СИСТЕМЫ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ




Уравнения с двумя переменными x и y имеет вид f(x,y)=φ(x,y), где f и φ – выражения с переменными x и y.

Если в уравнении x(x−y)=4 подставить вместо переменной х ее значение –1, а вместо у – значение 3, то получится верное равенство: 1⋅(−1−3)=4. Пара (–1; 3) значений переменных х и у является решением уравнения x(x−y)=4.

То есть решением уравнения с двумя переменными называют множество упорядоченных пар значений переменных, образующих это уравнение в верное равенство.

Нелинейные уравнения с двумя переменными решаются так же, как и линейные уравнения с двумя переменными, – с помощью графика. При этом желательно переменную у выразить через х и построить график полученной функции. Все соответствующие координаты точек графика будут являться парами ответов данного уравнения.

Система вида {f1(x,y)=C1f2(x,y)=C2, называется системой нелинейных уравнений с двумя переменными, если хотя бы одно из уравнений нелинейное. Нелинейные системы не имеют универсального способа решения, поэтому при решении конкретной системы уравнений нужно учитывать особенности заданных уравнений, переходя к равносильным системам.

Две системы называются равносильными, если множества их решений совпадают или обе системы не имеют решений.

Утверждения о равносильности систем уравнений:

· если одно из уравнений системы заменить на равносильное уравнение, то получим систему, равносильную исходной;

· если одно из уравнений системы заменить суммой каких-либо двух уравнений данной системы, то получим систему, равносильную исходной;

· если одно из уравнений системы выражает зависимость какой-либо переменной, например x, через другие переменные, то, заменив в каждом уравнении системы переменную x на ее выражение через другие переменные, получим систему, равносильную исходной.

Рассмотрим некоторые методы решения нелинейных систем уравнений.

ì x 2 + y 2 = 34,

î
Задача 1. Решить систему уравнений í x - y =2.

Решим эту систему способом подстановки, выразив y через x из второго уравнения системы: y = x – 2. Подставляя это значение y в первое уравнение, получаем x 2 + (x – 2)2 =

34, откуда


x 2 – 2 x – 15 = 0,


x 1 = 5,


x 2 = –3.


По формуле y = x – 2 находим y 1 = 3, y 2 = –5.

Ответ: (5;3), (–3; –5).

ì2 x - y =3,


Задача 2. Решить систему уравнений í

î3 x 2


- 4 xy + y 2


= 5.


Эту систему также решим способом подстановки: y = 2 x – 3,

3 x 2 – 4 x (2 x – 3) + (2 x – 3)2 = 5,

3 x 2 – 8 x 2 + 12 x + 4 x 2 – 12 x + 9 = 5,


x 2 = 4,


x 1 = 2,


x 2 = –2.


По формуле y = 2 x – 3 находим y 1 = 1, y 2 = –7.

Ответ: (2;1), (–2; –7).

 

ì x + y =12,

î
Задача 3. Решить систему уравнений í xy =35.

Эту систему также можно решить способом подстановки. Однако если числа x, y таковы, что их сумма равна 12, а произведение равно 35, то по теореме, обратной теореме Виета,


они являются корнями уравнения z 2 – 12 z + 35 = 0, откуда


z 1 = 7,


z 2 =5.


Следовательно, решениями исходной системы являются пары чисел:


x 1 = 7,


y 1 = 5 и


x 2 = 5,


y 2 = 7.


Ответ: (7;5), (5;7).


 

ì3 x -4 y =2,


Задача 4. Решить систему уравнений í

î9 x 2


-16 y 2


= 20.


Запишем второе уравнение системы так:

(3 x – 4 y)(3 x + 4 y) = 20.

Подставляя в это уравнение значение 3 x – 4 y = 2, получаем

2(3 x + 4 y) = 20, т.е. 3 x + 4 y = 10.

Данная система свелась к системе

í
ì3 x -4 y =2,

î3 x + 4 y = 10,

которую решим способом сложения:


 

Ответ: (2;1).


6 x = 12, x = 2; 8 y = 8, y = 1.

 

 

ì x + y +2 xy =10,


î
Задача 5. Решить систему уравнений í x + y -2 xy =-2.

Складывая почленно уравнения системы, получаем 2 x + 2 y = 8, откуда y = 4 – x.

Подставляя это значение y в любое из уравнений системы, например во второе, получаем

х + 4 – х – 2 х (4 – х) = –2, откуда 4 – 8 х + 2 х 2 = –2,

2 х 2 – 8 х + 6 = 0, х 2 – 4 х + 3 = 0, х 1 = 1, х 2 = 3.

По формуле у = 4 – х находим у 1 = 3, у 2 = 1.

Ответ: (1; 3), (3; 1).

 

ì x 2 + y 2 = 13,

î
Задача 6. Решить систему уравнений í xy =6.

Прибавим к первому уравнению системы второе, умноженное на 2:

х 2 + 2 ху + у 2 = 25,


откуда

 

т.е. или у = 5 – х, или у = –5 – х.


 

(х + у)2 = 25, х + у = ±5,


Решение исходной системы свелось к решению двух систем уравнений:

Решая каждую из этих систем (используя теорему, обратную теореме Виета), находим четыре решения: х 1 = 2, у 1 = 3; х 2 = 3, у 2 = 2; х 3 = –2, у 3 = –3; х 4 = –3, у 4 = –2.

Ответ: (2; 3), (3; 2), (–2; –3), (–3; –2).

ìï x 2 - xy + 2 y 2 = 16,


î
Задача 7. Решить систему уравнений íï y 2


- 2 xy - 3 x 2


= 0.


x 2 + 3 x 2
Выразим из второго уравнения у через х, решая его как квадратное относительно у:


y 1,2


= x ±


= x ± 2 x,


откуда у = 3 х или у = – х.

1) Подставляя у = 3 х в первое уравнение данной системы, получаем

х 2 – 3 х 2 +18 х 2 = 16,

16 х 2 = 16, х 2 = 1, х 1 = 1, х 2 = –1,

откуда у 1 = 3, у 2 = –3.

2) Подставляя у = – х в первое уравнение системы, получаем 4 х 2 = 16, х 2 = 4, х 3 = 2, х 2 = – 2, откуда у 3 = –2, у 4 = 2.

Ответ: (1; 3), (–1; –3), (2; –2), (–2; 2).

 


 

что


 

Задача 8. * При каких значениях а система

 

 

–2 < х < 2, –2 < у < 2?


ì x + y = a;

î
í xy = -2 a 2


 

имеет рещения (х; у) такие,


Найдем решение системы, используя теорему, обратную теореме Виета:

 

(
z 2az – 2 a 2 = 0, откуда


 

z 1,2


= 1 a ±


a 2 + 8 a 2),


z 1= 2 a,


z 2 = - a.


Поэтому решением системы являются пары чисел: (2 а; – а) и (– а; 2 а).

По условию должны выполняться неравенства –2 < 2 а < 2, –2 < – а < 2, откуда –1 < а < 1, – 2 < – а < 2.

< а
Ответ: –1 < 1.


Домашнее задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: