Проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.




В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы. Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуется в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку включает:

1.Земельный налог

2.Арендную плату за землю

3. Рыночную ценю земли

4. Залоговую цену земли

5. Плату за право аренды

6. Штрафные платежи за экологический ущерб

Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев, землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. Плата за землю является особым видом издержек, связанных с получением дохода в виде ренты.

Рента - устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской деятельностью. Известно несколько видов рент, в том, числе государственная и банковская, связанных с займами, которым выплачиваются рентные доходы в виде процента. Различают несколько видов рент. Рассмотрим некоторые из них{10}.

1. Дифференциальная рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли{10}.

2. Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества, местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, т.к. их издержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно выше складывающегося общественно нормального уровня издержек{10}.

Дифференциальная рента является важным аспектом экономического регулирования, представляющая собой часть прибавочной стоимости, которая присваивается землевладельцами по причине их монопольного права на землю как на объект хозяйствования. Экономической причиной её образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Он создается благодаря более высокой производительности труда работников с/х и дополнительно вложенному капиталу на относительно лучших и средних по плодородию и местоположению земельных участках.

Монополия на землю как объект хозяйствования обусловливает ценообразования на с/х продукцию в условиях ограниченности площадей лучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении в использовании худших их них. Для обеспечения возможности хозяйствования землепользователь должен иметь индивидуальную цену производства, складывающиеся на индивидуальных издержек и средней прибыли. Поэтому землепользователь- арендатор худших земель- претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство на лучших и средних земельных участках- на получение добавочной стоимости сверх средней.

Наряду с проблемами разграничения государственной собственности на землю и приватизации земельных участков присутствует проблема определения разумности и достаточности нахождения в государственной собственности земель, необходимых органам государственной власти и органам местного самоуправления для исполнения ими своих публичных полномочий. Все государственные муниципальные земли могут быть поделены на 3 группы:

1. Земли, используемые непосредственно для исполнения властных полномочий и для обеспечения их исполнения.

2. Земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые могут как оставаться у публичного собственника, так и быть приватизированы, но исключительно на конкурсах при соблюдении специальных условий(сохранении профиля деятельности объекта и т.д.).

3. Остальные государственные или муниципальные земли, представляющие собой исключительно коммерческую ценность и подлежащие обязательной приватизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: