Развивающая программа
«Могу горы свернуть»
I Пояснительная записка:
1. Психологический анамнез:
Испытуемая заявляет о себе, что испытывает страх перед сдачей очередной сессии. По итогам первичной диагностики у испытуемой выявлены:высокий уровень тревожности; заниженный уровень притязаний; боязнь попасть в ситуацию неудач; избегание стрессонеустойчивых ситуаций;
2. Психологический диагноз: страх испытуемой перед сдачей сессии может быть обусловлен реактивной тревожностью в момент сложной ситуации, которая вероятно обуславливает заниженный уровень притязаний; боязнью попасть в ситуацию неудач, связанную со сменой обстановки и повышением риска стрессонеустойчивой ситуации в которой регуляционные возможности ослабевают и клиент впадает в панику.
3. Психологический прогноз:
Если данная проблема усугубится, то вероятно повысится тревожность, которая может перерасти в невроз, возникновение депрессивных состояний, социальную пассивность и как следствие могут испытываться трудности в профессиональной жизни клиента.
Назначение программы
Данная программа направлена на решение проблемы снижения уровня тревожности и формирования уверенного поведения.
Актуальность программы
Проблема тревожности является достаточно распространённой и опасной. Особенно актуальной и востребованной оказывается работа со студентами, т.к. им предстоит будущая профессиональная деятельность и на данном этапе важно обеспечение снижения тревожности для последующего успешного взаимодействия в рабочем коллективе. Для испытуемой коррекционно-развивающая работа по снижению уровня тревожности показана в виду наличия высоких показателей относительно тревожности, что сказывается на её «новых» контактах с людьми затрудняя позитивную самопризентацию и самовосприятие.
Методологические и теоретические основания программы
· Психосексуальная теория З. Фрейда
Фрейд охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.
· Психосоциальная теория Э. Эриксона Задача на этапе юности состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они дети, студенты, певцы, и т.д.) и объединить, включить эти многочисленные образы себя в свою самотождественность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон обращает пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а на конфликт внутри самого Я – то есть на конфликт самотождественности и ролевого смешения».
· Теория базальной тревоги К. Хорни: «Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной которых являются родители, не могут существовать сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях человека с другими людьми как в настоящем, так и в будущем.
Принципы отбора и содержания программы
· Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
· Единства коррекции и диагностики
· Приоритетности коррекции каузального типа;
· Принципом учёта возрастно – психологических и индивидуальных особенностей клиента;
· Принцип «сверху вниз»;
· Деятельностный принцип коррекции
8. Адресат: К.Р.А. – 20 лет, ж, 3 курс.
9. Цель программы – создание условий для формирования навыков уверенного поведения.
10. Задачи программы:
1. Содействовать осознанию клиентом собственных возможностей и личностного потенциала.
2. Создать условия для свободного и искреннего выражения своих эмоций в любой жизненной ситуации.
3. Способствовать формированию чувства свободы в выражении собственных жизненных позиций.
11. Тип программы – индивидуальная развивающая программа, авторская составлена студентом 5 курса ФП Дворник Александром.
12. Форма реализации программы - индивидуальная
13. Вид программы по времени реализации – краткосрочная, включающая 14 занятий,
14. Временные рамки продолжительности занятий – Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю в течении 2 месяцев. Предусмотрены занятия по 1 часу и по 2 часа.
Место данной программы в воспитательно-образовательном процессе.
Программа «Могу горы свернуть» реализуется в контексте воспитательно-образовательного процесса КФ НГПУ, т.к. содействует в решении задач, связанных с развитием самостоятельности и конкурентоспособности студентов вуза.
Связь данной программы с другими программами
Данная программа находится во взаимодействии с учебными программами по специальности педагог – психолог с такими как: тренинг общения, тренинг личностного роста, учебными дисциплинами предполагающими осознание своих проблем: психологическое консультирование, психотерапия и.т.д.
Ожидаемые результаты
· Сформированность целостного образа «Я»
· Гармонизация психоэмоционального состояния;
· Сформированные навыки уверенного поведения в любой ситуации.