Тема 2. Дороманское и романское искусство




В 410 г. Рим был разгромлен вестготами, осевшими затем на Пиренейском полуострове, большая часть которого вскоре была завоевана арабами. В 493 г. в Италии основали королевство остготы, сделав центром Равенну. В 555 г. остготское королевство было разрушено Византией. После ухода -римских легионов из Британии местное население кельтов завоевали германские племена англов и саксов. Скандинавию заселили воинственные норманны, в XI в. вторгшиеся и в Англию. На территории Галлии в V в. образовалось государство франков. В 800 г. король франков Карл Великий короновался в Риме, возникла первая средневековая империя. Из нее и на ее основе выделились впоследствии Франция, Германия и позже Италия.

С кризисом античного мира произошло вытеснение светского жизнерадостного мировоззрения античности, что имело прямые последствия в искусстве. Варвары переосмысливали христианские сюжеты и само христианство в духе своих первобытных мифов. Местное искусство имело прочные народные основы, определяющим для него было прежде всего декоративно-орнаментальное начало, в котором господствующей была «абстрактная звериная орнаментика ».

Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства. Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (около 530 г.) создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к интенсивному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но плану церкви придается форма латинского креста, что было вызвано усложнением богослужения и увеличением количества духовных лиц, занятых в отправлении службы. От VI—VIII вв. сохранились произведения прикладного искусства — ювелирные изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Яркие краски и драгоценные материалы — характерные черты произведений искусства раннего средневековья. Этот период — царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь — украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц.

Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрастался в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Переписывание книг было трудным делом, этим занимались в основном монахи в специальных мастерских — скрипториях. Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей. Французские рукописи,в основном украшены изоморфическими инициалами: заглавной буквой в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного. На полях часты рисунки христианских символов: крест, голубь и т. д. Англо-ирландские рукописи заполняет плетенка, мотивы которой происходят из дохристианских времен, когда они имели магическое значение. Встречаются фигуры Христа, святых, но они всегда геометризированных форм, в обрамлении все той же излюбленной плетенки.

Монументальная живопись и скульптура в VI—VIII вв. развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще же это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями (резьба деревянных украшений корабля, найденного в Озеберге около Осло, IX—X вв.)

Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII — первая половина IX в.). Походы на Рим, завоевание Равенны, конечно, познакомили франков с искусством Древнего Рима и с раннехристианским искусством. Возникли произведения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности.

На Рождество 800 г, в Латеранской базилике в Риме папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814 гг.) « корону римских цезарей». В Западной Европе возродилась империя. Карл, император и на­местник Бога на земле, отныне должен был заботиться о спокойствии и про­цветании своих подданных. Под его владычеством оказалась значительная часть территории прежней Западной Римской империи. Образ этого влас­тителя, запечатлённый в легендах и сказаниях, превратился в символ спра­ведливости и могущества. Со времён Карла Великого европейские госуда­ри стали называть себя королями (от лат. Karolus — «Карл»).

При Каролингах — так называлась династия, основанная Карлом Мартеллом, дедом Карла Великого, — ан­тичность провозглашалась идеалом государственности и культуры. На документах ставили печать с изобра­жением ворот Рима и надписью: «Обновление Римской империи». Строители в своих сооружениях подражали античной архитектуре, порой просто заимствуя колонны и другие детали из древних зданий. Миниатюристам образцом служила римская живопись. «Каролингский ренессанс» (от франц. renaissance — «возрождение ») — так назвали ис­следователи искусство этой эпохи.

Своей столицей Карл Великий из­брал небольшой городок Ахен (сов­ременная Германия). Новая столица быстро строилась. Были возведены королевский дворец, разнообразные административные здания. Время унесло с собой почти все архитек­турные памятники той эпохи. До

на­ших дней сохранилась Ахенская ка­пелла (от лат. capella — «часовня»), считавшаяся одним из прекрасней­ших зданий средневековой Европы.. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796—805 гг.) — по примеру церкви св. Вителия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало VI в.). Капелла представляла собой ве­личественное двухэтажное соору­жение высотой около тридцати двух метров. Её нижний, в плане шестнад­цатиугольный этаж олицетворял землю, а верхний, меньший по раз­мерам и в плане восьмиугольный — небо. Первый этаж предназначался для придворных и людей низкого звания. На втором этаже, напротив алтаря, располагался император­ский трон. В куполе капеллы нахо­дилось мозаичное изображение Христа, восседающего на троне в ок­ружении двадцати четырёх старцев и четырёх символов евангелистов — ангела, льва, тельца и орла. Из Италии для отделки капеллы привезли ан­тичные мраморные колонны, а так­же облицовочные плиты из дворца короля Теодориха в Равенне. Освя­щённая в 805 г. капелла служила не только церковью. Здесь хранились собранные Карлом Великим дра­гоценные христианские реликвии. 28 января 814 г. в капелле похоро­нили самого Карла.

Церковь монастыря Сен-Рикьё в Северной Франции — наиболее распространённый тип храма эпохи Каролингов. Руководил строительством церкви настоятель монастыря Ангильберт под покровительством самого Карла Великого. До наших дней церковь не сохранилась, ее реконструкция сделана по описаниям и рисункам.

Центром «каролингского ренессанса» стала так называемая «академия» — учёный кружок при дворе Карла Великого, создан­ный в 794 г. по образцу античной школы. « Из всех государей он был самым жадным в поисках людей знающих и в побуждении их к философствованию», — отмечал придворный биограф Эйнгард.

«Академия» Карла Великого превратилась в островок учёно­сти и цивилизации в суровом и беспокойном мире. Император сам подавал пример усердия и стремления к знаниям: в частно­сти, начал изучать латинский и греческий языки, однако до кон­ца своих дней так и не выучился писать…

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более разнообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей — фресок.

Ещё в конце VI в. папа Григорий I говорил об огромном значении изо­бразительного искусства в варвар­ском мире: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмот­ные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах». Таким обра­зом, церковные росписи в раннем Средневековье превращались в «Библию для неграмотных».

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство мини­атюры — книжной иллюстрации.

Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари — красной краски (minium), к оторой было принято выделять начало тек­ста. Художники-миниатюристы ча­сто переезжали с места на место. По­этому школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях некоторых городов.

В конце VIII в. под покровитель­ством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. В миниатюрах, созданных здесь, ху­дожники использовали и варвар­ские, и античные традиции. Слож­ное плетение узоров, пурпур и золото придавали миниатюрам ве­ликолепие. Впервые в средневе­ковой Западной Европе в них поя­вились изображения человека — евангелистов в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках.

Через несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (со­временная Франция) и других горо­дах. В изображениях постепенно исчезла античная величавость человеческие чувства оживили пер­сонажей миниатюр.

Монументальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Это фрески церкви св. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сюжетов: «Христос в славе» и «Вознесение» помещались в абсиде; на стенах нефов — сцены из Священного писания; на западной стене — «Страшный суд». Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.

Особое внимание заслуживает каролингская рукописная книга, в которой рядом с чисто декоративным принципом украшения сочетается иллюстративный. На миниатюрах этих рукописей предстают величавые мужи в античных тогах с книгой в руках. В Каролингской империи даже возникло несколько крупных центров изготовления книг, появились отдельные школы Годескалька, реймсская, турская — каждая со своими особенностями и характерными для нее памятниками.

Одним из самых замечательных произведений эпохи Каролингов считается Утрехтская Псалтирь (IX в.). Названа она так по месту хра­нения — в университете города Утрехта в Нидерландах. В ней сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует опреде­лённому псалму.

Стиль Утрехтской Псалтири ока­зал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появ­ляться на книжных окладах, выпол­ненных из слоновой кости или зо­лота, а также на небольших алтарях.

Карл Лысый стал последним по­кровителем искусств и ремёсел из династии Каролингов. После его смерти в 877 г. и вплоть до начала X в. практически не существовало таких крупных художественных центров, как в период «каролингско­го ренессанса».

В 843 г. империя Каролингов распалась. Не прекращающиеся в течение второй половины IX столе­тия междоусобные войны королей и их подданных разрушили хруп­кий мир империи Каролингов. Шаткое политическое и экономи­ческое положение привело к почти полному упадку культуры.

X век был временем больших бедствий для Европы. Из Скандинавии в Западную Европу двинулись норманны, с востока — венгры, от Средиземноморья — арабы. Культурная жизнь теплилась лишь на окраинах, в Испании и Англии. Книга остается единственным памятником культуры этого времени. Знаменательно, что самой популярной книгой становится Апокалипсис — откровение евангелиста Иоанна, предвещающее гибель человечеству за его грехи.

В конце X в. на первый план в Центральной Европе выступает Германия. В 962 г. король Оттон I коронуется в Риме, положив начало «Священной Римской империи германской нации ». На покоренных землях Восточной Германии, в Саксонии, в этот период интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри. Их церкви хотя и сохраняют уже известный базиликальный тип, но более просты по форме, чем каролингские, четки по объему, лишены наружного декора. В центре Гарца, в Гернроде, и по сей день стоит в своей суровой первозданной красоте церковь св. Кириака (X — начало XI в.).

Фрески этого периода также сохранились только во фрагментах. Но и по ним можно судить о живописи большого внутреннего напряжения и взволнованности. В миниатюре германских книг этого времени превалируют графичность, плоскостность, холодные локальные цвета; пейзаж сведен до минимума, преобладает золотой фон, экспрессивность чувств доведена до предела (рукописи школы Рейхенау). Но даже среди этих сцен ярко выраженного спиритуалистического характера отчетливо проступает в немецких миниатюрах народная струя: в декор вплетаются чудища, забавные фантастические фигурки. Те же народные черты прослеживаются в предметах прикладного искусства; в изделиях из бронзы, дерева, стука, в рельефах (рельеф бронзовых дверей из Гильдесгейма, 1015).

Еще в 989г. феодальные правители Европы подписали т.н. «Клятву мира» - о защите детей, женщин, клириков, крестьян – вообще гражданского населения. После 1000 г. идет интенсивное строительство церковных зданий.

11 век – стал веком расцвета Западного мира, временем экономического возрождения и демографического роста. До 14 столетия население Западной Европы удвоилось - до 54 млн.

Имело место влияние процветающего арабского мира. Активно ведется торговля, выращивают новые сельскохозяйственные культуры - бобы, чечевицу, горох (для строительства соборов необходима была физическая сила). Развивается скандинавская экспансия, германцы постепенно проникают к славянам. На Сицилии возникает монархия с чертами, присущими государствам Нового времени. При дворе нормандцев - сицилийцы, греки, мусульмане. Возникает очаг развития различных художественных стилей, делается множество переводов с греческого и арабского.

С конца 11 в. происходит реконкиста – постепенный возврат Испании. Реконкиста проложила путь крестовым походам (1096-1099гг.,1147-49. 1189-92, 1202-1204гг.).

Ж. ле Гофф считает, что походы не имеют отношения к культурным контактам, духовным ценностям, развитию торговли.

С 10 века для возведения построек стал широко применяться камень. Стены были толстыми, так как иначе нельзя было держать тяжесть каменных сводов. По этой же причине окна были немногочисленными и узкими.

Сам термин «романский » был введен в научный оборот французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с дренеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений Романская архитектура отличалась мощью, скульптура – мятущимся духом. что отражало наследие варварского икуссства. Появляется нескольких национальных школ. Почти все постройки носили в первую очередь оборонительную функцию. Черты массивности были характерны и для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Романский стиль сформировался в период феодальной раздробленности, наступившей после распада империи Карла Великого. Государства были конгломератом феодов, каждый сеньор обладал неограниченными правами в пределах своих владений. Идея самозащиты пронизывает романское искусство. Основное, что оно создало – замок- крепость, храм-крепость. Высокие башни - важный элемент архитектурной композиции, так как светские и культовые постройки исполняли функции фортификационных сооружений. На крышах каменных зданий – большерукие и большеголовые каменные изваяния, как бы приросшие к телу храма и охраняющие от врагов. Изнутри храм покрывали фрески, снаружи – ярко окрашенные рельефы. Распространены были храмы базиликального типа, имеющие форму латинского креста. Стиль был распространен повсеместно, но его образцом является искусство Германии и Франции. (Три больших храма на Рейне, соборы в Вормсе, Шпрее и Майнце). В этот же период складывается техника витража, Живопись и скульптура были подчинены архитектурным формам и ритмам и использовались в основном во внешнем оформлении собора. В изобразительном искусстве – темы, связанные с представлениями о бесконечном божьем могуществе. В настенной живописи – п лоскостное изображение, отказ от трехмерности фигур и перспективы. Живопись отражала сословно- иерархические представления о мире. Святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король - более крупным, чем вассалы. Достигли расцвета декоративно- прикладное искусство – чеканка, резьба по кости, ювелирное искусство. Во всех видах применяется геометрический орнамент – или орнамент с мотивами из флоры и фауны.

 

Желательно посмотреть:

В двух словах. Романский стиль Imagine Review.- https:// uotube.com/ watch?v=2ay3vJ-vNa8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: