Приоритеты развития туризма в Республике Беларусь в XXI в.




Определение приоритетов развития туризма являлось одной из задач разработки Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2001 --2005 гг., одобренной Советом Министров Республики Беларусь (Постановление от 29.12.2000, № 2026), для которой и были подготовлены приведенные в настоящей публикации предложения автора.

Специфика условий Беларуси заключается в расположении страны на пересечении трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров "Запад -- Восток" и "Север -- Юг" и наличии при этом богатого природного потенциала для развития туризма (обширные хорошо сохранившиеся лесные, лесо-озерные, лесо-речные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели, охотничьи и рыболовные угодья, живописные ландшафты, благоприятные для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных туристских походов, отдыха и оздоровления в экологически чистой природной среде).

С учетом этих особенностей приоритетными направлениями развития туризма в Республике Беларусь в XXI в. следует считать: транзитный и трансграничный, экологический, агротуризм, оздоровительный, спортивный, а также деловой туризм.

Развитие транзитного туризма, обеспечивающего обслуживание пересекающих территорию Беларуси туристов, пассажиров и водителей транспортных средств, обусловлено прохождением через ее территорию мощных транспортных коридоров, связывающих страны Западной и Центральной Европы с Россией, а также Скандинавские страны с южными регионами Европы и Азией. Величина пассажиропотока, пересекающего Беларусь по магистрали Брест -- Минск -- Смоленск, составляет около 5,5 млн. человек в год на автомобильном транспорте и около 4,5 млн. человек на железнодорожном транспорте, т.е. суммарно около 10 млн. человек в год. Как свидетельствуют результаты транспортных обследований БелНИИПградостроитель-ства. туризм и отдых являются целью поездок 6,6 % пассажиров, пересекающих белорусско-польскую границу, в гости едут 8,7 % пассажиров, деловые поездки составляют 23,7 % пассажиропотока. Учитывая, что не только туристско-рекреационные, но и гостевые, а частично и служебные поездки совмещаются с возможностью увидеть достопримечательности, посетить памятники истории и культуры, приобрести сувениры, попробовать блюда национальной кухни, только в зоне влияния трансъевропейского коммуникационного коридора Париж -- Берлин -- Варшава -- Минск -- Москва количество потенциальных туристов может составить 1,5--2,5 млн. человек в год.

Из-за неразвитости материальной базы туризма, отсутствия подготовленных для туристско-экскурсионного показа объектов, информационного вакуума упущенная прибыль составляет ежегодно десятки миллионов долларов.

Для развития транзитного туризма предлагается:

-- создание культурно-туристских зон в больших и средних городах с ценным историко-культурным наследием, расположенных вдоль основных транспортных коридоров, пересекающих территорию страны, выполняющих функцию транспортных узлов -- в Минске, Гродно, Бресте, Витебске, Могилеве, Гомеле, Бобруйске, Лиде, Полоцке;

-- создание туристских центров в зоне одночасовой транспортной доступности вдоль основных транспортных коридоров, прежде всего, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием -- Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин и др.;

-- развитие придорожной сети объектов туристского обслуживания с размещением в местах с благоприятными природно-ландшафтными условиями гостиниц, позволяющих организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близ расположенных туристских достопримечательностей;

-- создание справочно-информационной и маркетинговой службы, направленной на вовлечение транзитных пассажиров в систему туризма Беларуси.

Развитие приграничного туризма обусловлено соседством Беларуси с государствами с относительно развитой системой туризма -- Польшей, Литвой, Россией. Посещение приграничных районов как жителями соседних государств, так и иностранными туристами, приехавшими в эти страны, является существенным резервом увеличения туристского потока в Беларусь. Уже сегодня приграничные районы с Польшей, Литвой, где находятся места, связанные с жизнью и творчеством А. Мицкевича, М. Огинского, Э.Ожешко, дворцы и замки богатейших магнатов Речи Посполитой, привлекают большое количество туристов из этих стран.

Для развития приграничного туризма предлагается:

-- организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;

-- согласованное и взаимоувязанное размещение и развитие центров, трасс и инфраструктуры туризма по обе стороны границы;

-- организация крупных международных мероприятий в приграничных регионах для привлечения туристов из соседнего государства (фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и др.);

-- увеличение количества пограничных переходов, упрощение процедур получения визы, прохождения паспортного и таможенного контроля для туристов.

Развитие экологического туризма, связанного с посещением туристами уголков нетронутой природы, имеет большие перспективы в Беларуси, где природные территории составляют около половины площади страны. Экологический туризм или как его еще называют "туризм с мягким прикосновением к природе”, обеспечивает минимальное воздействие человека на природную среду. Развитие экологического туризма направлено на ознакомление туристов с природными ценностями, их экологическое воспитание и образование. В качестве опорных центров развития экологического туризма принята сеть существующих национальных парков, имеющих научные подразделения природоохранного профиля, -- "Беловежская пуща", "Припятский", "Браславские озера", "Нарочанский", а также Берозипский биосферный заповедник.

Перспективными направлениями развития экологического туризма в Беларуси являются:

-- организация экообразовательных туров для школьников и студентов в соответствии с учебными программами;

-- фотоохота на редких животных и птиц, находящихся в естественных условиях;

-- организация туристских походов в нетронутые уголки природы с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре;

-- туры по болотам, которыми богата Беларусь, знакомство с их флорой и фауной;

-- туры по озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных лодках;

-- туры по лесным экосистемам с посещением -- Беловежской, Налибокской и Ружанской пущ, включая конные и велосипедные маршруты.

Развитие агротуризма, связанного с посещением туристами сельской местности для отдыха и оздоровления в экологически чистых сельских районах, также перспективно для Беларуси. Предпосылками для развития этого вида туризма служат, с одной стороны, растущая популярность отдыха в сельской обстановке для горожан, с другой -- большое количество пустующих домов в сельской местности.

Для развития агротуризма предлагается:

-- создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;

-- организация "сельских" туров с проживанием и питанием туристов в деревенском доме, знакомством с традиционным сельским бытом, ремеслами;

-- сдача в наем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых природных районах.

Развитие оздоровительного туризма направлено на оздоровление и отдых туристов с использованием природных лечебных ресурсов. В Беларуси более чем в 200 пунктов зафиксированы источники минеральных вод, которые отличаются большим разнообразием типов, имеются богатые запасы торфов, торфогрязей, сапропелей, обладающих лечебными свойствами.

Организация посещения туристами местностей с природными лечебными ресурсами предусматривается на первом этапе с использованием ресурсов и инфраструктуры действующих белорусских курортов -- "Нарочь", "Ждановичи", "Новоельня", "Ушачи".

Для развития иностранного туризма на этих курортах предлагается реконструкция части существующих спальных корпусов санаторных учреждений с организацией в них номеров "люкс", соответствующих международным стандартам; создание службы дополнительного медицинского и бытового обслуживания.

В перспективе предусматривается расширение географии предлагаемых иностранным туристам курортов -- "Летцы", "Озеро Белое" и других.

Развитие спортивного туризма связано с организацией спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных) и других спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками, а также с посещением крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями.

В Беларуси перспективно развитие обоих направлений спортивного туризма, как для жителей страны, так и для иностранцев.

Развитие делового туризма, ориентированного на обслуживание специалистов, бизнесменов, приезжающих в страну с деловыми целями, является одним из активно развивающихся и наиболее выгодных видов туризма. Его ежегодные темпы роста в мире составляют 8 %, расходы иностранных туристов в Москве при среднем пребывании 3,5 дня составляют около 1000 дол. США на одного человека. Кроме доходов от туризма, деловой туризм способствует развитию экономических связей Беларуси с другими странами.

Основными направлениями развития делового туризма в Беларуси являются:

конгрессный туризм -- проведение международных конгрессов, конференций, симпозиумов; организация международных торговых выставок, ярмарок; проведение международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных предприятий.

Для развития делового туризма предлагается:

-- реконструкция существующих и строительство новых современных гостиниц, в первую очередь класса 4--5*;

-- изменение соотношения цена--качество в туристском сервисе в сторону уменьшения стоимостной составляющей и повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг;

-- создание системы обеспечения безопасности туристов;

-- создание сети компаний по прокату автомобилей по разумным ценам;

-- упрощение процедуры получения виз и снижение их стоимости;

-- создание координационного центра, обеспечивающего взаимоувязку и составление календаря крупных международных мероприятий, их широкую рекламу и продвижение на мировом рынке услуг.

В целом, оптимистически оценивая перспективы развития туризма в Беларуси, следует отметить, что от сегодняшнего состояния до эффективного использования имеющегося туристского потенциала следует пройти большой путь. К сожалению, не разработан механизм реализации мер по созданию центров и зон туризма, туристских трасс с развитой системой приема и обслуживания туристов; современных информационных систем, связанных с мировыми туристскими информационными системами; рекламной поддержки; законодательного и организационного обеспечения развития туристской отрасли.

Регулирование туризма

Государственная политика в сфере туризма это, прежде всего, туристская политика государства, совокупность мер и мероприятий юридического, политического, экономического, социального и другого характера с целью создания условий для развития туризма, регулирования и координации его деятельности. Туристская политика государства рассматривается на международном и национальном уровнях. Государственная политика на международном уровне -- это, прежде всего, сотрудничество, членство нашей страны в туристских организациях международного уровня. На национальном уровне туристская политика формируется государственным или общественным органом, ответственным за состояние и развитие отрасли в целом, -- национальной туристской администрацией. В большинстве стран, добившихся значительных успехов в развитии туризма, существуют самостоятельные министерства туризма (Франция, Греция, Мексика, Египет и др.) или другие министерства, в которых туризм представлен как составная часть их деятельности (Польша, Кипр, Испания, Италия, Австрия и др.). В сфере разработки и реализации туристской политики НТА взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти на центральном и местном уровнях, с научно-исследовательскими организациями, туристскими ассоциациями и другими общественными организациями. В Республике Беларусь органом, ответственным за развитие туристской отрасли, является Министерство спорта и туризма, созданное в 1996 г. Регулирование и координация деятельности туристских предприятий осуществляется управлением туризма данного министерства, управлениями по физической культуре, спорту и туризму в областных, Минском городском исполкомах и другими местными органами власти.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельностью являются: обеспечение прав граждан в сфере туризма; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности туристов; повышение экономической эффективности отрасли; создание новых рабочих мест; развитие международных контактов;

рациональное использование природного и культурно-исторического наследия; охрана окружающей среды.

Среди множества существующих способов государственного регулирования туризма следует выделить, прежде всего, такие, как: создание нормативно-правовой базы туризма; лицензирование и стандартизация отрасли, сертификация туристского продукта; защита прав туристов и поддержка национальных туроператоров и турагентов; содействие разработке и продвижению национального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках; участие в процессе подготовки и переподготовки кадров для этой сферы; содействие развитию рыночных исследований в области туризма; бюджетное, кредитное, инвестиционное, налоговое и таможенное регулирование.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2000 г. при Совете Министров Республики Беларусь создан Межведомственный экспортно-координационный совет по туризму. Совет формируется из представителей министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, туристских организаций. Межведомственный экспортно-координационный совет по туризму создан с целью "совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, туристских предприятий и организаций Республики Беларусь по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в республике, повышения его экономической эффективности, формирования здоровой конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристских услуг, а также для выработки рекомендаций по: проведению государственной политики в области туризма и развитию конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов, мероприятий; реализации международных программ и соглашений по вопросам поддержки и развития туризма; соблюдению интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма и потребителей туристского продукта и услуг".

Вопрос о состоянии, проблемах и путях развития туристской отрасли в Республике Беларусь подымался также на одноименном семинаре-совещании в июле 2000 г. (организован МСиТ совместно с НТК "Белинтурист"), Заместитель министра спорта и туризма Ч.К. Шульга в своем докладе дал реальную оценку ситуации, в которой находится туристский бизнес сегодня. На семинаре были освещены вопросы, затрагивающие самые разные отрасли туризма: гостиничный бизнес, экскурсионно-методическая работа, въездной и внутренний туризм, налогообложение и многое другое. На совещании обсуждался проект концепции Национальной программы развития туристской отрасли на ближайшие пять лет.

Цель программы развития туризма в Республике Беларусь -- формирование и развитие в Республике Беларусь современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных туристов в туристских услугах, а с другой -- значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока валютных средств, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Заключение

Таким образом, международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Но подлинный расцвет международного туризма связан с образованием ООН и ее органа Юнеско, который в 50-е годы разработал программу развития туризма -- ЭКОСОС, способствующую превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль экономики. Туризм даже получил название "феномена" XX в.

Что касается Республики Беларусь, то современное состояние сферы туризма в здесь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств.

В целом, оптимистически оценивая перспективы развития туризма в Беларуси, следует отметить, что от сегодняшнего состояния до эффективного использования имеющегося туристского потенциала следует пройти большой путь.

Литература

1. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Одобрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2000г. №2028.

2. Проблемы развития туризма. Материалы Международной научно-практической конференции. Мн. 1999.

3. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М. 2002 под ред. В.А. Квартальнова.

4. История туризма. Мн. 1999 под ред. Г.Ф. Шаповала.

5. Международный туризм. Е.А. Окладникова. Ст-П. 2002.

6. Международная научно-практическая конференция. Мн. 11-13 апреля 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: