Великая Отечественная война. Предыстория




Центральный район

Центральный район — район с преобладающей среднеэтажной и малоэтажной жилой застройкой и развитой социальной инфраструктурой. Самый большой, по численности населения и по площади территории, район города. Центральный район расположен между крупными водными объектами, сдерживающими: протокой Городецкий Шар, заливом Городецкая курья, озером Качгорт и Качгортинской курьёй. Микрорайоны: Центральный, Кармановка, Городецкий, Авиаторов, Старый Аэропорт, Портовый, Южный.

Качгорт

Район Качгорт находится в центре городского округа. Район расположен на автодороге федерального значения А381, соединяющей Центральный район города с аэропортом. Автодорога проходит по улицам: Рабочая, им 60-летия Октября и улице им В. И. Ленина. Главная улица района — улица им 60-летия Октября. Дорога проходит через всю территорию района Качгорт с юго-запада на северо-восток и связывает его с Центральным районом и Лесозаводом. Микрорайоны: РСУ, Качгорт, Малый Качгорт, Рыбокомбинат, Хорей-Верской экспедиции, Совхоз, Сахалин.

Лесозавод

Район Лесозавод находится в северо-восточной части города. Улица Юбилейная — общегородская магистраль, проходит через весь район и выходит в с северо-восточном направлении в поселок Искателей. Улица Юбилейная, а также улица Заводская связывают составные части района, микрорайоны: Лесозавод, Новый поселок, Мирный, Захребетный, Старая Бондарка и Новая Бондарка.

История

Предыстория

Идея постройки города в низовьях реки Печоры возникла давно. Богатый животный мир, красивые места, большая судоходная река, возможность торговать лесом — всё это влекло людей на Север. Сведения русских летописей не оставляют сомнений в том, что уже с XII века район Нижней Печоры хорошо был известен. Здесь местные племена — югра, печера — сначала осуществляли меновую торговлю с русскими. В 1499 году возникает Пустозерск. В XVIII—XIX веках появляются новые села и деревни на берегах устья Печоры; Великовисочное, Оксино, Тельвиска, Куя — жители которых занимались традиционным хозяйством, рыбным и зверобойным промыслами, оленеводством.

В 1860-е годы арктические исследователи капитан П. И. Крузенштерн, купец В. Н. Латкин и купец М. К. Сидоров подробно изучили фарватер реки Печора и организовали Печорскую компанию, которая занималась экспортом печорского леса. М. К. Сидоров мечтал построить на Печоре морской порт, а также город, который получил бы название «Югорск». В течение 16 лет он пытался добиться получения шести десятин земли для постройки порта, но земля ему выделена так и не была[7].

В 1892 году на Печоре у деревни Куя появился первый однорамный лесопильный завод принадлежавший промышленнику А. М. Сибирякову. Однако лесозавод вскоре сгорел. В 1897 году на берегу Городецкого шара напротив деревни Ёкуша был построен лесопильный завод шведского товарищества «Альфред Лидбек и К°». Но через некоторое время этот завод также был уничтожен пожаром.

С 1897 года Товариществом Архангельско-Мурманского срочного пароходства налажены морские рейсы между Архангельском и низовьем Печоры (деревня Куя).

В 1903 году на территории современного Нарьян-Мара основан Печорский лесозавод[8], созданный товариществом «Стелла-Поляре» во главе с норвежским лесопромышленником Мартином Ульсеном[9].

Основание города

Предшественник Нарьян-Мара — выселок Белощельский (Белощелье) упоминается в Списке населённых мест Архангельской губернии на 1-е мая 1922 г. Тогда в пяти дворах числилось 29 человек[10].

В 1924 году в Белощелье было построено первое здание будущего города Нарьян-Мар — агентство Северного морского пароходства. Здание построила бригада плотников под руководством А. С. Дуркина. Штат состоял из восьми человек. Также были построены 2 каркасных склада и навес, который разбирался на зиму.

Решение о строительстве нового города и порта на Печоре было принято на совещании состоявшемся на борту парохода «Умба» 7 октября 1929 года у причала Белощелья. На совещании присутствовали: главный инженер Архпорта В. В. Дембовецкий, начальник Севпортиза (Бюро Северных Портовых изысканий) Г. Я. Наливайко, председатель Ненецкого окрисполкома И. А. Корионов, директор лесозавода № 51 «Комилес» Долгобородов и другие. На совещании обсуждались вопросы о намеченных в 1930-м году портостроительных работах в устье Печоры, и о мерах по обеспечению этих работ, рабочей силой, строительными материалами и продовольствием. 22 октября 1929 года Ненецкий окрисполком, заключил договор с инженером Орловым о «съемке земельного участка» в Белощелье, где должен был строиться город[7].

В 1929 году в Белощелье началось строительство зданий «Дома ненца» и больницы[11].

По итоговым документам совещания на борту парохода «Умба» 4 сентября 1931 года в Белощелье состоялось заседание комиссии Архангельского крайкома ВКП(б) и крайисполкома Северного края. Слушали единственный вопрос — «О строительстве Печорского порта». Было принято решение к началу навигации 1932 года построить 100 пог. м. причалов, а к сентябрю 1932 года ещё 150 пог. м. Главной причиной строительства порта было открытие геологом Г. А. Черновым в 1930 году Воркутинского месторождения угля. Для доставки угля к потребителю, а также грузов для строительства воркутинских шахт существовал только один путь — через Печорский порт. Так образовался рабочий посёлок Нарьян-Мард (Красный город), объединивший территории и население посёлка лесозавода (носившего с 1930 по 1937 год имя Ф. Э. Дзержинского[8]), Белощелья, посёлков Калюш, Карманово (Городецкого), Носово (Качгорт) и деревни Ёкуша. Наименование Нарьян-Мард было присвоено вновь образованному посёлку постановлением ВЦИК от 10 октября 1931 года[12]. Первые постройки на территории будущего города — жилой барак на 65 человек, восьмиквартирный дом, столовая, почта, «Дом ненца», больница, типография.

Решением президиума Крайисполкома Северного края от 7 октября 1931 года была признана необходимость переноса центра Ненецкого национального округа из села Тельвисочного в рабочий посёлок Нарьян-Мард. Это же решение обязывало Ненецкий окрисполком не позднее 1 ноября 1931 года создать горсовет на территории утверждённого ВЦИК рабочего посёлка Нарьян-Мард.

18 декабря 1931 года было принято постановление президиума Ненецкого окрисполкома:

Ввиду несоответствия пониманию вытекающего из слова «Мард» наименование рабочего посёлка писать «Нарьян-Мар» [13].

Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 года административный центр Ненецкого национального округа Северного края был перенесён из села Тельвисочного в рабочий поселок Нарьян-Мар[14].

9 апреля 1934 года V пленум Ненецкого Окрисполкома принял Решение о преобразовании рабочего посёлка Нарьян-Мар, в котором проживало свыше 8000 человек, в город Нарьян-Мар. 10 марта 1935 года постановлением Президиума ВЦИК рабочий посёлок Нарьян-Мар Ненецкого округа Северного края был преобразован в город[15].

Е годы

В 1934 году решением поселкового Совета были названы первые улицы. Ими стали улица Набережная, улица Партизанская (сейчас ул. им А. П. Пырерко), проспект Заполярный (ныне ул. Смидовича), улица Оленная (с 1936 года это ул. им. И. П. Выучейского) и улица Полярная. В этом же году руководством города было принято решение приступить к строительству Дома Советов. В 1934 году своих первых специалистов выпустило педагогическое училище. В 1932 году начала работу оленеводческая зональная станция. В 1933 году была организована контора рыбтреста. Увеличивал грузооборот морской порт. В 1933 году в деревне Ёкуша был пущен в эксплуатацию кирпичный завод с конным приводом, проектной мощностью 2 млн штук кирпича в год. В 1934 году начала просветительскую деятельность библиотека, а затем был открыт окружной музей. Не отставало от общего развития города и развитие образования. С 1934 года в городе работали культпросветшкола и две общеобразовательные школы. До 1940 года в Нарьян-Маре было построено около 120 жилых домов. В 1936 году было создано бюро оповещения погоды.

В 1937 году открыт профессиональный драматический театр, на базе которого после закрытия в 1948 году был создан Нарьян-Марский Дом культуры.

Торговля была представлена двумя универмагами, специализированным гастрономом и специализированным магазином с товарами для тундрового населения.

13 февраля 1933 года была открыта первая заполярная авиалиния, которая связала Архангельск с Нарьян-Маром. В 1932 году начал работу первый радиоузел с 110 радиоточками, а в 1937 году власти установили прямую телеграфную связь с Архангельском.

30 марта 1937 года, в Нарьян-Маре, на лед Печоры приземлились самолёты экспедиции, следовавшей на Северный полюс, чтобы организовать первую в мире полярную дрейфующую станцию Северный полюс-1. Из-за непогоды остановка в Нарьян-Маре затянулась на две недели. 12 апреля 1937 года самолёты вылетели на полярную станцию Маточкин Шар (Новая Земля)[16]. На доме в котором жили полярники установлена мемориальная доска.

Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны Нарьян-Мар был тыловым городом. С октября 1941 года в городе начал действовать военный аэродром, который относился к 772-й авиабазе Беломорской военной флотилии. Самолёты из Нарьян-Мара выполняли разведывательные полеты в Арктике. 22 июня 1943 года над Нарьян-Маром первый раз за всю войну пролетел немецкий самолёт Ю-88, он осуществлял аэрофотосъёмку города[17] и близлежащих населённых пунктов[18]. Подобные полёты продолжались и позднее[19].

В День авиации 1944 года работники Нарьян-Марского морского порта передали лётчику Беломорской военной флотилии В. В. Томашевскому самолёт-бомбардировщик Ил-4 «Работник Печорского флота», купленный на деньги портовиков. 7 сентября 1944 года передовые труженики Ненецкого округа передали лётчикам Беломорской военной флотилии истребитель Як-7Б Нарьян-Марский судостроитель, который был вручен Герою Советского Союза капитану А. К. Тарасову. В 1946 году истребитель был доставлен в Нарьян-Мар и установлен в сквере как памятник советским людям, трудившимся в тылу (утрачен в 1956 и восстановлен в 2010 году).

16 августа 1942 года из посёлка Хабарово в Нарьян-Мар вышла группа кораблей. В её состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а буксирный пароход «Комсомолец» — баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя». 17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев в Баренцевом море, вблизи него всплыла германская подводная лодка U-209, открывшая артиллерийский огонь. Лихтер Ш-500, баржа П-4 и буксирный пароход «Комилес» были потоплены. Буксирный пароход «Комсомолец» загорелся и выбросился на берег. Пароходу «Норд» удалось уйти. Из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули, либо погибли в ходе артиллерийского обстрела. В память об этом событии в Нарьян-Маре, на улице им Н. Е. Сапрыгина в ноябре 1968 года был установлен памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец»[20].

Е — 1980-е годы

В 1940 году кирпичный завод в Ёкуше выпустил 1 млн 100 тыс. штук кирпича. Жилфонд города на тот момент представлял собой 52,4 тыс. кв. м. общей площади. Новый этап развития города в конце 1940-х и 1950-е годы обозначен строительством квартала жилых домов по улице им Е. П. Выучейского. В 1960-е годы были введены в эксплуатацию первые кирпичные здания — ДК и школа № 3. В 1975 году строители сдали первое многоэтажное здание в кирпичном исполнении — здание окружкома КПСС, ныне городской администрации. А в 1981 году рабочие Нарьян-Марского СМУ получили квартиры в первом в городе панельном доме. Строительство было переведено на промышленную основу. С началом строительства кирпичных и панельных домов внедряется централизованное водоснабжение и локальная система канализации с местными очистными сооружениями. Совершенствовалась и система обслуживания горожан. В 1955 году открылся первый автобусный маршрут. С созданием городской дизельной электростанции в 1959 году налажено устойчивое электроснабжение, а в начале 1960-х годов жилые дома стали переводить на центральное отопление.

С 1973 года нарьянмарцы смотрят телевизионные программы через станцию «Орбита». В 1978 году был построен газопровод от Василковского газоконденсатного месторождения, началась газификация города и перевод котельных на газовое топливо. В 1982 году был построен 92-метровый мост через р. Качгортинскую курью, а затем, в 1983 году — 57-метровый через р. Лесозаводская курья. В 1980-е годы введены новые мощности на электростанции, нефтебазе, построен хлебозавод, в 1989 году — построен четырёхэтажный корпус окружной больницы. В 1980-е годы построены новая поликлиника и аптека, гостиница «Печора», школа-интернат со спальным корпусом, универмаг, музыкальная школа. Появился целый квартал современных панельных жилых домов[21].

В 90-е годы темпы развития города, как и всей страны, снизились, некоторые жители стали покидать Нарьян-Мар. Однако и в это время в городе было построено несколько жилых домов, здания «Промстройбанка», расчетно-кассового центра, федерального казначейства. С начала XXI века с ростом нефтедобычи в НАО город получил новый толчок в своем развитии, за первое десятилетие появились десятки современных монолитных и кирпичных зданий, строятся и ремонтируются дороги и коммуникации, идёт активный снос ветхого жилья и переселение жителей в новые благоустроенные квартиры.

До 2004 года городу был подчинён посёлок Искателей, являясь при этом самостоятельным административно-территориальным образованием, жители посёлка принимали участие как в выборах своего главы администрации и поселкового совета так и в выборах главы города Нарьян-Мар.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в декабре 2004 года были образованы отдельные муниципальные образования город Нарьян-Мар со статусом городского округа и рабочий посёлок Искателей со статусом городского поселения, вошедшего в Заполярный район.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: