Технология визуализации как средство мотивации обучения и повышения успеваемости младших школьников




 

Сидорченко Л. И.,

учитель начальных классов

 

Докучаевск

2021 год

В нашу жизнь стремительно ворвалось развитие информационных технологий, которое, с одной стороны, привело к интеллектуальному расширению пространства и времени, с другой – к переполненности, перенасыщенности информацией. Особенно остро отрицательная сторона этого явления сказалась на детях. За последнее десятилетие, по мнению педагогов, у младших школьников наблюдается падение интереса к чтению, снижение способности воспринимать вербальную и знаковую информацию и, как следствие, трудности в формировании учебных знаний, умений и навыков. У детей, превратившихся в пассивных созерцателей, происходит ослабление возможностей памяти и мышления, нарушается процесс быстрого восстановления полученных ранее знаний. Проблема раннего развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности младшего школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Сегодня процесс обучения в школе – процесс активного поиска наиболее адекватных приемов и способов работы для повышения эффективности усвоения материала и создания условий для формирования коммуникативной компетенции. На каждом занятии в зависимости от поставленных задач и согласно требованиям стандартов учитель вынужден предъявлять огромное количество информации, и, опираясь на особенности ее усвоения, обеспечить формирование коммуникативных навыков и умений.

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни. Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации.

Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Истоки представления данных в виде таблиц, диаграмм и карт прослеживаются с древнейших времён.

Образовательный процесс основывается на передаче информации, поэтому многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении.

Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев высказывали идеи о тесной связи использования особой наглядности в процессе формирования понятий и развитием внутренних идеальных психических процессов обобщения, абстрагирования, систематизации. Необходимость обучения младших школьников моделированию и созданию знаковой наглядности в процессе освоения теоретических понятий подчеркивалась В.В. Давыдовыми Д.Б. Элькониным.

Л.В. Занков исследовал влияние использования графической наглядности на развитие мышления учащихся и овладение ими теоретическими знаниями, способы сочетания наглядности и слова учителя и выявил наиболее эффективные из них для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Л.Я. Зорина раскрыла связь между применением схематической наглядности и систематичностью знаний учащихся. Н.С. Рождественский и Т.Г. Рамзаева считали, что широкое использование схем, таблиц, выделение языкового материала шрифтом, цветом, особыми значками приобретают большое значение на всех этапах обучения и особенно при обобщении.

Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении младших школьников. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Наряду с другими технологиями активного обучения технология визуализации стала наиболее актуальной для мотивации учебной деятельности обучающихся, обеспечения разнообразия предоставления учебного материала в связи с учетом физиологических и психологических особенностей подрастающего поколения.

Слагаемые технологии визуализации учебной информации:

1. Комплекс учебных знаний

2. Визуальные способы представления знаний

3. Визуально-технические средства передачи информации

4. Набор психологических приёмов развития визуального мышления

Формы использования приемов визуализации различны. Это могут быть: визуализация как работа с печатным текстом; работа с рисунками как средством иллюстрации прорабатываемого текста и как основой перехода к работе с текстом; визуализация услышанного ребенком устного рассказа и основа создания самостоятельных рассказов, работа с незаконченным, рисунком, помогающим развитию фантазии и воображения; выполнение заданий на сравнение рисунка с натуральными объектами, нахождение неточностей или недостающих (лишних) деталей; конструирование рисунка по заслушанному рассказу, опредмечивание его в рисунке, компоновке деталей, отображении их связей; работа над определением соотношения "рисунок-схема" и др.

Функции визуализации так же разнообразны. Она может применяться с целью:

- помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;

- проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;

- способствовать развитию воображения и фантазии;

- выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;

- выявить или вызвать определенное отношение к изучаемому материалу, отдельным ситуациям, героям, их поступкам;

- выявить отношение к определенному герою или событию;

- создать необходимый учебный настрой;

- пробудить определенные чувства;

- усилить или ослабить определенное эмоциональное воздействие или состояние ребенка, снять стресс, ослабить остроту переживаний; внушить уверенность в своих силах;

- подготовить к игре, задать ее условия и ограничения, отметить успехи и завуалировать неудачи ребенка в игре;

- активизировать познавательный интерес;

- помочь перевоплотиться в образ, соответствующей порученной ему роли; помочь адаптироваться к новым условиям;

- сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;

- вызвать определенные ассоциации;

- развить способности к анализу и сравнению;

- организовать тренировку внимательности и наблюдательности;

- сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;

- сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал.

Характер и содержание сюжетов используемой наглядности зависит от целевой направленности ее использования. Она может строиться на восприятии вызывающих соответствующие эмоции пейзажей, сюжетов, ролевых картинок, отражающих деловые, бытовые, нравственные или коммуникативные сюжеты.

От того, какие цели преследует учитель в процессе визуализации, зависит способ и характер того методического решения, которое он принимает для реализации соответствующего фрагмента урока, и те приемы, которые он для этого использует. Если визуализация применяется с целью помочь опредмечиванию словесного сообщения, то учитель организует предварительный просмотр изображений действующих в ситуации персонажей, выполненных в портретном стиле. При этом в памяти ребенка создаются и фиксируются образы, на которые будут накладываться сообщения о действиях героев. Тогда последующая информация о событиях воспринимается полнее, точнее, сюжетная линия рассказа улавливается с меньшим количеством разрывов и нарушений последовательности. Задания, которые получает при этом младший школьник: рассмотри, расскажи, обрати внимание, сравни, опиши, нравится ли он тебе и др.

Можно сообщить учащимся о действующих в сюжете лицах и предложить представить себе, как они будут выглядеть, во что будут одеты и др. Этот прием применяется, если учитель ставит целью развитие не только образного мышления, но и воображения детей. Задания учителя звучат так: Как ты думаешь? Как ты себе представляешь? Во что он одет? Какая на нем шапка? Доброе ли у него лицо? Какие у него волосы? Какого цвета глаза? и др.

Если в арсенале учителя имеется не портретная, а сюжетная наглядность, то учитель читает или ведет рассказ, поручив детям следить за развитием сюжета по картине. Тогда работа зрительной памяти, совмещенная со слуховым восприятием, даст запоминание и понимание основной сюжетной линии рассказа, помогает включить аналитические и оценочные процессы, обеспечить осознанность усвоения содержания рассказа. Требования заданий теперь уже носят комплексный характер: описание героя, его действий и намерений. Эта техника целесообразна на первых этапах работы с младшими школьниками, пока еще стоит цель обучить их навыкам извлечения информации из незнакомого текста.

Если визуализация применяется с целью предъявить ребенку определенное сообщение, которое нужно облечь в форму рассказа или ответа на вопросы, то содержанием заданий могут быть внешний вид героя, его действия, намерения, обстановка, в которой он находится, условия, в которых он действует, его взаимодействия с другими участниками сюжета и др. Если цель в тренировке внимательности, то задание включает рассмотрение изображения, перечисление его деталей, описание предметов или их взаимного расположения. Если ставится цель сформировать оценочные умения, то задания требуют высказать свое мнение или отношение, оценить поступок, внешний вид и др. В соответствии с заданием ребенок строит сообщение как описание, объяснение, характеристику, определение, оценку, мнение и др.

При использовании визуализации для формирования определенного отношения, создания необходимого настроя или пробуждения определенных чувств учитель подчиняет выбор наглядности и последовательности смены элементов зрительного ряда психологическим закономерностям зрительного восприятия и эмоционального реагирования ребенка. Как сам зрительный ряд, так и его звуковое сопровождение должны быть подчинены требованиям: содержательное, эмоциональное и целевое единство зрительного, смыслового и музыкального рядов; соответствие понятийно-словесного оформления зрительного ряда лексическому запасу, возрастным особенностям и интересам школьника; сюжетная близость содержания используемого материала реальным жизненным ситуациям, зафиксированным в опыте учащихся; подкрепленность воспитательных ситуаций, задаваемых аудиовизуальным комплексом, учебным материалом, изучаемым или изученным школьниками.

Целенаправленная визуализация способствует внушению ребенку уверенности в своих силах, успехе выполняемых им действий. Для этого учащимся, отличающимся эмоциональной нестабильностью до поручения им ответственного задания предлагалось нарисовать себя, выполняющим задание, а затем себя же, получающим от учителя похвалу за хорошее его выполнение. В процессе рисования заданных сюжетов ребенок обдумывает задание, осуществляемая им блокирует обычно возникающие у него страхи и тревоги, мешает настроиться на неудачу и поражение.

Еще одна функция, которую может выполнять визуализация - организация игровой деятельности. С помощью изобразительных средств можно эмоционально настроить ребенка на игру, включить его в деятельность по ее подготовке и проведению, стимулировать развитие фантазии и воображения. В игре младший школьник может противостоять внешнему давлению, раскрыться, проявить самостоятельность, решительность, сообразительность, получить признание сверстников, глубже познать то, что ему пока непонятно. Многие детские игры содержат элементы экспериментирования, позволяют ребенку выразить себя, утвердить свой статус и место в своей среде. Особое значение имеют дидактические игры, отличающиеся направленностью на познаваемый ребенком объект и насыщенные элементами юмора.

Визуализация может использоваться в условиях ролевой игры для отработки способности младшего школьника точно воспринимать и выполнять инструкцию к действию. Она может осуществляться путем предъявления рисунков, постановки заданий на их выполнение, комбинированием изображений из готовых элементов. Например, рисунок, имеющий четкие контуры изображенных на нем предметов и действующих лиц, разрезается на элементы, из которых его надо собрать. Сначала требование предъявляется только к точности сборки, затем к скорости, что имеет особое значение для ускорения работы медлительных или неуверенных в себе детей. Затем в одном конверте помещаются элементы двух разных рисунков, что усложняет сборку, зато развивает способности к анализу, сравнению, соотнесению.

Использование средств визуализации может сочетаться и усиливаться и такими приемами, как перевоплощение учащегося в заданный образ, выполнение действий в соответствии с его характером. В этом случае учитель применяет сочетание трех ее видов: предъявление портретного рисунка, воссоздающего достаточно полный образ героя; передача ребенку элементов соответствующего камуфляжа; сюжетного ряда, отражающего последовательность и характер действий героя, который заменяет словесную инструкцию или дополняет ее.

Развитие внутренней целеустремленности младшего школьника и положительного мнения о себе, терпимости к неопределенности достигалось увлекательностью сюжетов зрительного ряда, своевременным снятием неопределенности и показом возможностей нахождения выхода из любой ситуации. Тренировка внимания осуществлялась предъявлением пар портретных или сюжетных рисунков, имеющих явные и завуалированные отличия, организацией соревнования на внимательность и наблюдательность, организацией игры "Угадай, о ком это?" и др.

Еще один используемый нами прием визуализации учебного материала - обучение словесным оборотам и падежным склонениям на материале сюжетных картин. Схема построения соответствующего модуля включает: введение нового термина; анализ его состава с разных сторон; фиксация способа правописания; конструирование комплекса обслуживающих его глаголов, затем прилагательных; хоровое склонение по падежам, исходя не из абстрактного понятия падежа, а из конкретного функционального назначения предмета.

При необходимости сконцентрировать внимание на чем-то важном для усвоения знаний или переключить его внимание на другой объект этот элемент сюжета выделялся привлекательной для ребенка цветовой гаммой, рамкой, стрелками-указателями, размером, местом нахождения и др. Для формирования способностей к анализу, сравнению, планированию и прогнозированию, внимательности и наблюдательности требует в элементы зрительного ряда включались материалы, содержащие явные и неявные признаки сходства и отличия, действий и намерений, которые учащийся должен различить, уловить, выделить, оречевить или изобразить. Более результативной в этом случае является статическая наглядность, задания к которой включали описание, сравнение, оценку, нахождение сходства и отличия, определение своего отношения, а также последовательные подборки сюжетных картин ("прием укрупненной мультипликации").

Техники визуализации в образовательном процессе

1. Таймлайн (от англ. timeline – буквально «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Одна из важнейших задач в первые годы школьной жизни, которая стоит перед ребенком – научиться получать знания, то есть у ребенка на данном этапе должна сформироваться позиция «Я-ученик». Но далеко не все учащиеся начальной школы имеют мотивацию к учебной деятельности, и здесь необходимо помнить, что ребенок не рождается с мотивацией к учебной деятельности, а приобретает ее в процессе становления учебной деятельности.

В процессе обучения в начальной школе постепенно игра, как ведущий вид деятельности, уступает место учебной, и немаловажная роль в данном процессе принадлежит мотивации. Для того, чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса нужна мотивация. Это первое из современных требований, в связи с этим формирование учебной мотивации является необходимым условием эффективности обучения в условиях ФГОС НОО. Поэтому вопрос повышения учебной мотивации является актуальным.

Работать над повышением мотивации можно прибегая к различным технологиям, средствам, методам и формам обучения. В последние годы все более глубоко исследуется вопрос о применении мультимедийных технологий в общеобразовательной школе. Это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные доски и другие средства ИКТ. Это - ценный инструмент для обучения всего класса, визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Это лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования.

Технологии ИКТ обладают значительными преимуществами по сравнению с классическими средствами обучения, которые связаны с повышением уровня доступности и качества освоения материалов; экономией времени при использовании интерактивных досок на уроках; повышением внимания у обучающихся к содержанию урока, заинтересованностью в изучаемом материале; возможностью более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя; использованием различных стилей обучения.

Применение технологии визуализации позволяет по-новому организовать работу обучающихся в аудитории. Интерактивная доска как один из элементов визуализации помогает преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). При верном ее использовании способствует повышению мотивации учащихся и качеству их знаний.

Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков. Ученики быстро осваивают работу с интерактивной доской и привыкают к ней. Работать с ней очень легко и увлекательно, детям становится интересно учиться. Интерактивная доска позволяет воздействовать на различные типы восприятия: визуальные, слуховые или кинестетические.

Проведение уроков с использованием интерактивной доски в учебном процессе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

Применение интерактивной доски позволяет реализовать один из основных принципов «учусь учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках способно вывести процесс обучения на новый уровень. Работа с интерактивной доской, благодаря красочности, наглядности и доступности изучаемой информации вдохновляет и призывает младших школьников к стремлению овладеть новыми знаниями, помогает достичь цели обучения.

Также важно отметить, что интерактивная доска – это ценный способ сосредоточить и удержать внимание учеников. Наглядность в процессе обучения особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она позволяет целиком увлечь внимание. Учащиеся лучше усваивают материал. Применение интерактивной доски позволяет привлечь и удерживать внимание к процессу обучения на всех этапах урока.

Таким образом, использование ресурсов интерактивной доски активизирует познавательную деятельность детей младшего школьного возраста, а именно:

§ помогает мотивировать учащихся;

§ позволяет обучающимся работать в коллективе и индивидуально;

§ развивает личные и социальные навыки;

§ способствует более ясной, эффективной и динамичной подаче материала;

§ работа на уроках становится более творческой, обучающиеся становятся более уверенными в себе.

Преимущества визуализации как мощного средства мотивации учащихся в обучении:

1. Помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;

2. Развивает критическое мышление;

3. Помогает учащимся интегрировать новые знания;

4. Позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

Визуализация в обучении позволяет решить следующие педагогические задачи:

‒ обеспечение интенсификации обучения;

‒ мотивации учебной и познавательной деятельности;

‒ формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;

‒ формирование образного представления знаний и учебных действий;

‒ передача знаний;

‒ формирование умения распознавания образов;

‒ повышения визуальной грамотности и визуальной культуры;

‒ перенос образовательной информации;

‒ формирования навыков автоматизированного контроля знаний;

- повышение успеваемости младших школьников.

Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - № 2. - 2009. - С. 22-28.

2. Лаврентьев Г.В. Учебное пособие: Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текcт] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева; Барнаул Алт. ун-та, 2009. - Ч. 1. - 166 с.

3. Неудахина, Н.А. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] / Н.А. Неудахина., Т.С. Федорова. - Режим доступа: https://www.chem-astu.ru/chair/study/sovobr/, свободный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: