Какие есть сложности с функциональной грамотностью?




Что такое функциональная грамотность?

Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию [1].

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

– математическая грамотность;

– финансовая грамотность;

– естественнонаучная грамотность;

– глобальные компетенции;

– читательская грамотность;

– критическое мышление.

 

Проще говоря, Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

Для наглядности приведем пример с несформированностью функциональной грамотности, а именно читательской грамотности на примере очень близком и понятном. Учитель в группе класса в социальной сети шлет следующее сообщение:

А теперь ознакомимся с теми комментариями, которые в ответ пишут родители. Вывод, я думаю, очевиден.

 

Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как:

 

PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста);

 

TIMSS (Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования);

 

PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями).

Ознакомиться подробнее с данными исследованиями можно, пройдя по ссылкам:PIRLS, TIMSS, PISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки. Неудовлетворенность результатами реализации ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) и результатами участия России в международных исследованиях качества образования легли в основу стратегических решений в области образования, прописанных в Указе Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Инструментом по реализации данного Указа Президента РФ стал Национальный проект «Образование» – инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Ознакомиться с паспортом данного проекта можно по ссылке:https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в соответствии с пунктом 1.9 федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" утверждена Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

 

Ознакомиться с содержанием данного документа можно пройдя по ссылке

https://docs.cntd.ru/document/554691568

 

Вся работа школы строится в соответствии с данной методологией. На регулярной основе в течение последних лет в Российской Федерации проводятся:

- национальные исследования качества образования (НИКО);

- всероссийские проверочные работы (ВПР);

- единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ).

- исследования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA);

При этом общероссийская оценка по модели PISA проводится только в те годы, когда не проводится основное исследование PISA. Сроки проведения процедур представлены ниже в таблице.

Таблица. Сроки проведения процедур оценки

 

Год Проводимые процедуры
  Общероссийская оценка по модели PISA 2020
  PISA 2021
PIRLS 2021
  Общероссийская оценка по модели PISA 2022
  TIMSS 2023
Общероссийская оценка по модели PISA 2023
  PISA 2024

 

В 2021 году в число субъектов Российской Федерации для участия в ежегодном проведении региональных оценок по модели PISA попала и Удмуртская Республика. Пока неизвестно точно, какие школы будут участвовать в данном исследовании, вполне вероятно, что и наши школьники попадут в их число.

Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны

соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.

 

Задача школы – менять содержание образования. В настоящее время учителя активно работают над включением подобных задач в материал для уроков, в контрольные и проверочные работы, преподают с токи зрения развития функциональной грамотности, а не простой передачи знаний учащимся. Мы отлично понимаем, что развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели – ведь в этом и заключается функциональная грамотность.

 

Литература

1. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: Российский учебник, 2018.

2. https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

3. https://docs.cntd.ru/document/554691568

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: