Звучит песня «Илсе Гайса».




 

Долгие годы курай, башкирский народный инструмент, был в забвении, тогда как русские писатели в XIXв. в своих поездках особое внимание обращали на кураистов. Они их искали, встречались, слушали. Вот как пишет русский писатель Михаил Васильевич Абдеев: «Трудно передать впечатление от этой музыки. Башкирец затянул одну гортанную низкую ноту и, вместе с тем, заиграл песню. Сначала меня поразила необыкновенная сила его груди, несколько минут, не переводя духа, он пел и играл. Эта длинная, заунывная башкирская песня, беспрерывно переливающаяся из ноты в ноту и вечно кончающаяся одним долгим, протяжным и дребезжащим как плач звуком, это изменяющаяся, непрестанно слышимая сквозь все переливы песни гортанная нота действует сильно на нервы и невольно рисует воображаемую какую-то голую беспредельную степь, мертвую, пустынную, на которой только белый ковыль переливается и колышется, как однообразная и безбрежная морская зыбь».

Играет курай мелодию народной песни «Буранбай»

Башкиры по мусульманскому обычаю не употребляли алкогольные напитки. Но ни один праздник, ни одно событие не проходили без напитка кумыса. (кони). Первым открыл для россиян кумыс как лечебное средство В.И. Даль. Он писал: «Кумыс приносит особенную пользу при всех хронических и грудных страданиях, как собственно лёгких, так и дыхательного пути вообще. Последовательное действие кумыса обнаруживается через неделю и ранее, оно состоит в сытном, здоровом и лёгком питании целого тела. Чувствуешь себя бодрым, здоровым, дышишь свободно, лицо принимает хороший цвет. Я сомневаюсь, можно ли придумать какую-нибудь другую пищу, которая в этом отношении заменила бы кумыс». Началось паломничество в степи Башкирии. Ехали только лечиться – и невольно узнавали жизнь башкирского народа. Именно на кумыс приезжали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и др.представители русской интеллигенции.

О терпеливом обращении башкир с жёнами пишут русские учёные А.П.Назаров и Д.П.Никольский. по словам Никольского, отношение башкир к своим жёнам скорее можно назвать гуманным: «Несмотря на порабощённость женщины, её беззащитность, башкир относится к своей жене мягко и почти не бьёт её». А.П.Назаров писал: «Нравственное положение женщины в семье довольно сносно, т.к. коренной обычай башкир запрещает не только бить, но даже грубо обходиться с женой. В противном случае она может обратиться за помощью к своим родным и старикам».

Русские писатели в своих произведениях воспевали красоту башкирской женщины, её скромность, терпеливость, верность мужу, семье. Верно отразить тип башкирской женщины помогали народные песни, танцы, в которых выразилась душа, характер башкирской женщины. Среди них песня «Сэлимэкэй», в которой воспевается скромность башкирской девушки. (песня, танец)

В начале XXв.башкирский народ, как и все др.народы России жил в условиях капиталистического развития. После Октябрьской революции, 23 марта 1919 года, Башкирия стала первой автономной советской социалистической республикой в составе РСФСР.

Об участии башкир в гражданской войне писали К.Федин, К.Паустовский. об их героизме, умении воевать свидетельствует 40 орденов Красного Знамени, которыми они были награждены. Как и весь советский народ, трудящиеся Башкирии внесли посильный вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками. Илья Эренбург в своём рассказе «Башкиры» героизм сынов Башкирии связывает с боевыми традициями их предков.

Вед: Итак, русские писатели создали реалистические образы и картины жизни башкирского народа, запечатлели прекрасную природу Башкирии. Указом Президента РБ была учреждена Всероссийская литературная премия имени С.Т.Аксакова. (интерпретация сказки «Аленький цветочек» Н.Гуськовой, чтение стих-я собственного сочинения О.Юдиной «Моя родина»). Первым лауреатом этой премии стал известный российский писатель В.И.Белов. на земле Башкортостана свято хранят нравственные великие традиции, заложенные родом Аксаковых: дружба, сотрудничество и культурное взаимодействие народов Башкирии и всей России. (танцы разных народов). Эти традиции помогают сберечь, приумножить наше историческое духовное наследие.

Монумент Дружбы

Когда-то на месте Монумента был Уфимский Кремль, деревянное строение. Горел он несколько раз. Затем на его месте построили Троицкую церковь. В годы войны её закрыли, зато позднее здесь открыли кинотеатр. Т.к. это открытое место, принято решение на месте церкви воздвигнуть памятник Дружбы башкирского и русского народов. В 1956г. церковь взорвали. Рухнула она лишь после 7 взрыва.

Скульптор Бобурин принялся за работу. Символом города должен был стать Монумент с 2 женскими фигурами. Женщины, русская и башкирка, протягивают лавровые венки – символ дружбы. Памятник был открыт 7 октября 1976г.

Сложность вызывал образ женщины-башкирки. Бобурин со своей дочерью долго искали ту, которая станет образом – символом. Ею стала Зухра Мухтарова. С ней скульптор встретился в 1 из вузов г. Москвы. Недоразумений с образом русской женщины не было.

Следом банк Башкирии выпустил 3 монеты с изображением Монумента. К

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: