Младший школьный возраст. Ранняя юность




 

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредотачиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным.

Важным условием развития моральных знаний младших школьников являются положительные изменения в их мышлении.

Поэтому, кроме анализа естественных моральных ситуаций, которые возникают в общении со взрослыми и сверстниками, необходима целеустремленная воспитательная работа. При этом важны такие формы работы, как коллективное чтение и обсуждение рассказов с моральным содержанием, создание на уроках специальных проблемных ситуаций, в которых ставится задание научить детей анализировать поведение и чувства героев, сравнивать представленную в литературном произведении моральную ситуацию с аналогичными жизненными ситуациями. Благодаря этому школьники учатся осуществлять «перенос» непосредственно данного в рассказе морального содержания на моральные явления из реальной жизни детей.

Процесс усвоения моральных знаний младшими школьниками существенным образом зависит от учебы их правильному восприятию моральной ситуации, адекватной оценке моральных поступков, пониманию моральных мотивов. Наряду с этим необходимо воспитывать органическое единство между правильным пониманием моральной ситуации и умением школьников сопереживать, сочувствовать, то есть воспитывать личностное отношение к тем или другим моральным явлениям, поступкам. Это, в свою очередь, является необходимым условием воспитания у ребенка одного из важных механизмов убеждений - моральной потребности определенным образом действовать, в соответствии с усвоенными моральными нормами и принципами.

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.


 

Подростковый возраст

 

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения.

Весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Осознание и соблюдение моральных норм поведения подростками проявляется в переживаниях морального удовольствия, нарушения же их вызывают у них эмоции возмущения, гнева, осуждения, стыда. Благородные поступки сопровождаются переживаниями радости.

Учебно-воспитательный процесс дает много возможностей для развития самосознания учеников: педагогическая оценка учителя, взаимооценка товарищей по классу, анализ поступков подростков и результаты их деятельности.

С ростом самостоятельности у учеников среднего школьного возраста появляется потребность руководствоваться в своей деятельности и поведении личными взглядами и принципами.

Существенным для формирования убеждений подростков является нагромождение опыта морального поведения в ситуациях, которые требуют выбора поступка. Способность к самостоятельному моральному выбору свидетельствует о развитии подростка. Моральный выбор как важный момент моральной деятельности помогает подросткам глубже осознать принятые в обществе этичные нормы и постепенно усваивать их как внутренние эталоны морального поведения.

 

Ранняя юность

 

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

Ранней юности свойственный рост самосознания. Это осознания своих качеств и возможностей, потребность отвечать за свои поступки, представление о своем месте в жизни, осознание себя как личности. С этим связан большой интерес к моральным проблемам - счастью и обязанности и общественным отношениям между людьми, любви и дружбы. В этом плане можно говорить о формировании морального сознания в старшем школьном возрасте.

Сложность воспитательной работы в ранней юности заключается в том, что в этом возрасте очень расширяется сфера свободного общения, а также свободный выбор деятельности, недостаточно доступный воспитательным влияниям. Естественный рост самостоятельности при этом словно отделяет воспитанников и воспитателей. Появляются такие интересы, переживания, которые умышленно скрываются от воспитателей, а любые попытки со стороны взрослых проникнуть в них расценивается юношами и девушками как покушение на их самостоятельность.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

Таким образом, зная возрастные особенности ребенка, можно охарактеризовать мотивацию учения и поведения школьников так:


 

Таблица. Характеристика мотивации учения школьников

Возраст Характеристика мотивации
Дошкольники Потребность в новых впечатлениях. Потребность в учении как новой деятельности. Потребность заслужить похвалу взрослых. Потребность стать лучшим, стать отличником.
Начальная школа Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию). Престижная мотивация - желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций, то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз - до 5% учащихся). Основная мотивация - внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.
Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивиованных. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Старшая школа Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация.

 

 


 

Заключение

 

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и обучения представляет исключительный интерес для всех людей. Никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком (социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей) невозможно без учета особенностей его мотивации.

В качестве мотивов выступают внутренние побуждения личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенных потребностей (физиологических, эстетических, потребность в безопасности, в признании, в самоактуализации, в познании и понимании и др.).

На формирование потребности в овладении знаниями существенно влияет ситуация, в которой ученик переживает удовлетворение от своих успехов в обучении. Этот фактор эффективен во всех случаях. Прежде всего он важен для неуспевающих учащихся, особенно тогда, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и вырастают, когда ученик теряет веру в свой успех, перестает учиться, выявляет отрицательное отношение к учению. Стараюсь своевременно создавать для таких школьников ситуацию успеха, которая стимулирует удовлетворение, чувство радости, вселяет веру в свои силы. Учащийся начинает понимать, что ситуация не безнадежна, что его усилия, направленные на овладение знаниями, могут давать положительные результаты. Для способных учеников, когда обучение дается легко, ситуация интеллектуального удовлетворения возникает тогда, когда преодолевается более высокий уровень трудностей.

В целом в своей работе применяю следующее:

ü определяю задачи формирования мотивации в разном возрасте с учётом перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;

ü выясняю состояние мотивации учения у своих учеников;

ü организую виды активной деятельности школьника, осуществляю широкую воспитательную работу, включаю школьника в специально созданные педагогические ситуации, организую выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.

Таким образом, изучение проблемы по формированию учебной и поведенческой мотивации является актуальной и сегодня. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень.

 

 


 

Список использованной литературы

 

.https://psychology.filolingvia.com/publ/psikhologija_motivacii/psikhologija_motivacii/formirovanie_motivacii_uchenija_v_podrostkovom_vozraste/87-1-0-745

.https://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psih_i_shkola/motivation.htm

.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов. - СПб.: Питер, 2003. -299 с.

.Дусавицкий А. К. Формула интереса. - М., 1989. - 198 с.

.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1990. - 192с.

.Мойсеюк Н.Є. Педагогіка. Навчальний посібник. 3-є видання, доповнене. - К.: ВАТ «КДНК», 2001. - 608 с.

.Педагогічна психологія /За ред. Л.М. Проколієнко, Д.Ф. Ніколенка. - К., 1991.

.Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

.Савчин М.В. Психологія відповідальної поведінки. - К.: Україна-Віта, 1996. - 130 с.

.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.- СПб.: «Речь»,

. - 238с.

.Цимбалюк І.М. Психологія: Навч. посібник. - 2-ге вид-ня: випр. і доп. - К.: ВД «Професіонал», 2006. - 576 с.

.Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 342 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: