Как развивается речь ребенка?




Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Все специалисты едины в своем мнении – чтобы речь начала развиваться, нужны 3 условия:

 

1.Достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух.

2.Речевое окружение.

3.Потребность пользоваться речью, как средством общения со сверстниками, близкими.

 

В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности.

 

Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата.

 

На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Для двухлетнего ребенка вполне закономерным является бедный словарный запас, частое употребление «облегченных» слов («бай-бай» вместо «спать»); употребление лишь тех названий предметов и игрушек, с которыми ребенок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечетко произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

 

На третьем году жизни речь ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация. Некоторые дети могут правильно усвоить и произносить большинство звуков, кроме [Р] и шипящих ([Ш],[Ж],[Ч],[Щ), а некоторые, наоборот, говорят очень плохо или совсем ещё не говорят. У детей происходит интенсивное накопление словаря (увеличивается число тех слов, которыми ребенок часто пользуется); использует простые распространенные предложения. В этом возрасте у ребенка велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет т и артикуляционный аппарат.

 

На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения, появляются сложные предложения. Четырехлетние дети легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Со стороны произношения речь ещё не вполне чиста и правильна.

 

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произношения звуков. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще имеет ситуативный характер. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

 

К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас; правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

 

К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание рассказа, сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины. Все это дает ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

 

 

В последнее время статистика показывает, что наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Причем, к ним относятся не только нарушения произнесения некоторых звуков, но и несовершенство грамматической стороны речи при отсутствии нарушений, и недоразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: