Башкортостан в русской и башкирской литературе
Цель: обучающаяся: формирование представления о речевом этикете;
Знакомство с темой и целями урока.
- Что такое этикет? (Обучающиеся должны были выписать из словаря Ожегова значение данного слова)
Чтение записи в тетради у учащихся. «Этикет – слово французского происхождения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе».
Башкортостан в русской и башкирской литературе
Друзья! Гордитесь:
Целый мир узнает,
Как могуч башкир!
(П.М.Кудряшов)
Чтец:
Вот Родина моя! (музыка, природа)
Вот Родина моя… Вот дикие пустыни!
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
И тучной жатвою покрытые поля!
Вот горы, до небес своё взносящи,
Младые отрасли Рифейских древних гор,
И реки, с пеною меж пропастей летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!
Вот окружённые башкирцев кочевьями
Озёра светлые, бездонны глубиной,
И кони резвые, несчётны табунами
В них смотрятся с холмов, любуются собой!
Приветствую тебя, страна благословенна,
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Не вечно для одних служить ты будешь паств.
Вед: Эти слова о Башкирии написаны С.Т.Аксаковым в XIXв. Сегодня мы по произведениям русских писателей проследим за жизнью и бытом башкир, начиная с XVIв. и до наших дней. (горы, сплав).
Башкирия всегда привлекала внимание своими просторами, богатыми недрами, своеобразной этнографией и интересным местоположением – на границе Европы и Азии. Добровольное присоедине- ние Башкирии к Русскому государству, завершившееся в 1557г, сыграло важную историческую роль в развитии экономики и культуры края, положило начало великой дружбе русских и башкир.
В XIXв. начинается литературное «освоение» Башкирии. Передовые представители русской культуры
Не оставили без внимания бедственное положение башкирского народа. Это А.С.Пушкин, В.И.Даль, П.М.Кудряшов, Р.Г.Игнатьев, Г.И.Успенский.
У истоков литературного содружества русского народа с др. народами стоит великий Пушкин. (портрет А.Пушкина). Он был 1 из первых русских писателей, обративших внимание на жизнь башкирского народа. Запоминающиеся образы башкир-борцов за свободу и независимость Пушкин создал в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке». В «Истории…» значительное место он уделяет башкирам во главе с их вождём Салаватом Юлаевым. Причину активного участия башкир в восстании поэт видит в усилившемся самодержавном гнёте. Он с гневом пишет о распаде над участниками восстания в 40-х годах XVIIIв. Выразительными красками рисует Пушкин образ безымянного «башкирца», схваченного с «возмутительными листами» Пугачёва. (картинки из «Капитанской дочки»)
Чтец: «Башкирец с трудом шагнул через порог, (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за 70. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали огнём. «Эхе! – сказал комендант, узнав по страшным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. – Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах. Ты, знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстругана башка. Подойди-ка поближе, говори, кто тебя подослал?»
Вед: Образ безъязыкого, изувеченного «башкирца» имеет широкое обобщающее значение: в нём отразилось свободолюбие угнетённого народа, народа, лишённого прав, не имеющего «языка», но продолжающего борьбу за лучшую жизнь.
Чтец: (музыка, природа)
Ночами по кочевьям и кибиткам
Розово расползаются слова,
Что где-то на решительную битву
Джигитов собирает Салават.
Идти за Салаватом, как за богом.
Он молод, непокорен и скуласт.
С таким батыром – по любым дорогам,
Ни на какой не выдаст, не продаст.
Замешан он из стоящего теста,
Поэт и воин. И не лыком шит,
В его тугой руке зажатый тесно
Святой клинок, а не позорный щит…
Четыре дня и столько же ночёвок,
Что конь батыра – нет, не слабоват.
Я вас веду, джигиты, к Пугачёву –
И вздрогнули натянутые нервы
Как тетива в лихой момент стрельбы…
Вед: Особенно много писал о Башкирии уроженец Уфы С.Т.Аксаков. Детство будущего писателя прошло в Башкирии, и в последующие годы он был тесно связан с родным краем. В двух своих трилогиях Аксаков не только запечатлел чудесную природу Башкирии, но и, опираясь на историю трёх поколений семьи Багровых, показал помещичий быт конца XVIII века, рассказал о грабительской колонизации башкирских земель. Полтора века назад он предвидел будущее края.
Чтец: (2 природы)
Чудесный край, благословенный,
Хранилище земных богатств,
Не вечно будешь ты, забвенный,
Служить для пастырей и паств!
И люди набегут толпами,
Твоё приволье полюбя,
И не узнаешь ты себя,
Под их нечистыми руками!..
Помнут луга, порубят лес,
Взмутят в водах лазурь небес!..
И горы соляных кристаллов
По тузлукам твоим найдут,
И руды дорогих металлов
Из недр глубоких извлекут!..
И в глубь лесов и в даль степей
Разгонят дорогих зверей!
Хотя из Крестьянской войны 1773-1775гг. башкирский народ вышел обескровленным, потерявшим многих сыновей, тем не мене, народ сохранил в себе большие духовные силы, чтобы продолжить своё дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует массовое героическое участие башкирских воинов в Отечественной войне 1812г. Девять башкирских полков участвовало во взятии Парижа. Память об этой войне сохранили песни, марши и танцевальные наигрыши «Эскадрон», «Кутузов», «Баик», «Кахым-тура».
Большое количество стихов и песен об Отечественной войне 1812 года, где главными героями выступают башкирские воины, написал поэт-декабрист Пётр Михайлович Кудряшов. Он знал башкирский язык, интересовался историей и народным творчеством башкир. Послушайте написанную им «Песнь башкирца перед сражением».
О, удалые наездники!
Вы, я слышу, восклицаете:
«Мы покажем царству Русскому,
Мы покажем свету целому,
Что рука башкирца-батыра,
Крепкой статью вооружённая,
Обагрит поля пространные
Кровью вражеской французскою.
Ты проснись, заря румяная,
Ты проснись скорее, солнышко,
Ты проснись скорее, светлый день,
Покажи нам толпы врагов.
Смелость и мужество башкирских воинов описывал и Денис Давыдов, участник войны 1812 года, в «Дневнике партизанских действий 1812г». Он показал успешную операцию одного батальона Уфимского полка, который по приказу Ермолова бросился в атаку на французов, захвативших редут Раевского, и выбил их оттуда.
Исследователь жизни башкир в XIXв. В.М.Черемшанский писал: «Этот добровольно покорившийся Русскому престолу народ – вначале дикий и необузданный, привыкший действовать самопроизвольно, не терпящий над собой никакой власти – одним словом – народ буйный и своевольный – в настоящее время представляет народ мирный, терпеливый и покорный».
Во 2 половине XIXв. Башкирия переживала тяжёлые времена: коренное население находилось на грани разорения. Развитие капитализма в России происходило в тесной связи с колонизацией края и сопровождалось ограблением башкир.
Д.П.Никольский, исследователь жизни башкир, в то же время пишет: «Несмотря на все неблагоприятные условия, при которых слагалась жизнь башкирского народа, он всё же не вымирает и по физическому развитию не принадлежит к вырождающимся». Он отмечает у башкир приветливость, мягкость характера, характеризует башкир как «народ симпатичный, с живым умом, способный к отвлечённому мышлению, чрезвычайно впечатлительный и обладающий значительной фантазией, народ добродушный и гостеприимный, довольствующийся малым…» (хлеб, деревня)
Особое место в творчестве русских писателей занимают башкирские песни и мелодии, которые отражают все стороны жизни башкирского народа, подвиги батыров, мечту о свободе, природу родного края. Д.Н.Мамаин-Сибиряк в рассказе «Байгуш», повествуя о мелодии, сыгранной стариком-башкиром на домбре, (музыка домбры) пишет: «Раздалось и само пение. Старческий дрожащий голос выводил речитативом какую-то унылую мелодию. Мотив был оригинален и походил на рыдание, а цезуры – на всхлипывание много плакавшего человека. Меня просто поразило это пение – так оно не походило на наши русские песни. В нём сказывалось отчаяние, такая безысходная тоска, такое великое горе, которое может разрешиться только рыданиями. У меня пошли мурашки по спине. Ничего подобного я никогда не слыхал. Кажется, кругом всё плакало, и было о чём плакать. Для меня теперь сделалось всё ясным: народ умер, и эта песня была последним блуждающим огоньком, вспыхивающим на его могиле. Жизненная энергия иссякло, будущего не было… Мне сделалось ясным, почему башкир не может работать: он весь в прошлом. И какое прошлое. Начиная с Кучумовичей и кончая последним батыром Салаватом, поднявшим восстание во время пугачёвщины, в течение целых 200 лет происходил не улегавшийся башкирский бунт. Это была геройская защита своей родины, и народ изжил в ней свои силы». (стих-е на башк.языке,2 природы)