика. https://www.koob.ru/ Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. С 50 Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: МГППУ, 2002
Кротова Т.Б Диагностика уровня развития речи детей от 1 года до 3-х лет с проблемами в развитии. Представлены практические материалы для психокоррекционной работы с детьми от 1 года до 3-х лет, в частности: диагностический инструментарий для проведения исследования и выявления отклонений в познавательной и речевой сферах ребенка педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом.   https://eknigi.org/ Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1-3 лет с проблемами в развитии, М.: АРКТИ, 2014  
    Стребелева Е.А. Методики, направленные на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий. Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. https://www.koob.pro/strebeleva/ Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2004
Мастюкова Е.М. Ранняя диагностика наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов. В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей. https://www.5port.ru/mastyukova/ Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст, Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика детей раннего возраста с целью выявления отставаний в развитии. Даны показатели развития детей от 10 дней до 3 лет жизни (норма) по основным линиям развития (сенсорное, речевое, двигательное, эмоциональное, навыки и умения). https://gigabaza.ru/doc/165906.html Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни», М., 1997
1.3 Экспертная система индивидуаль-ногосопро-вождения «Лонгитюд» Авторский коллектив под руководством Мирошникова С.А. Определение уровня развития детей, начиная с двух месяцев; выявление у детей отклонений в психомоторном развитии; контроль динамики развития ребёнка; подготовка индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка. Экспертная система являет ассистентом специалиста (психолога, педагога, врача), работающего в сфере индивидуального сопровождения развития детей. Экспертная система состоит из двух блоков – диагностического и развивающего. Диагностический блок представляет собой набор вопросов и заданий для обследования детей разного возраста специалистом и бланков вопросов и заданий для родителей. Развивающий блок представлен возможностью создания «Программы развития» для ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Она представляет собой план занятий с ребёнком на ближайшие 3-6 месяцев и включает в себя общие рекомендации, игры и упражнения, которые уже по силам ребёнку и способствуют его дальнейшему развитию. https://testpsy.net/ru/downloads/uchebnye-materialy  
1.4 Комплексное педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом. Николаева Т.В. Целостное изучение неслышащего ребенка 3-го года жизни, выявление не только уровня его актуального развития, но и зоны ближайшего развития. В методике представлен набор заданий для комплексного педагогического обследования, позволяющий выявить индивидуальные особенности неслышащего ребенка преддошкольного возраста (3-ий год жизни) по основным линиям развития*. В комплект заданий входит изучение социального, познавательного, физического развития, а также предметно-игровой деятельности ребенка, состояния его речи и слуха. Это позволит начинать коррекционное обучение с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и разрабатывать адекватные уровню его развития индивидуальные коррекционные программы. Николаева Т.В. Комплексное педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом. Электронный адрес [ https://alldef.ru/ru/articles/almanah-4/shema-logopedicheskogo-obsledovanija-rebenka-2]  

 

  2.Методики работы с детьми с ОВЗ
2.1 Методика работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна В. Дмитриева Формирование и развитие различных навыков у ребенка с синдромом Дауна Обучение ребенка проводится посредством техники исправления и подкрепления. Действия, приводящие к успеху, или достижение желаемой цели, к примеру, веселая: игра, с новой погремушкой, вызывает чувство достижения. Мать хвалит малыша, когда он успешно натянет пару носков или быстро откажется от соблазнительной игрушки, принадлежащей другому ребенку. Это повторяется до тех пор, пока ребенок не "научится" навыкам – действиям, которые происходят легко и привычно. https://journal.downsideup.wiki/ru/post/vremja_nachinat  
Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у ребенка с синдромом Дауна. В основе книги лежат описание и анализ опыта работы центра ранней помощи «Даунсайд Ап». Даны подробные поэтапные рекомендации по формированию взаимодействия, общения и речи ребёнка. Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. – 2-е изд.- М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010.
Жиянова П.Л., Поле Е.В. Развитие ребёнка с синдромом Дауна, организация занятий с ним. Даны сведения об основных этапах развития ребёнка, подробные советы об организации занятия с ребёнком, описание методики занятий. Книга содержит конкретные рекомендации. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2007.
Поле Е.В., Жиянова П.Л., Нечаева Т.Н. Формирование основных двигательных навыков у ребенка с синдромом Дауна. Данное руководство с кратким описанием особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна. Включает в себя иллюстрированные рекомендации для игровых занятий с детьми в период формирования основных двигательных навыков. Поле Е.В., Жиянова П.Л., Нечаева Т.Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. Практическое руководство для родителей. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010.
  Развитие различных навыков у ребенка с синдромом Дауна. Освящается широкий спектр вопросов, относящихся особенностям развития детей с синдромом Дауна, уходу за ним, воспитанию и обучению. Хрестоматия для родителей: Сборник статей, опубликованных в журнале «сделай шаг» в 1997-2008гг.-изд-е 3-е.- М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010.
2.2 Прикладнойанализповедения (Applied behavior analysis, ABA)   Снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей Любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. В обучении по раздельным заданиям каждое данное ребенку задание состоит из просьбы выполнить определенное действие, реакции ребенка и реакции педагога. Это метод предназначен не только для корректировки поведения, но в основном для обучения навыкам, от простых, типа подготовки ко сну и одевания, до более сложных, таких как социальное взаимодействие. https://ria.ru/spravka/20120402/614653488.html   https://lechenieautizma.org/trainings  
2.3 Обучение основным реакциям   Снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей Терапия обучения основным реакциям - это концентрация на развитии у ребенка ключевых поведенческих навыков, таких как мотивация, реакция на многочисленные сигналы, самоуправление и социальная инициация. Терапия используется для обучения языковым, социальным, коммуникационным навыкам и способности к восприятию информации образовательного характера. Особое внимание также уделяется роли родителей ребенка в его адаптации/лечении https://ria.ru/spravka/20120402/614653488.html   https://lechenieautizma.org/trainings  
2.4 The P.L.A.Y. Project   Снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей Программа призвана обучить родителей и специалистов осуществлять интенсивное развивающее воздействие на маленьких детей с аутизмом с целью научить их взаимодействовать с окружающим миром. Программа наиболее эффективна для детей в возрасте от полутора до 5 лет. Интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов в неделю. Ребенка необходимо вовлекать во взаимодействие с родителем/специалистом. Необходимо определить стратегическое направление терапии (например, развитие социальных или языковых навыков) https://ria.ru/spravka/20120402/614653488.html   https://lechenieautizma.org/trainings  
2.5 "Игровоевремя" (Floortime/DIR) СтенлиГринспан Снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей Методика использует интересы ребенка, даже патологические для установления с ним контакта. Специалист не предлагает новых идей в игре, но развивает идеи, предлагаемые ребенком, а также задает вопросы, прикидывается непонимающим и побуждает ребенка объяснять, а значит, анализировать игровые ситуации. https://ria.ru/spravka/20120402/614653488.html   https://lechenieautizma.org/trainings  
2.6 Развитиемежличност-ныхотноше-ний, РМО (Relationship Development Intervention, RDI) Стивен Гатстин и Рашель Шили Снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей Метод основан на ускорении прохождения ребенком-аутистом основных этапов развития межличностных отношений посредством специально разработанных игр. Сначала надо научить ребенка находить удовольствие в общении. После этого можно учить читать выражение лица, координировать свои действия с другим человеком, не “застревать” и др. https://ria.ru/spravka/20120402/614653488.html   https://lechenieautizma.org/trainings  
2.7 Технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ   Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных инновационных технологий. Содержит обширный материал в области фундаментальных и прикладных проблем специальной педагогики и психологии, систематизированный в русле традиционных для данной науки направлений исследования: общих основ нарушенного развития, его типологии, поиска оптимальных условий, средств и способов его преодоления. Будет полезноспециалистам, работающим с детьми с ОВЗ, и родителям детей с проблемами в развитии. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001
2.8 Методика развития познаватель-ной сферы   Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В.   Предлагаемая система психолого-педагогического сопровождения окажет существенную помощь по созданию оптимальных условий, необходимых для полноценного и социального благополучия ребенка раннего возраста. Цикл взаимосвязанных занятий для учителя-дефектолога, включающий в себя игры и упражнения для психокоррекционной работы с детьми от 1 года до 3-х лет, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности, ознакомлению ребенка с проблемами в развитии с окружающей действительностью (живой и неживой природой, природными явлениями). https://www.all-library.com/ Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1–3 лет с проблемами в развитии, М.: АРКТИ, 2010  
2.9 Логопедичес-кая ритмика Волкова Г.А. Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2.10 Технологии коррекционно-логопедичес-кой работы Е.Ф. Архипова Авторская методика диагностики доречевого развития детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП) и детским церебральным параличом (ДЦП) на первом году жизни. Определяются уровни доречевого развития детей первого года жизни и детей группы риска. Эти данные помогают определить структуру дефекта детей с ПЭП - перинатальной энцефалопатией. Раскрыты особенности психомоторного развития детей первых трех лет жизни в онтогенезе, Представлено содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет https://logoped18.ru/literatura-po-logopedii/literatura/logopedicheskaya-rabota-s-detmi-rannego-vozrasta.doc Е. Ф. Архипова Логопедическая работа с детьми раннего возраста, М.: АСТ, Астрель, 2007.
2.11 Коррекцион-ная ритмика Е.А. Медведева Цель методики — формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами цель коррекционной ритмики является профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова Впервые в систематизированном виде представлены содержание и технология организации музыкального воспитания и занятий по коррекционной ритмике с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. Е.А. Медведева. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: Академия, 2002.
2.12 Методика профилактики отклонений в развитии речи детей с ДЦП Смирнова И.А. Развитие коммуникативности ребёнка, стимуляция сенсомоторного развития, формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции. В данной методике раскрыты направления логопедической работы по профилактике нарушений речи в раннем возрасте ребёнка. К профилактическим мероприятиям относится специальная организация социальных условий развития речи - ранней коммуникации, важно выработать ответную эмоциональную реакцию на общение взрослого. В процессе общения также необходимо развивать сенсомоторную сферу ребёнка. Нужно, чтобы слуховые, зрительные, тактильные стимулы постепенно приобретали для ребёнка социальное значение. Формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции включает дыхательные упражнения, стимуляцию голосовых реакций, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику. Коррекцию орально-моторной сферы необходимо проводить прежде всего во время кормления ребёнка. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007, - 94-127 с.
2.13 Методика развития речи у детей 1-3 лет с проблемами в развитии Т.Б.Кротова, О.А.Минина, А.В.Можейко Повышение уровня развития речи детей раннего возраста с проблемами в развитии. В издании представлен цикл взаимосвязанных занятий для учителя-логопеда, включивший в себя игры и упражнения, а также наглядно-дидактические материалы для психокоррекционной работы, направленной на повышение уровня развития речи детей от 1 года до 3 лет с проблемами в развитии. Т.Б.Кротова, О.А.Минина, А.В.Можейко. Цикл занятий по развитию речи у детей 1-3 лет с проблемами в развитии.,-М.:АРКТИ, 2010.
2.14 Методика работы с заикающимся ребёнком. Валерий Цвынтарный Устранение заикания, нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирова­ние навыков пользования самостоятельной речью без заика­ния. В данной методике выделяются основные направления работы с заикающимся ребёнком: I.Создание охранительного речевого режима. II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения. IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания. V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи. VI. Воспитание личности заикающегося ребенка. Предложены поэтапные упражнения, примерный план и ход занятий, упражнения для закрепления правильной речи. Цвынтарный В. Радость правильно говорить.-М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ,2004г.
2.15 Методика формирования слоговой структуры слова Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова Методика включает 2 основных этапа: 1)пропедевтический (обучение восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров-отстукивание, отхлопывание, пропрыгивание; обучение различению на слух длинных и коротких слов; обучение на слух слоговых контуров по длине) 2)основной (формирование навыка правильного произнесения слов разного слогового состава) Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями.-Мурманск,2004г.
2.16 Методика психолого-педагогической коррекции психомоторного развития детей первого года жизни с глубокими нарушениями зрения Фильчикова Л.И. Бернадская М.Э. Парамей О.В. Определение уровня развития зрительных функций и психомоторного развития, а также психолого-педагогическая коррекция психомоторного развития детей первого года жизни с глубокими нарушениями зрения. Диагностика возможна с помощью использования специальных, объективных методов исследования, в число которых входит офтальмологические, ультразвуковые и электрофизиологические методы. В пособии представлены зрительные нарушения у детей раннего возраста. Дана характеристика наиболее частых причин зрительных расстройств у детей. Коррекционная работа представлена в виде игр и упражнений для детей с глубокими нарушениями зрения первого года жизни, которые можно использовать для оптимизации психического развития малыша. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 г.

 

  3. Методики работы с детьми с задержкой речевого развития
3.1 Методика работы с неговорящими детьми Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Организация постоянного общения родителей с врачом и логопедом - дефектологом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах воспитания и обучения больного ребенка, познакомят с системой его реабилитации. Представлены психологическая поддержка и обучение родителей, имеющих детей с диагнозами: общее недоразвитие речи 1-2 ур.р.р., обусловленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии.Все задания, собранные в 55 занятий, предлагаются ребенку в игровой форме. https://www.razym.ru/51740-uchimsya-govorit-55-sposobov-obshheniya-s.html   Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общение с неговорящим ребенкомю – М.: Техинформ МАИ, 1997.
3.2 Формирование речи у детей с моторной алалией   Жукова Н.С. Поэтапное развитие речи у детей с моторной алалией Методика представляет собой пять этапов формирования устной речи. На каждом этапе формирования устной речи проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи (задержка речевого развития, алалия, дизартрия и т. п.). https://www.twirpx.com/file/380471/  
3.3 Малыш учится говорить. От рождения до трех лет Жукова О.С., Балобанова В.П. Развитие речи ребенка, а также отдельные проблемы, возникающие у детей раннего возраста. Какие игры и упражнения можно проводить с малышом, чтобы развивать его речь и научиться лучше понимать его. Изложены особенности речевого развития ребенка до 3 лет, практические рекомендации для логопедов, воспитателей, родителей   https://www.twirpx.com/file/1705102/ Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: ИД Нева, 2006
3.4 Методика формирования начального детского лексикона   Громова О. Е. Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста. Представлена целостная методика стимулиру­ющего логопедического воздействия на детей раннего возраста: орга­низационные требования к проведению занятий, анкета для опре­деления актуального уровня речевого развития, методика наблю­дения за развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и диагностических занятий, автором разработан специальный стимульный материал к данной методике. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: ТЦ Сфера, 2003  
3.5 Методики коррекцион-ной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития Датешидзе Т.А. Стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе. Представлена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004
3.6 Авторскя методика «Фонопедиче-ский метод развития голоса» В.В. Емельянов Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Отличительная черта данного метода — общеоздоровительная и профилактическая направленность. Работа по данному методу предполагает развитие координационных, тренировочных, эстетических и исполнительских особенностей голоса. https://www.schoolrm.ru/schools/art8sar/pupils_parents/add_materials/?ID=28031 Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – Лань", 2000  

 

  4. Методики развития умственных способностей детей раннего возраста
4.1 Метод Марии Монтессори Мария Монтессори Развитие мышления, внимания и памяти; развитие мелкой моторики. Суть метода Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Отличительная черта метода – полная свобода ребенка. Он сам выбирает, чем, как и в каком объеме ему заниматься. Развивающая среда — важнейший элемент метода Монтессори. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. Среда должна соответствовать потребностям ребенка 1. Рапопорт А. Энциклопедия методов раннего развития. – М.: АСТ, 2009 г. 2. Хилтунен Е.А. Уроки на карточках: Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори.-М.: Генезис, 2006. 3. Хилтунен Е.А. Практическая Монтессори – педагогика: Книга для педагогов и родителей.-М.: Юнион-паблик Альта-принт, 2005. 4. Дмитриева В.Р. Самые популярные методики раннего развития малыша (метод Марии Монтессори). - АСТ, Сова, ВКТ,2010 г.
4.2 Методика раннего развития ГленаДомана   ГленДоман   Развитие умственных способностей детей, раннее обучение счету, раннее обучение чтению Развитие математических и лингвистических способностей ребенка, по мнению ГленаДомана, нужно начинать уже в год. Именно в этом возрасте малыш наиболее восприимчив, и у него уже хорошо работает врожденная функция мозга, которая отвечает за огромные способности ребенка к различным языкам. Кроме лингвистических врожденных способностей малыш обладает еще и математическими. Это подтверждается тем фактом, что если малыша научить простым элементарным числам, то он способен открыть для себя такие математические действия как сложение, умножение, деление и вычитание. 1. ДоманГ.и Д., Эйзен С. Как дать ребенку энциклопедические знания. (Малыши хотят и могут учиться!) - М.: Аквариум, 1998.-320с.
2. ДоманГ.и Д. Как обучить ребенка математике. (Малыши хотят и могут учиться!) - М.: Аквариум, 1998.-320с. 3. ДоманГ.и Д., ЭйзенС.Как развить интеллект ребенка. (Малыши хотят и могут учиться!) - М.: Аквариум, 1998.-320с.  
4.3 Методика обучения Н. Зайцева   Н. Зайцев   Благодаря «Кубикам Зайцева» дети уже к 4-5 годам начинают читать (им для этого нужно от пяти до восьми месяцев регулярных занятий). Кроме послогового чтения, они также осваивают и фонетическую сторону языка. Играя, малыши начинают различать твердые и мягкие звуки, гласные и согласные, звонкие и глухие. Методику можно использовать и для детей младшего возраста, тем которым исполнился год – тогда ребенок начинает одновременно и говорить и читать при этом обучение происходит за несколько месяцев, так как ребенку нужно некоторое время, чтобы развить устную речь. Но при обучении таких маленьких детей автор методики предлагает остановить свое внимание главным образом на кубиках, сделав занятие как можно ближе к игре, чтобы заинтересовать кроху. Зайцев Н..А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб.: Лань,.1997  
4.4 Технология «Сказочные лабиринты» В.В. Воскобович   Формирование творческого потенциала ребенка, развитие сенсорики и психических процессов, а также увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок в игровой форме. В разнообразие игр придуманных Вячеславом Воскобовичем входит множество самых разных конструкторов, геометрических фигур, головоломок, их особенностью является то, что все они учат ребенка быть изобретательным и конструировать, сопоставлять и анализировать, а также развивать пространственное мышление и мелкую моторику детских пальчиков. www.razumniki.ru   Харько Т.Г.,Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. – Изд-во: Развивающие игры Воскобовича
4.5 Родительская педагогика Никитиных Никитин Б.П., Никитина Е.А. Раннее развитие интеллектуальных способностей посредством свободы в выборе игрового развивающего материала.   Супруги Никитины в своих трудах описали, что главной задачей, которая лежит перед родителями должно стать нормальное развитие творческих способностей ребенка и подготовка его к предстоящей жизни. Что бы все это осуществить ни в коем случаи нельзя принуждать детей что-нибудь делать, нужно лишь подталкивать их и ненавязчиво помогать разбираться в сложных жизненных ситуациях и проблемах, но при всем этом недопустимым является опережение в поступках, советах и мыслях своих детей. Никитин Б.П., Никитина Е.А. Энциклопедия методов раннего развития, АСТ,2009г. (метод НУВЭРС)
4.6 Методика «Художники в памперсах» М. Гмошинская Развитие сенсорики, мелкой моторики малыша, формирование его основных психических способностей и креативного потенциала, а также эффективный способ положительного эмоционального взаимодействия и сотворчества ребенка с родителями. За основу своей методики Мария Гмошинская взяла просто гармоничное развитие ребенка, а не программирование в крохе художественных талантов. Работа с красками не только помогает ребенку развиваться гармонично, но и способствует положительному восприятию цветов. А благодаря манипуляциям, которые малыш проделывает при рисовании своими пальчиками, у него развивается психика, речь и даже память. https://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_gmoshinskoy/metodika_gmoshinskoj.html © NeoLove.ru  
4.7 Система Дьенеша ЗолтанДьенеш Развитие логического мышления ребенка, а также аналитических способностей и комбинаторики. Благодаря специальным блокам, разработанным Дьенешом, ребенок получает представление о сложных логических операциях, алгоритмах, кодировании информации, что является довольно сложными понятиями сферы информатики. Но кроме этого они помогают малышу развивать речь. https://my-happybaby.ru/igry-na-razvitie-logicheskogo-my-shleniya-ili-sistema-d-enesha  
4.8 Пражская программа «родители и дети» (pekip) Ярослав Кох Программа PEKIP - стремление побудить родителей общаться с ребенком с первых минут его жизни и поддерживать естественное развитие малыша с учетом его индивидуальности и своеобразия характера. Работа в PEKIP осуществляется в группах. Развивающие игры - основное содержание работы группы. Они позволяют сопровождать поддерживать развитие детей, а также передавать знание взрослым деятельно и позитивно, в конкретных ситуациях. Полински Л. PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. – М., 2006. https://lib.aldebaran.ru/author/polinski_lizel/polinski_lizel_pekip_igra_i_dvizhenie_bolee_100_razvivayushih_igr_dlya_detei_pervogo_goda_zhizni

 

  5. Арт-терапевтические методики и технологии
5.1 Фольклорные игры   Развитие речи; формирование предпосылок к творческой деятельности; формирование сенсорной культуры; формирование социальных навыков у детей раннего возраста. Хороводная игра - это особый вид символической игры, сочетающий в себе ролевую игру, движение и песню. 1. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008., с.20-23. 2. Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года) // Ребенок в детском саду. – 2001. – №1. 3. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Полякова Т.В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1. 4. Смагин А.И. Использование музыкальной терапии в социальной работе/ А.И. Смагин// Социально-педагогическая работа. – 2005. - №8.
5.5 Музыкальная терапия   Развитие слухового внимания; чувства темпа, ритма и времени; мыслительных способностей и фантазии; коммуникативных навыков; тренировки общей и артикуляционной моторики. Музыкотерапия как учебный процесс, включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и рисования, артикуляционной, пальчиковой гимнастики. 1. Битова А.Л. Музыка как элемент терапии в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями https://www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/text/bitova02.txt 2. Битова А.Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития https://www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/text/bitova11.doc 3. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003.
5.6 Музыкальная коррекция детей с ограничен-нымивозмож-ностями Котышева Н. Цель - решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности. Авторская программа музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья "Мы друг другу рады!" Включены описания этапов реализации программы, ее инновационная структура, план проведения и содержание групповых занятий. Котышева. Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями +CD. – СПб.: Речь, 2010


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: