ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ




 

1. Демографическую политику чаще всего определяют как систему мер, которые осуществляются государством в отношении определенных групп общества с целью регулирования демографических процессов – рождаемости, смертности, миграции.

В январе 2002 года в нашей стране был принят очень важный закон - закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». В этом законе было сформулировано понятие «демографическая безопасность ». «Демографическая безопасность » - это состояние защищенности социально – экономического развития государства и общества от демографических угроз. Демографическая безопасность обеспечивает развитие страны в соответствии с ее национальными демографическими интересами.

Демографическими угрозами являются те явления и тенденции, социально – экономические последствия которых, оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь.

В нашей стране существуют многочисленные демографические угрозы: угроза депопуляции, неблагоприятная возрастная структура населения, связанная, в первую очередь, со старением населения; деградация института семьи (уменьшение числа браков, рост разводов); снижение уровня рождаемости, в результате чего не восполняется численность населения; происходит ухудшение здоровья граждан; идет рост заболеваемости во всех возрастных группах, в особенности мужчин молодого трудоспособного возраста; постоянный рост смертности, снижение продолжительности жизни; продолжается начавшийся в 1972 г. процесс депопуляция сельского населения, отток квалифицированных кадров («утечка умов»), нарастание нелегальной миграции.

С целью преодоления указанных тенденций в республике разработаны концепции демографической безопасности государственной демографической политики, которые определяют приоритетные направления демографической политики на современном этапе и на ближайшую перспективу. Они ставит задачи: стабилизировать рост смертности в ближайшие годы и снизить этот показатель в долгосрочной перспективе; обеспечить дальнейшее снижение детской смертности и приближение ее к уровню, сложившемуся в развитых странах – 4-5‰, (эта задача практически достигнута, так как показатель младенческой смертности составил в 2008 году 4, 1 – один из самых низких уровней среди стран СНГ). Перед демографической политикой стоят и многие другие задачи: увеличить продолжительность жизни до пороговых значений развитых стран – 74-75 лет; удержать начавшийся в последние годы рост рождаемости на уровне 9,2 – 9,3‰, а затем увеличить рождаемость в более отдаленной перспективе до уровня, обеспечивающего простое замещение поколений; усилить социальную защиту семей с детьми, расширить меры государственной помощи неполным семьям, упорядочить миграцию населения.

Серьезного внимания государства требует положение пожилых людей. Доля лиц старше 65 лет составляет в настоящее время в нашей стране 13,5%, что почти в два раза превышает обоснованное демографической наукой пороговое значение в 7%. Старение населения – проблема почти всех развитых стран мира. Сегодня многие из них пересматривают свою политику в этой области, ориентируясь на то, что пожилые люди представляют собой ценный и важный компонент людских ресурсов общества. Необходимы программы по созданию условий, способствующих самостоятельной занятости, позволяющие пожилым людям работать и жить независимо, вести здоровый образ жизни, повысить ее качество.

2. Важнейшей частью современных социальных процессов является существование гендерных проблем. Гендерные проблемы связаны с существованием в большинстве стран мира дискриминации по признаку пола и отсутствием в обществе равных возможностей для мужчин и женщин в реализации своих потребностей и интересов, в самореализации. Гендерные проблемы имеют свои особенности в различных странах. Это связано с особенностями культуры, истории, религии, экономики, традиций и многого другого. Существуют гендерные проблемы и в нашей стране. К таким проблемам, как правило, относят перегруженность женщины домашней работой, ее большую по сравнению с мужчинами занятость воспитанием детей, наличие неравенства в оплате труда, в доступе к тем должностям, которые связаны с властью и управлением.

В нашей стране среди всех работающих доля женщин составляет 53,4%, мужчин – 46,6%. Некоторые отрасли экономики являются по сути дела «женскими». Доля женщин в торговле и общественном питании составляет 73,9%, в учреждениях культуры – 74, 1%, в образовании – 81,2%, в здравоохранении – 85,7%.

Среди рабочих преобладают мужчины, а среди служащих – женщины, но при этом доля руководителей-мужчин среди служащих выше, чем женщин, хотя доля женщин, имеющих высшее образование в нашей стране намного больше, чем мужчин (женщины – 54,6%, мужчины – 37,1%).

Задачей гендерной политики в нашей стране является достижение реального равенства полов, установление гендерного баланса во всех сферах жизни общества. Одним из показателей такого движения является состав белорусского парламента и местных советов. В Национальном собрании Республики Беларусь 31,8% женщин, в местных Советах – 45,7%. По оценкам ученых на постсоветском пространстве Беларусь является лидером по гендерному равенству.

Каждое из направлений современной социальной политики требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств необходимо выделять на ее реализацию. Финансовые проблемы, вызванные мировым кризисом, затруднили реализацию социальных проектов во многих странах. Но наше государство прилагает максимум усилий к тому, чтобы не допустить существенного снижения уровня жизни, роста безработицы, сворачивания социальных программ.

 

3. Главной проблемой демографического развития в настоящее время является начавшаяся с 1993 г. и постоянно набирающая силу популяция населения. За меж переписной период (1989-1999 гг.) численность населения страны сократилась на 107 тыс. чел. и на сентября 2000 г. составила уже менее 10 млн. 9999,6 тыс. чел., что соответствует уровню 1986 г. Этот процесс обусловлен не только превышением числа умерших над родившимися, но и уменьшением миграционного прироста. Основная причина депопуляции связана с низкой рождаемостью, которая уже давно не обеспечивает простого воспроизводства населения. Остановить нынешнюю убыль населения очень сложно, т.к. «нынешнее сокращение вызвано устойчивым изменением в весовом демографическом поведении населения».

Следует отметить, что в последние годы произошло некоторое увеличение коэффициента рождаемости в Беларуси до 9,3-9,4 % (в России 8,6-8,8%о), что связано с улучшением возрастной структуры женщин в детородных возрастах. Однако это не сможет изменить общую тенденцию к увеличению де популяции. Анализ демографического перехода европейских стран к низкой рождаемости показывает, что стремительное ее снижение, происходившее даже без различных кризисных явлений, нигде в мире не сменилось значительным ростом. Ожидать большого роста рождений в Беларуси в ближайшей перспективе также не приходится. С другой стороны, в республике в 1993 г. произошел скачок роста смертей, и уже в 1999 г. приходилось 14,6 смертных случая на 1000 населения против 10,7 в 1990 г. (в России - 13,6 в 1998 г. и 11,2 в 1990 г.). Важно отметить, что в 2000 г. наметилась некоторая тенденция к снижению смертности населения - 13.5 смертных случая на 1000 населения, значительно снизилась младенческая смертность. Однако остроту де популяции данные тенденции пока не снижают. Особую тревогу вызывает высокий уровень смертности населения в трудоспособных возрастах, особенно у мужчин, приближающихся к выходу из трудоспособного возраста (50-59 лет). Указанные обстоятельства привели к сокращению в Беларуси ожидаемой продолжительности жизни, которая в 1999 г. у мужчин составила 62,2 года (самый низкий показатель послевоенного периода), у женщин - 73,9 года (уровень 50-х годов). В России в 1998 г. - соответственно 61,3 и 72,9 лет.

В течение долгого времени естественную убыль населения компенсировал миграционный приток в страну. В последние годы миграционный приток резко снизился. В 1996-2000 гг. сальдо миграции в среднем за год, составляло 12,7 тыс. чел. против 22,2 тыс. чел. в 1991-1995 гг. (см. рис. 1). Беларусь теряет население во внешнем обмене со странами дальнего зарубежья и приобретает лишь с Россией, но, как уже было сказано, во все меньших масштабах. Снижение притока населения происходит из-за сокращения миграционного потенциала русскоязычного населения в большинстве стран СНГ, ослабления стрессовых факторов и некоторого улучшения обстановки в странах СНГ.

 

 

4. Стратегическая цель демографической политики

 

Разработка эффективной демографической политики необходима для снижения негативных явлений в воспроизводстве населения, которые связаны с особенностями прошлых этапов социально-экономического развития Беларуси, и для достижения ее стратегической цели. При этом основной предпосылкой является выход из социально-экономического и в то же время из демографического кризиса с обязательным условием прекращения ухудшения качества населения и его трудового потенциала, поскольку в условиях рынка эта проблема не только сохраняется, но еще больше актуализируется.

Новая парадигма демографического развития связана с переосмыслением мировым сообществом происходящих социально-экономических процессов (исходя из рекомендаций и принципов, принятых международным сообществом.

* формирование предпосылок, способствующих повышению репродуктивных установок женщин;

* создание реальных предпосылок для гармоничного сочетания женщинами материнских функций с профессиональными обязанностями;

в области миграции:

* оптимизация территориальных межгосударственных и внутри республиканских перемещений населения (особенно из села в город и из города в село) с учетом масштабов, интенсивности и направлений перемещений, на основе сочетания государственных и личных интересов граждан;

* повышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции (особенно из села в город и из города в село), рационализация направлений миграционных потоков с учетом интересов социально-экономического развития республики и регионов;

* смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства граждан республики за границей и защита отечественного рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;

* защита прав и интересов мигрантов, в том числе вынужденных переселенцев и беженцев.

В ближайший период необходимо принять Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь» и на его основе разработать Государственную комплексную программу демографической безопасности страны.

Выбор путей преодоления де популяции разнообразен. Можно направить усилия на стимулирование рождаемости либо на охрану и укрепление здоровья и на этой основе снизить смертность. Увеличивать численность населения страны можно также путем соответствующей миграционной политики - стимулируя приток населения в Беларусь. Изучение мирового опыта показало, что возможности социально-экономического воздействия на рождаемость с целью ее повышения очень дороги и при этом малоэффективны, поскольку ограничены вариацией внутри сложившихся норм малодетности. Стимулирование миграционного притока населения в Беларусь увеличит численность населения республики (прибавив множество других проблем), но решит только тактические задачи, так как режим воспроизводства населения при этом значительно не изменится. В сложившихся условиях ключевой, первостепенной мерой, определяющей долговременное развитие страны, должна стать деятельность государства по улучшению здоровья населения. «Резервы здесь поистине огромны и доказаны опытом многих стран, повысить же рождаемость пока не удалось никому», - отмечает известный российский демограф, д.э.н., академик А.Г. Вишневский.

Основные усилия государства, общества и каждого человека в настоящее время в Беларуси должны быть направлены на улучшение здоровья, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения. Сложившееся общественное мнение о том, что демографическая политика, прежде всего, должна быть направлена на повышение рождаемости, при недостаточном внимании к сохранению живущего населения и его здоровью может резко снизить эффективность демографической политики.

 

 

5. Первоочередные меры улучшения здоровья населения

В условиях кризисного состояния здоровья населения, а также кризисных явлений в экономике требуются особые меры. Важно не допустить утраты уже достигнутых в последние годы результатов в улучшении здоровья младенцев и детей младшего возраста, сокращении младенческой смертности, контроле инфекционных заболеваний. Необходимо экстренное решение наиболее острых проблем санитарно-эпидемиологических служб, первичной медико-санитарной и неотложной помощи, а также создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения.

В зонах радиоактивного загрязнения следует обеспечить население экологически чистыми продуктами питания, витаминизированным детским питанием, денежными пособиями; предоставлять бесплатные путевки на отдых в экологически безопасные регионы и другие виды государственной помощи.

Первоочередного решения требуют такие вопросы, как введение льготного налогообложения средств семьи, расходуемых на лечение, и предприятий, которые направляют средства на охрану здоровья работников; разработка концепции системы медицинского страхования населения; разработка программ укрепления репродуктивного здоровья и планирования семьи; возобновление финансирования программ по преодолению и предупреждению медицинских последствий катастрофы на ЧАЭС.

В сфере правового регулирования приоритетными мерами являются: принятие Законов «О запрете курения в общественных местах» и «О государственной поддержке семейного отдыха и оздоровления детей».

В дальнейшем наиболее полно задачам здравоохранения отвечают переход к одной из платных моделей страховой медицины, создание частных медицинских и оздоровительных учреждений, укрепление роли семейного врача. Это позволит повысить ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих детей и расширит способность каждого бороться за его сохранность.

 

Приоритеты в области рождаемости и укрепления семьи

В области стабилизации рождаемости и укрепления семьи особую актуальность приобретают проблемы улучшения здоровья» в частности охрана и улучшение репродуктивного здоровья населения (как женщин, так и мужчин). При этом важным фактором сохранения репродуктивного здоровья, снижения материнской и детской заболеваемости является планирование семьи. До настоящего времени проблемам планирования семьи не уделялось должного внимания. Отсутствие комплексного подхода привело к тому, что основным методом регулирования рождаемости стало искусственное прерывание беременности. В 1999 г., по данным статистики, было произведено 136 тыс. абортов, иными словами, на 100 родов приходилось 144 аборта, тогда как в развитых странах их число колеблется от 10 до 27. Такое большое число абортов свидетельствует о низкой культуре контрацепции и отсутствии широкомасштабного полового просвещения в стране. Для обеспечения стабилизации рождаемости необходимы разработка и осуществление на государственном и региональных уровнях программ охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.

В этот период важно также принять меры в связи с негативными последствиями экономического кризиса для семьи: совершенствовать систему пособий на детей, привязав размер пособия к прожиточному минимуму; стимулировать развитие различных форм добровольного страхования, особенно детей и молодежи; предусмотреть льготное налогообложение финансовых средств, направляемых предприятиями целевым назначением на охрану здоровья работников; усилить просветительскую и образовательную деятельность по распространению знаний в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Резюмируя сказанное, главным национальным приоритетом должно стать здоровье нации. Основные усилия государства, общества и каждого человека необходимо направить на укрепление здоровья и снижение смертности населения - это демографически и социально важно, экономически выгодно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: