Материал лекции к семинару




Методические рекомендации

1.При подготовке первого вопроса, уясните, что представляет собой существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь между предметами и явлениями существующего мира. Обратите внимание на классификацию законов развития мира по сфере своего действия, на наличие в законах динамических и статистических закономерностей.

2.При подготовке второго вопроса, уясните, что «ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала. Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и дает ответ на вопрос о механизме развития. Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – выражает направленность развития. Согласно этому закону, развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов. Обратите внимание на то, что три закона составляют основную часть диалектики, однако полностью ее содержания не исчерпывают. Диалектическая теория развития содержит учение о методе и особой диалектической логике. Три закона диалектики составляют так называемую объективную диалектику, а учение о методе и логика – субъективную. Далее перейдите к изложению регулятивной роли диалектики в общественной жизни, научном творчестве и других сферах бытия.

Материал лекции к семинару

1. Понятие и место закона в философии и системе диалектики. Классификация законов.

Понимание того, что всё в мире движется издавна вызывало у мыслящего человека вопросы: как возникает движение? Вечно оно или вызвано первотолчком? В какой форме происходит развитие? Имеет ли оно определенную направленность или же сталкивающиеся друг с другом предметы в процессе движения препятствуют тому, чтобы развитие имело какое-то определенное направление?

Если присмотреться к развитию мира, можно заметить, что в процессе движения существует известная упорядоченность. Упорядоченно движутся звезды. Времена года следуют друг за другом в определенном порядке. Развитие растений и животных тоже имеет определенную последовательность. Между вещами и явлениями имеют место определенные взаимосвязи, отмеченные признаком повторяемости. Такого рода взаимосвязи называются законами.

Закон – это существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь между предметами и явлениями существующего мира.

По сфере своего действия законы развития мира делятся на частные, общие и всеобщие.

Частные законы – это законы, выражающие связи и отношения, характерные для определенного круга однотипных явлений, их изучают конкретные науки. Это законы, которые исследуют такие науки, как физика, химия, биология…

Общие законы – законы, действующие в определенной форме движения материи (для природы в целом – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения).

Всеобщие законы – это законы, которые действуют во всём материальном мире. Это законы диалектики. Эти законы носят объективный и всеобщий характер. В диалектике наличествуют три закона: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Исследовать развитие – это значит дать ответ на три главных вопроса: как, почему и в каком направлении осуществляется процесс развития. Ответы на эти вопросы нашли своё отражение в форме трёх основных законов диалектики.

В законах мы можем выделить динамические и статистические закономерности.

Статистические закономерности - это объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе статистических закономерностей имеют точно определенный, однозначный характер.

Динамические закономерности - форма проявления взаимосвязи и явлений, при которой данное состояние системы определяет всё её последующее состояние не однозначно, а лишь с определённой вероятностью, которая является объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменений. Необходимость, появляющаяся в динамических закономерностях, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей.

Универсальными способностями человеческого познания и деятельности являются законы диалектики.

Особенности законов диалектики. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Законы диалектики раскрывают содержание принципа развития. Каждый из них описывает один из аспектов, или одну из сторон, единого процесса развития материи. Законы диалектики обладают высшей степенью общности: они проявляются в природе, обществе и в процессе познания.

Закон единства и борьбы противоположностей. Еще Гераклит пришел к выводу, что движущей силой любого изменения является взаимодействие, борьба противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, источник движения и развития, глубже которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов. Великий немецкий диалектик Г.В.Ф. Гегель называл данную закономерность несколько иначе — законом противоречия. «Противоречие, — писал Гегель в „Науке логики“, —... есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». «Противоречие не следует считать просто какой-то аномалией, встречающейся лишь кое-где: оно есть... принцип всякого самодвижения». «Движение есть само существующее противоречие». Таким образом, с точки зрения Гегеля противоречие носит всеобщий и универсальный характер. Рассмотрим подробнее, что оно собой представляет.

Науке давно известно, что все отношения вещей могут быть сведены к различиям и сходствам. Сходство, или тождество, — это совпадение свойств и черт вещей, которое всегда оказывается частичным: абсолютно одинаковых вещей не бывает. Понятие различия выражает неодинаковые, несовпадающие свойства и черты вещей. Можно легко привести примеры предметов, которые различаются, не похожи друг на друга. Но среди множества таких «неинтересных», тривиальных различий между вещами существует особый класс различий, всегда интересующий философию и частные науки, — противоположности.

Противоположности — это вещи и явления, которые и отличаются друг от друга (не совпадают друг с другом), и в то же время находятся в глубокой внутренней связи, то есть образуют единство. Так, раб и рабовладелец — противоположности: это представители разных общественных классов, но они взаимосвязаны, так как не могут существовать друг без друга (не может быть общества, где есть рабы, но нет рабовладельцев, и наоборот). Производство и потребление — тоже противоположности: с одной стороны, они различаются, с другой — взаимосвязаны и образуют единство. Не может быть общества, которое только потребляет, ничего не производя, или только производит, ничего не потребляя. Противоположностями в природе являются хищные и травоядные животные, реакции окисления и восстановления, положительный и отрицательный полюса магнита и т. п. Противоположности также можно определить как различные противостоящие друг другу стороны, свойства, тенденции изменения целостного материального или духовного образования.

Противоречием называют отношение между противоположностями. Противоречие — это взаимосвязь противоположностей в составе целого, в котором они взаимопредполагают и взаимоотрицают друг друга, находясь в состоянии единства и борьбы.

Смысл этого определения можно проиллюстрировать простым примером. Что значит утверждение: между классами рабов и рабовладельцев существует противоречие? Это значит, что отношение между данными социальными группами имеет следующие черты. Во-первых, классы рабов и рабовладельцев взаимопредполагают друг друга: если существует один из них, то обязательно существует и другой. Во-вторых, они взаимоисключают друг друга: раб — не рабовладелец, а рабовладелец — не раб. В-третьих, эти социальные группы находятся в состоянии единства и борьбы (в науках об обществе она называется классовой борьбой). Наконец, в-четвертых, отношения между сторонами противоречия не симметричны: рабовладелец владеет собственностью и занимает в обществе господствующее положение, раб ничем не владеет и занимает подчиненное положение. Таким образом, в зрелом противоречии стороны взаимопредполагают (1) и взаимоотрицают (2) друг друга, находятся в единстве и борьбе (3) и являются несимметричными (4). Эти четыре аспекта можно проследить на других примерах: противоречия между хищником и травоядным, производством и потреблением, умственным и физическим трудом, рабочим и капиталистом и т. п.

Формы противоречий бесконечно многообразны, как многообразна вся окружающая действительность. Каждая основная форма материи обладает своим специфическим набором противоречий. В физической форме материи противоречия связаны с проявлениями масс-энергетических свойств вещества и поля — это противоречия между притяжением и отталкиванием, положительными и отрицательными зарядами, действием и противодействием. Физические процессы намного проще биологических и социальных. Даже термин «борьба противоположностей» применяется к ним несколько условно. Ясно, что, например, положительно заряженный протон и отрицательно заряженный электрон взаимодействуют, но не «борются» в таком же буквальном смысле слова, как животное или человек. Основное противоречие химической формы материи — это противоречие между ассоциацией и диссоциацией атомов, то есть между тенденцией к усложнению молекул и тенденцией к их упрощению, распаду на более простые элементы. Основное противоречие живой материи — между стремлением организмов к самосохранению и ограниченными возможностями реализации этого стремления. В результате развертывания этого противоречия возникают межвидовая и внутривидовая борьба, совершается долгая эволюция жизни от одноклеточных до высших обезьян. Способ существования социальной формы материи — воспроизводство самой себя на основе преобразования окружающей среды. Поэтому основным противоречием общества является противоречие между уровнем производства материальных благ и потребностями человека (которые развиваются и никогда не могут быть удовлетворены полностью). Это фундаментальное противоречие порождает противоречия между классами (то есть группами людей, имеющими разные возможности в удовлетворении потребностей). Возникают классовая борьба и разнообразные социальные конфликты, требующие разрешения. Всеми процессами развития реального мира управляют противоречия. Разрешение одних противоречий закономерно порождает другие, стимулирующие процессы развития на новом уровне. Любой достаточно длительный процесс развития сопровождается формированием целой цепи противоречий, которые возникают, развертываются и разрешаются, порождая новые противоречия. Это нетрудно проследить на примере смены общественно-экономических формаций и в более мелких, локальных процессах.

Кроме перечисленных исторических типов противоречий (в физической, химической, биологической и социальной формах материи) существует ряд всеобщих форм, или типов, противоречий. Они встречаются в любых областях действительности. Это противоречия внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонические и неантагонические.

Внутренние противоречия — это противоречия в сущности любой вещи или системы, ее противоречия с самой собой. Возникновение противоречий вещи с самой собой, ее самопротиворечивость — важнейшая черта процесса развития. Одно из главных проявлений процесса развития — возникновение в вещах и материальных системах свойств и тенденций, которые отрицают саму эту вещь, вступают с ней в противоречие и вызывают ее переход в новое состояние. Так, в рамках первобытно-общинного строя возникают отрицающие и разрушающие его тенденции формирования классового общества. Они приводят к формированию рабовладельческой формации. Феодализм сам вызывает к жизни тенденции, которые противоречат его природе и порождают капитализм. Противоречивые тенденции развития классического капитализма (индустриального общества) приводят к возникновению постиндустриального и социалистического общества, а в будущем — какой-то новой, еще неизвестной формации. Внешние противоречия — это противоречия между вещами и системами. Оба этих типа противоречий выступают как источник развития, однако ведущую роль играют внутренние противоречия. По мере развития материи, роста относительной самостоятельности и активности материальных образований ведущая роль внутренних противоречий усиливается. Так, в обществе внутренние противоречия играют явно большую роль, чем внутренние противоречия в живой природе. В отличие от животных и растений общество существует и развивается не путем приспособления к среде, а путем ее преобразования в соответствии с потребностями человека.

Основные противоречия — это противоречия, определяющие развитие предмета в целом, от начала до конца его существования. Так, основные противоречия общественно-экономической формации связаны со способом производства и отношениями между основными классами, а многочисленные противоречия другой природы (внутри семьи, между церковью и светской системой образования, между художественными стилями в искусстве и т. п.) относятся к неосновным. Главные противоречия играют решающую роль на некотором ограниченном этапе развития, например противоречия между воюющими государствами.

Антагонистические и неантагонистические противоречия различаются по остроте, средствам разрешения и результатам. Антагонистические противоречия отличаются наибольшей остротой и несовместимостью сторон. Они разрешаются путем исчезновения одной или обеих из входящих в них противоположностей. Различение антагонистических и неантагонистических противоречий приобретает смысл в применении к живой природе и обществу. Так, антагонистическими являются отношения между хищниками и их жертвами. Антагонизм существует в обществе в отношении между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Возникновение антагонистических противоречий в обществе связано с двумя условиями — частной собственностью (которая не всегда вызывает антагонизм) и эксплуатацией. Одной из главных целей общественного развития является преодоление социального антагонизма.

Существование противоречий в природе и обществе не вызывало сомнений у ведущих ученых последних веков. Противоречия притяжения и отталкивания изучали классическая механика и астрономия, противоречия между живыми организмами — эволюционная теория Дарвина, между общественными классами — историческая наука (О. Тьерри, Л.-А. Тьер) и марксизм. В то же время предпринимались попытки рассматривать противоречия с позиций субъективного идеализма. Субъективно-идеалистическая интерпретация противоречий состоит в том, что их объявляют не свойством реальных вещей, а продуктом человеческого познания. В начале ХХ века эту точку зрения обосновывал российский философ Я. А. Берман (1868 — 1933), который в работе «Диалектика в свете современной теории познания» (1908) писал: «Мы должны бороться с противоречием, устранять его, а не мириться с ним, не возводить его в принцип». «Противоречие, таким образом, становится постоянным спутником развития нашей мысли, но совсем не в том смысле, что противоречие присуще самим вещам и что оно неразрешимо, а, напротив, в том смысле, что вследствие некоторых недостатков нашего мыслительного аппарата всегда возможны ошибочные наблюдения и ошибочные выводы, которые, приходя в столкновение с правильными идеями, вызывают у нас чувство противоречия». Так же скептически относится к учению о противоречии известный аргентинский физик и философ Марио Бунге (род. 1919). Однако большинство современных ученых уверены, что изучаемые их науками противоречия — не просто «чувства», возникающие из-за ошибок в мышлении, а выражение свойств реальных предметов и процессов, происходящих в обществе и природе.

В человеческом познании, конечно, тоже возникают противоречия. Их природа может быть разной. Противоречия в мышлении можно разделить, по крайней мере, на три группы. Первая группа — это формально-логические противоречия, являющиеся результатом ошибок в рассуждении. Создатель формальной логики Аристотель справедливо считал, что правильное мышление не должно содержать таких противоречий. Их запрещает один из законов логики — закон противоречия (никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным). Вторая группа — противоречия, возникающие в процессе познания и отражающие некий промежуточный этап развития научных теорий. Они возникают с неизбежностью и разрешаются в результате создания новой, более точной научной концепции. Этот тип противоречий мышления называют антиномиями. Они свидетельствуют о неточности, неполноте научного знания и сигнализируют ученым о необходимости поиска объяснения непонятных явлений. Такие антиномичные ситуации возникли, например, в физике во время кризиса конца ХIХ — начала ХХ веков. С одной стороны, материя считалась веществом, обладающим неизменной массой. С другой стороны, вещество, как оказалось, может «исчезать» в результате радиоактивного распада, а масса возрастает при увеличении скорости. Эту антиномию преодолела теория относительности А. Эйнштейна, давшая объяснение этих физических процессов. Такой же антиномичной была (и отчасти до сих пор остается) теория света: в одних случаях он ведет себя как волна, в других — как корпускулы (поток частиц). В физике эту ситуацию называют корпускулярно-волновым дуализмом. Разрешение антиномий происходит в результате развития научных знаний. Наконец, третья группа противоречий в человеческом мышлении и познании — это выражение реальных противоречий материального мира. Мы уже приводили примеры противоречий, возникающих в природных и социальных процессах. Ясно, что наше мышление не может разрешить их посредством каких-то логических ухищрений: их развертывание происходит в объективной действительности по законам, которые не зависят от сознания человека.

Практическая деятельность людей (например, в технике, экономике или в политике) реально влияет на возникновение и разрешение противоречий общества. Так, социальная революция всегда разрешает ряд острых противоречий и в то же время создает новые. Политики могут идти на сознательное сглаживание или обострение противоречий, если это способствует достижению поставленных ими целей. Жесткие тоталитарные и диктаторские режимы часто используют надежный политический маневр: для ослабления противоречий внутри страны они развязывают войну с другим государством. Появление внешней угрозы приводит к сплочению народа вокруг руководства, и внутренние противоречия отходят на второй план, как бы консервируются. Похожий прием еще в ХI веке применил римский папа Урбан II: начав крестовые походы на Ближний Восток, он сумел снять социальную напряженность, достигавшую в Европе угрожающего уровня.

Закономерно, что взгляды научных школ, политических движений и отдельных ученых на противоречия общества сильно зависят от их идеологической ориентации. Так, с точки зрения революционной идеологии — прежде всего марксизма — история человечества после первобытно-общинного строя есть история борьбы классов. Ее главная движущая сила — противоречия. Более консервативное направление общественной мысли, выраженное, например, в позитивизме и неопозитивизме, рассматривает противоречия как деструктивную силу, препятствующую социальному прогрессу. В ХIХ веке эти представления были выражены в так называемой теории равновесия. Один из ее создателей, классик позитивизма Герберт Спенсер использовал для описания общества понятие равновесия, заимствованное из механики. В начале ХХ века в качестве эталона равновесной системы стали рассматривать живой организм, в котором равновесие обеспечивается сложными процессами внутренней регуляции. Существует равновесие внутри организма, равновесие организма со средой и т. п. Общество рассматривается как система, тоже постоянно стремящаяся к равновесию как своему основному и естественному состоянию. С этим связано и представление о несущественности для общества такого явления, как классовая борьба. Действительно, состояния равновесия и устойчивости закономерно возникают в природных и социальных системах. Однако главное возражение на теорию равновесия состоит в том, что в реальном процессе развития столь же закономерно возникают неустойчивые, неравновесные состояния и противоречия. Развитие потому и возможно, что в результате возникновения и развертывания противоречий состояние покоя, устойчивости, равновесия постоянно и неизбежно нарушается.

Подводя итог, можно так сформулировать основное содержание закона единства и борьбы противоположностей. Всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, включающие в себя противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимообусловленности и взаимоотрицания. Борьба противоположностей создает внутренний импульс к развитию, ведет к развертыванию противоречий, разрешающихся в процессе исчезновения старого и возникновения нового.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Данный закон формулируется с помощью пяти философских категорий: качество, количество, мера, свойство, скачок.

Категории количества и качества были описаны уже в философии Аристотеля. Качество — это внутренняя специфическая определенность вещи, делающая ее тем, что она есть. Изменение качества делает данную вещь другой вещью. Так, в результате химической реакции возникает качественно новое вещество, в результате селекции — качественно новый сорт растений, в процессе развития материального производства — качественно новые хозяйственные системы (например, после натурального хозяйства — товарное). Таким образом, в понятии качества выражается разделенность всего сущего на отграниченные друг от друга, относительно самостоятельные и устойчивые виды, формы или способы бытия. Понятие качества, даже если рассматривать его само по себе, отдельно от количества, является довольно сложным и многогранным. В процессе развития происходит усложнение, накопление новых качеств. Так, человек — это и физическое тело, и химическое вещество, и живой организм. Однако главное, основное качество, характеризующее человека, — его социальная природа. Человек — социальное существо. Это его качество является итоговым, основным, определяющим. Так же обстоит дело и с качествами других, более простых материальных образований. Обычно говорят, что вещь имеет одно основное качество и ряд качеств неосновных, второстепенных. Некоторые философы выражают эту мысль иначе: вещь имеет только одно качество, в которое в подчиненном виде включены различные черты, аспекты, стороны (то, что в другой терминологии называется неосновными качествами).

Важнейшая черта диалектики — признание того, что в процессе развития время от времени возникает качественно новое, несводимое к ранее существовавшей реальности (как, например, химические явления нельзя свести к физическим, а социальные процессы — к биологическим). Метафизика, наоборот, не признает качественной несводимости высшего к низшему. История науки показывает, что мысленно, теоретически предсказать новое качество, которое еще не появилось в объективном мире, вообще невозможно. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих этот вывод. Химик может сколь угодно тщательно изучать свойства кислорода и водорода, но на основе этих исследований он не сможет предсказать свойств их простейшего соединения — воды. Чтобы узнать качественные характеристики воды, надо сначала реально получить ее. Когда Д. И. Менделеев якобы предсказал качественные характеристики еще не открытых элементов, он на самом деле опирался на периодический закон, на знания о предшествующих и последующих элементах периодической системы. «Новое» качество на самом деле уже было в основном изучено раньше (на примере сходных веществ). Но Д.И. Менделеев не смог предсказать явления, которые по своему качеству действительно были совершенно новыми, например радиоактивный распад тяжелых элементов. Такие же пределы ограничивают и развитие наук об обществе — мысленно, теоретически синтезировать новое качество не удается, оно сначала должно возникнуть в объективном мире. В этом отношении материя обладает гораздо большим творческим потенциалом, чем человеческое познание — материальный мир создает качественно новые явления, а сознание способно только осмысливать то, что уже возникло. Поэтому лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алферов подчеркивает: развитие науки трудно планировать, так как крупные научные открытия непредсказуемы. Никто не предсказал изобретение лазера или полупроводников, пока в реальных физических экспериментах не были обнаружены качественно новые физические явления. За несколько лет до создания атомной бомбы физики считали ее принципиально невозможной, так как были уверены, что нельзя выделить в чистом виде необходимый для ядерной реакции обогащенный уран.

В истории общества многократно повторялись ситуации, когда не удавалось вовремя предсказать и оценить качественные изменения в технике, экономике, политике и т. п. Так, в принятую в 1961 году. Программу КПСС по указанию Н. С. Хрущева были включены контрольные цифры, показывающие, сколько в 1980 году должно быть произведено стали, электроэнергии и т. п. для создания материально-технической базы коммунизма. Научных методов планирования конкретных производственных показателей на 20 лет вперед не существует до сих пор (слишком много появляется непредсказуемых, качественно новых факторов). Поэтому одни из этих контрольных цифр оказались завышенными, другие — заниженными. Но главное в другом. За 20 лет ситуация в мировой экономике изменилась качественно, и показатели, считавшиеся важными в 1961 году, к 1980 году превратились в не очень существенные. В 80-е — 90-е годы уровень развития производства определялся уже не тоннами выплавленной стали и количеством кирпичей, а внедрением высоких технологий — уровнем компьютеризации, разработкой программных продуктов, применением лазеров, порошковой металлургией, гибким эффективным менеджментом и т. п.

Н.С. Хрущев был не первым и не последним политическим деятелем, совершавшим такого рода просчеты. Чтобы эффективно действовать в своей профессиональной сфере, любой политик, экономист, менеджер, инженер или ученый должен осознавать: общество не будет долго оставаться одним и тем же. В нем постоянно возникают качественно новые явления и ситуации, которые невозможно заранее предсказать, «вывести» из каких-то универсальных законов. Новые явления в сфере своей профессиональной деятельности надо уметь вовремя отслеживать, давать им оценку, вырабатывать стратегию действий в качественно новых ситуациях. Такие разные политики и менеджеры, как, например, Генри Форд, В. И. Ленин, Махатма Ганди или Билл Гейтс, имеют по меньшей мере одну общую черту — это способность намного быстрее других увидеть качественное изменение ситуации в политике или экономике и быстрее всех начать действовать адекватно этим новым условиям. Человек в принципе не может теоретически предвидеть все, что произойдет, но может стремиться быстро и точно распознавать качественные сдвиги, происходящие в объективной реальности (природе и обществе).

Способность человека создавать в процессе трудовой деятельности качественно новые предметы приводит к появлению у понятия качества некоторого добавочного смысла, заметного, когда это понятие применяют к продуктам труда. Если говорят о товарах низкого или высокого качества, имеют в виду не тот тривиальный факт, что все вещи обладают качественной определенностью. Качество есть у любого предмета — не «высокое» или «низкое», а просто качество. Вещь, удовлетворяющая потребность человека, сопоставляется по своему качеству уже не просто с другими вещами, а с этими потребностями. Под высококачественной вещью понимают предмет, который достаточно хорошо удовлетворяет некую потребность, соответствует по своему качеству эталону.

Близкой к понятию «качество» является категория «свойство». Свойство — это выражение качества вещи в ее отношениях с другими вещами, то есть внешнее проявление качества. Так, химические свойства — реакционная способность, валентность, гидрофильность или гидрофобность — это выражение качественной природы химического вещества по отношению к другим химическим веществам. Свойство металлов — проводить электричество. Свойство капитала — стремление к самовозрастанию (капитал есть самовозрастающая стоимость) и т. п. В разных соотношениях вещь проявляет разные свойства, хотя ее качество при этом не меняется. Для выявления свойств вещи человеку приходится вступать с ней в практические, материальные отношения, взаимодействовать с ней посредством орудий труда и приборов. Человек постепенно раскрывает для себя все более сложные свойства вещей и свои собственные свойства, создавая новую технику, с помощью которой он вступает в более глубокие и разнообразные отношения с предметами внешнего мира.

Понятия качества и свойства сами по себе не дают исчерпывающей характеристики предметов. Вещи обладают еще одной характеристикой, образующей диалектическую противоположность качеству — количественной определенностью.

Количество — это внешняя определенность вещи, характеризующая величину, темпы изменения и степень различия свойственных ей качеств. Количественная определенность чаще всего выражается числовыми характеристиками (штуками, метрами, килограммами, вольтами, амперами, километрами в час и другими эталонными величинами для измерения количества).

В обычном повседневном опыте хорошо видно, что любая вещь имеет и количественную, и качественную определенность. Однако только в ХIХ веке Гегель обнаружил, что между качественными и количественными характеристиками предметов существует глубокая закономерная связь. В чем она выражается?

Во-первых, количественные и качественные параметры вещи не существуют в отрыве друг от друга. Любая качественная определенность существует в каком-то ограниченном количестве. Любое количество — это количество каких-то качественно определенных явлений или предметов (не бывает 2 кг «ничего» или 3 штуки «ничего»).

Во-вторых, качественные характеристики вещей можно выразить и сопоставить только с помощью количественных параметров. Можно сравнить количества, если это количества качественно однородных предметов (невозможно, например, сказать, что больше — 2 кг, 3 км или 4 ампера). Как сравнивают по качеству, например, два автомобиля? Это можно сделать только через сопоставление количественных характеристик. Лучшим обычно признается автомобиль, который едет быстрее, служит дольше, стоит дешевле, имеет больший по размеру салон, требует меньше времени на техобслуживание и т. п. Существует, правда, особый класс свойств вещей, которые не поддаются количественной оценке, — это эстетические свойства, например красота. Нелепо спрашивать, во сколько раз автомобиль красивее стола или картина Рафаэля красивее автомобиля — в десять, тысячу или в миллион? Невозможность количественной оценки в этом случае объясняется тем, что красота, строго говоря, не является объективным, натуральным свойством вещи наподобие ее размеров, веса, удельной теплоемкости и т. п. Представление о красоте возникает в результате субъективной оценки людьми объективных качеств и свойств вещей. Поэтому, например, представления о красоте или художественной ценности произведения искусства могут сильно изменяться, хотя сама материальная вещь при этом совершенно не меняется ни качественно, ни количественно. Так, стоимость картины легко может измениться в тысячи раз, если ее создатель станет популярным художником. Объективные качественные характеристики вещи, наоборот, от моды никак не зависят и могут сравниваться с помощью количественных параметров.

В-третьих, взаимосвязь количества и качества выражает особое философское понятие — категорию меры.

Понятие меры (так же, как качество, количество, свойство) не является сугубо научным термином. О существовании меры люди догадывались давно. Отсюда — известные выражения: «знай меру», «все хорошо в меру», «сверх всякой меры» и т. п. Однако философия дает своим понятиям более точные, строгие определения и включает их в научное описание действительности.

Мера — это тот количественный интервал, в рамках которого существует данное качество. Мы обычно не замечаем, что все без исключения окружающие предметы могут сохранять свое качество, только оставаясь в довольно жестких количественных рамках. (Примитивный пример: стол размером с дом или с будильник уже не может выполнять функции настоящего стола и становится качественно другим предметом.) Наука постоянно сталкивается с границами меры. Так, количество особей, входящих в любой биологический вид, ограничено более или менее жесткими рамками. Если животных слишком мало, вид обречен на вымирание. Если их слишком много, вид заселяет огромную территорию и распадается на несколько новых видов. Общество способно в некоторых пределах сознательно изменять те или иные качественные определенности и границы меры. Так, при данной экономической системе количество специалистов той или иной профессии и квалификации находится в рамках некой меры. Для нормального функционирования социального организма требуется вполне определенное количество бухгалтеров, врачей, шоферов, профессоров и т. п. Это количество может регулироваться как рыночными закономерностями спроса и предложения, так и целенаправленными планомерными действиями. Данная регулировка может происходить в интересах тех или иных классов, политических группировок, общественных слоев, профессиональных групп и т. п. Так, в США Американская медицинская ассоциация с начала 30-х годов проводила политику максимального ограничения подготовки медицинских кадров, что позволяло поддерживать цены на медицинские услуги на довольно высоком уровне. В случае перепроизводства врачей ситуация была бы другой, не столь выгодной для медицинских работников.

В-четвертых, взаимосвязь количества и качества описывает понятие диалектического скачка. Скачок — это перерыв постепенности в развитии. Количественные изменения происходят чаще всего плавно, постепенно, а качественные — более резко, скачками. Простейший пример чередования количественных и качественных изменений — смена агрегатных состояний вещества. Так, вода остается жидкостью при разной температуре, изменяясь только количественно. Когда температура достигает критических точек — 0°C или 100°C — плавные количественные изменения температуры сменяются резким качественным скачком, ведущим к смене агрегатного состояния. Аналогичные качественные скачки происходят при химических реакциях, формировании новых биологических видов и т. п.

Более интересны сложные качественные скачки, совершающиеся в обществе. Вся история техники представляет собой чередование постепенных и скачкообразных изменений. Скачками в технике являются крупнейшие изобретения, такие, как паровая машина, железная дорога, радио, двигатель внутреннего сгорания, телевидение, полупроводники и со



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: