Издательская и просветительская деятельность Гаспринского




ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Родная литература.

Тема Исмаи́л Гаспри́нский -крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик.

План занятия:

 

1. Жизненный и творческий путь И. Гаспринского

2. Издательская и просветительская деятельность Гаспринского

 

Содержание занятия.

1. Жизненный и творческий путь И. Гаспринского

Исмаил-бей Мустафа оглу Гаспринский родился 8 марта 1851 г. по христианскому летосчислению (1267 по мусульманскому летосчислению) в деревне Авджи кой Бахчисарайского района в семье офицера русской службы, утвержденного 19 апреля 1854 года в дворянском достоинстве Этот род, по правилам того времени, был зарегистрирован и внесен во вторую часть губернской родословной книги, что означало приобретение дворянства на военной службе. Фамилия “Гаспринский” происходит от названия деревни, где проживали его деды по отцовской линии (об этом в 1884 году Исмаил – бей упоминает на страницах газеты “Терджиман” – “Переводчик”).

Воспитанием И. Гаспринского поначалу занималась его мама Фатьма Султан, а с 8-9 месяцев до 10 лет – няня-воспитательница по имени Хабибе. Во время Крымской войны (1853-1856) семья Гаспринского переехала в Бахчисарай. Там, в довольно юном возрасте, мальчика отдали на обучение в традиционный мусульманский мектеб. Мектеб – начальная конфессиональная школа у мусульман, где основам исламского вероучения и началам родной грамоты обучал его первый учитель Аджи Исмаил-ага [30, 5].

В 1867 году И. Гаспринский и его друг Мустафа Давидович предприняли попытку нелегально выехать в Константинополь, а оттуда на Крит. Возраст Исмаила не позволял выезда за границу самостоятельно, а потому он вернулся в родной Крым [22, 22]. Собрав необходимые документы, весной 1868 года по решению педагогического совета Симферопольской мужской гимназии был допущен к соответствующим экзаменам. Выдержав “во всех частях” экзаменационные испытания, 21 марта 1870 г. И. Гаспринский получил должность учителя русского языка. По свидетельству документов Симферопольской гимназии № 531, был удостоен звания Городского учителя. Состоял на государственной службе и шесть лет преподавал русский язык в различных училищах Таврической губернии, открытых специально для крымских татар. И все же успехи на педагогическом поприще не удовлетворяли И. Гаспринского. Он оставил преподавательскую должность в деревне Дерекой Ялтинского уезда, а затем и в Ханском медресе города Бахчисарая и отправился в Европу. Находясь в Париже, Исмаил-бей около трех лет посещал занятия в университете Сорбонна. Там познакомился с известным русским писателем И. Тургеневым, а затем работал у него секретарем-консультантом. Дружба с великим русским писателем, который во многом помог своему незаурядному соратнику, лингвистически и литературно одаренному, оказала большое влияние на Гаспринского [57, 66-71]. Посетив Испанию и пробыв некоторое время в Европе, И. Гаспринский отправился в Турцию через Алжир, Тунис, Египет и Грецию. Около года жил в Турции, где изучал систему народного образования страны, прошлое, быт, традиции и нравы ее жителей. В 1876 году, в возрасте 25 лет И. Гаспринский вернулся в Бахчисарай, где вновь стал преподавать русский язык в «Зынджырлы медресе» В марте 1879 года И. Гаспринский избран головой Бахчисарайской городской Думы и на протяжении четырех лет занимал этот пост. 5 марта того же года губернатор А. Кавелин утвердил его на пост Городского Деятельность нового головы оставила заметный след в общественно-политической и культурной жизни общества.

В 1881 году Исмаил-бей приступил к издательской и литературно-педагогической деятельности и издает первое произведение – “Русское мусульманство”, в объеме 40 страниц. Публицист глубоко осознает необходимость создания собственного издательства. 8 мая 1881 г. выходит в свет первый журнал “Тонгъуч”, затем второй – “Шефакъ”, а все последующие издаются под названием “Нешрият-и Исмаилийе” – “Издательство Исмаила”.

Один из ведущих “гаспринсковедов” Украины Ганкевич В. указывает на то, что, “первый издательский опыт Исмаил-бей предпринял в 1879 году, начав печатать небольшие брошюры и листки по-татарски” [22, 91]. На протяжении долгих лет молодой учитель отстаивал право на открытие типографии в Бахчисарае у Санкт-петербургских министерств и ведомств. 5 августа 1882 г. Санкт-петербургский комитет позволил Исмаилу Гаспринскому выпустить в свет “Переводчик” (сборник статей). Форматом и содержанием он напоминал газету, но не являлся периодическим изданием. 18 августа 1882 г. Таврический губернатор выдал Гаспринскому свидетельство, которое позволяло ему “иметь в городе Бахчисарае типографию” [22, 100]. В том же году он составил и издал календарь-альманах “Сальнаме-и тюркий” (1882), содержание которого было наполнено материалами из российских, османских и французских календарей, а также из учебников по географии и статистике, а сведения о российских мусульманах подготовил сам составитель.

Глашатаем идей Гаспринского стала газета “Терджиман” – “Переводчик”, вышедший в свет 10 апреля 1883 года (на русском и тюркском языках), редактором-издателем которой был просветитель. Целью газеты выступало: “служить правде и просвещению” По поводу содержания газета сообщала, что “редакция стремится знакомить русско-мусульманский мир с новейшими знаниями, русской образованной жизнью и с задачами времени и культуры вообще”. Генеральной задачей являлось – способствовать распространению знаний среди широких масс, добиваясь реформы образования.

Предварительный анализ показал, что на страницах газеты “Терджиман” – “Переводчик” значительная часть от общего газетного текста отводилась информации об образовании, хотя издание не было педагогическим. В газете были опубликованы статьи, посвященные педагогическим проблемам, а именно: просвещения российских мусульман, методам преподавания, статуса учителя, содержания образования, гендерного воспитания и обучения, всеобщего обучения, обучения на родном языке и так далее. Гаспринский в своей газете наряду с успехами показал и недостатки в деле просвещения. Подобную критику Исмаил-бей позволял себе в том случае, когда был уверен, что принесет пользу нации.

В типографии И. Гаспринского, кроме периодики, издавались сотни книг и брошюр, посвященных различным областям науки, культуры, народного быта, медицины, что непосредственно влияло на повышение уровня национального образования.

Гаспринский, как мыслитель и поборник просветительства, сформировался на стыке 70–80-х годов ХІХ века, после длительных путешествий по странам Европы и Ближнего Востока. В 1885 году он впервые посетил Баку, а в 1894 г. вторично прибыл в этот город, откуда и направился в Хиву и Туркестанский край. В 1907 и 1908 годах странствовал по Египту, а в 1911 – по Индии. Крымский педагог, путешествуя по Египту выпустил несколько номеров газеты “Аль Нахда” – “Ренессанс” на арабском языке. В 1911 году в Индии (Бомбее), было издано составленное Исмаил-бейем учебное пособие “Ховадже-и субъян». Там же он принял участие в открытии школы, дал в ней первые показательные уроки, что вызвало оживленные отклики в печати ряда стран, – отмечает Л. Климович. Следовательно, формированию Гаспринского как просветителя способствовали достижения культуры и науки стран Европы и Востока. К тому же он испытывал, как в этом сам неоднократно признавался, и влияние Шахабутдина Марджани – основного идеолога татарского просветительства дореформенного периода.

На формирование взглядов И. Гаспринского также благотворное влияние оказала русская педагогическая мысль, особенно идеи К. Ушинского. Это сказалось при создании первых национальных учебников, при разработке проблем родного языка, что и определило общедидактические взгляды Гаспринского. Однако все это ограничивалось рамками либерального просветительства.

В сложных и противоречивых условиях формировалось мировоззрение Гаспринского. Он, будучи сам верующим человеком, должен был считаться с религиозными догмами, вместе с тем как деист – попытаться примирить религию с наукой и ввести в школах и медресе светские знания, ибо только таким путем можно было спасти народ от темноты и невежества.

На рубеже ХIХ – первой половине ХХ веков Гаспринский разработал стройную дидактическую систему, которая включала в себя новое содержание образования и соответствующие ему методы, формы, принципы и средства обучения.

В конце ХIХ века прогрессивная педагогическая общественность во главе с И. Гаспринским выражала неудовлетворение существующей системой народного образования и выдвигала свои требования, подвергаясь серьезной критике и осуждению со стороны духовенства. У джадидистов вызывало неудовлетворение содержание образования, приходившее во все большее противоречие с требованиями жизни. Это привело к тому, что в Бахчисарае была открыта первая новометодная школа “Усул-и джедид”, где впервые в учебном плане наряду с религиозным вероучением отводилось время на изучение родного языка, арифметики и других светских наук.

В новометодной школе обучение грамоте проводилось звуковым методом, широко использовались наглядные пособия, осуществлялся последовательный переход от конкретного к абстрактному, от живого конкретного образа к мысли о предмете, к обобщениям. На уроках практиковались устные рассуждения, прививалась любовь к родному языку. У детей формировался навык к самостоятельному выполнению домашних заданий.

С конца 1905 по 1907 года И. Гаспринский начал издавать 1-ый крымскотатарский журнал для женщин “Алем-и нисван” (“Женский мир”) в г. Бахчисарае. В 1905 году выходит в свет его роман под названием “Кунь догъды”–“Солнце взошло”. Эти романы и другие художественные произведения И. Гаспринского сыграли большую роль в развитии политической и художественной мысли всех тюркских народов.

В 1910 году за социально-политическую и культурно-просветительскую деятельность французским журналом “Revue du monde musulman” кандидатура И. Гаспринского была выдвинута на соискание Нобелевской премии мира.

11 сентября 1914 г. И. Гаспринский скончался и был похоронен в Бахчисарае на территории медресе “Зынджырлы”. Ныне у подножия Чуфут-Кале создан пантеон, где похоронены представители интеллигенции крымскотатарского народа.

 

Издательская и просветительская деятельность Гаспринского

.

Дидактическая система Исмаила Гаспринского – это комплекс внутренне согласованных элементов, основанных на единстве целей, содержания, принципов, методов, форм организации обучения, включающая подготовку педагогических кадров и вопрос женского образования.

Теоретико-педагогическое творчество Исмаила Гаспринского явилось большим вкладом в развитие отечественной педагогической мысли во второй половине ХIХ–начале ХХ веков, в становление народной педагогики крымскотатарского народа, в разработку основных вопросов обучения и воспитания.

Наследие И. Гаспринского приобретает общественно-социальное значение, оно содержит большие возможности для научно-педагогических исследований, имеющих важное практическое значение. В основе педагогической деятельности И. Гаспринского лежит идея народности. Исследование показывает, что важнейшими чертами народности он считал: любовь к Родине, возможность обучения на родном языке, требование демократической цели образования. Педагог активно защищал право народа пользоваться родным языком и учиться на нем детей в школе. Всей деятельностью он способствовал решению таких актуальных проблем образования, как активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, приближение обучения в школе к жизни, улучшение содержания начального образования в сочетании с прогрессивными религиозными и просвещенческими идеями, в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, в повышении роли науки и обучения на пути самоопределения нации. Выступая за демократизацию школы отстаивал важные принципы образования как демократизм, народность, гендерная чуткость.

Все теоретические и практические вопросы обучения и воспитания И. Гаспринский, в самом широком смысле, решал с точки зрения служения интересам народа. Педагог руководствовался девизом: «Тильде, фикирде, иште бирлик» – «Единство в языке, мыслях, делах». Он был в числе организаторов, а затем и председательствовал на съезде мусульман России «Иттифак эль муслимин», где одним из ведущих приоритетов в деятельности было выделено образование.

В процессе исследования собраны и проанализированы работы просветителя, которые раскрывают своеобразие его дидактических воззрений, характеризуют И. Гаспринского как педагога – теоретика, сыгравшего видную роль в формировании этнопедагогики крымскотатарского народа.

Большую роль в развитии личности И. Гаспринский отводил литературе на родном языке, являющейся могучим средством духовного совершенствования. В ходе исследования выявлены основные тенденции и динамика развития дидактических взглядов И. Гаспринского. Они базируются на актуализации теоретико-методических основ педагогической науки, ориентированы на приоритет общечеловеских ценностей, опираются на национально-конфессиональную почву при широком использовании европейской и мировой культуры, науки и образования.

1. Источником формирования теории и практики дидактической системы И. Гаспринского выступили идеи прогрессивных отечественных и зарубежных педагогов. Исмаил-бей настойчиво овладевал наследием, прежде всего, К. Ушинского, Г. Песталоцци, Ш. Марджани, а также ученых и деятелей образования А. Крымского, А. Черняевского, усваивал идеи демократической педагогики и всей своей деятельностью их развивал. Формирование авторской дидактической системы И. Гаспринского приходится на конец ХIХ–начало ХХ веков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: