Итого: максимум 10 баллов.




Модель ответа.

Русские соответствия: голова, корова, берег, голос, молоко.

Слова объединяет то, что в них представлены сочетания гласных с сонорными согласными (сочетания оло, оро, ере).

Молод – млад, порох – прах, город – град.

Критерии оценивания.

За каждое верное русское соответствие – 1 балл.

За верное объяснение – 2 балла.

За каждое болгарское соответствие – 1 балл.

Итого: максимум 10 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 2.

Многие из известных русских фразеологизмов имеют аналоги в других языках. Например, русский фразеологизм быть не на своем месте соответствует английскому фразеологизму, который буквально можно перевести как квадратный колышек в круглом отверстии. Ниже представлены буквальные переводы фразеологизмов английского языка, напишите их русские соответствия.

1. Быть под чьим-либо большим пальцем.

2. Играть осла.

3. Сердце опустилось в ботинки.

4. Верно как то, что яйца – это яйца.

5. Не стоит и боба.

Максимальный балл – 10

Модель ответа.

1. (Быть / находиться) под каблуком (башмаком).

2. Валять дурака (дурочку), валять ваньку.

3. Сердце в пятки уходит (ушло).

4. Как дважды два – четыре, как дважды два, ясно как (божий) день.

5. Гроша (ломаного) / яйца выеденного не стоит.

Критерии оценивания.

За каждое правильное соответствие – 2 балла.

Итого: максимум 10 баллов.

ЗАДАНИЕ 3.

В лингвистике существует такое явление, как энантиосемия (его также называют внутрисловная антонимия, контронимия). В качестве примера подобного явления в русском языке можно привести глагол прослушать, в английском языке – существительное sanction (санкция). Выпишите слова с энантиосемией, объясните значения этих слов.

1. Зажав деньги в кулаке, старик стал обходить базар, чтобы купить пропитание, и вдруг увидел, что продаются Барбины наряды ― платья, туфли и шляпки (Л. Петрушевская) / Мы были свободны здесь, на этой улице. Почему-то милиция обходила её стороной (В. Аксенов).

2. Просмотрел рукопись до конца ― больше имя вождя в ней не упоминалось (Л. Улицкая) / Так он свои принципы тетешил, пользуясь тем, что весёлая Елизавета и матушка Екатерина просмотрели его. Был он ранен на девятом десятке в плечо, но тяжко (Д. Гранин).

3. Город, переживший девятисотдневную блокаду, всё ещё хранил следы немецких артиллерийских снарядов, авиационных бомб, но уже почти полностью залечил свои раны (В. Катаев) / Пальчиков вспомнил, что как раз недавно смотрел телепередачу, в которой рассказывалось, как наши онкологи едва не залечили бедную женщину (А.Н. Бузулукский).

Максимальный балл – 9

Модель ответа.

Обойти – «зайти внутрь, посещая все возможные места» и «ходить вокруг, не заходя внутрь; пройти стороной».

Просмотреть – «внимательно разглядывать» и «не заметить что-либо из-за невнимательности».

Залечить – «вылечить» и «ухудшить состояние из-за лечения».

Критерии оценивания.

За каждый верный пример – 1 балл.

За каждое верное значение – 1 балл.

Итого: максимум 9 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 4.

Прочитайте данные ниже отрывки. Какие слова в них обращают на себя внимание и почему? Как называются такие слова? Покажите, как они были образованы: с помощью чего, каким способом.

1. Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и все время подмигивало (М.Алексеев).

2. Хотелось ударить, уже ощутил ту внезапную железность в мышцах, в кулаке (В. Маканин).

3. Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне (В.Шукшин).

4. И пахнет солнцем, мятой, полынной горькотой… (Т.Кузовлева).

Максимальный балл – 10

Модель ответа.

При чтении данных предложений внимание обращаем на слова веселинка, железность, выплясал, горькотой, которые придуманы авторами.

Такие слова называются окказионализмами (индивидуально-авторским неологизмами).

Веселинка ß веселье/веселый + -инк- (суффиксальный способ).

Железность ß железный + ость (суффиксальный способ).

Выплясал (выплясать) ß вы- + плясать (приставочный способ).

Горькота ß горький + -от- (суффиксальный).

Критерии оценивания.

За правильно выделенные слова и указание на то, что они придуманы, – 1 балл.

За правильный термин – 1 балл.

За каждый верный анализ образования слова – 2 балла.

Итого: максимум 10 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 5.

Вася изучал Национальный корпус русского языка и решил вбить в строку поиска точных форм слово «бай». Определите, в роли какой части речи выступает слово «бай» в предложениях, которые нашел Вася? Объясните значение слова в каждом случае.

1. ― Дедушка, дай я понесу колья, ― сказал я, догнав старика. Он передал мне свой груз и, еле успевая, пошел за мной. - Спасибо тебе, сынок. Раньше тоже были хорошие люди, вот бай Фатхи-агай всегда к празднику выносил мне корки беляша. Ой, хороший человек был [М. И. Саитов. Островки // «Бельские Просторы», 2010].

2. ― Мой ребёночек, бай, бай…

Слышится плач ребёнка: «Уа, уа!..»

― Замолчи, мой хороший, мой милый мальчик.

«Уа!.. уа!.. «[А. П. Чехов. Вишневый сад (1904)]

3. Спасалась перед спектаклем кассетой с медитативной музыкой. Вроде отпустило. Ночью сплю плохо. Вот сейчас похоже, поползу бай. Всем привет! [М. Письма из Санкт-Петербурга подруге в Саратов (2010)].

4. ― Тогда ― пока! ― помахала рукой Танка. ― Я пошла. Бай! ― С Богом, ― улыбнулась Лика подруге [Анатолий Лернер. Преддверие… // «Вестник США», 2003.11.26].

5. ― Уж ты и Сысойка заставь. ― И его заставлю. Только смотри, делай, как я буду велеть. ― Уж не бай! А ты, Терентьич, и ребят туды поставь. ― Ребят нельзя. Работа их легкая [Ф. М. Решетников. Подлиповцы (1864)].

Максимальный балл – 10

Модель ответа.

1) существительное, [тюрк. bai] «господин, мужчина» // «кулак, богач» и подобное;

2) междометие, в колыбельной «спи, засыпай» и подобное;

3) глагол, «спать» и подобное;

4) частица, от англ. bye «пока, до свидания, до встречи» и подобное;

5) глагол, от баять – «говорить, толковать, рассказывать».

Критерии оценивания.

За каждую правильно определенную часть речи – 1 балл.

За каждое правильное значение – 1 балл.

Итого: максимум 10 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 6.

Заполните пропуски:

Амфиболия [от греч. – слово является этимологическим родственником биологического термина 1)_______________ ] — так называется двусмысленность, двойственность, которая получается как от 2) ___________________ слов, так и от употребления их в том или ином 3) _______________, иногда намеренно, иногда же вовсе бессознательно. Также это явление называют синтаксической 4) _________________.

Примером этого явления может послужить следующее предложение: Не до смерти любим, но до поливальных машин, до солнца, повернутого в профиль к Югу. Сочетание 5) _____________ может иметь значение «очень сильно», а также значение 6) ______________.

Максимальный балл – 12

Модель ответа.

1) амфибия

2) порядка слов

3) значении

4) омонимией

5) (не) до смерти

6) времени (не до конца жизни).

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ – 2 балла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: