Конституция Германии 1919 г.




Государство и право Германии в 1918 – 1945 гг.

 

План

1. Установление республики в Германии. Конституция Германии 1919 г.

2. Приход национал-социалистов к власти в Германии.

3. Государственный строй и политический режим Германии в 1933 – 1945 гг.

 

Установление республики в Германии.

Конституция Германии 1919 г.

Уже в 1917 г. стало ясно, что поражение Германии в Первой мировой войне неминуемо, и это только вопрос времени. Экономика страны находилась в затяжном кризисе, тяготы населения постоянно росли. В тоже время правительство Вильгельма 2 отказывалось вести переговоры о мире, а во внутренней политике по-прежнему опиралось на реакционные круги прусского юнкерства и крупнейших монополис­тов военно-промышленной сферы, отказываясь провести -основные ли­берально-демократические реформы.

'Заключение сепаратного мирного договора с Советской Россией в марте 1918 г. в Брест-Литовске, полученная контрибуция и окку­пация значительных и богатых земель России позволили Германии временно упрочить свои позиции свои позиции на Западном фронте и стабилизировать положение внутри страны.

Весной 1918 г. немцы даже смогли начать крупное наступление на Западном Фронте, но оно быстро захлебнулось и летом 1918 г. войска Антанты, превосходившие немцев по численности и лучше их вооруженные перешли в генеральное наступление, остановить которое германская армия была уже не в состоянии.

Антиправительственные настроения охватили широкие слои насе­ления, армию и флот. Чтобы не допустить революции были -предприня­ты попытки реформ. В начале октября 1918 г. канцлером Германии был назначен известный либерал принц Макс Баденский. На 'основе ряда изменений, внесенных в Конституцию 1871 г., созданное им правительство было ответственно перед парламентом. Однако собы­тия уже приняли необратимый характер.

В начале ноября 1918 произошли волнения матросов на кораблях военно-морского флота в связи с приказом выйти в море и сразится с превосходящими сипами английского военного флота, что было за­ранее обречено на поражение. Военные моряки отказались выполнить приказ, а попытка командования силой навести порядок, вызвала в портовом городе Киле восстание матросов, солдат и рабочих 3 нояб­ря 19'18 г., которое закончилось победой и послужило сигналом к началу революции, повсеместно началось формирование Советов рабо­чих и солдат.

Утром 9 ноября в Берлине началась всеобщая забастовка, перешедшая в восстание рабочих и солдат, которые к полудню захватили

всю столицу. Кайзер Вильгельм 2 отрекся от престола и бежал в Голландию. Макс Баденский передал полномочия канцлера министру Ф.Эберту - лидеру немецких социал-демократов.

На следующий день, 10 ноября, было сформировано временное правительство - Совет народных уполномоченных, который возглавил Эберт. 11 ноября представители Германии подписали соглашение о перемирии. Первая мировая война закончилась.

Временное правительство Германии сумело обеспечить проведе­ние всеобщих выборов в Учредительное собрание и его нормальную работу.

В июле 1919 г. была принята Конституция Германской империи, которая вошла в историю, как Веймарская конституция - в г. Веймаре работало Учредительное собрание. Слово империя ("рейх") в данном случае определяло не форму правления ("монархию"), а объединенние всех германских земель.

Конституция состояла из двух частей: 1) Структура и задача империи; 2) Основные права и обязанности немцев.

Германская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства, которая имела специфический характер.

Бывшие "союзные государства" получили название земель, а бундесрат (Союзный Совет) был назван рейхсратом (имперским со­ветом).

Согласно ст.18 территориальные изменения или создание новых земель могло быть осуществлено только путем принятия имперских законов. Земли имели свои законодательные органы - ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить республиканскую форму правления и всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании (ст.17).

По сравнению с конституцией 1871 г. права земель были су­щественно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере:

- имперское право имеет преимущество над правом земель;

- внешняя политика, оборона, гражданство и др. важные сферы жизни регулировались исключительно законодательством империи;

- гражданское, уголовное право, судопроизводство, печать, союзы, торговля, промышленность и т.п. были отнесены преимущест­венно к компетенции империи. Земли сохраняли в этих вопросах власть до тех пор и в той мере, в какой империя не пользовалась своими законодательными правами;

- империя могла издавать законы "по необходимости", как правило в области общественного порядка и безопасности и устанавли­вать основные положения законов, разрабатываемых в землях, касаю­щихся религиозных обществ, народного образования и пр.;

- империи принадлежало право не только определять размеры и


порядок поступления доходов в имперский бюджет, но и регулировать вопросы налогового обложения в отдельных землях;

- за империей было закреплено право "военной экзекуции" зе­мель, т.е. при угрозе выхода какой-либо земли из Германии цент­ральная власть вправе прибегнуть к вооруженной силе с цепью сох­ранения единства страны.

Значительный объем, полномочий был у земель в административ­ной сфере, т.к. за органами власти земель конституцией закрепля­лось право приводить в исполнение имперский закон, если иное не предусматривалось по закону.

Высшая законодательная власть закреплялась за рейхстагом, который избирался всеобщим голосованием как орган всенародного представительства. Для принятия простых законов и бюджета требо­валось большинство, а для принятия конституционных законов - ква­лифицированное большинство голосов членов рейхстага.

Рейхсрату, как органу представительства земель, принадлежало право отлагательного вето в отношении законов принятых рейхста­гом, а также без его согласия рейхстаг не мог расширить расходную часть бюджета.

Президент Германской империи избирался на 7 пет, ему принад­лежали такие полномочия:

- внешняя политика;

- назначение и увольнение имперских чиновников, судей, выс­ших офицеров.

Особое значение имела ст. 48, по которой президент мог в

чрезвычайных ситуациях применять любые меры необходимые для восс­тановления порядка.

Конституция 1919 г. предусматривала "прямое народное законодательство" в форме либо референдума, либо внесения в рейхстаг готового законопроекта, поддержанного 10 процентами избирателей. Причем по таким вопросам как бюджет, налоги, оплата государствен­ных служащих, референдум мог состоятся только по инициативе пре­зидента.

Законодательная инициатива принадлежала президенту, рейхсра­ту, депутатам рейхстага.

Исполнительную власть в империи осуществляло правительство Германии, состоящее из назначаемых президентом рейхсканцлера и министров. Оно было ответственно перед парламентом, специально подчеркивалась обязанность каждого министра подать б отставку в случае вотума недоверия со стороны рейхстага.

Веймарская конституция содержала обширный перечень прав и свобод граждан, в т.ч. равенство всех немцев перед законом; свобо­ду личности; неприкосновенность жилища, право выбора профессии и пр.

Ст. 124 предусматривала право создавать союзы, а ст. 157 - право рабочих и служащие объединяться " в цепях сохранения и улучшения условий труда и хозяйства".

Конституцией закреплялись право на труд, социальное страхо­вание и помощь безработным, право частной собственности.

Была запрещена деятельность чрезвычайных судов, кроме воен­ных трибуналов. Провозглашалась независимость судей и принцип их пожизненного назначения.

Таким образом конституция 1919 г. закрепила существование в Германии демократической республики. Однако в ней были положения, которые способствовали установлению впоследствии тоталитарного режима.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: