Политика Франции в XXI веке




ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ ПГТУ «Политехник»

 

 

РЕФЕРАТ

Основные тенденции развития стран западной Европы во второй половине ХХ в начале ХХI вв.

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

группы ТМ-31

Петров Д.Р.

 

 

Проверил преподаватель:

Панкова.И.С

 

 

 

1. Введение………………………………………………………………...2-3

2. Политика Великобритании……………………………………….…4

3. Политика Франции …………………………………………………5-7

4. Политика Италии…………………………………………………….8-10

5. Политика Германии………………………………………………….11-13

6. Заключение……………………………………………………………14-15

7. Список использованных источников и литературы…………….16

 


Введение

К середине 1970-х годов в большинстве западноевропейских стран деятельность социал-демократических и социалистических правительств всё чаще наталкивалась на труднопреодолимые проблемы. Положение ещё больше осложнилось в результате глубокого кризиса 1974—1975 гг. Он показал, что необходимы серьёзные перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для неё при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало.
В сложившейся ситуации свой ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство, индивидуальную активность хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях (вложении денежных средств) в производство.

В конце 1970 — начале 1980-х годов консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.). В 1980 и 1984 гг. президентом США был избран республиканец Р. Рейган. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Прервалось многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах 1976 г. в Швеции и Дании, 1981 г. — в Норвегии.

Победивших в этот период консервативных деятелей не зря назвали неоконсерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперёд, способны на перемены. Их отличали хорошее понимание ситуации, напористость, политическая гибкость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость, пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и новые лозунги. После победы на выборах 1987 г. М. Тэтчер заявила: «Наша политика заключается в том, чтобы каждый, имеющий доход, стал собственником... Мы строим демократию собственников ».

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись: свёртывание государственного регулирования экономики, курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике неоконсерваторы отвергли принципы равенства, перераспределения прибылей (М. Тэтчер в одном из выступлений даже пообещала «покончить с социализмом в Британии»). Они прибегли к понятию «общество двух третей», в котором считается нормой благополучие или даже «процветание» двух третей населения при том, что оставшаяся треть живёт в условиях бедности. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки.

 

Политика Великобритании

Политический строй Великобритании — конституционная монархия.

Номинальный глава государства, монарх, не участвует в управлении страной. Власть в Соединенном Королевстве принадлежит Парламенту, состоящему из Монарха, Палаты Лордов, а также Палаты Общин, принимающей все решения в стране и контролирующей действия премьер-министра.

Вторая половина XX века

Во второй половине XX столетия Великобритания становится одним из главных игроков на политической арене мира. В 1949 году она вошла в состав НАТО; в 1975 году стала одной из стран-основателей G6 — «большой шестерки» (сегодня это G8), а в 1999 году также и G20 — союза 20 самых экономически развитых государств мира. Большая заслуга в укреплении Великобритании как одной из ведущих держав мира принадлежит М. Тэтчер, стоявшей во главе правительства Великобритании в 1979-1991 годах. Именно она сыграла решающую роль в прекращении Холодной войны, став парламентером между правительством СССР и главами стран НАТО.

XXI век

Внешняя политика Великобритании основана на тесном сотрудничестве с США. Правительство Великобритании поддерживает позицию Соединенных Штатов по всем вопросам международной политики, в том числе и в решении о вводе войск в третьи страны. В 2001 году страна стала одним из инициаторов создания Международных миротворческих сил.

Приоритеты внутренней политики Великобритании на данном этапе — это борьба с нелегальными мигрантами, повышение уровня рождаемости и увеличение доходов населения. Большая часть жителей (около 75%) являются приверженцами христианства, однако в стране постоянно растет и количество граждан, исповедующих ислам — их уже более 3%, 15% считают себя атеистами.

 

Политика Франции в XXI веке

Внутренняя и внешняя политика Франции тесно взаимосвязаны, поэтому определенное влияние на внешнюю политику Франции уже при бывшем президенте Жаке Шираке оказывала складывающаяся в стране внутриполитическая ситуация. Стремясь получить в Национальном собрании подавляющее большинство своих сторонников, Жак Ширак назначил в 1997 г. досрочные парламентские выборы, которые принесли поражение голлистской партии. Большинство голосов было отдано социалистам, сформировавшим правительство. В результате французы получили третий в современной истории пример "сосуществования" президента и правительства, принадлежащих к соперничающим партиям. Это сказалось не только на внутренней, но и на внешней политике Франции, поскольку социалисты активно навязывали Шираку свое видение в этой области.

Превращение Европейского союза в мощное интеграционное объединение, которое могло бы стать одним из полюсов современной международной системы, явилось для Франции важнейшей стратегической задачей в последние десятилетия XX в. Заняв в ЕС лидирующие позиции, она рассчитывает продолжать оказывать таким образом значительное влияние на мировую политику.

Практически на всех этапах расширения Европейского союза Франция неизменно поддерживала этот процесс, считая, что он должен охватить все страны Европы1. Исключением была ее позиция в отношении Великобритании, которая в результате смогла стать членом ЕЭС только в середине 70-х годов, и в отношении Турции, которую Франция, как и другие члены Евросоюза, считала в течение ряда лет не готовой к вступлению в ЕС по причине серьезных нарушений прав человека и слишком большой роли армии в политике этой страны.

Свою позицию относительно расширения Европейского союза на восток Франция аргументировала, с одной стороны, жизненной необходимостью распространения на всю Европу и в первую очередь на Центральную и Восточную Европу зоны экономической и политической стабильности, существующей внутри Союза, а с другой - тем, что нестабильным странам в восточной части континента могут понадобиться чрезвычайные меры помощи, если их вовремя не принять в Европейский союз.

В начале XXI века Франция внесла значительный вклад в формирование благоприятных условий для расширения ЕС. Во второй половине 2000 г, она председательствовала в Европейском совете и подготовила проект договора, подписанного в декабре этого же года на саммите ЕС в Ницце, который положил начало расширению Союза путем вступления в него 10 стран-кандидатов, а также предусмотрел некоторые институциональные реформы2.

Как уже говорилось, Франция принимает активное участие в реформировании ЕС. На саммите Евросоюза в Лакене в декабре 2001 г. было принято решение о создании особого органа - Конвента, который должен был разработать на основе учета различных точек зрения новую институциональную структуру ЕС. Председателем Конвента был назначен бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. В результате полутора лет работы Конвент представил на саммите ЕС в Греции проект конституции Европейского союза, который затем был рассмотрен на сессии Межправительственной конференции в октябре 2003 г.

Франция стала одним из главных инициаторов формирования общеевропейской внешней политики и политики безопасности, прекрасно понимая, что строительство Европейского союза, как одного из мощных полюсов современного мира невозможно, если это объединение не будет иметь единой внешней политики, вырабатываемой соответствующим институциональным органом, и единой политики в области обороны, подкрепленной силой европейской армии. Бывший президент Франции Ж. Ширак неоднократно высказывался в пользу разработки "большой европейской политики"3.

Формирование общей внешней политики и политики безопасности было предусмотрено еще в Маастрихтском и Амстердамском договорах. Проблемы единой политики в области обороны Франция стремилась решить, действуя по нескольким направлениям. НАТО продолжала оставаться для европейцев главным гарантом их безопасности. С приходом к власти президента Ширака Франция предприняла ряд шагов по нормализации отношений с НАТО и возвращению в эту организацию. Французское руководство заявило о своем намерении участвовать в работе по обновлению альянса и решению проблем гармонизации действий ЗЕС и НАТО.

Одновременно с попытками "европеизировать" НАТО французы предприняли попытки активизировать деятельность Западноевропейского союза. Они рассчитывали превратить ЗЕС в военную организацию Евросоюза и обеспечить, насколько это возможно, его автономный от НАТО статус. Однако другие члены ЗЕС, в частности представители Великобритании, прямо заявляли, что это никогда не произойдет. Таким образом, французы вынуждены были констатировать, что "европейцы ни коим образом не готовы ни в политическом, ни в финансовом отношениях сделать необходимые усилия, чтобы создать оборону, способную заменить НАТО"4.

В мае 1996 г. на Берлинской сессии Совета НАТО было принято решение о предоставлении ЗЕС возможности организовывать и выполнять военные операции в Европе, в которых Соединенные Штаты сочли бы для себя нежелательным участвовать. Но и в этих условиях ЗЕС оставался бы в полной зависимости от воли командования НАТО. Определенные надежды связывали французы с активизацией роли ОБСЕ, которая, по словам бывшего министра иностранных дел Ю. Ведрина, должна стать осью всей системы европейской безопасности5. Однако все робкие шаги европейцев в сторону независимости в военной области наталкивались на упорное сопротивление американцев, прочно удерживающих рычаги влияния на Европу через механизмы НАТО.

Именно поэтому французы продолжали выдвигать новые инициативы в области европейской обороны. Вместе с другими членами ЕС они постоянно создавали на многосторонней основе отдельные военные соединения. Это Еврокорпус, Еврофор, Евромарфор, Европейская авиационная группа. В конце 1998 г. на встрече в Сен-Мало Франция и Англия обнародовали совместный проект создания европейских мобильных сил для самостоятельного участия в операциях на Европейском континенте, где не будут задействованы силы НАТО. Французы опять высказались в пользу автономности этих сил от альянса. Однако под давлением США они были вынуждены отказаться от таких планов. Было принято решение о создании Европейских сил быстрого реагирования в составе 60 тыс. человек на базе Еврокорпуса. До недавнего времени вопрос о создании европейских вооруженных сил упирался в отсутствие средств. Но в мае 2003 г. Евросоюзом было заявлено, что 15 стран - членов ЕС инвестируют 20 млрд. евро в оборону Европы

Политика Италии

Общественно-политическая жизнь Италии 80-х гг. характеризовалась сохранением политической нестабильности. В парламенте страны по-прежнему отсутствовало устойчивое большинство, продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственных формирований. Роспуски парламента и внеочередные выборы его нового состава, как и в 70-е гг., проводились досрочно. Отдельные законы оставались на бумаге и не выполнялись. Настроения разочарования и политической апатии, неверие в возможности партий, в том числе, левых, усилилось. Росло число наркоманов и других жертв мафии. Терроризм и коррупция превратились в постоянный фактор политической жизни.

В 1980г. было создано правительство из представителей пяти партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов, либералов и республиканцев. Христианские демократы по-прежнему возглавляли правительства. Вместе с тем внутри ХДП продолжали существовать различные течения. Лидер ХДП Ч. Де Мита предлагал вернуться к линии Альдо Моро и повернуть курс ХДП влево, усилив борьбу с коррупцией. Правое крыло партии в лице А. Фанфани не поддержало это предложение.

В то же время в Итальянской социалистической партии, третьей по значению политической партии страны, произошли перемены: Бенедитто (Беттино) Кракси, ставший политическим секретарём партии в 1976г., взял курс на приход социалистов к власти и поставил перед собой цель стать первым в истории страны премьер-министром социалистом. В своей брошюре «Социалистическое евангелие» Кракси заявил об отсутствии у социалистов перспектив сотрудничества с коммунистами и поддержал тезис о высоком экономическом потенциале частного предпринимательства в условиях политического плюрализма,

В 1983 г. социалисты вышли из правительства, премьер Фанфани, не получив вотума доверия в парламенте, подал в отставку. Президент Пертини распустил парламент и назначил досрочные выборы, в результате которых ХДП потеряла более 5% голосов избирателей, а ИСП улучшила свои позиции. Христианским демократам пришлось уступить место премьер-министра.

С 1983 по 1987 гг. пятипартийное правительство впервые в истории Италии возглавлял социалист, сильный и властный человек, сторонник культа «двойной морали» Б. Кракси. Стратегический курс правительства состоял в том, чтобы выйти из нового циклического кризиса 1980 – 1983гг., используя неолиберальные рыночные методы в интересах неоконсервативных предпринимательских кругов. Большое значение приобрёл вопрос о дальнейшем использовании государственного сектора, в котором сосредоточено более 3\4 добывающей промышленности, добыча чугуна, свыше половины сталелитейной, 70% судостроительной и 2\3 электромеханической промышленности, почти вся инфраструктура страны. Новый подход к госсектору предусматривал частичную приватизацию и ликвидацию убыточных государственных предприятий. В целом консервативный сдвиг вправо первой половины 80-х гг. в Италии происходил в условиях большей, по сравнению с другими странами активности левых сил. Например, в 1980 – 1982 гг. по всей стране бастовали 42 млн. человек, т.е. в два раза больше, чем в США, Великобритании, Франции, ФРГ и Японии вместе взятых. Особый накал приобрело антивоенное движение в связи с размещением американских крылатых ракет на Сицилии. Развернулось движение «зелёных» в защиту окружающей среды. Соперничество между социалистами и христианскими демократами выливалось в частые правительственные кризисы. В то же время консервативный поворот в Италии отличался от других стран меньшими масштабами приватизации сохранением высокого удельного веса и лидирующих позиций госсектора.

В экономическом отношении на рубеже 80-х -90-х годов Италия становится развитой индустриальной державой, занимающей пятое место в капиталистическом мире по производству ВВП. Передовыми отраслями её экономики остаются машиностроение (4-е место в капиталистическом мире по выпуску различных станков) и автомобилестроение (бесспорный лидер – высокотехнологичный концерн ФИАТ). Италия, в экономике которой действует свыше 1200 фирм с участием иностранных инвесторов, сама экспортирует собственные капиталы за рубеж. Важными статьями итальянского экспорта являются сельскохозяйственная техника и химикаты, транспортные средства и промышленное оборудование, мебель и стройматериалы, швейные изделия и обувь, электротехника и медицинская аппаратура, фрукты и вина. Быстрый рост индустрии туризма стимулирует развитие строительства и пищевой промышленности, обеспечивает рост занятости населения в этой перспективной сфере. Доля туризма в ВВП и валютные доходы от туризма имеют устойчивую тенденцию к возрастанию. Италия является традиционным экономическим партнёром России, 3\4 объёма российского импорта в Италию составляют энергоносители – нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь.

Италия в 90-е гг.

Нестабильность и контрастность общественно-политической жизни Италии в 90-е гг. усилилась. Острые политические кризисы заканчивались умеренными компромиссными результатами. Радикализм и непримиримость политического поведения итальянцев контрастировали с терпимостью и консерватизмом их сознания.

Трудные времена настали и для Христианско-демократической партии. Ещё в начале 90-х годов ХДП руководила страной в коалиции с другими партиями, закрывая доступ к власти коммунистам. Эту ситуацию назвали неустойчивым равновесием. Однако на протяжение 90-х гг. ХДП постепенно утратила роль господствующей партии. Общественно-политические события, происходившие в стране, способствовали этому. В начале90-х гг. Италию потрясла новая серия скандалов, в которых оказались замешаны как государственные чиновники, так и ведущие политики.

Другие политические партии страны постигла та же участь – шквал обвинений в финансовой нечистоплотности практически смёл с политической арены республиканцев, либералов и социал-демократов, входивших ранее в состав коалиционных правительств. Политический центр в лице ХДП перестал быть точкой опоры для этих партий при составлении правительственных комбинаций.

 

Политика германии

Внутренняя политика Германии направлена на поддержание правопорядка и обеспечение конституционных прав и свобод. С помощью Федерального конституционного суда решаются споры между федерацией и землями, проверяются партии и политические организации на соответствие Основному закону, обеспечиваются гарантии правового государства и отправления независимого правосудия. Одним из самых значительных достижений современной Германии является формирование в стране гражданского общества, опыт функционирования которого изучается во многих странах мира. Для Германии это достижение особенно важно, так как сравнительно недавно она находилась под властью нацистской диктатуры. Гражданское общество определяется как демократическая форма самоорганизации общества независимо от государства и рынка. Демократическая, поскольку тот, кто не признает основополагающих прав гражданина и человека, не может быть частью гражданского общества. Таким образом, гражданское общество является составляющей частью демократии.

В Германии существует многообразие действующих лиц и организаций, представляющих «не государство и не рынок», а причисляемых к третьему сектору – гражданскому обществу. Это – профсоюзы, церковь, свободные группы избирателей, объединения по защите прав потребителей, а также союз охраны прав квартиросъемщиков, природоохранные группы, организации соседской взаимопомощи, спортивные объединения, добровольные противопожарные службы, женские организации, организации самопомощи для алкоголиков и наркоманов. В этих организациях граждане решают свои конкретные проблемы, тут осуществляется представительство их интересов, многие занимаются общественно значимой работой и тем самым берут на себя ответственность за общее благо.

Важная составная часть внутренней политики в ФРГ – иммиграционная политика. Упор делается на интеграцию живущих в стране иностранцев при ограничении их притока. В 1992 Германия приняла 80% граждан, просивших убежище в странах ЕС (в основном по политическим мотивам). После принятия в 1993 г. нового законодательства, ограничившего право на получение убежища, приток иностранцев в Германию стал уменьшаться.

Объединенная Германия, являясь третьим по экономической мощности государством мира, в начале XXI века стремится играть в современных условиях ведущую роль и на международной политической арене. В настоящее время ФРГ, наряду с Японией, не без оснований претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Свою внешнюю политику ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Германия является одной из ведущих и влиятельных держав Евросоюза. Она занимает 1-е место в Европе по объему промышленного производства и экспорту капитала. Наряду с Францией, Великобританией и Италией она располагает наибольшим количеством голосов для голосования в Совете министров ЕС (по 10 голосов) и наибольшей квотой представительства в Европарламенте (99 мандатов).

В рамках ЕС Германия успешно развивает двусторонние и многосторонние отношения. Например, в последнее время значительно укрепилось сотрудничество Германии с Францией и Великобританией в аэрокосмической промышленности, самолетостроении, в решении экологических проблем. Германия является одним из крупнейших инвесторов для Испании, Португалии, Греции, ряда других стран ЕС.

Основные направления германской внешней политики: дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий; усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности; укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами–соседями ЕС – регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ; обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф.

По решению правительства, которое, несмотря на сопротивление со стороны многочисленных пацифистских организаций, было утверждено парламентом в октябре 2001 г.; около 4 тыс. военнослужащих ФРГ вошли в возглавляемую США антитеррористическую коалицию для ведения и обеспечения боевых действий на территории Афганистана. Конституция ФРГ длительное время запрещала использование вооруженных сил страны в международных конфликтах. Это положение было изменено в 1994 г., когда германские войска с миротворческими целями были посланы в Боснию и Герцеговину.

В первой половине 2007 г. Германия в 12-й раз будет председательствовать в Совете Европейского Союза. Ответы на требования времени, стоящие перед Европейским Союзом, можно найти только вместе. Поэтому председательство Германии в Совете Европейского Союза проходит под девизом «Европа достигнет успеха в единстве». Важной задачей Федерального правительства Германии в рамках председательства в Совете ЕС является продолжение процесса создания Европейской Конституции. Сотрудничество с соседними странами должно быть углублено и расширено, причем большую роль играет сфера энергопользования и надежного энергообеспечения.

 

Заключение

Последнее десятилетие XXв. было наполнено событиями переломного характера. В результате распада СССР и восточного блока коренным образом изменилась ситуация в Европе, мире. Происшедшее в связи с этими переменами объединение Германии (1990) после более чем сорокалетнего существования двух германских государств стало одной из важнейших вех в новейшей истории немецкого народа. Г. Коль, который являлся в этот период канцлером ФРГ, вошёл в историю как «объединитель Германии».

Ощущения торжества идеалов и главенствующей роли западного мира возникали в 1990-е годы у многих лидеров западноевропейских стран. Это, однако, не устраняло собственных, внутренних проблем в названных странах.
Во второй половине 1990-х годов позиции консерваторов в ряде стран ослабли, к власти пришли представители либеральных, социалистических партий. В Великобритании правительство возглавил лидер лейбористов Энтони Блэр (1997—2007). Канцлером ФРГ в 1998 г. был избран социал-демократ Герхард Шрёдер. Однако в 2005 г. его сменила представительница блока ХДС/ХСС Ангела Меркель, первая в истории страны женщина-канцлер. А в Британии в 2010 г. коалиционное правительство сформировали консерваторы. Благодаря такой смене и обновлению власти и политического курса происходит саморегулирование современного европейского общества

В экономической области Западной Европы, борьба ориентированных на левые ценности общественных организаций, при самом активном участии социал-демократических партий, за нормальное воспроизводство рабочей силы, не только предотвратила демографическую катастрофу, нависшую над многими странами на ранней стадии развития капитализма, но и обеспечила резкое повышение качества живого труда, как важнейшего условия быстрого роста общественного производства.

В социальной области было ограничено нетерпимое неравенство между верхами и низами в области потребления, жилищных условий, здравоохранения и образования. И хотя это неравенство в различных формах не только сохраняется, но и в отдельных случаях возрастает, оно, в том, что касается по меньшей мере экономически развитых стран, на протяжении многих десятилетий не угрожает общественным устоям.

Социалдемократические партии сыграли важнейшую роль в преобразовании первоначальной модели урезанной элитарной, цензовой демократии, маскировавшей господство немногих, в современную массовую демократию, основанную на всеобщем, равном и тайном избирательном праве. И при всех недостатках, которые характерны для сложившейся на базе этого права политической системы, она пока что представляет собой наиболее приемлемую из испробованных на практике форм государственного правления.

 

Список литературы

1. Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи либерал-демократии. – М., 1901;Гаджиев К.С. Политическая наука // Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетовДжилас М. Настоящее и будущее социалистической идеи//Рабочий класс и современный мир, 1990.,№ 5;Джилас М. Западноевропейская социал-демократия: поиски обновления. – М., 1989;Сорман Г. Выйти из социализма. – М., 1991;Сорман Г. Либеральное решение. – М., 1992;

2. Струве П.Б. Марксова теория социального развития. – Киев, 1906.

3. Орлов Б.С. Этика как политическая основа философии социал-демократии – М.: ИНИОН РАН, 2001.

4. Франция в поисках новых путей / под ред. Ю.И. Рубинского. - М.: Весь мир, 2007 г.

5. Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. М., МГИМО, 2004 г.

6. Бочкарев Д.А. Роль идеологических и этнополитических факторов в процессе выработки современной внешней политики Франции: Рабочий доклад.Н. Новгород: ИСИ ННГУ, 2003.

7. *Макеева Л.А. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век, часть 3 // Владос. - Москва, 2001 г.

8. *Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭМО. – 1995 г.

9. *Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в 90-х г.г. – Москва, 1997 г.

10. *Страны Южной Европы в современном мире. – Москва, 1989 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: