Тема: Искусство Рима 3-4 в. н.э. Арка Септилия Севера. Термы Каракаллы




История искусств 1 «Г»

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo) в Риме – уникальное художественное произведение, созданное неизвестными мастерами почти два тысячелетия назад, выражающее идею величия человека-воина и человека – творца великого и бессмертного искусства.


Арка Септимия Севера появилась как часть комплекса построек Форума (Forum Romanum) в честь двух событий: во славу 10-летия правления императора Севера и во славу Геты и Каракаллы, сыновей Севера, победивших парфянское войско в ряде битв с 195 по 203 гг.

Поэтому арка на обеих своих сторонах вверху (на аттике) представляет вниманию зрителей выбитый на камне рассказ о славных подвигах и свершениях императора Севера и его сына Каракаллы (во время постройки арки надпись прославляла и Гету, но стремившийся к власти жестокий Каракалла убил брата и повелел стереть имя Геты с арки триумфаторов).

Септимий Север сам указал место для строительства, считавшееся самым почетным в Древнем Риме. Расположение Триумфальной арки в северном секторе Форума символично: рядом находится отмеченный круглой плитой центр Древнего Рима, а сама арка установлена прямо на Священной дороге (Via Sacra) и соединяет два холма – Палатинский (Palatium) и Капитолийский (Monte Capitolino). Рядом слева – развалины трибун, с которых звучали речи прославленных ораторов, помещения для заседания Сената. Кроме увековечения свершений императора, арка выполняла и основные функции: через центральный пролет на Капитолийский холм по крутому склону проезжали конные экипажи, а боковые пролеты служили дорогами для поднимавшихся на холм пешком.

Биография Септимия Севера хорошо изучена. Известно, что он родился на севере Африки, начальное образование получил в семье, затем в Риме. Путь Септимия Севера – пример быстрого карьерного взлета: от солдата-легионера – до сенатора, затем консула, позже – главнокомандующего и до принесшего Риму славу императора. Север увлекался астрономическими наблюдениями и изучением трудов о небесных телах, благодаря чему познакомился с дочерью жреца, служившего могущественному божеству Ваалу, – Юлией Домной, ставшей впоследствии супругой Септимия. Существует предание о том, что жена предсказала Северу славу императора Рима. Судьба Севера, действительно, была счастливой: он проявил себя как дальновидный и мудрый правитель, укреплявший армию, заботившийся о нуждах страны и народа. Еще одна заслуга Севера перед Римом – расширение границ государства благодаря искусной внешней политике.

Севера прославили отважные походы в неизведанные земли. В последнем, имевшем целью покорение Британских земель и ознаменованном блестящими победами над племенами пиктов, император Септимий Север умер от старой болезни, был привезен сыновьями на родину и похоронен с воинскими почестями.

Арка Септимия Севера поражает размерами: возвышается более чем на 20 метров, в ширину составляет немного больше 23 метров и в глубину чуть более 11 метров.

Арка строилась как постоянная, поэтому сразу же выполнялась не из дерева, а из кирпича, блоков и панелей из известкового туфа (травертина). Арка облицована мрамором, все декоративные элементы и колонны также мраморные. Привлекает внимание изысканность и сложность архитектурного решения.

Арка имеет три пролета со сводами в форме полуцилиндров. Центральный пролет выше боковых, что придает массивной постройке гармоничность и завершенность, подчеркивает устремленность элементов ввысь. Внутри опор арки скрываются проходы, образующие своеобразные внутренние пространства, что создает иллюзию легкости и воздушности. К арке ведут ступени со стороны Форума, есть ступени и внутри: они позволяли подняться в помещения внутри верхней части постройки (аттика). Мраморные плиты между арками-пролетами украшены искусными рельефными картинами войны Рима с государством Парфия:

· Эпизоды подготовки к военным действиям и центральные битвы;

· Несколько изображений императора, призывающего легионеров к победе, а затем возглавляющего легендарную армию;

· Римляне, штурмующие крепость Ктесифон на берегу реки Тигр;

· Эпизод осады города Селевкия римским войском и победный марш по его

· Улицам легионов Септимия Севера;

· Сцены капитуляции царя Парфии и отступления вражеской армии.

 

Термы Каракаллы

Древние термы – это римские бани. Построенные по греческим образцам, они довольно быстро завоевали популярность среди римской знати. Сюда можно было прийти не только для того, чтобы помыться или согреться, но и для обсуждения наиболее животрепещущих вопросов общественной жизни. По сути, термы – это ряд помещений, построенных в определенном порядке и имеющих различную температуру.

 

Из раздевалки (аподитерия) посетители попадали в «холодную баню» (фригидарий) – большой зал с холодным бассейном. Далее температура шла по нарастающей, чтобы организм постепенно привыкал к более высоким температурам. После «холодной» бани шла «теплая» (тепидарий) – предварительный этап разогрева, затем «горячая» баня (кальдарий), а самое жаркое место в термах называлось судаторий – воздух мог раскаляться до 85 градусов.

И завершающий этап – это зал омовений, где римляне обливались водой, отдыхали и натирались ароматическими маслами.

Некоторые римские бани в подогреве не нуждались – они строились вблизи горячих природных источников, и в термы подавалась уже теплая, а то и горячая вода, которая менялась в течение дня дважды или трижды.

 

В архитектурном плане Terme di Caracalla были первыми общественными сооружениями, рассчитанными на большое количество посетителей (около 1500 человек). Постройкой подобных сооружений властители планировали завоевать расположение населения.

Начало строительства Terme di Caracalla пришлось на время правления Септимия Севера, а завершено было при его сыне, деспотичном Марке Аврелии Антонине (в народе его прозвали Каракалл). Прозвище свое он получил от слова «caracalla» — туника с капюшоном, какие в ту пору носили галлы. Строительство продолжалось около 11 лет – с 206 по 217 гг. нашей эры. Назывались термы всегда по имени того правителя, при котором строились. Если первоначальная задумка Септимия Севера состояла в том, что это будут просто роскошные термы, то с приходом к власти Каракалла ситуация немного изменилась. Рим начинает ощущать финансовую стесненность из-за многочисленных войн и походов. Даже знатные римляне уже не могли позволить себе роскошные дома с бассейнами, поэтому термы для них были отличным выходом из ситуации. В целях предотвращения массовых беспорядков из-за ситуации в городе римлянам стали все чаще раздавать на улице бесплатный хлеб, устраивать бесплатные зрелища. Именно по этой причине, чтобы склонить римлян на свою сторону, Каракалла повелел немного расширить функционал бань. Просто обычная баня не впечатлила бы избалованную римскую знать – их на то время в Риме функционировало уже порядка 800.

Значит, нужно было построить такую, которая бы в корне отличалась от предыдущих. Теперь в Каракаллах, кроме самих купален, располагались еще залы для занятий спортом (гимнасии), библиотеки, залы для общения и помещения для театральных постановок. Был и свой амфитеатр, где проходили состязания – выступить на его арене считалось весьма престижным, и многие соперничали за честь быть принятым на арене терм. Каракаллы стали первым развлекательным комплексом.

Термы представляли собой огромное здание, обрамленное красивой парковой зоной. Огромный банный комплекс Каракалла занимает территорию более 12 гектаров. Строители подошли к возведению здания весьма своеобразно: часть его они просто решили вырезать в Авентинском холме. Основа стен – бетон и кирпичная кладка, а снаружи стены облицовывались редкими сортами мрамора, украшались орнаментом, мозаикой, расписывались сценами античной жизни. Полы выложены мозаикой, изображающей сцены из римской мифологии, а также сценами борьбы римских гладиаторов.

Сама архитектура здания примечательна: для того, чтобы помещения не выпускали тепло, коридоры и переходы между ними были не прямыми, а слегка изогнутыми. Войдя в огромную арку, которая служила входом в термы, посетитель сразу попадал в большой зал с бассейном. Вдоль стен были расположены маленькие ниши, куда также подавалась вода – прообраз современных ванных комнат. В этих нишах можно было помыться в одиночестве, не присоединяясь к собеседникам в общем бассейне. Кстати, этот зал не имел потолка – римляне верили, что купание в воде под открытым небом – залог здоровья. В вечерние часы здание терм освещалось через отверстие, проделанное в куполе. Термы прекратили работу в 537 году после массового набега на город варваров, которые перекрыли все акведуки и заставили римлян страдать от нехватки воды. Не хватало даже питьевой воды, что уж было говорить о банных удовольствиях. Постройки со временем пришли в упадок и частично разрушились, а неиспользуемая земля стала частью городского кладбища. В XVI веке Рим чуть не лишился такой богатой достопримечательности – в ту пору шло строительство дворца для Папы Римского, и строители хотели позаимствовать материал, оставшийся от терм. Но по мере разбора каменных завалов были найдены предметы искусства и быта эпохи Древнего Рима, после чего разбор был прекращен, а само место объявлено памятником римской культуры. Серьезные археологические изыскания стали проводиться здесь лишь в середине XIX века, а в XX веке обнаружилась еще она находка – обширный митриум, место поклонения древнему божеству Митре – богу солнца, столь почитаемому среди римлян. Все найденные предметы, книги, скульптуры находятся сегодня в Латеранском музее.

Задание: ознакомиться с материалом. Записать ключевые предложения. Этапы работы отправить в ватсап 89122208145 18 мая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: