ГУФСИН России по Челябинской области




ЛЕКЦИЯ

По социально-гуманитарной подготовке

Для проведения занятия со стажерами ФКУ СИЗО-1

ГУФСИН России по Челябинской области

 

Тема 7: Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС.

Вид занятия: плановое занятие.

Материальное обеспечение: лекция

Время: 1 час минут.

Учебные вопросы:

1. Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС.

Литература:

1. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы».

 

Лекцию подготовил:

Старший инструктор группы по БСП ОКиРЛС

капитан внутренней службы И.В. Мартынова

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.)

 

1. Проверить наличие слушателей, готовность их к занятию.

2. Объявить тему, цели, задачи и план проведения занятия.

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 мин.)

 

1-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС.

Последние десятилетия во всех цивилизованных странах мира идеи гуманизма при исполнении наказаний превалируют над жестоким и суровым отношением к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. Лишение свободы предполагает принудительную изоляцию от общества и содержание лиц, отбывающих наказание, без унижения их человеческого достоинства, а также причинения вреда здоровью и жизни. Существующие Международные правовые стандарты обращения с осужденными являются своего рода Великой хартией прав заключенных. Государство, применяя правоограничения в отношении осужденных, становится гарантом их законного исполнения, обеспечивает социальные и нравственные права человека, являющиеся связующим звеном осужденных и государства. Гарантия обеспечения прав осужденных со стороны государства позволяет им быть полноценными субъектами правовых отношений. Важным блоком Международных правовых стандартов являются требования, которым должен соответствовать персонал исправительных учреждений, поскольку исполнение наказания в виде лишения свободы требует привлечения в эту сложную сферу деятельности сотрудников с высокой квалификацией, удовлетворяющих социальный заказ общества на специалистов данной категории.

Анализ деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) позволяет сделать вывод о ее негативной оценке со стороны государства. В Концепции совершенствования воспитательной работы с личным составом УИС констатируется, что не удается поднять на должный уровень качественный состав кадров УИС, состояние служебной дисциплины и законности, ответственность сотрудников за выполнение служебных обязанностей. Медленно снижается количество уголовных преступлений, совершаемых сотрудниками, случаев злоупотребления спиртными напитками, вступления в запрещенные связи с осужденными, суицидов, других негативных проявлений. По данным Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России, в 2007 г. было зарегистрировано более 43% должностных преступлений в системе исправительных учреждений, большая часть которых связана с нарушением прав осужденных. В исправительных учреждениях УИС прослеживается тенденция дефицита квалифицированных кадров, а в числе принимаемых значительное количество сотрудников, не обладающих набором необходимых профессиональных качеств, что порождает должностную преступность, обусловленную не злоупотреблением должностными обязанностями, а их непрофессиональным исполнением.

Деятельность персонала УИС призвана обеспечить выполнение основных целей, направленных на реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от общества, их исправление и профилактику совершения ими новых преступлений. Эти цели могут быть обеспечены лишь соблюдением режима содержания, которым устанавливаются определенные запреты и правила поведения, являющиеся обязательными для исполнения осужденными. Проявление девиантного поведения со стороны осужденных порождает законную реакцию со стороны персонала исправительных учреждений - применение физической силы или специальных средств, а при нападении на сотрудников, побегах из исправительных учреждений - применение огнестрельного оружия. Как показывает практика, их неквалифицированное применение в целях личной безопасности или случаях преодоления противодействия влечет травматизм, летальные исходы со стороны осужденных и, как следствие, привлечение к уголовной ответственности сотрудников исправительных учреждений, что в случае доказанности вины приводит к увольнению из органов УИС.

Повышенное внимание к деятельности сотрудников исправительных учреждений в последнее десятилетие обусловлено той ролью, которую их труд призван сыграть в процессе функционирования УИС. Проблема подготовки квалифицированных кадров, способных профессионально решать служебные задачи, претворять в жизнь принцип гуманности в функционировании исправительных учреждений, применять законные и эффективные формы работы с осужденными является одной из основных в деятельности УИС. Следование общепризнанным человеческим ценностям выступает ориентиром в деятельности сотрудников УИС, что предполагает воспитание у курсантов ФСИН России уважительного отношения к правам и свободам человека, его достоинству. Результативность профессиональной подготовки выражается готовностью выпускника вуза к продуктивному решению профессиональных задач.

В функционировании исправительных учреждений УИС выделяются три категории сотрудников, обеспечивающих процесс исполнения наказания: непосредственно обеспечивающие исполнение наказания (оперативный отдел, служба безопасности, охрана); осуществляющие воспитательную работу с осужденными (начальники отрядов), психологическую помощь (психологи); сотрудники отделов материально-технического снабжения и технических служб.

Деятельность этих сотрудников характеризуется рядом особенностей, среди которых ее правовой характер; включенность в субъектно-объектные отношения, в которых каждый акт правоприменения влечет за собой последствия; неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (бездействие, злоупотребление, превышение власти и т.д., что является нарушением того или иного нормативного акта и обуславливает повышенную ответственность за свои поступки. Деятельность сотрудника УИС носит экстремальный характер, что связано с возможностью возникновения экстремальных ситуаций (нападения, террористические акты), с различным уровнем стрессогенности. Выделяется несколько типов жизненных ситуаций в зависимости от уровня стрессогенности: трудные; параэкстремальные; экстремальные. Трудная ситуация характеризуется достаточно сложной для субъекта задачей, ее повышенной значимостью; второй и третий уровни характеризуются риском, высокой ценой возможной ошибки: от разрешения экстремальной ситуации зависит дальнейшее существование субъекта. Деятельность отличается напряженностъю, вызванной повышенной ответственностью, сверхнормативностью. Возникновение экстремальных ситуаций при исполнении служебных обязанностей связано, как правило, с нарушением осужденными требований режима исполнения наказания. Необходимость мгновенной собранности и готовности к открытому физическому противоборству с осужденными отмечают 90% сотрудников УИС, а 60% считают свою работу опасной из-за значительной степени риска для собственной жизни и здоровья. Наиболее подвержены воздействию стрессогенных факторов сотрудники оперативных отделов (оперативные сотрудники), которые в рамках осуществления служебных обязанностей производят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий, неотложные следственные мероприятия, пресекают случаи противодействия и неповиновения администрации исправительного учреждения и наиболее плотно контактируют в повседневной деятельности с осужденными.

Возникающие в рамках осуществления профессиональной деятельности ситуации риска требуют незамедлительного принятия решения, вероятный исход которого заранее неизвестен или носит, в отличие от стандартных и изученных ситуаций, неопределенный характер. Неопределенность связана с причинами не только объективного, но и субъективного, гносеологического порядков, в числе которых относительность процесса познания человеком окружающей среды, невозможность однозначного познания объекта с учетом сложившихся уровней и методов научного познания на данный момент развития, относительная ограниченность сознательной деятельности человека, дифференцированный подход к пониманию и оценке ценностей. Неопределенность в деятельности связана с неполнотой, недостаточностью информации об объекте, явлении или процессе. Для принятия решения необходим полный объем достоверной информации, в то время как на практике такая информация зачастую бывает разрозненной, некачественной, необъективной и несвоевременной, в свою очередь ситуация риска не предоставляет возможности для длительного анализа информации и требует мгновенного принятия решения на основе личного опыта и имеющихся знаний, умений и навыков.

Нестандартные ситуации в деятельности оперативных сотрудников требуют профессиональной тренированности, способности эффективно ориентироваться и принимать решение, противостоять источнику опасности и быть готовым к риску как альтернативному поведению при угрозе жизни и здоровью. Формирование данного вида готовности представляет собой сложный и многоуровневый процесс, выражающийся в устойчивой характеристике личности и проявляющийся в подготовленности к действию. Проблема формирования готовности к риску у оперативных сотрудников возникает на стадии профессиональной подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России. Получение набора различных умений и навыков (стрельбы, боевых приемов борьбы), специальных профессиональных знаний осуществляется без уверенности в надежности применения данных профессиональных качеств в экстремальных ситуациях. Содержание учебных программ и соответствующих учебно-методических комплексов по профессионально-прикладной физической подготовке предусматривает методику технической отработки определенного перечня движений (приемов, ударов), применяемых в стандартных ситуациях физического противоборства, которые возникают в служебной деятельности оперативных сотрудников, не предусматривая фактора неопределенных или нестандартных ситуаций, что в условиях многоступенчатой системы обучения снижает эффективность учебного процесса в целом.

Для оперативных сотрудников с опытом работы менее одного года расхождения и несоответствия между знаниями, умениями и навыками, полученными в рамках профессиональной подготовки в образовательных заведениях ФСИН России, и реальностью профессиональной деятельности, свойственные этапу адаптации, неизбежно приводят к увеличению числа профессиональных ошибок при исполнении своих обязанностей, фрустрации, а зачастую и дезадаптации. В процессе жизнедеятельности человек сталкивается с необходимостью приспособления к разным элементам среды (производственным, культурным, бытовым, семейным и другим), поэтому принято говорить о разных видах адаптации (социально-психологической, профессиональной, правовой, общественно-политической, учебной, бытовой). Процесс профессиональной адаптации представляет собой психологическое и психофизиологическое приспособление к требованиям профессии и находит свое выражение в овладении профессиональными навыками и умениями определенного уровня, в формировании профессионально значимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения к избранной деятельности. Присущая человеку деятельностная активность предопределяет выбор типа поведения в процессе адаптации.

Адаптация через преобразование среды требует активности, направленной на изменение, преобразование среды в соответствии с собственной жизненной позицией и субъективным отношением к профессиональной сфере. Данный тип адаптации может сопровождаться конфликтностью и агрессией по отношению к социальному окружению. Адаптация через приспособление к существующим условиям путем врастания в среду, изменения себя предполагает активность человека, направленную на изменение своего внутреннего «Я», корректировку своих профессиональных навыков и умений в соответствие с требованиями, предъявляемыми деятельностью и социальным окружением. Самоустранение или уход из профессиональной среды (дезадаптация) происходят, если не удалось реализовать другие типы адаптации в связи с невозможностью принять ценности и установки окружающего мира или преобразовать его в соответствии со своими жизненными позициями. Следует отметить, что в контексте нашего исследования приоритет имеют первые два типа адаптации, сопровождающиеся изменениями внутреннего или внешнего компонентов, но в конечном итоге приводящие к приспособлению индивида к деятельности. Процесс профессиональной адаптации сотрудников УИС представляется этапностью ее прохождения. Первый этап приходится на период поступления в образовательное учреждение ФСИН России и заключается в прохождении психофизиологического отбора, определяющего наличие соответствия требованиям, предъявляемым к оперативному сотруднику УИС; второй этап - обучение в образовательном учреждении ФСИН России, в рамках которого закладывается базис научных знаний и профессиональных умений; третий этап - начало профессиональной деятельности. В рамках второго этапа профессиональной адаптации оперативных сотрудников значимым средством становится профессионально-прикладная физическая подготовка, формирующая готовность к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций профессиональной деятельности. Формирование готовности к риску вырабатывается одновременно с развитием личности и зависит от ее опыта, выработанных ранее навыков поведения и действия, от уровня развития основных познавательных структур личности.

Деятельность оперативных сотрудников УИС носит противоречивый характер, выражающийся в соблюдении гуманистических принципов, уважительном отношении к правам и свободам человека, его достоинству при соблюдении правопорядка в исправительных учреждениях. Нарушение осужденными режима содержания, нападение на персонал исправительных учреждений приводят к возникновению нестандартных ситуаций в деятельности оперативных сотрудников УИС, решение которых предполагает сформированную готовность к противодействию. Таким образом, психологическая подготовка, осуществляемая в рамках профессионально-прикладной физической подготовки, позволит оперативным сотрудникам УИС профессионально решать служебные задачи и адаптироваться к особенностям деятельности в исправительных учреждениях.

 

 

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10 мин.)

 

  1. Отвечаю на вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: