Хочу поделиться опытом своей работы по экологическому воспитанию на примере своих прошлых классов и сегодняшних первоклассников.




Принимая в сентябре очередной первый класс, я в начале учебного года провожу входную диагностику уровня сформированности экологической культуры первоклассников.

Данные, полученные в результате входной диагностики, служат основой для построения системы урочных и внеурочных мероприятий по экологическому воспитанию.

Современные педагогические технологии, способствующие экологическому воспитанию учащихся:

  • технология проектной деятельности;
  • исследовательской деятельности;
  • проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии КТД.

Виды деятельности учащихся, помогающие разнообразить занятия:

  • сочинение сказок о домашних и диких животных, с привлечением научных знаний из энциклопедий;
  • фотографирование;
  • зарисовки животных;
  • сочинение загадок, стихотворений о животных;
  • выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в «Красную книгу».

Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.

Особой популярностью у младших школьников пользуются занятия, которые проводятся вне класса: на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры, в кабинете биологии.

Большую помощь классному руководителю оказывают родители. И это играет огромную роль. Дети видят пример старших, видят в них союзников, помощников. Именно родители являются для детей образцом того, как нужно относиться к природе. Например, папы и мамы зимой вместе с детьми делали кормушки для птиц, развешивали их во дворах, помогали насыпать в них корм. С каким восторгом дети рассказывали, как они искали материал, как работали всей семьёй, как интересно было наблюдать за кормящимися птицами и понимать, что ты делаешь важное дело. Родители были рады не меньше детей, ведь для них это было и воспоминанием о детстве. А в выходные дни родители с детьми ходили ещё подкармливать птиц в парк.

Огромный интерес вызывают всегда у детей организованные с помощью родителей осенние поездки в Волгоградский дендрарий. Детям очень интересно знакомиться с разнообразием растительного мира нашего края.

В экологическом воспитании велика педагогическая значимость использования проектной технологии. Хочу отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать перспективы, требующие охвата нескольких направлений деятельности. В связи с этим маленький конкретный проект младших школьников становится тем «стёклышком калейдоскопа», с помощью которого складывается общая картина – процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Например, первоклассники за этот год успели поработать над несколькими экологическими проектами.

В процессе выполнения проектных заданий дети поняли, что растения – тоже живые существа, которым требуются тепло, забота, ласка и уход. А также получили навыки выращивания растений из семени. Выращенные растения станут вкладом учащихся нашего класса в благоустройство школьного двора. А также дети внесут свой вклад в озеленение города – с помощью дубков, выращиваемых в рамках акции «Посади дерево». Часть ребят решили посадить эти дубки в своих дворах или на дачах, чтобы иметь возможность ухаживать за ними и наблюдать за их ростом. Другая часть ещё не определилась, и перед родителями и мной теперь стоит задача – помочь ребёнку высадить его деревце. Для этого надо найти место для посадки.

Очень интересно было наблюдать, с каким интересом дети занимаются выращиванием растений. Каждый дал своему деревцу имя. А с каким восторгом они рассказывают о каждом новом листике, появившемся на ростке!

Сейчас идёт подготовка к осуществлению ещё одного проекта, который я планирую сделать семейным - экологический проект «Мое дерево». Подобный проект я проводила со своим предыдущим классом. Этот проект оказался неожиданно очень результативным – почти все ребята выбрали себе в своих дворах по дереву, над которым взяли шефство всей семьёй. А одно дерево мы взяли под защиту всем классом в школьном дворе – и назвали его «Мудрая Ива». Ребята полюбили приходить к этому дереву, чтобы посидеть под ним и поразмышлять, пообщаться. А заодно поухаживать за ним.

Каждый год все мои ученики принимали участие в выращивании растений для школьных клумб. Но здесь есть свои нюансы. Например, в рамках данной акции я люблю проводить с первоклассниками проект: «Доброе слово и растению приятно» - о влиянии доброго отношения и добрых, ласковых слов на развитие живого организма (ведь растение – это живое существо). Но в начале июня 2008 года все наши выращенные с такой любовью растения клещевины, которые мы высадили на грядку, однажды утром оказались просто затоптанными и сломанными гуляющими собаками – причём собаками домашними, с хозяевами. Я никогда не забуду, как рыдал Шевченко Егор, пришедший с бутылкой воды полить свой росточек. Вот так дети наглядно поняли, каким беззащитным оказывается живое существо перед бездушной силой. С тех пор я при проведении данного проекта сразу оговариваю, чтобы дети вместе с родителями сами определили место для посадки своего питомца, чтобы иметь возможность ухаживать за ним самостоятельно и оберегать. Обычно они высаживают их на даче или в дворовых цветниках.

Также со всеми своими учениками мы ежегодно принимаем участие в акции «Сохрани жизнь дереву». Правда, в этом году весеннее участие оказалось безрезультативным. Нам было сказано, что можно нести бумагу до 7 апреля. И ребята собирались принести её сразу после каникул (на то был ряд причин), но машина за макулатурой пришла на каникулах, и наша бумага теперь ждёт своего часа – мы обязательно сдадим её осень.

На уроках труда дети с большим удовольствием мастерили зверушек из шишек, делали аппликации из сухих цветов и листьев, украшали подставки для ручек камешками и семенами.

Детям очень интересно было узнать о редких животных и растениях нашего края. Они читали книги о природе, смотрели видеофильмы, расспрашивали родителей, находили фотографии и картинки с изображениями животных и растений. Родители приносили журналы, книги о животных. Материал собирается, и во втором классе мы планируем приступить к оформлению альбомов - «Красная книга Волгоградской области» о животных и растениях. Этим мы будем заниматься на протяжении 2-го, 3-го и 4-го классов, постепенно дополняя нашу книгу.

Очень понравилась ребятам предложенная идея «Фотоохоты на Золотую Осень». Удивительно красивая пора! Дети удивились, когда я осенью рассказала им о фотоохоте. В следующем году они уже решили самостоятельно провести фотоохоту, и не только на Золотую осень. Нас поддержали родители. Некоторые даже купили детям фотоаппараты. Уже некоторые ребята приносят свои фотографии. С каким интересом и восторгом мы рассматривали получившиеся «фототрофеи»! В дальнейшем планируем оформить фотоальбомы и фотовыставки, лучшие будут отмечены призами. Ведь впереди такие прекрасные времена года!

Нравится детям выпускать плакаты и листовки. Мы призывали жителей близлежащих домов Спартановки навести порядок во дворах, не губить деревья, не сорить на улицах. Сочиняли стихи о природе и её пользе в жизни человека. Вот такие листовки изготовляли и развешивали учащиеся нынешних 9-в и 5-а класса на подъездах спартановских домов.

С предыдущим моим классом (нынешний 5-а) весной 2013 г. был осуществлён проект «Письмо инопланетянам». Данный проект был проведён в рамках празднования Всемирного дня Земли. А вдруг инопланетяне и правда получат наши послания? И захотят с нами подружиться? Я надеюсь осуществить данный проект и с сегодняшними первоклассниками.

Организуя и проводя все эти мероприятия и дела вместе с детьми и их родителями, видя их старание и желание сделать доброе дело для себя, для друзей, для животных, я понимаю - всё это не напрасно!

Обычно проводимый в сентябре с учащимися уже второго класса повторный срез с целью проверить эффективность использования выбранных форм и методов внеклассной работы в экологическом образовании и воспитании учащихся показывает совсем другие результаты, по сравнению с началом 1-го класса. Детям вновь предлагаются вопросы анкеты. И обычно диаграмма показывает, что большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на заданные вопросы. У большинства школьников расширяются знания об экологической обстановке в своей местности. Школьники узнают о влиянии человека на природу.

Целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствуют расширению знаний учащихся по вопросу о насекомых. Также во 2 классе уже большинство учащихся называют охраняемых животных.

Внеклассные занятия по программе приводят к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшается количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним - двумя школьниками, становятся известны большинству. Приведенные данные говорят о том, что все учащиеся с удовольствием занимаются безопасным видом охоты в природе - фотоохотой.

Большинство учащихся начинают осознавать свою роль в охране и восстановлении природной среды. Данные повторного среза обычно показывают, что в результате первого года работы по экологическому воспитанию заметно вырастает количество полных ответов и снижается количество неправильных ответов. Полученные результаты подтверждают предположение об эффективности разработанных мною педагогических условий формирования у младших школьников экологического отношения к природе.

В то же время можно спланировать дальнейшую работу – с помощью диагностики становятся видны «западающие» направления, которые я учитываю в следующих - третьем и четвёртом классах. Обычно в эти два года ведётся работа по дальнейшему формированию понимания целостности окружающего нас мира и взаимосвязи всех его компонентов, предстоит много работать над формированием понимания взаимосвязи внутреннего содержания каждой личности и восприятия ею окружающего мира, над пониманием того, что благополучие окружающего нас мира, а значит и благополучие каждого человека целиком зависит от его личностных качеств, от результатов воздействия его на природу. Следует отметить, что экологическое воспитание невозможно без привлечения краеведческого материала. На это и бывает нацелена моя дальнейшая работа по экологическому воспитанию каждого класса.

И в заключение своего выступления я бы хотела отметить, что когда мы говорим об экологии планеты, мы подразумеваем ее состояние, то есть степень ее чистоты и загрязнённости. Но такая же «экология» существует и в нашей душе. Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.

В «экологию души» входят такие понятия, как добро, зло, щедрость, жадность и другие. Душу также определяют наши мысли, слова, поступки; по ним можно судить о человеческой душе. Чистота души проявляется в его поступках, речи. Если человек вежлив, спокоен, добр и счастлив, то его душа является чистой. Но есть люди, которые не уважают других, сквернословят, не соблюдают общественные нормы, нарушают права человека и законы государства. Такие люди не чисты душой. И вот об этом никогда нельзя забывать, работая с детьми.

Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы живых организмов, нуждающихся в нашей заботе.

В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной наша планета.

В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома.

Автор:
Шабельская Светлана Юрьевна
учитель начальных классов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: