Процессуальная структура общенаучной методологии исследования




Теория и практика

Между теорией и практикой сложились непростые отношения, опосредованные методологией и методикой, которые можно выразить такой схемой:

Практика нуждается в теории, чтобы правильно определять перспективы своей деятельности Теория Теория нуждается в практике, чтобы реалистично выстраивать свои прогнозы
Методология
Методика
Практика

Методология - учение о системе научных принципов и способов научно - исследовательской деятельности.
В процессе познания методология оказывает решающеё влияние на объект исследования и предопределяет результаты познания.
Методика (технология) исследования – системная совокупность приемов исследования, система правил использования методов, приемов, техник исследования и интерпретации полученных с их помощью результатов.
Методика зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Метод научного исследования – система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.

Важен не только вывод, но и путь к нему - способ познания, цепочка умозаключений, приводящих к выводу можно проверить обоснованность Изученные явления, процессы, закономерности служат образцами, моделями для последующего изучения других явлений и процессов
можно увидеть ошибку
фиксируется методологическое или технологическое знание

 

Процессуальная структура общенаучной методологии исследования

1. Изучение опыта предшественников.

2. Выявление проблемных точек.

3. Рассуждение.

4. Обоснованный выбор ведущих принципов поиска решения.

5. Применение методов.

6. Проникновение в сущность явления.


Структура «Введения» к научному исследованию

 

Введение к исследовательской работе должно содержать краткую характеристику темы, показать основные этапы ее изучения, давать оценку современного состояния и целесообразности ее дальнейшей разработки. В ее содержание должны быть включены следующие элементы.

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Размышления студента должны быть направлены на решение следующего вопроса: Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время? Любая тема ВКР является частью более общей проблемы, существующей в науке или обнаруженной в практике. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном участке. Исследователь должен понять, что его не устраивает в уже имеющихся знаниях по данной проблеме, где он ощущает пробелы или противоречия. В описании проблемы автор ссылается на работы известных в данной области исследователей, тем самым, демонстрируя глубину понимания проблемы и уровень ее изучения. При этом, необходимо отразить АКТУАЛЬНОСТЬ именно Вашей конкретной темы, не только общую актуальность направления. Проблемы, выбираемые для исследования должны быть актуальными. Актуальность научной проблемы означает необходимость ее решения в данный момент времени, ее своевременность, соответствие потребностям современности. Актуальность темы исследования раскрывается в трех направлениях:

 

Социальном. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования.

 

Теоретическом. Абзац о масштабе теории вопроса.

 

Практическом. Абзац о положении дел в практике выбранной проблемы.

 

В результате формулировка проблемы должна звучать как вопрос, представляющий существенный практический или теоретический интерес, требующий решения. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса, например, «какова взаимосвязь того-то и того-то», «при каких условиях формируется…?», ««при каких социально-педагогических условиях…»

 

Должна быть продемонстрирована связь объекта и предмета. Традиционно на описание проблемы отводится около одной страницы введения.

 

Далее контекст проблемы сужается до темы исследования и обозначается ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель должна быть короткой, лаконичной и понятной. Она может выражаться в форме глагола (изучить, исследовать, разработать, апробировать или в форме существительного (изучение, исследование, разработка, апробация и т. д.). Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. То есть, автор должен понимать чего он хочет достичь своим исследованием.

 

Далее цель конкретизируется в СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. Чтобы осмыслить задачи, студенту необходимо поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулирую задачи, следует помнить, что решая их, фактически задается программа исследования: сначала описать, изучить, дать характеристику, раскрыть, специфику, затем сделать предположение, исследовать, сделать программу и т.д. Задача представляет собой, звено, шаг, этап достижения цели. Лестница правильно поставленных задач определяет последовательность действий для решения задач. Понятно, что можно выделить значительное количество задач при достижении любой цели. Однако, необходимо выделить основные задачи. Их рекомендуется выделить не более 3-4. Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.

 

Первая – историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, уточнением общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования. Вторая – теоретико-моделирующая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования. Третья? практически-преобразовательная? с проведением эмпирического исследования взаимосвязи между какими-то явлениями, факторами, свойствами, динамики изучаемых факторов. В случае использования в исследовании формирующего эксперимента, с использованием авторских программ коррекционных, консультативных или профилактических мероприятий, одна из задач должна быть посвящена разработке и внедрению данной программы.

 

Например, Проблема, объект, предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:

 

Определить теоретические основы..

 

Дать сущностную характеристику…

 

Разработать программу коррекционно-развивающей работы…

 

Выявить влияние внедрения программы на…

 

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей.

 

Далее следует описание объекта и предмета исследования. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике и психологии – это некий процесс, некое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Это могут быть свойства личности, какая-либо сфера личности, определенные особенности людей определенного возраста или пола и т.д. Но ОБЪЕКТОМ НЕ МОГУТ БЫТЬ ЛЮДИ ИЛИ ГРУППЫЛЮДЕЙ, они являются конкретной базой. Понятие ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Предмет исследования – это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Предметом так же может являться фактор, влияющий на объект исследования. Именно так чаще всего определяется предмет в случае проведении исследований с использованием коррекционных программ.

 

ГИПОТЕЗА – предположение об искомом результате. Она выдвигается на основе глубокого теоретического анализа и пилотажного исследования на небольшой выборке, подтверждающего выдвинутое предположение. Может формулироваться в двух формах:

 

В виде импликативного высказывания «Если…, то…» (принято в педагогике).

 

Предположение как констатация факта, который необходимо доказать «существует связь между…» (принято в психологии).

 

Объект, предмет, гипотеза, цель работы должны быть согласованы с названием работы.

 

Для выпускной квалификационной работы определяется ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ, которая представляет собой перечень тех теорий и концепций, положений которых автор придерживается в понимании объекта и предмета исследования. Особенностью психологии является то, что в ней существует неоднозначность в понимании основных понятий и терминов, а так же в природе психических явлений. Поэтому логика исследования может быть различной и определяется теми теоретическими взглядами на изучаемое явление, которых придерживается дипломник. Во введении нет необходимости в развернутом описании данных теорий, это описание будет изложено в отдельном параграфе. По одной – две теории, объясняющих и описывающих объект, предмет, а также теория объясняющая связь между ними. Если в работе предполагается коррекционно-развивающая работа, то необходимо указать и теорию, обосновывающую вашу концепцию коррекционного воздействия

 

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ во введении излагаются кратко, без объяснения специфики и причин, повлекших выбор именно этих методов. Их необходимо просто перечислить, используя одну из распространенных классификаций методов (например, на основе классификации Б. Г. Ананьева). В скобках указываются конкретные методики.

 

Организационные методы (Сравнительный, Лонгитюдный, Комплексный)

 

Группа эмпирических методов (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы).

 

Методы обработки данных (количественные (статистические): анализы дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный; и Качественные методы: н-р, Категоризация, психологическая казуистика

 

Интерпретационные методы (Н-р, Генетический метод интерпретирует в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.)

 

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: организация, предприятие, подразделение (школа, вуз, фирма и т.п.) в котором проводилось исследование. Здесь указывается общее описание выборки (сколько человек участвовало в исследовании и основную характеристику, указывающую на обоснованность выбора данного контингента в исследовании) Например, количество мальчиков и девочек в группе, или столько-то участвовало в тренинге, а столько то –не участвовало.

 

Кроме того, в выпускную квалификационную работу необходимо включить практическую значимость и научную новизну.

 

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Выпускная квалификационная работа относится к научным работам и поэтому она должна содержать в себе элементы научной новизны. Здесь должно быть описано, какие новые факты получены в ходе исследования. Это может быть неординарный методический или теоретический подход к решению практической задачи. Это может распространение результатов известных в науке исследований на региональный уровень. Это может поверка данных, полученных кем-то 10?15 лет назад. Описание научной новизны требует от автора умения взглянуть на свою работу со стороны и оценить ее на более высоком уровне. Безусловно, при определении научной новизны необходима помощь научного руководителя.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ определяется тем, насколько найденное решение проблемы позволит изменить имеющуюся ситуацию в лучшую сторону. Здесь может быть описано, кем и для каких целей могут быть использованы полученные данные. Могут быть изложены предложения о проведении профилактических и просветительских мероприятий. Если автором разработана психолого-педагогическая программа, доказавшая свою эффективность проведенным исследованием, то могут быть рекомендации о внедрении данной программы.

 


завершающая часть научного исследования. выводы. Обобщение
Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Заключительным этапом

хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что

составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

Заключительная часть научного исследования (заключение) должна содержать выводы,

сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую

важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть

представлены на суд научного сообщества итоговые результаты всего труда. Заключение – это не

просто суммирование достигнутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий

отдельные результаты по теме и совокупный итог всей работы в целом. В заключении необходимо

соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в

единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы. Иногда

целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый

из которых – выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с

теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в за-

ключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы7

перспективу дальнейших исследований поданной теме, очертить встающие в этой связи новые

задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные пер-

спективы их научного развития.

Следует различать выводы, изложенные в заключении, от выводов и рекомендаций,

сделанных к каждой главе исследования. В последнем случае выводы должны быть научными.

Если первые, в большей степени, обобщают результаты работы в целом, то последние должны

быть более конкретными, носить рекомендательный характер без декларативности, с указанием

деталей, особенностей и новизны конкретных этапов исследования.

Научные выводы могут начинаться словами:

Анализ показал, что...

Установлено, что...

Наблюдается…

Выявлен эффект, состоящий в том, что…

Сравнение результатов позволяет сказать, что... т.п.

Одним словом, исследователь должен в научных выводах сделать научное обобщение

своей работы, показать нетривиальность собственных изысканий и представить на суд научной

общественности новое научное знание, полученное в ходе исследования.

Напротив, проблематично назвать выводы научными, если в них лишь констатируются

факты выполнения каких-то работ или говорится о результатах, в которых не раскрывается новое

знание по предмету исследования.

Анализ и обобщение результатов научного исследования

Если экспериментальный план выполнен успешно и проведены соответствующие измерения, исследователь приступает к обработке полученных результатов. Это предполагает представление результатов в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, рисунков, позволяющих интерпретировать собранные данные, анализировать и выявлять те или иные зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации, учитывая, конечно полноту и точность собранного материала.

 

Представление информации в указанном виде требует использования таких методов анализа, как простые и комбинационные группировки, расчет средних величин, регрессионный, корреляционный, дисперсионный, факторный и кластерный анализы. Основная задача статистических методов, которым принадлежит решающая роль среди всей совокупности методов обработки и анализа, состоит в установлении роли различных факторов в развитии и функционировании организационно-психологических процессов. Однако подобная обработка данных возможна только при условии их количественного измерения.

 

Ряд формальных характеристик (стаж работы, возраст, уровень заработной платы и др.) имеет количественную определенность. Однако большинство организационно-психологических явлений, процессов и свойств такой количественной определенности не имеет. Причем исследователю важно определить не только их наличие или отсутствие, но и интенсивность проявления. Для этого исследователь вынужден создавать специальную процедуру приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам. Такая процедура носит название квантификации, или измерения.

 

Инструментом измерения выступает шкала, являющаяся способом упорядочения изучаемых организационно-психологических и поведенческих характеристик. С помощью заранее разработанных шкал могут быть измерены все, даже самые сложные организационные явления. Чтобы измерить то или иное свойство, необходимо предварительно уточнить содержание терминов, его описывающих, операционализировать его и найти соответствующие индикаторы — внешние признаки измеряемых свойств.

 

Процедура измерения должна проводиться не только на стадии обработки и анализа данных, но уже на этапе разработки. Варианты ответов располагаются в той или иной последовательности, образуя шкалу измерения. В зависимости от количества позиций обычно используются двух, трех-, пяти-, семиступенчатые шкалы. Шкала представляет собой систему характеристик изучаемого свойства, выполняющую роль эталона. С целью разработки шкалы устанавливают некоторый континуум, определяя его крайние точки (состояния) — начало и конец, максимум и минимум. Например, при изучении удовлетворенности работой максимальная удовлетворенность выступает как начало отсчета, а минимальная — как конец. После нахождения крайних точек и определения континуума шкала градуируется, т. е. устанавливается ее дробность с помощью делений. После этого континуум разбивается на части.

 

Существуют различные типы шкал. Наибольшее распространение в организационно-психологических исследованиях получили номинальная, порядковая и интервальная шкалы. Первая выполняет функцию классификации, вторая— функцию сравнения, ранжирования. Интервальная шкала служит для измерения интенсивности изучаемых организационно-психологических признаков, установления расстояний между их проявлениями.

 

Для каждого типа шкал характерны определенные статистические операции и способы обработки информации.

 

После анализа и обобщения полученных результатов исследователь получает возможность перейти к проверке правильности исходной гипотезы и окончательной формулировке установленных (новых) фактов или взаимосвязей

 

В случае подтверждения правильности гипотезы и установленных фактов и взаимосвязей предварительное (гипотетическое) объяснение проблемы получает научную обоснованность, и исследователь вправе давать рекомендации по ее решению, т. е. он в состоянии не только объяснить проблему, но и прогнозировать ее дальнейшее развитие.

 

По результатам исследования составляется отчет, в котором проводится анализ полученных данных, делаются выводы и обобщения. Форма подачи материала в отчете зависит от вида исследования (фундаментальное или прикладное), цели его проведения и от того, для кого он предназначен.

 

Таким образом, научное исследование предполагает восемь Следующих этапов:

 

1. Постановка задачи или определение проблемы.

 

2. Предварительный анализ имеющейся информации, условий, теоретических моделей и прикладных методов, способных решить выделенную проблему.

 

3. Формулирование гипотезы.

 

4. Планирование и организация эксперимента.

 

5. Анализ и обобщение полученных результатов.

 

6. Проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов и окончательная формулировка новых фактов или взаимосвязей.

 

7. Объяснение (решение) проблемы и прогнозирование ее дальнейшего развития.

 

8. Составление отчета об исследовании.

 

Нельзя недооценивать ни одного из указанных выше этапов исследования, начиная с постановки проблемы и кончая составлением отчета. Организационный психолог должен быть хорошо методически подготовлен для этой деятельности, иметь соответствующие теоретические знания, быть знаком с применяемыми в психологических науках измерениями, владеть статистическими методами обработки данных и иметь собственную точку зрения. В любом случае, пользуясь научным методом, он должен обеспечить выполнение всех этапов исследования таким образом, чтобы полученные результаты были достоверными и позволяли устанавливать реально существующие закономерности между организационными переменными.

научный доклад — статья документ — [https://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы статьядокумент EN paper … Справочник технического переводчика

НАУЧНЫЙ ДОКЛАД — научный документ, содержащий изложение научно исследовательской или опытно конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Подготовка к научному докладу с учетом правил и требований, изложенных в данном пособии, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.

 

Доклад по длительности занимает 7-10 минут, выступление - около 5-7 минут. В процессе подготовки доклада или выступления студентом используются самостоятельная работа и консультации преподавателя. Выступление или доклад должны быть логически хорошо построены, раскрывать рассматриваемый вопрос или проблему, давать полезные сведения аудитории.

 

Доклад - это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы Г.Я. Солганик выделяет следующие этапы подготовки доклада:

 

определение цели доклада;

 

подбор необходимого материала содержания доклада;

 

составление плана доклада, работа над текстом: распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

 

композиционное оформление доклада: вступление, основная часть и заключение;

 

запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления (текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада);

 

«разыгрывание доклада», т.е. произнесение доклада с соответствующей интонацией, мимикой, жестами [С ЧАСАМИ ПЕРЕД СОБОЙ].

 

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Это может быть выступление на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества или в рамках проводимых в университете круглых столов. В любом случае успешное выступление во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки научного доклада.

 

Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно - заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.
Научный доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение.
Вступление представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. «Самая тяжелая задача во время деловой беседы - расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце», - мнение известного американского психолога Дейла Карнеги.

 

Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2-3 минуты), оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить почву для доклада. Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада.

 

Основная часть является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства и аргументы. Выбор аргументов и их расположение зависят от характеристики аудитории.

Аргументы - это высказывания, приводимые в подтверждение тезиса и свидетельствующие о его истинности, справедливости.

 

Тезис - это главное утверждение докладчика, которое он старается обосновать и доказать.

 

Требования к основному тезису выступления:

 

фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

 

суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

 

мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

 

 

Некоторые варианты системного построения аргументации:

 

проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

 

хронологическое изложение (по времени);

 

изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

 

индуктивное изложение (от общего к частному).

 

Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно продумать объем, чтобы во время изложения основной части выступления не перерасходовать время и оставить его для заключения.

 

Аргументы могут быть сильными и слабыми. К сильным аргументам обычно относят научные аксиомы, ссылки на закон, заключения экспертов, ссылки на авторитеты, свидетельства очевидцев, статистические данные.

 

В выступлении должно быть не менее трех аргументов. Различают нисходящую аргументацию аргументов - расположение аргументов от сильных к слабым - и аргументацию восходящую - расположение аргументов от слабых к сильным. Использование восходящей аргументации эффективно в подготовленной, заинтересованной, благожелательной аудитории, нисходящей - в малоподготовленной аудитории.

 

Доказывая свой основной тезис, оратор может приводить аргументы только в защиту своей точки зрения. Такая аргументация будет считаться односторонней. Ее целесообразно использовать для убеждения людей, окончательно не укрепившихся в точке зрения или плохо разбирающихся в проблеме. Но для подготовленной аудитории, хорошо понимающей суть вопроса, а также в том случае, если оратор хочет аудиторию переубедить, подобная аргументация непригодна. В такой ситуации эффективна двусторонняя аргументация, когда слушателям излагаются различные (не обязательно противоположные) точки зрения, которые они могут сопоставить.

 

Двусторонняя аргументация может быть опровергающей, когда оратор строит свою речь, опираясь на реальные или возможные аргументы противника, или поддерживающей, когда цель выступающего – поддержать чью-либо точку зрения. Опровергающая аргументация обычно предназначается для аудитории, на которую в дальнейшем могут оказывать давление оппоненты. Поддерживающая - для выступления перед своими сторонниками.

 

Различают и способы аргументации по типу логического доказательства. Аргументация на основе дедуктивного изложения строится от вывода к аргументам, аргументация на основе индуктивного изложения - наоборот, от аргументов к выводу. Индуктивная аргументация более эффективна для женской, молодежной, дружески настроенной и малоподготовленной аудитории.

 

Для того чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необходимо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с основной задачей автора. Он должен в течение 10 минут, отведенных на основную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в теме доклада проблеме.

 

Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возможность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установленный регламент. Каким образом следует излагать материал в основной части доклада?

 

План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

 

Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в докладе. Необходимо опираться на указанные выше наиболее общие принципы представления материала:

 

1. От частного к общему. Данный принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение. Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными. Автору не следует использовать в докладе случайные факты и делать на их основе далеко идущие выводы.

 

При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более ярким и убедительным. «Хороший доклад - это тот, за которым стоит много резервного материала, значительно больше, чем оратор имел возможность использовать» (Д. Карнеги). Резервный материал может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.

 

2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.

 

3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы. Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие - с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.

 

Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (напомним еще раз, что тезис - концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов или цитат. При этом важно соблюдать «Золотую середину» и не перегружать доклад изобилием цифр. Они должны приводиться с большим ограничением. Человеческое сознание не может одновременно воспринимать более чем 7 (+ - 2) цифр. Следует избегать простого перечисления чисел. Их лучше сгруппировать, проклассифицировать и представить в виде графика или диаграммы. Нельзя злоупотреблять поговорками, пословицами или забавными историями. Любая пословица должна органически вписываться в содержание доклада. Образность выступления создается логикой его построения и его убедительностью.

 

Заключение имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. Его, как и весь доклад, необходимо подготовить заранее в спокойной и неторопливой обстановке. На экспромт не следует рассчитывать. «Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил свое выступление, и видимо, их будут помнить дольше всего».

 

В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.

 

IV. Оформление материалов выступления. Подготовленный Вами доклад и Ваше будущее выступление в аудитории направлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей видеть. Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения на доске, чертежи, плакаты.

 

Однако, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:

 

1. Целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей.

 

2. Графики, плакаты и диаграммы готовятся заранее.

3. Изображения должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков.

4. Наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе.

 

5. Тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов.

6. Чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно их убирать и переходить к демонстрации других материалов.

 

7. Необходимо делать паузу в Вашем выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: