Воспитания школьников. Идея «трудовой школы» И. Г. Песталоцци




Необходимыми составляющими учебно-воспитательной работы школы являются трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся. Немало ценных идей, касающихся роли труда и трудового воспитания во всестороннем развитии личности, содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других. Так, швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827), осуществляя руководство сиротскими приютами, одним из первых попытался соединить обучение детей с производительным трудом. Реализуя свой идеал народной трудовой школы, он организовал не только обучение воспитанников чтению, письму, арифметике, пению, но и их трудовую подготовку. Дети занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских. Трудовая деятельность являлась также средством развития способности к суждению, упражнения внимания, умения сосредотачиваться, воспитания трудолюбия, скромности, уважения личности и других качеств.

В современной трактовке трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов (по И.Ф. Харламову). Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности. Целью трудового воспитания выступает культура труда. Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

· формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, жизненного и профессионального самоопределения, выбора профессии;

· формирование потребностно-мотивационного компонента трудовой деятельности и позитивного эмоционально-ценностного отношения к ней (потребность в труде, интерес к трудовой деятельности, переживание радости от процесса труда, гордость за трудовые успехи, чувство долга и ответственности и т.п.);

· развитие сознательного отношения к труду, формирование соответствующих знаний и убеждений;

· организация общественно полезной трудовой деятельности, производительного труда учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, способности к творчеству.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе получения общеобразовательной подготовки, составной частью которой является образовательная область «технология»; внеклассной и внешкольной воспитательной работы, в разных видах внеурочной деятельности учащихся (трудовой, игровой, организаторской, природоохранной, конструкторской, художественно-исполнительской и др.). Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по бытовому самообслуживанию, в том числе домашний, общественно полезный труд, производительный труд.

В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке воспитываются положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно выполнить трудовые действия, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческий подход к трудовой деятельности, уважение к людям труда, бережливое отношение к результатам труда, взаимопомощь, коллективизм, умение организовать индивидуальную и совместную работу, навыки соблюдения техники безопасности и другие свойства личности. Важно сформировать готовность к длительному напряженному труду при разумном сочетании труда и отдыха, к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта, воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды. Результатом трудового воспитания выступает трудолюбие.

В структуре этого личностного качества выделяют:

1) потребность в труде, мотивы трудовой деятельности, связанные с интересом к трудовой деятельности, переживанием радости от процесса труда, гордости за трудовые успехи, чувством долга и ответственности;

2) знания и убеждения, в основе которых лежит понимание нравственного смысла и роли труда в развитии личности и общества;

3) трудовые умения и навыки;

4) способность проявлять волевые усилия в преодолении трудностей, встречающихся в ходе выполнения трудовой деятельности.

По мнению исследователей, в современной школе должна быть такая трудовая деятельность, которая развивала бы не только трудовые и физические, но и интеллектуальные, социальные, коммуникативные, эстетические и другие способности детей. Например, на базе школы могут осуществляться различные технические, природоохранные, производственные программы, программы восстановления и сохранения историко-культурных памятников, сохранения народных ремесел и промыслов, программы милосердия и благотворительности и т.п. Необходимы трудовые дела, связанные с заботой о людях, с облагораживанием условий жизни школы, ее ближайших районов.

Успешная организация трудовой деятельности учащихся предполагает выполнение следующих педагогических условий: сочетание общественной значимости труда с личными интересами ученика; видимость и реальная востребованность результатов труда; связь труда с учебно-воспитательными задачами; доступность и посильность труда, охрана жизни и здоровья детей; творческий характер труда; поощрение инициативы и активности при выполнении трудовых заданий, свобода выбора трудовых дел, сочетание групповых и индивидуальных форм трудовой деятельности; правильная организация.

Технология организации трудовой деятельности школьников включает следующие этапы: 1) планирование; 2) инструктаж участников и четкое организационное начало; 3) обеспечение орудиями труда; 4) контроль за ходом трудовой деятельности; 5) оказание своевременной помощи, консультирование и т.п.; 6) оценка результатов индивидуальной или групповой трудовой деятельности.

В процессе воспитания культуры трудовой деятельности учитываются возрастные особенности. Так, у младших школьников формируется стремление трудиться сообща, бережное отношение к материальным ценностям, результатам труда, природе; ответственное отношение к учебному труду. У младших школьников формируются представления о профессиях местности, в которой они живут, умения коллективной работы, исполнительские умения.

Для подростков актуальным будет формирование творческого отношения к труду, трудолюбия, самоутверждение в процессе трудовой деятельности по созданию общественно полезного продукта. Воспитательная работа направлена также на формирование волевых качеств подростков, умений саморегуляции в процессе трудовой деятельности, на развитие физических возможностей и способностей в ходе выполнения той или иной практической деятельности. Старшеклассники овладевают знаниями, умениями и навыками конкретной деятельности с учетом нравственных позиций, социально ценного жизненного опыта. У них формируются: способность рационального использования своего трудового опыта, умения преодолевать трудности в трудовых отношениях, производственной деятельности; потребность в качественном выполнении работы, профессиональные трудовые умения. Кроме того, формируется экономическое мышление учащихся, происходит осознание профессионально значимых качеств личности.

Основная цель профессиональной ориентации подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами; помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их способностями и с учетом рынка профессий(А.Д. Симоненко, К.К. Платонов и др.). Профориентацию учащихся наряду со школой проводят внешкольные образовательные учреждения, учебно-профессиональные комбинаты, предприятия, центры занятости и профориентации. Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении направлено на решение следующих задач:

· формирование у школьников представлений о рынке труда, о востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала;

· развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам учащихся; убеждение в необходимости развития профессионально-значимых способностей и качеств;

· практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, разностороннее развитие учащихся (знание иностранных языков, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, здоровый образ жизни, организаторские умения и т.д.);

· дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от пола, возраста, склонностей, способностей, интересов, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей учащихся.

Система профессиональной ориентации включает: профессиональное просвещение (получение учащимся информации о себе самом, о мире профессий и специальностей, о путях их получения, особенностями трудоустройства, востребованности на рынке труда и т.п.) и консультирование), профессиональную диагностику (выявление профессионально значимых свойств - способностей, интересов, личностных качеств); профессиональное консультирование (учет индивидуально-психологических особенностей школьника, состояния его здоровья, существующих противопоказаний к профессии и т.п.); профессиональный отбор и осуществление профессиональных проб (предоставление ученику возможности выбора в мире профессий, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности); профессиональную адаптацию (процесс вхождения в профессиональную деятельность, приспособление к условиям труда, трудовому коллективу и т.п.).

Все предметы учебного плана средней общеобразовательной школы обладают профориентационным потенциалом. В ходе их изучения при условии применения педагогами развивающих личностно ориентированных образовательных технологий развиваются профессионально значимые склонности, способности, интересы учащихся, раскрываются политехнические основы выбора и получения профессии.

Средствами профессиональной ориентации школьников выступают изучение научных основ производства и формирование практических умений и навыков на уроках и факультативах естественно-математического цикла. Наибольшими возможностями для практической подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение, в ходе которого учащиеся получают информацию и овладевают первоначальными трудовыми операциями по разным профессиям и специальностям.

Логическим продолжениям профориентационных возможностей учебного процесса является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Наиболее распространенными ее формами являются кружки (предметные, межпредметные, тематические, теоретического или прикладного направления, художественного или технического творчества), научно-технические клубы, малые академии, ученические конструкторские бюро и др. Как эффективные формы профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя смотры талантов, конкурсы профессионального мастерства и творчества, олимпиады, турниры смекалистых, выставки технического творчества или результатов трудового обучения. Профессиональному самоопределению учащихся содействует приобщение учащихся к традициям трудовых и творческих коллективов через совместные производственные дела, субботники, экскурсии, спортивные соревнования, туристические подходы и т.п.

В учреждениях образования оформляются уголки профориентации. В них подобраны разнообразные материалы, плакаты, альбомы, подготовлены монтажи, мультимедийные презентации профориентационного характера. Организуются выставки лучших работ участников конкурса о любимой профессии, «Все о профессиях»; оформляются стенды «Куда пойти учиться» или «Куда пойти работать»; вывешиваются рекомендательные списки литературы и т.д.

Важное направление профориентационной работы школы – координация деятельности и взаимодействие с центрами занятости и профориентации, с шефствующими предприятиями, внешкольными учреждениями, общественностью, а также с родителями учащимся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: