ПО учебной дисциплине «Философия»




СЕМИНАР №11

ПО учебной дисциплине «Философия»

Тема: «ОНТОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ»

План

 

1. Онтология, ее место в структуре философского знания.

2. Единство и многообразие бытия.

3. Философия о пространстве и времени.

4. Бытие и развитие: метафизика и диалектика.

 

Доклады и информационные сообщения:

1. Бытие в представлениях элеатов.

2. Понятие бытия в философии экзистенциализма

3. Основные идеи работы Э. Фромма «Иметь или быть».

4. Философские и естественно-научные представления о пространстве и времени.

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Бытие и материя – это одно и то же?

2. Чем понятие «бытие» отличается от понятия «научная картина мира»?

3. Как философия решает проблему единства и многообразия мира?

4. Немецкий философ Э. Фромм различал «истинное бытие» и «бытие по-видимости». Как отличить «подлинное знание», от «знанияпо видимости»?

5. В чем смысл философского определения материи?

6. Чем отличается классическая концепция истины от прагматической?

7. Какие стороны развития объясняют законы, открытые Г. Гегелем?

 

Основные понятия:

Бытие – исходная категория философии, указывающая на существование чего-либо, в отличие от несуществования.

Время – способ изменчивостибытия, смена состояний предметов, их длительность.

Дух – относительно человека это понятие, выражающее совокупность явлений человеческой психики, противоположный телесным (физическим) особенностям (знания, эмоции, восприятия, образы и др.).

Материя – понятие, которым охватывается все существующее объективно, вне сознания людей.

Мир – совокупность явленной людям действительности.

Пространство – способ устойчивости бытия, сосуществование предметов и явлений, их координация, протяженность.

Реальность – понятие, указывающее наличное, актуальное бытие, в отличие от потенциального или утраченного.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Философия: учебник / В.А. Канке. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 291 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа https://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://znanium.com/catalog/product/872300

2.Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 432 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1007998

3. Философия: учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 459 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-105820-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/9080223.

4. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997.

5. Фромм Э. Иметь или быть / Эрих Фромм. - М.: АСТ, 2000.

 

методические рекомендации

 

Определение философии как знания о мире в целом содержит предпосылку того, что онтологический вопрос является исходным для решения других мировоззренческих проблем. Один из первых греческих философов, употребивший понятие «бытие», Парменид, признав мир существующим, синкретично связывал его с гносеологической и антропологической проблемами. Отдав предпочтение помысленному перед чувственно данным предметным миром, он убедил себя и своих единомышленников в том, что «бытие существует, а небытие – не существует». Отсюда следовали важнейшие практические выводы: поскольку человек существо мыслящее, он существует и может быть уверен в своих действиях, доверять знаниям о вещах и явлениях. В ХVII в. это на латыни повторил француз Р. Декарт: «Cogito ergo sum» (Мыслю – следовательно, существую). При этом возникает и другая проблема – о двух смыслах бытийности – духовной и телесной.

Познакомившись с историей становления онтологии, мы еще раз убеждаемся, что ее проблемы «вечны» по своей значимости и невозможности дать на них окончательные ответы. В современную эпоху люди по-прежнему, зачастую не осознавая того, отвечают (отдают предпочтения, делают выбор) на онтологические вопросы: бытие подлинное – это идеальный или материальный мир, мир един или многообразен; устойчив или изменчив; конечен или бесконечен; подчинен действию материальных, действующих, либо идеальных, целевых причин? и другие. Подтверждением этого тезиса является и то, что современная философия языка не может дать окончательные, точные и однозначные определения онтологических понятий, таких как «бытие», «материя», «дух», «отношение», «время», «пространство»… Тем не менее, за более чем двухтысячелетнюю историю кое-что философии все же удалось прояснить и продвинуться к данной цели:

- установлено, что глагол «быть» употребляют в разных смыслах: а) им обозначают все сущее – реальные вещи, идеи и фантазии. В этом отношении прав Г. Гегель: с ним соотносимо лишь такое же предельно-абстрактное понятие - небытие («ничто»), которое не бессмысленно, а указывает на отсутствие вещей или утрату ими свойств, их изменчивость, превращение в иное. Учитывая это, был прав и Гераклит, утверждавший, что все течет, все изменяется;

- после того, как современный немецкий философ М. Хайдеггер развернул бытие в сторону человека, создал «антропологическую онтологию», учитывающую телесно-духовную двойственность человека, выходит, что относительно этого единства глагол «быть» выступает родовым понятием, но по отношению к сущности телесного или духовного – таковым не является. На это обратил внимание английский философ Г. Райл: «Сказать, что мысль о предмете и сам предмет существуют в одном смысле - все равно, что сказать «растут деревья и доходы, цены и надежды»;

- более отчетливо определена связь бытия, существования чего-либо с его познанием, онтологии с гносеологией. «Там, где кончается наше поле зрения, вопрос о бытии…остается открытым вопросом», - сформулировал суть этой связи Ф. Энгельс. Вместе с тем, содержательно существование в мышлении и в действительности не всегда соответствуют друг другу. Нечто существует, если удостоверено фактами и научно обосновано. Не существуют сказочные, выдуманные герои, вроде леших и домовых;

- прояснены смыслы атрибутов (неотъемлемых свойств), родов и видов бытия: благодаря научным открытиям расширен список онтологических понятий метафизики Аристотеля (к десяти категориям добавлены понятия мир, реальность, картина мира, универсум, вселенная, макро, мега, микромир и другие). Одновременно сделаны новые обобщения в обратную сторону – от конкретного к абстрактному (категории классиком античности - форма, материя, отношение, качество, количество, время, место… – получили более точную словесную огранку);

- удалось найти общее и особенное между философскими представлениями об атрибутах и родах бытия и конкретно-научными знаниями о них (например, между такими категориями, как «материя», «природа», «время», «пространство»…).

Завершить знакомство с темой уместно возвратом к ее началу: осознанию того, что предмет философии, мировоззрение, отличается от научной картины мира тем, что философия интровертна. Ее конечная цель – это «мысль второго порядка» (Р.Дж. Коллингвуд), т.е. не объект, а субъект, центрирование представлений о бытии вокруг человеческого Я (ценности, переживание смыла и жизни). Вместе с тем, без научных знаний о бытии мира субъект ограничивает свои возможности в самоопределении и выборе предпочтений и жизненных ориентиров. Т.о.онтология фундаментальна постольку, поскольку она в значительной мере определяет решение других мировоззренческих проблем: как субъекта познания она подвигает человека на поиск новых видов, форм и свойств бытия, а также средств его достоверности, как личность - нацеливает на необходимость человекомерного отношения к социальному и природному миру и, наконец, открывает каждому возможность сравнить и сделать осознанный выбор из двух ипостасей собственной бытийности, материальной и духовной, для раскрытия и реализации своих способностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: