Реализация уполномочивающих норм




 

Указанные нормы не предписывают участникам общественной жизни каких-либо определенных действий или воздержания от совершения антиобщественных действий. Их назначение- в дозволении совершить определенные поступки.

Реализация уполномочивающих норм на первом уровне налицо тогда, когда люди совершают поступки, не выходя за пределы дозволенного. Многие из этих норм на первом уровне реализуются через правовые отношения. Осуществление субъективных прав, предусмотренных данными нормами, зависит от выполнения определенных действий со стороны обязанных лиц. Причем реализация таких прав предполагает проявление инициативы со стороны управомоченных субъектов. Обязанная же сторона в указанном случае должна выполнить предусмотренные нормой права требования, хотя и не обязана проявлять инициативы в исполнении своих обязанностей. Так, ст. 31 КЗоТ предоставляет рабочим и служащим право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две недели. Реализация этого права зависит от совершения определенных действий администрацией, выступающей в качестве обязанной стороны.

Некоторые уполномочивающие нормы на первом уровне реализуются вне правовых отношений, например, осуществление ряда конституционных прав и свобод (свобода слова, свобода собраний и митингов и т, д.), абсолютных прав. На втором уровне уполномочивающие нормы «срабатывают» в случае злоупотребления предоставленным правом, а также если возникает препятствие для осуществления права.

Реализация правовых норм на первом уровне (нормальная реализация) проходит и через правовые отношения, и помимо них. Что касается реализации норм на втором уровне, то она всегда связана с правоотношениями. В силу этого следует указать, на обоснованность высказанного в литературе мнения, что всем правовым нормам потенциально могут соответствовать правоотношения как специфически юридическая форма осуществления нормативных предписаний государства.22 «Норма права» и «правоотношение» - соотносимые юридические категории, отражающие первичный и вторичный уровни правовой жизни. Правовые нормы относятся к таким социальным нормам, требования которых строго регламентированы, это разновидность социально-гетерономных, институциональных норм. Они устанавливаются субъектами, обладающими правотворческими полномочиями. Проводят нормы права в жизнь также специальные учреждения. Институциональные нормы выделены в особую форму «бытия» в общественной жизни, они существуют как бы самостоятельно от массового поведения. Функции регуляции отделены от практики исполнения нормы, отнесены к особой сфере деятельности специальных учреждений и лиц.

Выводы по главе:

В развитом классовом обществе правовую действительность нельзя представить вне правовых норм. Вместе с тем вне реализации в общественных отношениях нормы лишаются значимости и ценности. Не случайно поэтому, что связь норм права и правоотношений фиксируется парными категориями диалектики: возможности и действительности, абстрактного и конкретного, содержания и формы. Однако справедливо мнение, что акцент следует делать на противоположности понятий внутри данной пары, суть которого в противоположении правовой формы реального общественного отношения ее идеально-нормативному образу, установленному государством. Будучи тесно связанными, нормы права, и правоотношения не лежат в одной плоскости. Они находятся на разных уровнях.

 


3. Реализация норм финансового права

право норма административный финансовый

Нормы финансового права, так же как и нормы какой-либо отрасли права, представляют собой правило общего характера, определенный масштаб должного или надлежащего поведения, установленный государством и охраняемый специальными государственными способами. Указанные нормы выполняют функцию регулятора общественных отношений. Финансово-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе планового формирования, распределения и использования государством (органами местного самоуправления) публичных денежных средств, необходимых государству для осуществления своих задач и функций. Большинство ученых в области финансового права отмечают, что нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме. Ни одна из финансово-правовых норм не действует изолированно, без взаимодействия с остальными или с группой других норм финансового права. Указанные нормы находятся во взаимодействии и взаимосвязи и образуют единую отрасль, а именно финансовое право.

Общеизвестно, что проблема реализации норм права, и финансового в частности, является далеко не новой. Однако комплексный анализ и изучение норм финансового (налогового) права и их реализация (правоприменение) были разработаны совсем недавно. Однако, невзирая на данный аспект, широкий круг вопросов в данной сфере остается нерешенным.

Анализируя вопросы реализации норм финансового права, специалисты прежде всего, сталкиваются с проблематикой реализации норм права вообще. На современном этапе существует большое количество учебной, научной монографической литературы, которая посвящена анализу данного вопроса. Общеизвестно, что нормы права требуют своего воплощения в жизнь, своей реализации, чтобы не стать мертвыми, формально определенными правилами.

Осуществление права - это способ его бытия, существования, действия, выполнения им своей главной социальной функции. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества.

По характеру правореализующих действий традиционно выделяют следующие формы реализации норм права:

а) соблюдение запретов (предусматривает пассивное поведение субъектов, воздержание от запрещенных действий);

б) исполнение обязанностей (активное поведение субъектов по исполнению юридических обязанностей позитивного содержания);

в) использование субъективного права.

Иногда некоторые ученые выделяют 4-ю стадию - применение права как активно-властная деятельность компетентных органов (иногда физических лиц) по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

В современной юридической литературе выделяют:

) с точки зрения уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений: реализацию общих установлений, содержащихся в преамбуле законов, статьях и т.д.; реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм;

) по субъекту реализации права: индивидуальную и коллективную;

) по характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы: соблюдение, исполнение, использование и применение права

Также ряд специалистов выделяет несколько способов осуществления права, а именно: выполнение правовых запретов, использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей, применение норм права, предполагающее властное вмешательство государства в процесс реализации юридических установлений.

Реализацией правовых норм являются специфические для права способы его осуществления, основными формами которых являются использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм.

Есть две формы, а именно: использование права и исполнение обязанности, которые представляют собой реализацию правоотношений.

Они выделяют только три формы реализации права, а именно: исполнение, использование, соблюдение. Правоприменение является отдельной категорией, занимающей особенное место. Применение, по мнению автора, не является стадией реализации. Оно характеризует не итог, а процесс реализации, участие в этом процессе компетентных органов, его обеспечение и юридическую корректировку путем индивидуальной государственно-властной деятельности этих органов.

Необходимо отметить, что реализация финансово-правовых норм осуществляется государством в целом, уполномоченными на то государственными и местными органами и гражданами. Реализация норм финансового права осуществляется с помощью ряда разных способов, а именно:

) юридических фактов;

) актов применения норм финансового права;

) разъяснений и толкований финансово-правовых норм и т.д. Для государства целью реализации финансово-правовой нормы является его интерес в сфере фискального насыщения, планомерного распределения, эффективного использования публичных денежных фондов, регулирования экономических процессов.

В теории права традиционно сложилось мнение о том, что реализация норм права возможна исключительно через правоотношения или вне правоотношений.

Необходимо отметить, что нормы финансового права направлены на регулирование фактических общественных отношений, однако данный процесс они осуществляют через финансовые правоотношения, которые играют роль промежуточного звена между финансово-правовой нормой и общественными отношениями, выделенными в качестве объекта правового воздействия. Финансово-правовая норма не только закрепляет определенные интересы участников отношений и отображает компромиссы в их столкновении, но и объективно предусматривает меры по их реализации.

В реализации конкретной нормы финансового права можно определить субъектов правоотношения, объект правоотношения, комплекс взаимных прав и обязанностей, ответственность определенных субъектов.

Реализация норм финансового права может осуществляться в 4-х формах, а именно: соблюдение, исполнение, использование и применение. Рассмотрим важнейшие их особенности.

. Соблюдением финансово-правовых норм права является ненарушение установленных запретов. Иными словами, соблюдение выступает в качестве такой формы реализации финансово-правовых норм, при которой субъекты финансового права воздерживаются от запрещенных финансовым правом действий. Как правило, соблюдением реализуются запрещающие нормы. Например, действующее финансовое законодательство России содержит норму о том, что субъектам запрещено осуществлять валютные операции без приобретения лицензий

. Исполнением финансово-правовых норм является активное соблюдение предписаний указанных норм. Как правило, исполнением реализуются обязывающие нормы. В финансовом праве большинство норм являются обязывающими, так как присутствует заинтересованность государства в финансовом обеспечении своей деятельности. Сущность исполнения состоит в сознательном и активном соблюдении финансовых предписаний.

Реализация данной нормы состоит в активных и целенаправленных действиях обязанного субъекта, который в установленные сроки должен обратиться в налоговые органы с заявлением о постановке на учет. Бездеятельность налогоплательщика квалифицируется как правонарушение. Таким образом, под исполнением и соблюдением норм финансового права можно понимать подчинение поведения субъекта права обращенным к нему финансово-правовым требованиям.

Это или действия субъектов права по осуществлению обращенных к ним обязывающих, уполномочивающих финансово-правовых норм, или воздержание от действий, запрещенных нормами финансового права.

. Использование норм финансового права реализуется по усмотрению субъекта в осуществлении предписаний финансово-правовых норм. Использование означает осуществление субъектами финансового права предоставленных им субъективных прав в виде разрешений, правомочий.

. Применение норм финансового права заключается в широком комплексе властных действий органов финансовой деятельности в установленном законом порядке. Одной из основных форм реализации права является правоприменение. Правоприменение осуществляется компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и выражается в виде специального решения, которое устанавливает на основании финансово-правовых норм права и обязанности участников конкретного финансового правоотношения.

Выводы по главе:

Необходимо указать, что действия, направленные на исполнение норм финансового права, по своему конкретному содержанию довольно разные, так как существует определенное отличие конкретного содержания норм финансового права. Причем некоторые из этих действий имеют юридический характер, а другие не имеют такого качества. Как правило, исполнение обязывающих и уполномочивающих норм связано с необходимостью осуществления юридических действий. Например, исполнение нормы, обязывающей своевременно и в полном объеме уплатить налоги, предусматривает осуществление юридических действий (предоставление документов по налоговому учету и налоговой отчетности).

 


4. Реализация административных норм права

 

Реализация административных норм права - это практическое претворение правил поведения в обычную жизнь в целях упорядочивания общественных отношений. По аналогии с иными отраслями права, основными способами реализации правовых норм, выступают: использование, исполнение, соблюдение и применение.

Возможный метод реализации предопределен самой правовой нормой, вернее, ее содержанием. Например, правовая норма может содержать предписание, формировать запрет или предоставлять возможность для реализации прав субъектам.

Исполнение представляет собой точено следование участниками административных отношений предписаниям и требованиям, а также указаниям, которые закреплены отраслевыми нормами. Исполнение возлагает на субъектов - должностных лиц их активные действия, ведь пассивные действия могут рассматриваться как неисполнение требований право нормы и в этой связи возможно наказание. Соблюдение как метод реализации отраслевых норм по своему содержанию, близко к исполнению.

При соблюдении участник административно-правовых отношений обязан не совершать неправомерные действия. Здесь имеет место пассивное поведение, ведь участник не совершает неправомерных действий и воздерживается от их совершения. Использование играет роль ненасильственного совершения субъектами административного права действий правомерного характера. Данные действия направлены на осуществление субъективных прав граждан.

Реализация административных норм может характеризоваться как решение субъекта права в самостоятельном порядке относительно возможностей, которые предоставлены правом.

Выводы по главе:

Использование любой нормы права может быть как активным, так и пассивным. Специфической особенностью административно-правовых норм является тот факт, что при помощи использования возможностей, которые в них заложены, участники реализуют не только свои правомочия в данной отрасли права, но и в иных отраслях законодательства. Применение - это наиболее характерный для отраслевой нормы вид реализации административных предписаний. Применение имеет в виду издание уполномоченными органами и их работниками юридических фактов, основанных на процессуальных и материальных нормах.


Заключение

 

Реализация норм права всегда проходит в рамках охранительных правоотношений, которые связаны с осуществлением правового принуждения.

Реализация средств правового принуждения в рамках охранительного правоотношения обусловлена рядом важных факторов. Основание возникновения охранительного правоотношения - несоблюдение диспозиции правовой нормы. Так, совершение преступления есть юридический факт для возникновения уголовно-правового отношения. С этого момента начинается осуществление нормы на втором уровне. Но возникновение охранительного правоотношения - лишь начало осуществления нормы на втором уровне.

Правоприменительная деятельность, связанная с осуществлением государственного принуждения, сложна. Она облекается в определенные процессуальные правовые отношения. Здесь складывается такая ситуация, когда над нормами материального права и соответствующими им правоотношениями как бы надстраиваются нормы процессуального права и процессуальные правоотношения. Охранительные правоотношения выступают в качестве необходимой формы реализации правовых норм на втором уровне.

Реализация правовых норм как явление правовой действительности имеет свои содержание и форму, которые должны определяться через соответствующие философские категории. Характерно, однако, что в юридической литературе категория «форма» применительно к процессу реализации права употребляется, вне связи с категорией «содержание». Между тем форма приобретает категориальный смысл лишь тогда, когда берется «в паре» с содержанием.

С возникновением правоотношения связано начало реализации нормы - это лишь стадия; этап осуществления права. Процесс реализации правовых норм, как правило, завершается реальным осуществлением правоотношения. Отсюда следует, что нормы права и правоотношения реализуются одновременно.

Правоотношение - важный правовой рычаг перевода нормативных предписаний в конкретное поведение людей, опосредующее звено между нормой права и ее осуществлением в реальных действиях конкретных организаций и лиц. Диспозиции названных норм устанавливают всеобщие юридические обязанности либо такие права, для осуществления которых не требуется положительных действий со стороны конкретного состава обязанных лиц. Другая форма реализации правовых норм на первом уровне - правоотношение. Правоотношения выступают в качестве необходимого момента содержания нормальной реализации для ряда обязывающих и управомочивающих норм. Диспозиции этих норм предусматривают такие права и обязанности, осуществить которые можно лишь при непосредственном взаимодействии различных субъектов права. Поэтому вне правоотношений требования, установленные данными нормами, на уровне их реализации воплощены быть не могут.


Список литературы

 

1. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. Изд-е 2-е. М.: Проспект, 2009. 576 с.

2. Деревнин А.А. Проблема содержания и формы права // Академический юридический журнал. 2013. № 1. 12-19с.

3. Ершов В.В. Судебное правоприменение (теоретические и практические проблемы). М. Гардарики. 2011.- 255с.

4. Завадская ЛН. Теоретические вопросы применения права // Теория права: новые идеи. М. Инфра. 2011.- 362с.

5. Карташов В.Н. Применение права. Ярославль. 2012. 287с.

6. Княгинин К.Н. Охранительные правоприменительные акты. Вопросы теории. Екатеринбург. 2011.- 396с.

7. Керимов Д.А. Законодательная техника. М.Инфра, 2008. 254с

8. Лучин В.О. Реализация конституционных норм: общее и особенное. // Конституционная реформа - актуальные проблемы. М. Специальная литература. 2012.-№ 24-31с.

9. Малаков П.К. Проблемы реализации права. Иркутск. 2008.- 301с.

10.Масленников Л.Я. Проблемы применения российского права: Сборник научных трудов // КГАУ 2012. 201с.

11.Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2006. 832 с.

12.Прозоров Б.Ф. Аналогия в арбитражной практике. // Законность в хозяйственной деятельности. М.Инфра. 2012. №8. 35-42с.

13.Пугинский Б.И. О норме права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2013. № 5. С. 23-28.

14.Петражицкий Л.И. Теория права и государства. СПб., 2012. С. 476;

15.Проблемы теории государства и права. Реализация норм права. / Под ред. М.Н. Марченко. М.Специальная литература, 2009. 425с.

16.Решетов K.С. Реализация норм права. Системный анализ. Казань. 2009. - 410с

17.Стоякин Н.Г. Основания юридической квалификации правонарушения // Правоведение, 2013. №1. 12-16с.

18.Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия М. Специальная литература. 2012. - 406с.

19.Теория государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004. 800 с.

20.Финансовое право: учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.:ТК «Велби»; Проспект, 2013. 536 с.

21.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М. Гардарики, 2009. 389с.

22.Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Изд-во lЛГУ им. А.А. Жданова, 2006. 285 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: