Отрицал идею превосходства духовной власти над светской и идею неподчинения духовенства и монашества.
В государстве есть разные«чины», каждый из которых занят полезным для общества делом. Священство — это чин есть в народе, а не иное Го, поэтому оно подчинено Го так же, как и все остальные.
Был сторонником реформы православной церкви - упразднение патриаршества и подчинению православной церкви царю с помощью учреждения Духовной коллегии, а затем Синода.
Происхождение государств. - договорная теории. Прокопович различал:
—> состояние первоначальной природной вольности людей.
—> государственное состояние, которое обеспечивает людям мир и общее благо, люди перешли не без смотрения Божия, заключив соглашение об отказе от всех своих прав в пользу суверена.
Формы правления государства. Считал, что формы правления государства зависят не только от народного соглашения и воли Бога, но и от размера территории Го. Лучшей формой правления Го считал монархию.
Различал два вида монархий:
1. наследственную
2. выборную.
Выборная монархия плоха тем, что во время выборов нового монарха могут возникнуть смуты.
Недостаток наследственной монархии - наследник по закону может оказаться недостойным престола, т.е. «негодным», «неискусным», «ленивым».
Лучшей формой правления - наследственная монархия.
Учение В.Н. Татищева о государстве и праве
Основные работы: «История российская с самых древнейших времен» и др.
Происхождение государства. теория естественного права, Татищев различает естественное состояние как состояние: вольности (когда человек управляется только естественным законом, обходится без власти и законов государства). Воле человека д.б. положена узда неволи для его же пользы. «Узда неволи» м.б. трех видов.
1. По природе — родительская власть, а также монархическая власть, которая аналогична родительской. Монарх подобен господину в своем доме, а государство — это дом монарха, не желающего разорения своему дому.
2. Договорная, т.е. узда, которую индивид сам, для себя выбирает.
3. По принуждению, т.е. когда человека лишают воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство.
Итак, Татищев как историк допускает и договорную теорию происхождения Го, при помощи которой он объясняет возникновение республик, и патриархальную теорию происхождения Го, когда речь заходит о монархии.
Классификация форм правления государства.
1) географический фактор (малые или великие территории);
2) наличие или отсутствие внешней угрозы со стороны соседей.
Формы правления государства:
- демократия – общенародно.
- аристократия – правление избранных.
Татищев считает, что нужно отменить крепостное право.
Татищев различает законы:
1. естественные - едины и всеобщи
2. гражданские (положительные) - основаны “на соображениях политической мудрости”, они различны.
38. Политико-правовые идеи М.В. Ломоносова.
39. Политико-правовые идеи «Наказа» Екатерины II. Теория “просвещенного абсолютизма”
В 1767 г. была созвана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерина II подготовила для этой Комиссии обширный “Наказ.
В “Наказе” содержится ряд положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, власть законов и др.
В самом начале “Наказа” провозглашается - “Россия есть европейская держава”.
Концепция разделения властей озвучена, как разграничение компетенции различных ведомств и государственных органов. Самодержавное правление поддерживает промышленность и торговлю, развивает просвещение.
В окончательном тексте “Наказа” крепостничество берется как факт, не подлежащий критике; рассуждение о невозможности законодательной отмены крепостного права.
В некоторых статьях “Наказа” предлагались отдельные меры по стимулированию труда земледельцев.
В результате обсуждения крестьянского вопроса выявилось, что дворянство в целом болезненно воспринимает любой намек на возможность изменений и реформ, касающихся собственности и власти помещиков над крепостными; поэтому деятельность Уложенной комиссии была прекращена.
Для эпохи и идеологии “просвещенного абсолютизма” характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения.