Невербальные средства коммуникации.




ЛЕКЦИЯ 2.

Тема: «Речевая деятельность».

 

План

1. Речевая деятельность и её виды.

2. Невербальные средства общения (коммуникации).

 

Темы для рефератов

1. Условия эффективной речевой коммуникации: постулаты Г. П. Грайса.

2. Организация речевого взаимодействия: принципы коммуникации Дж. Н. Лича и Г. П.

Грайса.

3. Деловое общение: Кодекс, национальные особенности.

4. Опосредованные виды общения и их особенности.

5. Совершенствование навыков речевой деятельности.

 

Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Особенность речевой деятельности состоит в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой.

Речевая деятельность имеет социальный характер, так как для ее осуществления требуется минимум два человека. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.

Помимо непосредственных участников – говорящего (A1 – адресант) и слушающего (A2 – адресат), обычно меняющихся ролями, во-первых, необходим предмет речи (D), т. Е. то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией; во-вторых, необходимо знание языка (L); в-третьих, необходимо само высказывание (V). Именно оно оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все основательные составляющие речевой деятельности.

Речевая деятельность есть процесс, который складывается из деятельности актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления в основном одни и те же. Действительно, в какой бы речевой ситуации ни оказался человек, он должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, чем следует руководствоваться. В результате обдумывания рождается внутренний план высказывания. Это первый этап порождения высказывания.

На втором этапе происходит порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные языковые единицы, строятся предложения.

Третий этап – реализация – самый ответственный. Речь, высказывание – продукт речевой деятельности. По речи можно определить многое: психологическое состояние говорящего, целевое назначение, коммуникативную значимость, отношение говорящего к собеседнику.

Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат, о нем судят по обратной связи, по тому, как реагируют на высказывание. Реагирование может быть выражено словесно, передано невербальными средствами общения, поведением адресата / адресатов. Реакция на речь служит ее оценкой. Контроль – очень важный компонент речевой деятельности.

5. Виды речевой деятельности – это различные виды речевых навыков и речевых умений. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание) – они объединяются под названием рецептивных видов речевой деятельности; говорение и письмо (это два вида речевой деятельности обычно называют продуктивными).

Невербальные средства коммуникации.

Невербальные средства общения подразделяются на группы. Наиболее обширная – кинесические (от греч. kinetis – движение) – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К ним относятся доза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения.

Мимика (от греч. mimikos – подражающий) – движение лицевых мышц. Основной элемент мимики – мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положение рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые передают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков перехода от одного к другому. К основным относятся гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх. Мимика человека целостна и динамична. Первое проявляется в том, что основные мимические коды интернациональны: русские и эскимосы, испанцы и австралийцы, англичане и бразильцы выражают удивление, например, одним и тем же мимическим кодом. Динамичность мимики состоит в том, что мимические коды могут чрезвычайно быстро меняться. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта – именно они несут основную смысловую нагрузку при смене мимического кода.

Исключительно важное значение в общении имеет взгляд – комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда.

Психологи показали, что взгляд общающегося человека тесно связан с процессом формирования мысли. Рождение мысли – процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направлен на собеседника.

В общении имеет значение направленность взгляда, то есть тот участок лица или тела, на который он направлен. В этом смысле можно говорить о деловом, социальном и интимном взглядах.

Источником информации о состоянии и намерениях партнера по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр. Pose – положение тела) – вид более или менее устойчивого пространственного положения человека. Насчитывают около тысячи таких положений, приемлемость или неприемлемость которых зависит от национальности, пола, возраста, культурных и религиозных особенностей людей. Главное смысловое содержание позы как средства общения – выражение открытости, готовности к общению или закрытости, неготовности к нему.

Важным кинесическим средством общение является жестикуляция. Обычно, говоря о жестах, имеют в виду только движения руками. Однако к жестикуляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значение произносимых слов Жестикуляция как кинесическое средство общения обладает своими особенностями.

Во-первых, ее количественные и качественные характеристики зависят от национальности.

Характерной особенностью жестикуляции является ее устойчивость – жесты меняются очень медленно.

В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, символические, указательные, изобразительные.

Иногда жесты выполняют не свойственную им функцию. Часто можно видеть, как коммуникант использует в общении так называемые механические жесты – потирает кончик носа, поправляет галстук, подергивает ухо, вертит пуговицу. Эти действия никак не связаны с предметом общения и свидетельствуют об особом состоянии партнера по общению – это неуверенность, волнение, нервозность. Причины в каждом отдельном случае особые, и если вы дорожите партнёром, то постараетесь их найти и нейтрализовать.

Кинесическим средством общения является и стиль передвижения человека, его походка. Исследования психологов показывают, что то или иное эмоциональное состояние влияет на походку человека, и, следовательно, можно, даже не приближаясь к партнёру, оценить потенциальную эффективность общения.

К невербальным средствам общения относятся просодические и экстралингвистические средства. Просодика (от греч. proscidia – ударение, припев) – ритмико-интонационные особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректировать систематической работой. Тесно связаны с просодическими средствами средства экстралингвистические (лат. Extra – вне, сверх, лат. Lingua – язык) – включенные в речь психофизиологические проявления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч. Просодические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, с их помощью экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Следующая группа невербальных средств общения – средства такесические (лат. Taktus – прикосновение, ощущение).

Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом. Выбор того или иного такесического средства определяется многими факторами – национальностью, полом, возрастом, степенью знакомства, положением на социальной лестнице. Использование такесических средств в деловых контактах должно быть предельно избирательным, так как они относятся к очень экспрессивным средствам общения.

Наиболее нейтральное такесическое средство – рукопожатие. В деловом мире оно используется не только как приветствие, но и как символ заключённого соглашения, знак доверия и уважения к партнёру.

Применение таких такесических средств, как похлопывание по колену, плечу, спине, допустимо только при наличии близких отношений с партнёром, равенства социального положения или покровительственных отношений старшего к младшему. Еще более ограниченный характер имеют поцелуи и прикосновения телом – только очень близкие между собой люди могут позволить себе использовать данные средства публично.

Важное значение в общении имеет его пространственная организация. О размерах пространства и индивидуального участка, достаточного человеку, известно не так много. Очевидно влияние различных факторов, определяющих эти параметры, – пол, возраст, этническое происхождение, уровень культуры, социальное положение, проживание в сельской или городской среде и т. Д.

Нарушение в той или иной ситуации оптимальной дистанции общения может вызвать недоразумение, непонимание между коммуникантами и даже привести к конфликту.

Очень редко в академической литературе отмечается в качестве невербального средства общения запах, издаваемый партнёрами. Это результат потери человеком той особой роли обоняния, которое оно имеет в дикой природе.

Усвоение невербального языка особенно важно в практике делового общения. В деловых контактах существует несколько специфических позиций, знание которых помогает повысить эффективность общения. Условно их можно разделить на две группы – позитивные и негативные. К первым отнесем открытость, заинтересованность, оценку и принятие решения, отзеркаливание. Ко вторым – защиту, подозрение и скрытность, обман, ложь, сомнение.

Домашнее задание:

1. Составить краткий конспект по плану семинарского занятия

2. Оформить доклад «Невербальные средства общения (1 подгруппа – о жестах, 2 подгруппа – о позе и мимике; с примерами)

3. Прислать сканы работ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: