Государство и право Германии в 1918 – 1945 гг.
План
1. Установление республики в Германии. Конституция Германии 1919 г.
2. Приход национал-социалистов к власти в Германии.
3. Государственный строй и политический режим Германии в 1933 – 1945 гг.
Установление республики в Германии.
Конституция Германии 1919 г.
Уже в 1917 г. стало ясно, что поражение Германии в Первой мировой войне неминуемо, и это только вопрос времени. Экономика страны находилась в затяжном кризисе, тяготы населения постоянно росли. В тоже время правительство Вильгельма 2 отказывалось вести переговоры о мире, а во внутренней политике по-прежнему опиралось на реакционные круги прусского юнкерства и крупнейших монополистов военно-промышленной сферы, отказываясь провести -основные либерально-демократические реформы.
'Заключение сепаратного мирного договора с Советской Россией в марте 1918 г. в Брест-Литовске, полученная контрибуция и оккупация значительных и богатых земель России позволили Германии временно упрочить свои позиции свои позиции на Западном фронте и стабилизировать положение внутри страны.
Весной 1918 г. немцы даже смогли начать крупное наступление на Западном Фронте, но оно быстро захлебнулось и летом 1918 г. войска Антанты, превосходившие немцев по численности и лучше их вооруженные перешли в генеральное наступление, остановить которое германская армия была уже не в состоянии.
Антиправительственные настроения охватили широкие слои населения, армию и флот. Чтобы не допустить революции были -предприняты попытки реформ. В начале октября 1918 г. канцлером Германии был назначен известный либерал принц Макс Баденский. На 'основе ряда изменений, внесенных в Конституцию 1871 г., созданное им правительство было ответственно перед парламентом. Однако события уже приняли необратимый характер.
В начале ноября 1918 произошли волнения матросов на кораблях военно-морского флота в связи с приказом выйти в море и сразится с превосходящими сипами английского военного флота, что было заранее обречено на поражение. Военные моряки отказались выполнить приказ, а попытка командования силой навести порядок, вызвала в портовом городе Киле восстание матросов, солдат и рабочих 3 ноября 19'18 г., которое закончилось победой и послужило сигналом к началу революции, повсеместно началось формирование Советов рабочих и солдат.
Утром 9 ноября в Берлине началась всеобщая забастовка, перешедшая в восстание рабочих и солдат, которые к полудню захватили
всю столицу. Кайзер Вильгельм 2 отрекся от престола и бежал в Голландию. Макс Баденский передал полномочия канцлера министру Ф.Эберту - лидеру немецких социал-демократов.
На следующий день, 10 ноября, было сформировано временное правительство - Совет народных уполномоченных, который возглавил Эберт. 11 ноября представители Германии подписали соглашение о перемирии. Первая мировая война закончилась.
Временное правительство Германии сумело обеспечить проведение всеобщих выборов в Учредительное собрание и его нормальную работу.
В июле 1919 г. была принята Конституция Германской империи, которая вошла в историю, как Веймарская конституция - в г. Веймаре работало Учредительное собрание. Слово империя ("рейх") в данном случае определяло не форму правления ("монархию"), а объединенние всех германских земель.
Конституция состояла из двух частей: 1) Структура и задача империи; 2) Основные права и обязанности немцев.
Германская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства, которая имела специфический характер.
Бывшие "союзные государства" получили название земель, а бундесрат (Союзный Совет) был назван рейхсратом (имперским советом).
Согласно ст.18 территориальные изменения или создание новых земель могло быть осуществлено только путем принятия имперских законов. Земли имели свои законодательные органы - ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить республиканскую форму правления и всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании (ст.17).
По сравнению с конституцией 1871 г. права земель были существенно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере:
- имперское право имеет преимущество над правом земель;
- внешняя политика, оборона, гражданство и др. важные сферы жизни регулировались исключительно законодательством империи;
- гражданское, уголовное право, судопроизводство, печать, союзы, торговля, промышленность и т.п. были отнесены преимущественно к компетенции империи. Земли сохраняли в этих вопросах власть до тех пор и в той мере, в какой империя не пользовалась своими законодательными правами;
- империя могла издавать законы "по необходимости", как правило в области общественного порядка и безопасности и устанавливать основные положения законов, разрабатываемых в землях, касающихся религиозных обществ, народного образования и пр.;
- империи принадлежало право не только определять размеры и
порядок поступления доходов в имперский бюджет, но и регулировать вопросы налогового обложения в отдельных землях;
- за империей было закреплено право "военной экзекуции" земель, т.е. при угрозе выхода какой-либо земли из Германии центральная власть вправе прибегнуть к вооруженной силе с цепью сохранения единства страны.
Значительный объем, полномочий был у земель в административной сфере, т.к. за органами власти земель конституцией закреплялось право приводить в исполнение имперский закон, если иное не предусматривалось по закону.
Высшая законодательная власть закреплялась за рейхстагом, который избирался всеобщим голосованием как орган всенародного представительства. Для принятия простых законов и бюджета требовалось большинство, а для принятия конституционных законов - квалифицированное большинство голосов членов рейхстага.
Рейхсрату, как органу представительства земель, принадлежало право отлагательного вето в отношении законов принятых рейхстагом, а также без его согласия рейхстаг не мог расширить расходную часть бюджета.
Президент Германской империи избирался на 7 пет, ему принадлежали такие полномочия:
- внешняя политика;
- назначение и увольнение имперских чиновников, судей, высших офицеров.
Особое значение имела ст. 48, по которой президент мог в
чрезвычайных ситуациях применять любые меры необходимые для восстановления порядка.
Конституция 1919 г. предусматривала "прямое народное законодательство" в форме либо референдума, либо внесения в рейхстаг готового законопроекта, поддержанного 10 процентами избирателей. Причем по таким вопросам как бюджет, налоги, оплата государственных служащих, референдум мог состоятся только по инициативе президента.
Законодательная инициатива принадлежала президенту, рейхсрату, депутатам рейхстага.
Исполнительную власть в империи осуществляло правительство Германии, состоящее из назначаемых президентом рейхсканцлера и министров. Оно было ответственно перед парламентом, специально подчеркивалась обязанность каждого министра подать б отставку в случае вотума недоверия со стороны рейхстага.
Веймарская конституция содержала обширный перечень прав и свобод граждан, в т.ч. равенство всех немцев перед законом; свободу личности; неприкосновенность жилища, право выбора профессии и пр.
Ст. 124 предусматривала право создавать союзы, а ст. 157 - право рабочих и служащие объединяться " в цепях сохранения и улучшения условий труда и хозяйства".
Конституцией закреплялись право на труд, социальное страхование и помощь безработным, право частной собственности.
Была запрещена деятельность чрезвычайных судов, кроме военных трибуналов. Провозглашалась независимость судей и принцип их пожизненного назначения.
Таким образом конституция 1919 г. закрепила существование в Германии демократической республики. Однако в ней были положения, которые способствовали установлению впоследствии тоталитарного режима.